Классификация функций российского государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2015 в 15:14, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы - наиболее полно раскрыть понятие функции государства, с учетом специфики российского государства.
В соответствии с поставленной целью задачами работы является рассмотрение следующих вопросов:
Изложить общую характеристику понятия функций государства;
Изучить эволюцию функций российского государства;
Изучить классификацию функций российского государства.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………...…3
Глава 1. Понятие функций государства………………………………………5
Глава 2.Эволюция функций российского государства……………………....9
Глава 3. Классификация функций российского государства………………12
3.1.Критерии классификации функций государства……………………..…12
3.2.Внутренние функции российского государства…………………….…..14
3.3. Внешние функции российского государства…………………….……..21
Заключение……………………………………………………………...……..25
Список использованной литературы……………………………….……

Файлы: 1 файл

тгп курсовая функции российского государства.doc

— 149.00 Кб (Скачать файл)

Государство призвано реально обеспечивать, в том числе с помощью специальных органов (суда, прокуратуры и т. д.), такой порядок в общественной жизни, который бы полностью отвечал требованиям правовых норм, заложенным в них началам свободы и справедливости. Поддержание стабильного правопорядка в стране — задача всего государства, всей системы его органов.

Исполнение функции охраны правопорядка состоит из ряда направлений: охрана прав и свобод граждан; защита всех форм собственности; обеспечение режима законности; борьба с преступностью; охрана общественного порядка; исполнение наказаний; профилактика правонарушений и т.д.

С одной стороны, деятельность государства проявляется в стимулировании научно-технического прогресса. Это вызвано тем, что современные масштабы научных исследований и экспериментальных работ чрезвычайно велики и постоянно растут. Поэтому государство берет на себя обязанность стимулировать научно-технический прогресс, почти полностью оплачивать расходы на фундаментальные теоретические исследования. «Государство поддерживает и защищает интеллектуальную собственность, создает условия для успешной научной деятельности, обеспечивает справедливую оценку научного труда и достойное вознаграждение за внедрение результатов научных разработок в наукоемкие технологии»18.

Информационная функция всегда существовала как функция государственных органов, то есть как реализация компетенции, прав и обязанностей отдельных органов в соответствии с их местом и назначением в государственном механизме и политической системе общества.

«Информационная функция государства - это основное направление его деятельности по развитию информационной сферы России, которое охватывает всю совокупность производств и отношений, связанных с созданием, хранением, обработкой, передачей информации во всех ее видах - экономической, правовой, научной, образовательной, управленческой»19.

Одной из форм осуществления функций государства является правотворчество.

Культурная функция призвана поднять культурный и образовательный уровень граждан, свойственный цивилизованному обществу, создать условия их участия в культурной жизни общества, пользования соответствующими учреждениями и достижениями. Сегодня ее содержание составляет разносторонняя государственная поддержка развития культуры - литературы, искусства, театра, кино, музыки, средств массовой информации, науки, образования и пр., хотя и осуществляемая в явно недостаточном объеме.

Внешние функции государства тесно связаны с внутренними. Их выполнение обеспечивает полноправное существование государства в современном мире, который все больше становится взаимозависимым.

 

    1. Внешние функции российского государства

«К внешним функциям государства относятся: оборона страны, интеграция в мировую экономику, взаимовыгодное экономическое сотрудничество, обеспечение мира; сотрудничество с другими государствами в решении глобальных проблем современности, поддержание мирового правопорядка»20.

Функция государства по обороне страны — составляет важное направление его деятельности. История подтверждает, что «на всех этапах развития государства существовала объективная необходимость защиты от внешних агрессоров свободы и независимости страны, ее суверенитета и терри­ториальной целостности»21.

Она базируется на принципе поддержания достаточного уровня обороноспособности общества, отвечающего требованиям его государственной безопасности, предназначается для защиты суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации, пресечения угрожающих жизненно важным интересам России вооруженных конфликтов. Оборона страны предполагает выработку четкой оборонительной стратегии, укрепление оборонной мощи, совершенствование вооруженных сил, охрану государственной границы.

Функция обороны страны осуществляется экономическими, политическими, дипломатическими и военными средствами. В мирное время - это всесторонняя подготовка страны к отражению возможного нападения извне. В военное время эта функция принимает форму прямой вооруженной борьбы с противником, в ходе которой происходит объединение всех сил страны для достижения победы.

Поскольку оборона страны подразумевает пассивную связь с другими государствами, эту функцию можно рассматривать как в категории внутренних, так и в категории внешних.

Функция интеграции в мировую экономику подразумевает международное разделение труда, кооперирование и специализацию производства, обмен новейшими технологиями, координацию товарооборота, развитие кредитно-финансовых связей. «Общую координацию международного экономического сотрудничества осуществляет Организация Объединенных Наций и ее специализированные учреждения, такие как Международная организация труда, продовольственная и сельскохозяйственная организация, Международный валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития и другие».

Взаимовыгодное сотрудничество с другими государствами — это разнообразная деятельность государства, направленная на установление и развитие равноправных экономических, политических, культурных и других отношений, гармонично сочетающих интересы данного государства с конкретными и общими интересами всех государств.

«Современный уровень развития общества объективно требует интеграции хозяйственной, политической и культурной жизни всех цивилизованных государств, объединения их общих усилий для более эффективного решения внутренних проблем каждого государства в отдельности и мирового сообщества в целом»22. Такое сотрудничество предполагает широкий и взаимовыгодный подход к интеграционным вопросам, умение совместными усилиями находить наиболее рациональные решения, отвечающие интересам не только данной страны, но и всех участников сотрудничества.

Функция содействия по обеспечению международного мира связана с деятельностью Российского государства по предотвращению войны, разоружению, сокращению химического и ядерного оружия, укреплению обязательного для всех режима нераспространения оружия массового уничтожения и новейших военных технологий. Речь идет, в частности, об участии России и иных стран в урегулировании межнациональных и межгосударственных конфликтов, о включении Вооруженных Сил Российской Федерации в миротворческие операции.

Функция сотрудничества с другими государствами проявляется в разнообразной деятельности современной России, направлена на установление и развитие экономических, политических, правовых, информационных, культурных и иных отношений, гармонично сочетающих интересы данного государства с интересами других стран. Подобная функция «призвана решать проблему интеграции России в мировую систему, международного разделения труда, обмена технологиями, товарами, финансовыми связями и т.п»23.

Борьба с международной преступностью стала одной из важных внешних функций последнего времени, что связано с широкими масштабами международной преступности.

 Торговля и контрабанда  наркотиков, терроризм, незаконная  торговля оружием - вот небольшой  перечень наиболее опасных видов  международных преступлений. Ни одно государство не в силах в одиночку справиться с этой проблемой. Очевидна необходимость совместных действий государств по борьбе с международной преступностью.

Конкретными действиями государств в этой области является создание международных организаций по борьбе с преступлениями.

Внешняя деятельность государств, в том числе и Российской Федерации, в современных условиях будет эффективной и плодотворной лишь тогда, когда она будет базироваться на международно-правовых актах с общеобязательным учетом национальных, социально-экономических, культурных и иных особенностей и интересов всех народов, входящих в мировое сообщество.

 

Заключение

Деятельность государства широка и многообразна. Для того чтобы охватить, охарактеризовать ее в целом, требуется высокий уровень научной абстракции и соответствующие ему понятия.

На основании первой главы данной курсовой работы можно сделать следующие выводы:

  1. Функция государства - это рассматриваемые в комплексе предмет и содержание деятельности государства, и обеспечивающие ее средства и способы;
  2. На функции государства оказывают определяющее влияние не столько классовые характеристики государства, сколько новые условия и проблемы современной жизнедеятельности общества, существования цивилизации;
  3. Совокупность различных признаков позволяет утверждать, что действительно речь идет о функциональной характеристике государства, о наличии у того или иного государства соответствующих функций;
  4. В государственности того или иного общества сохраняется преемственность функций, но действует и механизм обновления функций. На появление новых функций влияют самоорганизационные, субъективные и даже случайностные процессы, а не только та или иная степень зависимости функций от изменения сущности и формы государства;
  5. В научных и практических целях функции государства могут быть классифицированы по самым различным критериям: по времени действия на постоянные и временные, по сферам политической направленности на внутренние и внешние, по сферам общественной жизни на экономические, социальные, политические. К числу критериев также относится принцип разделения властей;
  6. В Российской Федерации Конституцией закреплен принцип разделения властей, подразделяющийся на законодательную, управленческую и судебную функцию. Также современному Российскому государству присущи внутренние и внешние функции.

На основании второй главы данной курсовой работы можно сделать следующие выводы:

  1. Наиболее важные задачи функции обеспечение народовластия – это реализация волеизъявления народа  в форме законодательства, обеспечение государственного суверенитета, защита конституционного строя и так далее;
  2. Значительное влияние государства на экономику приводящее к выработке экономической политики, управлению предприятиями и организациями, составляющими государственную собственность, установлению правовых основ рынка и ценовой политики, регулированию внешнеэкономических отношений государства;
  3. Государство принимает различные меры для повышения жизненного уровня граждан. В реализации социальной функции большое место принадлежит проведению государственной политики в области образования, науки, культуры, искусства, здоровья граждан;
  4. В форме осуществления экологической функции государство следует следующим принципам: охрана и рациональное использование природных богатств, а также неукоснительное соблюдение природоохранительных законодательств и строгая ответственность за его нарушение;
  5. Государство активно проводит налоговую политику направленную на формирование и пополнение государственного бюджета за счет всех видов налогов всех уровней;
  6. Одна из наиболее важных функций государства без которой невозможно функционирование правового демократичного государства заключающаяся в обеспечении внутреннего мира и согласия в обществе, охрана жизни, здоровья, граждан, а также охрана общественного порядка;

На основании третьей главы данной курсовой работы можно сделать следующие выводы:

  1. Интеграция России в мировое сообщество существенно изменила ее внешнюю политику и побудила к признанию ряда гуманистических и общедемократических норм и принципов в межгосударственных отношениях;
  2. Для активного развития российской экономики Россия поставила перед собой задачи защиты прав собственности и иностранных инвестиций;
  3. Функция обороны является важнейшим направлением деятельности государства, так как она нацелена на защиту мирного труда, суверенитета и территориальной целостности государства.
  4. Функция поддержки мирового порядка также является не менее важной т.к. она предполагает деятельность по сохранению мира, предотвращению войны, разоружению, ликвидации ядерного оружия, борьба с организованной преступностью, контрабандой, наркобизнесом, терроризмом.
  5. Функция сотрудничества и взаимопомощи выражает интересы всех государств различными отношениями: политическими, экономическими культурными и участие в охране окружающей среды. Эти отношения необходимо устанавливать, развивать и регулировать.

Из рассмотренных нами функций, мы видим, что государство является не только аппаратом подавления, представителем интересов господствующего класса, но и организацией выражающей интересы всего общества.

Функции государства многоплановы, их формирование происходит в процессе становления и развития государства. В разные исторические периоды приоритетное значение приобретают те или иные задачи, цели государства, а следовательно, и различные его функции. На одних этапах центр тяжести переносится в сферу экономики, поэтому в деятельности государства приоритетное место занимает экономическая функция, в других - в область политики, отсюда - повышенное внимание к реализации функции государственной власти и так далее. Поэтому, классификация функций, которая приведена в данной курсовой работе не является конечной для Российского государства.

По данной теме существует множество вопросов, часть из которых раскрыта в данной работе. Данная тема нуждается во всестороннем анализе и исследовании.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

Нормативно – правовые акты:

  1. Конституция Российской Федерации принята всенародным голосованием 12.12.1993)(с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)// Собрании законодательства РФ", 04.08.2014, N 31, ст. 4398.

Информация о работе Классификация функций российского государства