Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2015 в 15:14, курсовая работа
Цель данной работы - наиболее полно раскрыть понятие функции государства, с учетом специфики российского государства.
В соответствии с поставленной целью задачами работы является рассмотрение следующих вопросов:
Изложить общую характеристику понятия функций государства;
Изучить эволюцию функций российского государства;
Изучить классификацию функций российского государства.
Введение……………………………………………………………………...…3
Глава 1. Понятие функций государства………………………………………5
Глава 2.Эволюция функций российского государства……………………....9
Глава 3. Классификация функций российского государства………………12
3.1.Критерии классификации функций государства……………………..…12
3.2.Внутренние функции российского государства…………………….…..14
3.3. Внешние функции российского государства…………………….……..21
Заключение……………………………………………………………...……..25
Список использованной литературы……………………………….……
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Понятие функций государства………………………………………5
Глава 2.Эволюция функций российского государства……………………....9
Глава 3. Классификация функций российского государства………………12
3.1.Критерии классификации функций государства……………………..…12
3.2.Внутренние функции российского государства…………………….…..14
3.3. Внешние функции российского государства…………………….……..21
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы……………………………….……..…29
Введение
Формирование государства это объективно закономерный процесс, обусловленный как внутренним развитием общества, так и различными социально-экономическими, географическими, военно – политическими, культурно – историческими, нравственно-религиозными и другими обстоятельствами.
Сущность и социальное назначение государства основаны на уяснении вопроса о его функциях.
Традиционно функции государства понимают, как основные направления деятельности государства, обусловленные его сущностью и содержанием, а также стоящими перед ним целями, задачами и его социальным назначением.
Теоретическая и практическая значимость уяснения вопроса о функциях государства предопределяется тем фактом, что эффективность деятельности государства непосредственным образом зависит от того, насколько точно и четко выявлены его функции.
Изучение функций государства является актуальной и насущной темой в любой период развития общества, на любом этапе его развития. В первую очередь, это связано с происхождением и историей развития государства.
Цель данной работы - наиболее полно раскрыть понятие функции государства, с учетом специфики российского государства.
В соответствии с поставленной целью задачами работы является рассмотрение следующих вопросов:
Объектом исследования являются функции российского государства.
Предметом изучения являются правовые источники, информирующие о установленном круге функций современного Российского государства.
Методологическую основу курсовой работы составляет система методов познания исследуемого вопроса, в частности использованы общенаучные методы - метод анализа, функциональный подход, системный подход, а также частно - научные методы, а именно, формально-юридический, структурно-аналитический.
Работа состоит из введения, трех глав и заключения.
В первой главе рассматривается общая характеристика функций государства. Во второй главе рассматривается процесс эволюции функций российского государства. Третья глава посвящена классификации функций российского государства.
Представленная структура позволяет наиболее полно раскрыть содержание работы.
Данная тематика получила достаточно широкое отражение, как в научной, так и периодической литературе.
Теоретическую основу работы составляют труды таких авторов как, Туманов С.Н., Гулягин А.Ю., Бредихин А.Л., Власенко Н.А., Петров А.В., Мелехин А.В.
Глава 1. Понятие функций государства
Понятие функции не является только юридическим понятием, оно заимствовано из других наук.
Например, в физике, математике понятие функции выражает зависимость одной переменной величины от другой, то есть непосредственно ту зависимость, когда при изменении одной величины другая величина также изменяется определенным образом.
Для функций государства также характерна взаимная зависимость переменных величин. При этом переменными величинами выступают исходные предпосылки в виде экономических, демографических, политических, криминогенных и иных элементов, а также те цели и задачи, которые стоят перед государством.
«Функции государства – это основные направления деятельности государства, обусловленные его сущностью и содержанием, а также стоящими перед ним на том или ином этапе его развития целями, задачами и его социальным назначением»1.
Из данного определения вытекает некоторые аспекты.
В науке теории государства и права государство рассматривается в широком и узком смысле. В широком смысле понятие государства составляет совокупность трех элементов: территория, население, публичная власть. Государство в узком смысле – это состоящая из органов управления и принуждения суверенная политико- территориальная организация, которая существует за счет общества, выражает его власть и осуществляет ее в целях создания и поддержания в обществе определенного порядка.
Поэтому, «категория функций государства базируется на узком подходе к пониманию государства как организационной государственной власти. Государство в широком значении не может иметь тех функций, которые выделяются в научной литературе: экономическая, социальная и прочие, так как эти функции могут быть реализованы только государственной властью как одной из составных частей единой сущности государства»2.
Функции государства можно рассматривать в нескольких аспектах:
Данные функции сохраняют свою значимость в государствах любых исторических периодов и типов, их можно считать базовыми функциями государства;
Функциям государства присущи характеризующие их черты.
Во-первых, «имеют комплексный, синтезирующий характер. Как основные направления деятельности государства, они никогда не отождествляются и не могут отождествляться с самой деятельностью или отдельными аспектами деятельности государства. Содержание каждой функции складывается из множества однородных и однопорядковых аспектов деятельности государства»3.
Это объясняется тем, что функции структурно состоят из различных элементов, среди которых деятельность стоит в ряду прочих, таких, как цели, задачи.
Внутренне содержание функции составляют взаимодействующие элементы: предмет функции, цели функции, методы, формы и средства их осуществления.
Во-вторых, «по своему характеру, содержанию и назначению функции государства никогда не бывают нейтральными. Они всегда выражают и отражают социально - классовую сущность и содержание конкретного государства. Функция без предпосылки не может существовать, поскольку предпосылка является ее внутренним наполнением, придающим ей персональный характер».
Функции государства тесно связаны с его социальным назначением.
В-третьих, «в функциях государства прослеживается прямая связь с основными целями и задачами государства, стоящими перед ним на том или ином этапе его развития. Цель придает функции конкретный смысл».
Государство может преследовать разные цели: классовые, общечеловеческие, национальные, расовые, может выражать интересы даже одного лица, но при этом существо государства остается неизменным, оно так и будет институтом политической власти.
В-четвертых, «функции государства не следует отождествлять с функциями его отдельных органов или государственных организаций».
Они обладают, по сравнению с функциями всего государства, относительно узким характером.
В-пятых, «функции государства отличаются своими методами и формами осуществления»4.
В соответствии с теми целями и задачами, которые стоят перед государством на том или ином этапе его развития, при осуществлении своих функций государство может использовать методы поощрения, убеждения принуждения.
«Функции государства реализовываются их исполнением уполномоченными на то государственными органами, то есть они являются субъектами реализации функций государства»5.
Но, функции государства следует отличать от функций его отдельных органов. Последние раскрывают социально-целевое назначение каждого конкретного государственного органа, который через функции реализует свою компетенцию.
Все функции конкретных государственных органов подчинены функциям государства и не могут им противоречить.
В отличие от функций государственных органов функции государства выполняются всеми или многими органами. Однако это не исключает того, что отдельные государственные органы могут играть преимущественную роль в деле осуществления какой-либо функции государства.
Таким образом, функции государства можно определить как обусловленные современным состоянием различных сфер жизни государства, действия государства посредством его органов в установленных целях.
Глава 2. Эволюция функций российского государства
«Понятие «функции государственной власти» появилось в литературе в XIX столетии. Отчасти данное обстоятельство было вызвано становлением теории государства и права, а также расцветом науки международного права. Кроме того, именно в XIX веке Наполеоном I была предпринята попытка завоевать Россию, после побед и подчинения большого числа государств Европы. Военные, экономические и иные формы взаимодействия государств выступили дополнительным фактором ускорения развития целого ряда разделов юридической науки – общей теории государства и права, науки международного права, теории административного права».
Функции государства не являются на всём протяжении развития государства неизменными. Функции государства изменяются в ходе развития самого государства.
В связи со сменой целей и задач у государства могут исчезать одни функции и появляться другие, изменяться содержание одной и той же функции.
Это подтверждается отдельными примерами.
Известно, что «Советское государство осуществляло следующие четыре внутренних функции: хозяйственно-организаторскую; регулирования меры труда и потребления; культурно-воспитательную; охрану правопорядка»6. Такая классификация функций и их содержание основывались на представлении о государстве как главном инструменте социалистического строительства. В этот период государство осуществляло централизованное руководство всеми сторонами жизни общества, являлось собственником основных средств производства, имело приоритет перед любыми общественными и личными интересами.
Главное содержание хозяйственно-организаторской функции составляли руководство экономикой со стороны государства, государственное планирование, организация и регулирование производства в масштабах всей страны.
Функция регулирования
меры труда и потребления была
ориентирована на организацию
и регулирование социальных
Культурно-воспитательная функция была нацелена на решение задач в идеологической сфере.
Функция охраны правопорядка была предназначена для охраны социалистического общественного строя, социалистической собственности, укрепления государства. Защита прав и свобод граждан, личной собственности занимала в деятельности государства подчиненное положение по сравнению с государственными интересами.
«К внешним функциям Советского государства относились: оборона страны; взаимопомощь и братское сотрудничество государств мировой системы социализма; борьба за мир и мирное существование с капиталистическими странами; поддержка национально-освободительного движения и сотрудничество с развивающимися странами»7.
В связи с переходом страны в конце 80-х годов к рыночным отношениям, свободному предпринимательству и конкуренции, признанием права каждого человека быть собственником, а также проведением радикальной политической реформы произошла эволюция в содержании как внутренних, так и внешних функций государства.
Переход к рынку в значительной мере исключает прямое властное вмешательство государства в основные экономические процессы, предполагает воздействие на их развитие путём использования экономических рычагов и стимулов, прежде всего налогов, на основе взвешенной, научно обоснованной налоговой и инвестиционной политики.
Информация о работе Классификация функций российского государства