Кодекс Юстиниана

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 01:43, реферат

Описание работы

С древнейших времен люди в процессе своей жизнедеятельности вступают между собой в определенные отношения, большинство из которых регулируется нормами права, и соответственно называются правовыми отношениями. Значительная часть правовых отношений возникают по поводу создания, приобретения, отчуждения, использования, передачи различного имущества. Это имущественные отношения, они неоднородны и регулируются в настоящее время различными отраслями права, в числе которых и гражданское право. Основным источником, из которого берет начало мировая правовая культура, является Римское право.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………….3-4
Гл.I История создания…………………………………………………..5
Создание Свода Юстиниана…………………………….5-6
Процесс кодификационных работ при Юстиниане…………………………………………………………...7-10
Гл.II Corpus iuris civilis………………………...……………………….11
2.1 Дигесты Юстиниана………………………..………………………..11-14
2.2 Структура Дигест Юстиниана…………………………………….
Заключение………………………………………………………..……...15
Список литературы ………………………………………

Файлы: 1 файл

ИГПЗС - копия.docx

— 37.42 Кб (Скачать файл)

                         МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ  РФ

СОЧИНСКИЙ ИНСТИТУТ ГОСУДАРСТВЕННОГО

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО  УЧРЕЖДЕНИЯ

РОССИЙСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ДРУЖБЫ НАРОДОВ 
 

РЕФЕРАТ

По дисциплине «История государства и права  зарубежных стран» на тему:

Кодекс  Юстиниана

             

 Выполнила:

                                 студентка I курса

                                  группы Ю01-11

                                  Кужева С. Р. 

                                 Проверила:

                                  ст. преподаватель

                                  Ионова З. Н. 
 
 
 
 

Сочи

2011

                                                  Содержание 

Введение………………………………………………………………….3-4

Гл.I  История создания…………………………………………………..5

    1. Создание Свода  Юстиниана…………………………….5-6
    2. Процесс кодификационных работ при Юстиниане…………………………………………………………...7-10

Гл.II Corpus  iuris  civilis………………………...……………………….11

2.1 Дигесты Юстиниана………………………..………………………..11-14

2.2 Структура   Дигест  Юстиниана…………………………………….

Заключение………………………………………………………..……...15

Список литературы ……………………………………………………....16 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                    Введение

     С древнейших времен люди в процессе своей жизнедеятельности вступают между собой в определенные отношения, большинство из которых регулируется нормами права, и соответственно называются правовыми отношениями. Значительная часть правовых отношений  возникают по поводу создания, приобретения, отчуждения, использования, передачи различного имущества. Это имущественные отношения, они неоднородны и регулируются в настоящее время различными отраслями права, в числе которых  и гражданское право. Основным источником, из которого берет начало мировая  правовая культура, является Римское  право.

     В настоящее время в мире происходят постоянные изменения стратегий  и методов, и проблематика данного  исследования по-прежнему несет актуальный характер.

     Представляется, что анализ тематики Кодификация  Юстиниана достаточно актуален и  представляет научный и практический интерес.

     Научная значимость данной работы состоит в  оптимизации и упорядочивании существующей научно-методологической базы по исследуемой  проблематике – еще одним независимым  авторским исследованием. Практическая значимость темы Кодификация Юстиниана  состоит в анализе проблем, как  во временном, так и в пространственном разрезах.

     Определенная  значимость и недостаточная научная  разработанность проблемы Кодификация  Юстиниана определяют научную новизну  данной работы.

     Теоретико-методологическую базу исследования составили четыре группы источников. К первой отнесены авторские издания по исследуемой  проблематике. Ко второй отнесены учебная литература. К третьей отнесены научные статьи в периодических журналах по исследуемой проблематике. И к четвертой отнесены специализированные веб-сайты организаций.

     Эмпирическую  базу составил практическая информация касательно Кодификация Юстиниана.

     При проведении исследования Кодификация  Юстиниана были использованы следующие  методы исследования:

  • анализ существующей источниковой базы по рассматриваемой проблематике (метод научного анализа).
  • обобщение и синтез точек зрения, представленных в источниковой базе (метод научного синтеза и обобщения).
  • моделирование на основе полученных данных авторского видения в раскрытии поставленной проблематики (метод моделирования).

     Будущие исследования Кодификация Юстиниана  также актуальны в целях постоянного  и обоснованного решения проблемы данной работы.

     Цель  работы – изучение темы Кодификация  Юстиниана.

     Поставленная  цель определяет задачи исследования:

     1. Рассмотреть теоретические подходы  к Кодификации Юстиниана;

     2. Показать пути решения выявленных  проблем в кодификации;

     3. Провести обозначить тенденции  развития тематики Кодификация  Юстиниана.

     4. Провести оценку значения кодификации. 
 
 
 
 
 
 

             I.История создания

                             1.1. Создание Свода Юстиниана

     С учреждением имперских порядков после республиканского периода  возвысилось значение императорского законодательства. Отныне все законы и конституции предшествующих веков  были объявлены старым правом (ius vetus), и текущее императорское законотворчество стало именоваться термином законы (leges). Вышли из употребления императорские  конституции в виде мандатов, декретов и рескриптов, преобладающей и  нормальной формой общего императорского указа (constitutio generalis) стали эдикты. В  тех случаях когда императорский  указ даровал какие-либо привилегии лицу или корпорации, он стал называться прагматической санкцией. Это было одним из важных последствий возвышения власти принцепса (первого лица) до власти доминуса (господина) всего римского народа. Римский император, начиная  с правления Диоклетиана, приобрел власть господина (domini potestas), которая  формально сопоставима и отчасти  выводима из власти владыки римского семейства (patria potestas).

     Перечисленные перемены в области иерархии законов  и власти получили закрепление в  кодификаторской деятельности римских  императоров – Диоклетиана (частные  кодификации Грегориана и Гермогиана), а затем Феодосия ΙΙ (Кодекс Феодосия, собравший императорские конституции  с 311 по 437 г.). Законы, изданные этими  императорами и не вошедшие в кодексы, собирались отдельно и получили название «новеллы». Кодификации времен Диоклетиана  и Феодосия были затем использованы в кодификациях варварских королевств в конце V – начале VI в.: вестготские  – Кодекс Эрика и Бревиарий  Алариха II, бургундский – Римский  закон Гундобада и остготский – Эдикт Теодориха[1]. 

[] Учебник для вузов//Всеобщая история государства и права. Под редакцией Графского. М., 2007. Стр. 114.

     Эволюция  постклассического права идет в  сторону его унификации, подчинения разрозненного самостоятельного творчества юристов интересам центральной  власти. Явственно намечается тенденция  превратить все право в писаный  закон, а в условиях усиления неограниченной власти монарха — в закон императора. С этим связано стремление возвести в ранг писаного закона право, уже  существующее как юридическая доктрина. Одновременно делаются попытки упростить  и стабилизировать законодательство. Свое выражение это находит в  тенденции преодолеть юридический  формализм классической юриспруденции, сделать огромное и разрозненное наследие римских классических юристов  и римских императоров достоянием современников, которое можно было бы применить в судебной практике.

     Все это привело к первым, еще несовершенным, попыткам кодификации права и  к созданию трех самостоятельных  кодексов римских законов, предшествовавших законодательной реформе Юстиниана. Кодификационные работы начинаются с систематизации и унификации императорских  конституций, изданных по самым разнообразным  правовым вопросам.

     Свод  Юстиниана стал со временем основным источником для изучения римского права. В XII в. он получил сохранившееся  доныне название Corpus juris civilis – Свод гражданского права. Он состоит из четырех  основных частей:

     1) Codex – собрание императорских  установлений (конституций) в 12 книгах  со времени Андриана до времени  составления кодекса, 529 г. (первое  издание), 534 г. (второе издание).

     2) Institutiones – Институции – в четырех  книгах опубликованы в 533 г.  с приданием им специальным  указом императора силы, равной  всем другим частям свода[2]. 

[2] Учебник для вузов//Всеобщая история государства и права. Под редакцией Графского. М., 2007. Стр. 114.

     3) Digesta (Pandectae) – Дигесты, или пандекты, в составе: 7 частей и 50 книг, 432 титулов 9123 фрагментов; изданы в  533 г.

     4) Novellae (leges) – 168 новелл (новых законов), изданных Юстинианом после второй  редакции Кодекса в 535 – 565 гг. Работа по составлению Свода  велась по поручению императора  под руководством Трибониана, «квестора  дворцового ведомства», фактически  главного министра, ведавшего законодательными  работами и председательствовавшего  в консистории (Совете при императоре)[3]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

[3] Учебник для вузов//Всеобщая история государства и права. Под редакцией Графского. М., 2007. Стр. 114.

                1.2. Процесс кодификационных работ при Юстиниане    

     По  всем вышеперечисленным причинам Юстининан  решился кодифицировать ius. С этой целью он учредил в 530 г. (15 декабря) комиссию из 16 человек под председательством  Трибониана, в которую вошли помимо видных чиновников и практиков известные  профессора константинопольской (Феофил, Грациан) и бейрутской (Дорофей и  Анатолий) правовых школ. Составители  дигест позднее стали называться компиляторами. Этой комиссии поручено было составить сборник в 50 книг, который бы назывался Digesta, или Pandectae. В состав этого сборника должны были войти выдержки из сочинений классических юристов, которых, по словам самого Юстиниана, было собрано до 2000 книг (tibri). Этой комиссии даны были широкие полномочия изменять текст сочинений, выбрасывать то, что уже не применялось в жизни, и исключать места противоречивые.

     Юстиниан  не ограничился тем, что уполномочил  комиссию выбрасывать устарелое  и устранять противоречия. Еще  до начала и во время деятельности комиссии он сам издал целый ряд  конституций, которые имели целью  отменить силу некоторых древних  институтов, как, например, деления  вещей на res mancipi и пес mancipi, собственности  на квиритскую и бонитарную, и разрешить  множество спорных вопросов, оставшихся неразрешенными в классической литературе. Часть этих конституций, может быть, даже составлявших особый сборник, Юстиниан называет Quinquaginta decisiones. Но кроме этих 50-ти были изданы и другие конституции  с той же целью.

     О работах самой комиссии надо сказать  следующее. Система, по которой был  распределен в Дигестах весь материал, была заимствована из Кодекса Юстиниана  и преторского эдикта, или, вернее, из Комментария Ульпиана к преторскому  эдикту. Согласно предписанию Юстиниана  Дигесты разделялись на 50 книг, а  каждая книга делилась на титулы[4].

[4] Для подготовки  данной работы  были использованы  материалы с сайта  http://www.zakroma.narod.ru (17.11.08).

Титулы  получили заглавия, соответствующие  их содержанию. Каждый титул составлялся  из отрывков (фрагментов), взятых из сочинений  классических юристов. Отрывки эти  снабжены указанием, из какого сочинения  и какого юриста они взяты. В процессе работы над дигестами комиссия просмотрела  и использовала 2 тыс. сочинений, обработала 3 млн. строчек. В случае возникновения  спорных вопросов она обращалась за разъяснениями к Юстиниану, который  издавал соответствующие конституции, составившие «50 решений». Дигесты, учитывая масштабность использованного в  них материала, были подготовлены исключительно  за короткий срок.

     Порядок расположения отрывков в пределах каждого  титула не был предписан Юстинианом. Благодаря трудолюбивым и остроумным исследованиям немецкого ученого  Блуме, порядок этот может быть воспроизведен  с большой вероятностью. По-видимому, все находившиеся в распоряжении комиссии сочинения были распределены на три группы с тем, чтобы каждая группа была предоставлена отдельным  подкомиссиям для выборки. В одну группу отнесены были комментарии на сочинения Сабина, libri ad Sabinum, в другую комментарии на Эдикт, libri ad Edictum, в  третью практические сочинения Папиниана (Quaestiones и Responsa). Все остальные сочинения  были распределены между этими группами довольно произвольно. Почти во всяком титуле можно встретить фрагменты  из всех трех групп, причем в начале обыкновенно стоит та группа, которой  принадлежит более длинный отрывок. Кроме указанных трех групп встречается  еще и четвертая, весьма разнохарактерная по составу сочинений. Она, вероятно, образовалась случайно, вследствие того, что некоторые сочинения попадались комиссии позже. Отрывки этой группы стоят большею частью в конце  титулов.

Информация о работе Кодекс Юстиниана