Кодификация римского права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 12:07, контрольная работа

Описание работы

Таким образом, основной целью написания работы является рассмотрение наиболее значительных результатов кодификационных работ римских юристов, их значение и влияние на жизнь в римском обществе. Среди них: Кодекс Григориана, Кодекс Гермогениана, Кодекс Диоклетиана. Все эти труды были предпосылками для создания наиболее известных и упорядоченных кодексов - Кодекса Феодосия, а затем и Кодекса Юстиниана.
Для этого необходимо выполнить ряд задач: оценить социально-экономическую обстановку в период создания кодекса, изучить основные источники права, которые действовали в соответствующее время. Как правило, эти обстоятельства и являются основными факторами, приводящими к осознанию необходимости создания одного систематизированного и упорядоченного нормативно-правового акта, который бы регулировал все сферы жизни.

Содержание работы

Введение.
Первые сборники нормативно-правовых актов……………………………5
Кодекс Феодосия……………………………………………………………..8
Кодекс Юстиниана………………………………………………………….14
Заключение…………………………………………………………………. 23
Список литературы………

Файлы: 1 файл

история гос-ва и права зарубежных стран.docx

— 50.09 Кб (Скачать файл)

МОСКОВСКАЯ АКАДЕМИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ МОСКВЫ

ТУЛЬСКИЙ ФИЛИАЛ

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине: История государства  и права

зарубежных стран.

по теме: « Кодификация римского права»

 

 

                                                                              Выполнила: Гурова А.Н.

                                                                                       1 курс 

      ЮЗ 12-16 (44).

                                                                           Проверил: Рябцев А.С.

                                                                                               доцент, к.и.н.

 

 

Тула, 2013 год.

Содержание.

Введение.

  1. Первые сборники нормативно-правовых актов……………………………5
  2. Кодекс Феодосия……………………………………………………………..8
  3. Кодекс Юстиниана………………………………………………………….14
  4. Заключение…………………………………………………………………. 23
  5. Список литературы……………………………………………………… …25

 

Введение.

Данная контрольная работы посвящена кодификации римского права. Проведение подобных работ было необходимо, так как все опыты частных и официальных компиляций вызывались одной общей потребностью—иметь какой-либо единый сборник права, единый свод, в котором было бы суммировано как цивильное право, так и императорское законодательство и который мог бы служить твердым основанием при отправлении правосудия. И чем дальше, тем эта потребность ощущалась все сильнее и сильнее. По отношению к императорским конституциям, благодаря кодексам Грегориана, Гермогениана и Феодосия, задача судей была значительно облегчена; но конституции продолжали издаваться, многие из находившихся в кодексах оказывались отмененными, вследствие чего по истечении известного периода пересмотр кодексов и дополнение их делалось необходимым. Гораздо труднее было положение и частных лиц и судей. Непосредственное пользование сочинениями классических юристов затруднялось уже тем обстоятельством, что они делались в обороте все более и более редкими. Мнения юристов нередко друг другу противоречили, а механический подсчет голосов, установленный законом о цитировании, представлял, конечно, известное удобство для судей, но отнюдь не убеждал в юридической верности голоса большинства. Наконец, условия жизни за 2—3 столетия успели во многом существенно измениться, и обычные решения классических юристов оказывались иногда устаревшими. Одним словом, чувствовалась общая потребность в полном и официальном пересмотре всей правовой системы, в подведении итогов всего многовекового развития

Таким образом, основной целью написания работы является рассмотрение наиболее значительных результатов кодификационных работ римских юристов, их значение и влияние на жизнь в римском обществе. Среди них: Кодекс Григориана, Кодекс Гермогениана, Кодекс Диоклетиана. Все эти труды были предпосылками для создания  наиболее известных и упорядоченных кодексов - Кодекса Феодосия, а затем и Кодекса Юстиниана.

Для этого необходимо выполнить ряд задач: оценить социально-экономическую обстановку в период создания кодекса, изучить основные источники права, которые действовали в соответствующее время. Как правило, эти обстоятельства и являются основными факторами, приводящими к осознанию необходимости создания одного систематизированного и упорядоченного нормативно-правового акта, который бы регулировал все сферы жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Первые сборники нормативно-правовых актов.

Многообразие источников, на которых  основывалось римское право в  период империи, создавало немалые  трудности для правоприменения. Старые законы республиканской эпохи, магистратское право (воплощенное  прежде всего в преторском эдикте), истолкования юристов-классиков, наконец, юридические обычаи – все это  оставалось в Риме действующим правом даже тогда, когда новые императорские  постановления (разных видов) количественно  стали преобладать в правоприменении  и, в особенности, в регулировании  деятельности центральной и провинциальной администрации. При императоре Константине (IV в.) императорские конституции  были официально признаны главенствующими: отменялись единичные, не имевшие постоянного  и общенормативного характера мандаты  и эдикты, а прочие объединялись под понятием общеобязательных законов. В обиход вошли и особо значимые постановления – прагматические санкции, которыми на неограниченное время  создавался особый правовой режим для  какого-то одного города, общины, провинции, отдельного рода деятельности или категории  граждан. Разночтения между новым  императорским законодательством (так  и называвшимся – jus novus) и традиционными  источниками права (jus vetus) усугублялись еще и тем, что в старом праве  предпочтение отдавалось более ранним законам или толкованиям, тогда  как в сфере императорского законодательства изначально утвердился противоположный  принцип: из двух указов по одному вопросу  применению подлежит позднейший. При  всем том императорское законодательство достаточно тщательно сохранялось  в государственных архивах, а  источники старого права утрачивались со временем, воспроизводились в юридических  работах, перетолковывались, и за древностью лет многое в них становилось  уже малопонятным или вовсе не понятным. Такое состояние источников права подтолкнуло римскую классическую юриспруденцию к первым опытам систематизации правовых норм. Основное внимание уделялось, как наиболее актуальной части юридической традиции, императорскому законодательству. В конце II – начале III в. правовед Папирий Юст составил систематизированный сборник конституций императора Марка Аврелия. Тогда же другой известный юрист Юлий Павел свел воедино все обнародованные к тому времени декреты императоров. Эти опыты имели частный характер и были только вспомогательными средствами для правоведов. 
Более широкое распространение приобрели первые (из известных) попытки собрать воедино предписания jus vetus. В начале IV в. почти официальное признание получили «Замечания» известнейших юристов Павла и Ульпиана на сочинения по частному праву другой знаменитости – Папиниана; в них был обобщен материал по основным проблемам гражданского права и судопроизводства. Позднее сходное значение получили «Сентенции» (суждения) Павла по вопросам частного права. К III в. относится опыт систематизации римских уголовных законов в сопоставлении с древнееврейским правом – «Сравнение законов Моисеевых с римскими1», в котором упоминалось имя юриста Гая и который в значительной степени был обязан своим появлением начавшейся христианизации юстиции. 
К концу III в. появились первые целенаправленные сборники законов. Одним из наиболее известных стал Кодекс Григориана, составленный в одной из восточных провинций около 292 (294) г. О некоем Григориане, давшем своду свое имя, ничего не известно. Сборник представлял собой компиляцию никак не обработанных текстов императорских конституций II – III вв. (от Септимия Севера до Диоклетиана), был разделен на 15 – 16 книг-разделов и посвящен главным образом частному праву и деятельности провинциальной администрации2. В продолжение его десять – двадцать лет спустя был составлен Кодекс Гермогениана (по имени малоизвестного юриста). В нем также были объединены последующие (от императора Диоклетиана) императорские конституции.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Кодекс Феодосия.

Первой известной официальной  кодификацией законов стал Кодекс Феодосия, составленный около 429 г. специальной комиссией из чиновников и адвокатов по указанию императора Феодосия II. Большинством современных исследователей считается, что в Восточной Римской империи он вошел в силу 15 февраля 438 г., а в Западной – 1 января 439 г. Кодекс содержит более 2,5 тысяч императорских постановлений (по подсчету Т. Оноре – 2529) за период от Константина I до Феодосия II. Самая ранняя из вошедших в него конституций датируется 1 июня 311 г., а самая поздняя – 16 марта 437 г. Первые десятилетия V в., по-видимому, были важным рубежом в развитии имперского общества. Следует обратить внимание на тот факт, что предыдущая кодификация императорских постановлений была осуществлена при императоре Диоклетиане. Его правление с 284 по 305 гг. было ознаменовано целым комплексом реформ, потребность в которых была вызвана выходом имперского общества из кризиса III века. Правление Диоклетиана, завершившего восстановление Империи, по единодушному мнению современных исследователей, стало политическим началом новой эпохи в римской истории. В литературе эта эпоха получила название Домината от латинского слова dominus – господин, хозяин. Такой титул официально приобрел римский император ко времени Диоклетиана.

Обстоятельства кодификации известны недостаточно полно. В 429 г. Феодосий назначил комиссию из девяти человек, которая  должна была, во-первых, собрать все  императорские конституции со времени  Константина, включая и устаревшие, а во-вторых, для практического  употребления составить сборник  действующих конституций. Первая часть  вместе с Грегориевым и Гермогениановым  Кодексами должна была служить для  обучения юристов, которым нужно  знать и прошлое право. Сборник  действующих конституций должен был пополниться выдержками из ответов (responsa) и трактатов юристов, чтобы  таким образом объединить в одном  своде как leges, так и ius vetus. Однако о результатах работы этой комиссии ничего не известно. В 435 г. была образована новая комиссия из шестнадцати человек, во главе которой был поставлен квестор дворцового ведомства Антиох. Эта комиссия получила, как считается, более скромную задачу собрать и несколько отредактировать императорские конституции. Она справилась с ней за два года. В результате получилось 16 книг, разделенных на титулы, не все из которых сохранились в полном объеме. Утеряна значительная часть первых шести книг. Количество конституций, посвященных проблемам ius publicum, существенно превосходит количество постановлений, относящихся к частному праву. Первая книга Кодекса посвящена источникам права и компетенции имперских должностных лиц. Книги со второй по пятую относятся к частному праву, они стоятся в соответствии с порядком, принятым в дигестах классических юристов. Шестая и седьмая книги рассматривают иерархию имперских должностных лиц высшего ранга, их привилегии, особые права воинов. Восьмая книга объединяет многие законы относительно низших гражданских должностных лиц и некоторые вопросы частного права. Девятая книга посвящена уголовному праву, десятая и одиннадцатая – финансовому. Книги с двенадцатой по пятнадцатую несут в себе нормы городской гражданской организации и различных корпораций. Шестнадцатая книга освещает организационные вопросы, связанные с церковью и церковное право. 3С начала 439 г. Кодекс приобрел официальный статус во всей Империи вместе с Кодексами Грегория и Гермогениана, которые до этого имели неофициальный характер.

Работа комиссии Антиоха состояла прежде всего в сборе императорских  постановлений, в течение века рассылавшихся  во все концы Империи. Тексты получали из разных мест: из архивов центральных  ведомств, префектур, юридических школ, частных коллекций и писем. Не всегда удавалось обнаружить аутентичный  текст. Иногда в местных канцеляриях  за него выдавались интерпретации императорских  постановлений местными властями и  даже просто фальсификации. В императорские  эдикты, видимо, иногда интерполировали  те положения, которые устраивали местные власти. Высшие должностные лица (например, префект претория), которым направлялись конституции, содержавшие общие положения, имели право издавать собственные, имевшие местное хождение, трактовки императорских законов. Юристы Феодосия, видимо, потратили немало сил на их проверку и исправление. Целью работы было положить конец сумятице в судах и адвокатских конторах, происходившей вследствие неясности в отношении объема действия императорских конституций и сомнений в текстуальной достоверности находившихся в обращении эдиктов. Кодекс Феодосия был составной частью системы, в которую кроме него и двух Кодексов эпохи Диоклетиана входили имевшие повсеместное распространение сочинения юристов классической эпохи. В качестве сборника законов Кодекс выступал дополняющим завершением той системы классического права, которая продолжала использоваться на практике.

Титулы, на которые подразделяются книги Кодекса Феодосия, имеют  оглавление, которое концентрировало  собранные в них конституции  как по злободневным для IV в. вопросам (например, о дефенсорах городских  общин), так и в соответствии с  традиционными формами классического права. Конституции в титуле располагаются в хронологической последовательности. Титул обычно начинается законами Константина и заканчивается законами Феодосия II и Валентиниана III. Некоторые законы были разделены так, что их части попали в разные титулы. Другие были объединены с законами или их частями того же года издания, когда они попадали в один титул. Можно сказать, что императорские конституции использовались кодификаторами как своего рода строительный материал, при помощи которого они могли наиболее выразительно для своего времени представить состояние того или иного юридического института. Поэтому часть собранного материала, видимо, просто не вошла в Кодекс по причине дублирования, либо сомнений в его надежности, либо невыразительности или просто ненужности для целей составителей Кодекса. По этой причине многие конституции сокращены в Кодексе: из них выбрано лишь то, что могло охарактеризовать тот раздел права, в титул которого помещался данный отрывок. Фактически конституции Кодекса могут иметь по меньшей мере три уровня в своем содержании: 1) первоначальный смысл, 2) смысл, вложенный в интересах кодификации, 3) смысл, обнаруживаемый современным читателем. Не всегда эти три уровня совпадают. Однако, кроме того, современные исследователи подозревают, что по крайней мере некоторые конституции подвергались интерполяциям составителей Кодекса, которые в интересах своего дела подправляли, корректировали используемые тексты. В этом случае содержание конституций более соответствовало представлениям 20-30-х гг. V в., нежели времени ее издания. Поэтому при использовании текстов императорских постановлений из Кодекса всегда следует быть настороже. Конституции, принятые его составителями за оригинальные, могут и не быть таковыми. Это могли быть пересказы, сделанные в своих целях чиновником, судьей или учителем права. Делать интерполяции к конституциям стали, как считается, со временени Константина. Предполагают, что чаще они встречаются в конституциях более раннего периода. Только со времени Феодосия I (379-395 гг.) комиссия могла работать с настоящими архивами префектур и императорских канцелярий.

В Кодексе встречаются законы, взаимоисключающие  друг друга. Так, например, конституция  Валентиниана II (XVI, 1, 4-386) предоставляет  свободу собраний арианам, а рядом  в той же книге, но другом титуле (XVI, 5, 6-381; 11-383; 12-383) помещены законы, запрещавшие  такие собрания. В этом случае, видимо, действовал сформулированный Модестином принцип, в соответствии с которым  более ранний закон отменялся  изданным позднее (Dig. 1, 4, 4). 4 В то же время не действовавшая по одному вопросу, но тем не менее помещенная в Кодекс конституция сохраняла значение по другому, обозначенному в титуле, для характеристики которого она и занимала в нем определенное место.

Изданные после 438 г. конституции  Феодосия II не вошли в его Кодекс. Они сохранились в качестве Новелл Феодосия (novellae constitutiones). Они собирались и использовались в судопроизводстве Западной и Восточной империй  еще в период совместного правления  Феодосия II и Валентиниана III до 450 г. Сохранилась конституция 1 октября 447 г. "О ратификации новых законов  божественного Феодосия". После  смерти Феодосия II эту практику продолжил  его преемник на Востоке император  Марциан (450-457 гг.). При нем, видимо, продолжался  интенсивный обмен конституциями  с правительством Валентиниана III. Правивший  на Западе в 457-461 гг. Майориан, с именем которого современные исследователи  связывают последнюю попытку  позднеантичной реставрации Западной империи, собрал имевшие хождение в  своей части Империи законы Новелл Феодосия II, Валентиниана III и свои собственные  в единый Корпус. Возможно, в основе его собрания лежал уже созданный  к 460-461 гг. сборник новелл Феодосия II. Новеллы Марциана не были включены в него. Возможно, они составляли самостоятельный сборник, отталкиваясь от которого, Майориан предполагал  вернуть правовой центр Империи  на Запад. При этом правовые установки  обоих были достаточно близки. Вместе с собранными Майорианом конституциями  Новеллы Марциана были использованы в Бревиарии Алариха II. Сюда же были включены несколько конституций  западных императоров Либия Севера (461-465 гг.) и Антемия (467-472 гг.). Издававшиеся в то же время на Востоке конституции  императора Льва (457-474 гг.), а затем  Зенона (474-491 гг.) уже не привлекли  внимания вестготского юриста. Постепенно они образовали самостоятельное  правовое течение, приведшее к кодификации  Юстиниана. Небезынтересно, что именно с этого времени (последняя треть V в.) началось расхождение колонатной терминологии Запада и Востока: начиная  с правления Льва появляются термины "адскриптиции" и "свободные  колоны", не использовавшиеся на Западе.

Таким образом, в Новеллы к Кодексу  Феодосия вошли постановления правивших  на Востоке Феодосия II и Марциана и на Западе Валентиниана III, Майориана, Либия Севера и Антемия. Эти постановления, поскольку они не были отредактированы кодификационной комиссией для своих целей, существенно отличаются от большинства конституций Кодекса своим объемом. Фактически именно Новеллы дают пример того, что собой представлял императорский эдикт IV-V вв.

Информация о работе Кодификация римского права