Кодекс Юстиниана

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 01:43, реферат

Описание работы

С древнейших времен люди в процессе своей жизнедеятельности вступают между собой в определенные отношения, большинство из которых регулируется нормами права, и соответственно называются правовыми отношениями. Значительная часть правовых отношений возникают по поводу создания, приобретения, отчуждения, использования, передачи различного имущества. Это имущественные отношения, они неоднородны и регулируются в настоящее время различными отраслями права, в числе которых и гражданское право. Основным источником, из которого берет начало мировая правовая культура, является Римское право.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………….3-4
Гл.I История создания…………………………………………………..5
Создание Свода Юстиниана…………………………….5-6
Процесс кодификационных работ при Юстиниане…………………………………………………………...7-10
Гл.II Corpus iuris civilis………………………...……………………….11
2.1 Дигесты Юстиниана………………………..………………………..11-14
2.2 Структура Дигест Юстиниана…………………………………….
Заключение………………………………………………………..……...15
Список литературы ………………………………………

Файлы: 1 файл

ИГПЗС - копия.docx

— 37.42 Кб (Скачать файл)

     Текст отрывков оставался большей частью с том виде, какой он имел в  подлиннике[5].

[5] Для подготовки  данной работы  были использованы  материалы с сайта  http://www.zakroma.narod.ru (17.11.08).

Но в  тех случаях, когда он содержал право, вышедшее из употребления или отмененное, компиляторы (так теперь называют часто  членов комиссии) вычеркивали старые термины или заменяли их другими, родственными. Так, например, они вычеркивали  выражения: adstipulator, cognitor, familiae emptor, fiducia, formula, in jure cessto, mancipatio, res mancipi и т.д. Они  заменяли, например, fiducia словом pignus, mancipare словом tradere, in jure cedere просто словом cedere и т.д.

     Благодаря механическому характеру работы комиссии, они были приведены к  концу быстрее, чем ожидал Юстиниан: именно через три года сборник, названный Digestu или Pandectae, был готов; 16 декабря 533 г. он был опубликован, а 30 декабря  того же года он должен был уже вступить в силу и заменить собой все  прежде бывшие в употреблении сочинения  юристов. Юстиниан запретил ссылаться  в судах на эти сочинения или  на основании их делать в Дигестах или других его сборниках (Кодексе  и Институциях) какие-нибудь поправки. Мало того: он запретил даже писать какие-нибудь толкования (commentarii, interpretationes) к этим сборникам. Во всех сомнительных случаях  единственным толкователем законов  мог быть только император, к которому судья и должен был обращаться за разъяснением[6]. 
 
 
 
 
 
 
 

[6] Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.zakroma.narod.ru (17.11.08).

                                       II. Corpus  iuris  civilis

                                     2.1. Дигесты Юстиниана

     Digesta, vel Pandectae. Дигесты или Пандекты (в 50 книгах) — монументальное собрание отрывков из сочинений прославленных римских юристов. Это — неисчерпаемый источник самых разнообразных сведений о Поздней Римской и Византийской империи. По определению исследователей, термин «Дигеста» обозначал сочинение, представляющее собой систематически расположенное изложение права, т.е. систему права.

     Покончив  с конституциями, Юстиниан решил  приступить к кодификации т.н. Ius, т.е. права, содержавшегося в сочинениях юристов классического периода. Мысль об этой работе была еще у  императора Феодосия II: он хотел выборки  из сочинений юристов присоединить к существующим титулам своего Кодекса. Но ему не удалось осуществить  этого намерения. Его современник  Валентиниан III, побуждаемый сходными стремлениями, издал закон, устранивший трудность пользования сочинениями юристов. С тех пор в этой области не было сделано ничего, чтобы облегчить это пользование.

      Главные затруднения при пользовании  классиками во времена Юстиниана  заключались в следующем: во-первых, не по силам людям было усвоение всего материала, содержавшегося в  сочинениях классических юристов, даже при ограничениях, установленных  законом Валентиниана III; во-вторых, сочинения менее популярных авторов  были малодоступны; в-третьих, некоторые  институты устарели и перестали  применяться вполне или отчасти; в-четвертых, в сочинениях классических юристов было много спорных юридических  вопросов (контроверз), оставшихся без  разрешения. Чтобы взяться за их разрешение, а также, чтобы выбрать  из сочинений то, что еще сохраняло  силу, нужно было такое научное развитие, каким не обладали юристы времен Юстиниана[7].

[7] Бартошек М. Римское право: понятия, термины, определения. М., Юридическая литература, 1988. Стр . 87.

                   2.2. Структура Дигест Юстиниана

Структура Дигест:

     1. Общие понятия, история источников  права, учреждения и лица с  их правоспособностью и дееспособностью  (кн. 1);

     2. Суд, процесс, иски (кн. 2 – 4);

     3. Наследство и имущественные отношения  (кн. 5 – 11);

     4. Купля-продажа (кн. 12 – 19);

     5. Залоговое право (кн. 20 – 22);

     6. Имущественные отношения супругов (кн. 23 – 25);

     7. Опека и попечительство (кн. 26 –  27);

     8. Завещания, наследование по закону (кн. 28-38), пятая часть текста;

     9. О рабстве (кн. 40);

     10. Вербальные контракты (кн. 45 –  46);

     11. О преступлениях и наказаниях  – «страшные книги» (кн. 47 – 48);

     12. Разъяснение терминов и некоторых  общих понятий (кн. 50)[8].

      В Дигестах было зафиксировано правило, которое не разрешало применять  силу для восстановления нарушенного  права, а её применение рассматривалось, как самоуправство, влекущее неблагоприятные  последствия. Так кредитор, захвативший  имущество должника для удовлетворения своих требований, обязан был имущество  вернуть. При этом он утрачивал право  требования[9]. Собственник, утративший владение своей вещью, а затем самоуправно отнявший её у фактического владельца, обязан был её вернуть фактическому владельцу, при этом он утрачивал право собственности на эту вещь[10]. Эта норма закона, зафиксированная в Дигестах, была призвана сделать невыгодным решение споров в обход суда.

[8] Учебник для вузов//Всеобщая  история государства  и права. Под  редакцией Графского.  М., 2007. Стр. 120.

[9]Дигесты Юстиниана. Избранные фрагменты в переводе и с примечаниями И.С. Перетерского./Отв. ред. Е.А. Скрипилев. М., 1984 (Д. 4.2.13.).

[10] Дигесты Юстиниана. Избранные фрагменты в переводе и с примечаниями И.С. Перетерского./Отв. ред. Е.А. Скрипилев. М., 1984 (Д. 8.4.7.). 

     Римские юристы, считали, в некоторых случаях  правоспособность может возникнуть и до рождения ребенка. Юрист Павел  писал: «Кто находится во чреве, охраняется, как если бы он находился среди  людей, поскольку дело идет о выгодах  самого плода»[11]. Следовательно, если отец еще не родившегося ребенка умирает, то при разделе наследства учитывалась доля не родившегося.

     Так же, они обращают внимание на то, что  в отдельных случаях имущество  принадлежит не отдельным гражданам - физическим лицам, а объединениям. Так юрист Марциан писал: «Принадлежат совокупности, а не отдельным лицам, например, находящиеся в общинах  театры, стадионы и т.п.»[12]. Другой юрист Альфен приводит следующее наблюдение: если в легионе с некоторым временем полностью обновился состав воинов, то легион все же остается тем самым. То же и корабль, на котором в результате ремонтов все части заменены. Он остается все тем же. Но если даже совокупность свелась к одному человеку, то большей частью признается, что можно предъявлять к нему требования в суде и он может предъявлять требования в суде, так как право всех сосредоточилось в одном и остается имя совокупности. Если имеется долг в пользу совокупности, то это не является долгом отдельным лицам»[13].

      Кроме личной собственности в Риме знали общую совместную собственность. Еще древний классик Сцевола  высказал идею собственности многих лиц на одну вещь в идеальных долях - pars pro indiviso. Идея получила дальнейшее развитие, не может быть несколько  прав собственности на одну и туже вещь, но одно право собственности  на одну и ту же вещь вполне может принадлежать нескольким лицам, и тогда налицо право общей

[11] Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. Т.1. Древний мир и Средние века/Главный редактор Н.А. Крашенникова. М.,  НОРМА, 2005. Стр. 312

[12] Дигесты Юстиниана.  Избранные фрагменты  в переводе и  с примечаниями  И.С. Перетерского./Отв.  ред. Е.А. Скрипилев.  М., 1984 (Д. 18.6.1.).

[13] Дигесты Юстиниана.  Избранные фрагменты  в переводе и  с примечаниями  И.С. Перетерского./Отв.  ред. Е.А. Скрипилев.  М., 1984 (Д. 3..4.1-2).

вполне  может принадлежать нескольким лицам, и тогда налицо право общей  собственности, которое римские  юристы называли communio или condominium.

     Обучение. Юстиниан, издавая Дигесты, вместе с  тем в особой конституции определил  характер и порядок преподавания в юридических школах, Материалом для преподавания должны были служить  только вышеуказанные сборники. Преподавание должно было продолжаться 5 лет. В первый год ученики должны были усвоить Институций и первую часть Дигест (7 книг); во второй, третий и четвертый год разные части Дигест в точно определенном порядке; в пятый год Юстинианов Кодекс. Преподавание права дозволено было только в двух школах в Константинополе и Берите (в Малой Азии), Существовавшие прежде юридические школы в Александрии, Цезаре и других местах были закрыты.

     Основные  особенности юстиниановского законодательства исследователи видят в том, что  в нем были осуществлены последовательный отбор законов, их систематизация, переработка, устранение противоречий, приспособление старых законов в новой обстановке. В литературе последних лет политика Юстиниана в отличие от политики предшествующих императоров рассматривается  как особенно последовательная, программная, что, по-видимому, было связано с  нарастающим кризисом ранневизантийского общества.

     Этот  подход справедлив и в отношении  законодательства как одной из сфер проявления всей политики Юстиниана. Программность  в его законодательстве проявляется  в четком следовании единым установкам.

      Законодательство Юстиниана неизмеримо более отражало эти установки, чем  конкретные ситуации. Но его заданность, запрограммированность важна сама по себе как показатель системы борьбы с нарастающим кризисом, направленности социальной политики[14].

[14]Дигесты Юстиниана. Избранные фрагменты в переводе и с примечаниями И.С. Перетерского./Отв. ред. Е.А. Скрипилев. М., 1984 (Д. 50.16.25).

                                             Заключение

     К сожалению, данная тема редко рассматривается  правоведами, особенно российскими, поэтому  очень не хватает научных точек  зрения ученых.

     Но  в проведенной мной работе я попытался  отразить все стороны данной кодификации  с различных позиций, а также  охарактеризовать её.

     В своей работе я пришел к выводу, что свод законов Юстиниана является в основном компиляцией из уже  существовавших до этого источников права, но многократно преобразованных, обобщенных и переделанных. Данная кодификация отличается большим  масштабом работы, научной и творческой мысли. В ней находится более  объемная и широкая основа различных  источников, а также обильное их использование, но с тем же и более  тщательная обработка данных текстов, что очень сложно для данного  времени.

     Кодификация Юстиниана внесла огромный вклад  в развитие Римского Права, а позднее  стала основой права практически  во всем мире. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                             Литература

     Источники:

  1. Институции Юстиниана./ Перевод Д. Росснера. СПб., 2000г.
  2. Дигесты Юстиниана./ Перевод Д. Росснера. СПб., 2000г.
  3. Дигесты Юстиниана: Очерки по истории составления и общая характеристика. М., 2001г.
 

    Научная литература:

  1. Всеобщая история государства и права./ Учебник для вузов под ред. Графского. М., 2007. Стр.114.
  2. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. Т.I. Древний мир и Средние века/ главный редактор Н. А. Крашенникова. М., НОРМА, 2005. Стр.312.
  3. Происхождение права в Риме./ главный редактор А. К. Морозова/http://www.zakroma.narod.ru (17.11.08)

Информация о работе Кодекс Юстиниана