Кодификация законодательства в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 20:56, доклад

Описание работы

Целью является — систематический анализ исторических аспектов кодификации российского законодательства.
В ходе исследования были поставлены следующие задачи:
рассмотреть понятие кодификация, выяснить основные черты кодификации и определить ее место в систематизации законодательства, обосновать необходимость кодификации законодательства ;
выявить оптимальные вид и форму кодификации законодательства о
определить основные принципы отбора актов для кодификации
раскрыть исторические вехи кодификации законов
предложить оптимальные концептуальные подходы к формированию структуры кодифицирования законов

Содержание работы

Введение.............................................................................................................
Глава I . Понятие и виды кодификации.....................................................
§ 1 Кодификация как форма систематизации права.......................................
1.1Виды кодификации........................................................................................
§ 2. Периодизация и значение кодификации законодательства России........
2.1 Значение кодификации, проблемы, и перспективы..................................
Заключение........................................................................................................
Список литературы............................................................................................

Файлы: 1 файл

КОДИФИКАЦИЯ ЗАКОНОВ.doc

— 105.00 Кб (Скачать файл)

Военнослужащие не подпадали под действие Уложения о наказаниях. Для них существовал изданный в 1839 г. Военно-уголовный устав, заменивший собой Артикул воинский.

В системе преступлений на первом месте стояли преступления и  проступки против религии, государства, порядка управления, должностные преступления.13

Уложения предусматривало  обширную и сложную систему наказаний. Они подразделялись по разрядам, родам  и степеням. Все наказания за преступления и проступки делились на уголовные  и исправительные. К уголовным  относилось лишение всех прав состояния, соединенное со смертной казнью, каторгой или ссылкой. Исправительными наказаниями считались потеря всех особенных личных и сословных прав и преимуществ, соединенная со ссылкой в Сибирь или другие места, заключение в крепости, в смирительном доме, тюрьме, кратковременный арест и некоторые другие. Сохранялся сословный принцип применения наказаний: все преступники делились на тех, к кому могли применяться телесные наказания, и на тех, к кому они не применялись, предусматривалась такая мера наказания, как лишения сословных прав и привилегий.

В дореволюционной России кодификация проводилась, однако к 1917 г. была далека от завершения. Несмотря на значительные усилия русских ученых-цивилистов, так и не удалось принять Гражданское уложение. В советском государстве кодификационные работы начались сразу после окончания гражданской войны и охватили все основные отрасли права. Кодификация происходила (после образования СССР) в основном на уровне союзных республик. На уровне Союза принимались основные начала по отдельным отраслям права.

В послевоенный период, и  особенно в конце 50-x – начале 60-x годов, проходит вторая масштабная кодификация  советского законодательства. В результате были приняты союзные Основы законодательства и Гражданский, Гражданско-процессуальный, Уголовный, Уголовно-процессуальный кодексы в союзных республиках. Всего в 1958–1977 гг. было принято 15 Основ законодательства. С меньшей интенсивностью кодификация продолжалась и в 70–80-е гг., когда были приняты Кодекс законов о труде РСФСР (1971), Жилищный кодекс РСФСР (1983), Кодекс РСФСР об административных правонарушениях (1984).14

Смена социально-экономической  и политической систем в 1990 годах, образование  нового Российского государства  обусловили принятие различных кодексов таких как Гражданский кодекс (части первая, вторая и третья). С 1.01.2008 года вступает в силу и четвертая часть Гражданского кодекса. Также в начале 90-х были приняты Семейный, Водный, Лесной, Уголовный и т.д.

С начала 2000 года были приняты  кодексы: Кодекс об административных правонарушениях, Жилищный кодекс. Следовательно, можно отметить, что кодификация российского законодательства продолжается и в настоящее время.

  • 2.1 Значение кодификации, проблемы, и перспективы

  • Значение кодификации  состоит в том, что она обеспечивает единство, согласованность и полноту законодательства. Единство потому, что кодекс представляет собой органический закон, связанный воедино во всех его составных частях; согласованность потому, что кодекс – это единый закон, оставляющий, следовательно, меньше почвы для противоречий, чем в случаях, когда одни и те же общественные отношения регулируются при помощи разрозненных законодательных актов; полноту потому, что кодекс по своей природе направлен на урегулирование в целом определенной области общественных отношений. Кодификация способствует также стабильности законов. Конечно, стабильность законов отнюдь не означает их неизменности на вечные времена. Не подлежит, однако, сомнению, что если бы один и тот же закон подвергался непрерывным изменениям, о стабильности законов не могло бы быть и речи. При наличии кодекса внесение в него хотя бы одного изменения потребовало бы целой системы обусловленных им «периферийных» изменений в соответствующих других статьях кодекса. Поэтому на изменение кодекса законодатель идет только в случаях действительно существенной необходимости в этом. Значение кодификации состоит, наконец, и в том, что она создает наиболее благоприятные условия для пользования законами, так как в этом случае поиски необходимой нормы ограничиваются единым и притом построенным по тематическому принципу законодательным актом.

    Историческое значение этой кодификации состоит в том, что  она явилась первой в истории  человечества кодификацией социалистического  права, причем кодификацией, осуществленной невиданно быстрыми темпами. В самом деле, первые советские кодексы появились в течение года после победы Октябрьской революции (1918 год), для завершения кодификационных работ понадобилось всего лишь 5 лет, а если взять этот период до момента обновления некоторых кодексов в 1926 году, то всего для проведения первой советской кодификации понадобилось 9 лет. Эти данные не идут ни в какое сравнение со временем, которое было затрачено на кодификацию буржуазного права в важнейших капиталистических странах. Так, буржуазная революция во Франции совершилась в 1789 году, французский гражданский кодекс был принят в 1804 году (через 15 лет), а если исчислять этот период до момента принятия последнего по времени издания французского уголовного кодекса 1810 года, то он оказывается равным 21 году. Битва при Садовой, от момента которой обычно исчисляют объединение Германии, произошла в 1866 году, а принятие торгового уложения, завершившего кодификацию германского законодательства, имело место только через 31 год, в 1897 году.

    Историческое значение кодификации 20-х годов заключается также  и в том, что она воплотила  в себе созданную в результате победы Октябрьской социалистической революции систему социалистического  права. Известно, что создание системы  права нового, социалистического типа, как и строительство новой, социалистической государственности, есть длительный процесс. При этом система права не может быть воплощена в отдельных, разрозненных нормативных актах, а предполагает полноту законодательства. Как мы уже видели, полнота законодательства в самой максимальной степени обеспечивается благодаря его кодификации.

    Процесс преобразования российского  общества находит свое отражение  в функционировании многих закономерностей  социально-правового характера. Одновременно с формированием новых социально-экономических, политических и духовных предпосылок построения российского правового государства обновляется и содержание нормативного материала, видоизменяются тенденции его совершенствования и развития.

    Проводимое сегодня всестороннее обновление законодательства – своеобразное очищение его от рутины, засоренности и ведомственной урегулированности. Такая реконструкция обусловлена также необходимостью внедрения новых методов в управление народным хозяйством, реформированием государственно-властных структур. Углубление специализации социально-экономических процессов увеличивает фон правовых изменений и способствует принятию важнейших законодательных актов в областях, которые ранее не охватывались правовым воздействием. Ценность закона начинает повышаться прямо пропорционально его истинной роли в жизни общества и выводит тенденцию его верховенства на передний план среди других направлений. Однако уровень социальной отдачи данной тенденции всецело зависит от успешного функционирования всей совокупности «соподчиненных» закономерностей. Именно они наиболее полно раскрывают ее содержание, юридическую природу, формы проявления и т.д.15

    Заключение

    Кодификация права – это такой вид правотворчества, при котором обеспечивается системное нормативное регламентирование данного вида общественных отношений путем издания единого, юридически и логически цельного, внутренне согласованного нормативного акта (Основ, кодекса), выражающего содержание и юридическую специфику структурно обособленного подразделения системы права.

    Кодификация – наиболее сложная и совершенная форма  систематизации, представляющая собой деятельность, направленную на коренную, как внешнюю так и внутреннюю, переработку действующего законодательства путем подготовки и принятия нового кодификационного акта. Его появление приводит правовые нормы к единой юридической силе, которая сообщается новому акту органом, его утвердившим. Формами кодификации законодательства являются основы, кодексы, уставы, положения и т.д. Они представляют собой органические законы, в которых объединены различные правовые нормы, институты, регламентирующие разнородные общественные отношения определенной правовой отрасли. Целостность, устойчивость придают этим актам особый правовой колорит и юридическую силу. Все текущее законодательство сориентировано на них и им соподчинено.

    Главная особенность кодификации (как способа систематизации) состоит в том, что здесь упорядочение нормативного материала достигается в рамках особого, наиболее высокого вида правотворчества – системного правотворчества. Предметом упорядочения при кодификации являются не нормативные акты, а непосредственно юридические нормы. Реальным выражением того, что кодификация представляет собой наиболее высокий вид правотворчества, являются формулируемые в кодифицированных актах нормативные обобщения высокого уровня – такие общие нормы, которые позволяют юридически объединить весь нормативный материал. В кодифицированном акте закрепляются единые принципы, цементирующие весь нормативный материал. Именно в кодифицированных актах происходит специализация права: выделение общих, дефинитивных и иных специализированных норм, обособление охранительных норм. Ключом к пониманию функций и значения кодификации как высшего вида правотворчества является ее связь с системой права. Надо полагать, что энергия того или иного вида кодифицированного акта в первую очередь зависит от тех возможностей, которые выражают юридическое своеобразие данного звена системы права, и, следовательно, возможности формулирования нормативных обобщений высокого порядка. Результатом кодификации является издание нового законодательного акта, который заменяет ранее действовавшие по данному вопросу нормативные акты и называется кодификационным актом. Кодификация подразделяется на общую и специальную.

    В российском праве существовали и существуют следующие основные виды кодификации:

    – принятие основ и основных начал законодательства.

    – принятие федеральных кодексов и уставов;

    – принятие кодексов Российской Федерации.

    Принятие любого закона, особенно в том случае, когда он сменяет аналогичный предыдущий, почти всегда вызывает бурную полемику. Не секрет, что многие законы, содержащие прогрессивные в своей основе и очень важные демократические начала, остаются недействующими, и от оценки их как перспективных и соответствующих международной практике положение все равно не меняется.

    Признавая целесообразность издания кодифицированных актов  различных уровней, необходимо вместе с тем видеть, что наибольший эффект в правовом регулировании имеет отраслевая кодификация. Во всяком случае, нужно бережно относиться к самому понятию и к термину «кодекс», используя их преимущественно (а быть может, и исключительно) при кодификации в основных и комплексных отраслях права.

    Список использованной литературы

     

    1. Алексеев С.С. Общая теория права: В 2-х т, Т. 2. – М.: «Юридическая литература», 2003. - c. 233 - 234
    2. Бобылев А.И. Современное толкование системы права и системы законодательства // Государство и право. 2005. – №2. c. 22 – 27.
    3. Венгеров А.Б. Теория государства и права. М.: Юриспруденция, 2000. – с. 472.
    4. Зивс С.Л. Источники права. – М.: Право, 2001.- c. 45 - 46
    5. Керимов Д.А. Кодификация и законодательная техника. – М.: Инфра, 2002. - c. 163 - 165
    6. Коваленко А.И. Общая теория государства и права (в вопросах и ответах). – М.: Юридическая литература, 2004. - c. 36 - 38
    7. Комментарий к Конституции Российской Федерации под общей редакцией Б.Н. Топорина, Ю.М. Батурина, Р.Г. Орехова. – М.: Юристъ, 2005. – с. 384.
    8. Лившиц Р.З Теория права. М.: Издательство Бек, 2003. c. 87
    9. Назаренко Г.В. Теория государства и права. – М.: Феникс, 2005. – с. 437.
    10. Общая теория права и государства / Под редакцией В.В. Лазарева – М.: Юристъ, 2003. – с. 463.

     

    1. 1 Алексеев С.С. Общая теория права: В 2-х т, Т. 2. – М.: «Юридическая литература», 2003. - c. 233
    1. 2 Коваленко А.И. Общая теория государства и права (в вопросах и ответах). – М.: Юридическая литература, 2004. - c. 36
    1. 3 Лившиц Р.З Теория права. М.: Издательство Бек, 2003. c. 87
    1. 4 Назаренко Г.В. Теория государства и права. – М.: Феникс, 2005. – с. 437.
    1. 5 Керимов Д.А. Кодификация и законодательная техника. – М.: Инфра, 2002. - c. 163
    1. 6 Керимов Д.А. Кодификация и законодательная техника. – М.: Инфра, 2002. - c. 164
    1. 7 Комментарий к Конституции Российской Федерации под общей редакцией Б.Н. Топорина, Ю.М. Батурина, Р.Г. Орехова. – М.: Юристъ, 2005. – с. 384.
    1. 8 Керимов Д.А. Кодификация и законодательная техника. – М.: Инфра, 2002. - c.165
    1. 9 Коваленко А.И. Общая теория государства и права (в вопросах и ответах). – М.: Юридическая литература, 2004. - c. 37
    1. 10 Коваленко А.И. Общая теория государства и права (в вопросах и ответах). – М.: Юридическая литература, 2004. - c. 38
    1. 11 Общая теория права и государства / Под редакцией В.В. Лазарева – М.: Юристъ, 2003. – с. 463.
    1. 12 Алексеев С.С. Общая теория права: В 2-х т, Т. 2. – М.: «Юридическая литература», 2003. - c. 234
    1. 13 Венгеров А.Б. Теория государства и права. М.: Юриспруденция, 2000. – с. 472.
    1. 14 Зивс С.Л. Источники права. – М.: Право, 2001.- c. 45
    1. 15 Бобылев А.И. Современное толкование системы права и системы законодательства // Государство и право. 2005. – №2. c. 22 – 27.

    Информация о работе Кодификация законодательства в России