Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2014 в 18:45, реферат
Субъективные причины обусловлены особенностями правотворческого процесса, нечеткостью разграничения правотворческих полномочий государственных органов и должностных лиц. В результате одни и те же общественные отношения могут получить правовое решение на разных уровнях. Субъективные причины возникают также в результате ошибок в юридической технике, неточного формулирования правовых предписаний, использования многозначных терминов и конструкций, несоблюдения правил лингвистики, стилевой строгости
Введение
3
1.
Структура коллизионных норм права
5
2.
Классификация коллизионных норм права
7
3.
Коллизионное регулирование в национальном законодательстве Республики Беларусь
10
4.
Ограничения действия коллизионного механизма регулирования
12
Заключение
15
Список использованных источников
СОДЕРЖАНИЕ
Введение |
3 | |
1. |
Структура коллизионных норм права |
5 |
2. |
Классификация коллизионных норм права |
7 |
3. |
Коллизионное регулирование в национальном законодательстве Республики Беларусь |
10 |
4. |
Ограничения действия коллизионного механизма регулирования |
12 |
Заключение |
15 | |
Список использованных источников |
16 | |
ВВЕДЕНИЕ
Проблема выбора права, подлежащего применению к тому или иному правовому отношению, осложненному иностранным элементом, является предметом коллизионного права.
Латинский термин collisio в словарях иностранных слов переводится как столкновение противоположных сил, стремлений или интересов [1]. На сегодняшний день в юридической науке не сложилось единого представления о коллизиях. С.С.Алексеев называет коллизиями столкновение актов в связи с их действием на той или иной территории, с компетенцией правотворческих органов и временем издания актов [2]. Ю.А. Тихомиров дает такое определение: юридическая коллизия есть противоречие между существующим правовым порядком и намерениями и действиями по его изменению. Происходит своего рода соизмерение этого притязания либо с действующим правопорядком, либо с принципами права [3].
Юридические коллизии мешают нормальной, слаженной работе правовой системы, нередко ущемляют права граждан, сказываются на эффективности правового регулирования, состоянии законности и правопорядка, правосознании и правовой культуре общества. Они создают неудобства в правоприменительной практике, затрудняют пользование законодательством рядовыми гражданами, культивируют правовой нигилизм.
Существует множество причин появления коллизий. Одни из них носят объективный характер, другие — субъективный.
Коллизии, обусловленные объективными факторами, вызываются также особенностями характера общественных отношений и необходимостью их дифференцированного регулирования.
Субъективные причины обусловлены особенностями правотворческого процесса, нечеткостью разграничения правотворческих полномочий государственных органов и должностных лиц. В результате одни и те же общественные отношения могут получить правовое решение на разных уровнях. Субъективные причины возникают также в результате ошибок в юридической технике, неточного формулирования правовых предписаний, использования многозначных терминов и конструкций, несоблюдения правил лингвистики, стилевой строгости [1].
Интеграция Республики Беларусь в систему международных экономических отношений, активное участие иностранных инвесторов в развитии отечественного производства, а также деятельность белорусских предприятий за рубежом и торговое сотрудничество белорусских компаний с зарубежными партнерами требует знания норм и принципов как собственного, так и международного частного права. Таким образом, вопрос о применении коллизионных норм в современных условиях становится наиболее актуальным.
В настоящей работе будет рассмотрена структура коллизионных норм права, их классификация, коллизионное регулирование в национальном законодательстве, а также ограничения действия коллизионного механизма регулирования.
ГЛАВА 1. Структура коллизионных норм права
Коллизионная норма состоит из двух элементов: объема и привязки. Объем коллизионной нормы указывает на отношения гражданско-правового характера, к которым эта норма применяется, а привязка - на закон (правовую систему), который подлежит применению к данному виду отношений. Например, «гражданская правоспособность иностранного юридического лица определяется по праву страны, где учреждено юридическое лицо» (ст.1112 Гражданского кодекса Республики Беларусь) объем нормы составляет указание на гражданскую правоспособность иностранного юридического лица, а привязка определяется страной, где оно учреждено [4].
Привязка - наиболее важный элемент коллизионной нормы, так как применимое право определяет конечные результаты правового регулирования. А так как регламентация одних и тех же правоотношений во многих государствах различна, то от того, какая правовая оценка будет дана правоприменителем, зависит исход дела.
Наиболее распространены следующие коллизионные привязки:
- закон места совершения акта (правомерного - при сделках, неправомерного - при деликтах) - lex loci actus - «права и обязанности по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда, определяются по праву страны, где имело место действие или иное обстоятельство, послужившее основанием для требования о возмещении вреда» (п.1 ст.1129 ГК) [4];
- закон места нахождения имущества (lex rei sitate) «право собственности и другие вещные права на недвижимое и движимое имущество определяются по праву страны, где это имущество находится, если иное не предусмотрено законодательными актами» (п.1 ст.1119 ГК) [4];
- личный закон участников отношений (закон гражданства, закон национальности юридического лица, закон местожительства или местонахождения) - lex personalis -«личным законом лица без гражданства считается право страны, в которой это лицо постоянно проживает» (п.2 ст.1103 ГК) [4];
- закон места осуществления деятельности - lex loci activitis - «при отсутствии соглашения сторон договора о подлежащем применению праве к этому договору применяется право страны, где имеет основное место деятельности сторона, являющаяся продавцом в договоре купли-продажи» (часть первая п.1 ст.1125 ГК) [4];
- закон суда (арбитража), разрешающего спор, - lex fori - «к защите права собственности и иных вещных прав применяется по выбору заявителя право страны, где находится имущество, или право страны суда» (п.1 ст.1123 ГК) [4];
- закон, с которым данное отношение наиболее тесно связано, - lex causae - «к договорам при отсутствии соглашения сторон о подлежащем применению праве применяется право страны, где имеет основное место деятельности сторона, которая осуществляет исполнение, имеющее решающее значение для содержания такого договора. При невозможности определить исполнение, имеющее решающее значение для содержания договора, применяется право страны, с которой договор наиболее тесно связан» (п.4 ст.1125 ГК) [4].
Коллизионные привязки так или иначе учитывают юридическую и фактическую связь соответствующих отношений с правом страны, которое будет применяться к ним. Правда, встречаются случаи неоправданного подчинения отношений с иностранным элементом нормам собственного права, что объясняется стремлением расширить рамки применения своего права и облегчить деятельность и защиту прав собственных юридических и физических лиц.
ГЛАВА 2. Классификация коллизионных норм права
Существуют различные классификации коллизионных норм права. Среди самых распространенных выделяют:
-по способу правового
- по структуре;
- по территории действия;
- по четкости формулирования привязки.
По способу правового регулирования коллизионные нормы подразделяются на императивные и диспозитивные. Стороны не могут по собственной воле отойти от применения императивных норм, обладающих властно-категорическим характером. Императивные нормы - это нормы-предписания. Нарушение предписаний коллизионной нормы влечет негативные правовые последствия, которые могут выражаться в виде санкций. Подавляющее большинство отечественных коллизионных норм представляет собой императивные нормы. Диспозитивные нормы, напротив, применяются постольку, поскольку нет соглашения сторон, указывающего на выбор компетентного правопорядка. Диспозитивность таких норм выражается в следующих формулировках: «если иное не установлено соглашением сторон», «в случае отсутствия выбора права», «стороны могут избрать» и др [5].
По структуре коллизионные нормы разделяются на простые и сложные. Структура простой нормы строится по схеме «объем—привязка». Сложные коллизионные нормы характеризуются дифференцированным объемом или множественностью привязок.
По территории действия коллизионные нормы разделяются на межгосударственные и межобластные. Понятие «межгосударственные коллизионные нормы» не синонимично понятию «международные коллизионные нормы»; первые содержат правила регулирования отношений, имеющих трансграничный характер, выходящих за пределы одного государства. Безусловно, большинство коллизионных норм представляет собой именно межгосударственные нормы. Существование межобластных коллизионных норм характерно только для государств с федеративным устройством (США, Канада др.) и только в том случае, когда субъекты федерации обладают конституционным правом иметь собственные правовые системы. Так, субъекты Российской Федерации не имеют законотворческих полномочий в сфере коллизионного регулирования, так как, согласно пунктам «о» и «п» статьи 71 Конституции Российской Федерации, гражданское законодательство и федеральное коллизионное право относятся к ведению Российской Федерации [6]. Возможность устанавливать собственное правовое регулирование в сфере трудовых, семейных и земельных отношений при условии отсутствия соответствующего федерального закона не реализуется по причине существования специального законодательного регулирования таких отношений на федеральном уровне - Трудового, Семейного и Земельного кодексов.
Критерий «четкость формулирования привязки» разделяет коллизионные нормы на жесткие и гибкие. Жесткие коллизионные нормы непосредственно формулируют правило определения применимого права, адресованное правоприменителю. Большинство коллизионных норм представляют собой жесткие нормы, поскольку законодательно регулируют порядок определения применимого права. Напротив, гибкая коллизионная норма не содержит заранее установленного регулятора правоотношения, выходящего за рамки одного государства [5]. Она предоставляет правоприменителю полную свободу усмотрения в вопросе выбора права, применимого к определенному правоотношению, и представлена нормой, которая формулируется как «закон наиболее тесной связи». Распространение гибких коллизионных норм в законодательстве различных государств представляет собой современную тенденцию международного частного права. Чаще всего они выступают в качестве субсидиарного правила. Например, в силу пункта 4 статьи 1125 Гражданского кодекса Республики Беларусь: «При невозможности определить исполнение, имеющее решающее значение для содержания договора, применяется право страны, с которой договор наиболее тесно связан» [4]. Аналогичное регулирование имеет место в европейском коллизионном праве (п. 3 ст. 4 Регламента ЕС Рим I) [7].
Указанные тенденции также должны найти более широкое применение в законодательной практике Республики Беларусь в целях наделения судебных органов полномочиями по обеспечению наиболее эффективной защиты прав и интересов сторон правоотношения, учета конкретных фактических обстоятельств дела, преодоления проблемы «слепоты» коллизионной нормы.
ГЛАВА 3. Коллизионное регулирование в национальном законодательстве Республики Беларусь
Международному частному праву (в том числе и коллизионным нормам) посвящен раздел VII Гражданского кодекса Республики Беларусь.
Статья 1093 ГК устанавливает, что право, подлежащее применению к гражданско-правовым отношениям с участием иностранных граждан или иностранных юридических лиц либо осложненным иным иностранным элементом, определяется на основании Конституции Республики Беларусь, Гражданского кодекса Республики Беларусь, иных законодательных актов, международных договоров и не противоречащих законодательству Республики Беларусь международных обычаев [4]. Стороны могут при заключении договора или в последующем избрать по соглашению между собой право, которое подлежит применению к их правам и обязанностям по этому договору, если это не противоречит императивным нормам и законодательству стран - участников договора.
Соглашение сторон о выборе права должно быть явно выражено или прямо вытекать из условий договора и обстоятельств дела, рассматриваемых в их совокупности. Однако на практике при решении вопроса о выборе применимого права нередко возникают трудности, так как каждая из сторон стремится предусмотреть применение к сделке права своей страны и отрицательно относится к «чужому» праву. В таких случаях стороны или вообще опускают вопрос о применимом праве в сделке, или предусматривают применение права третьей страны, «нейтральной».
Выбор права, применимого к договору при отсутствии соглашения сторон, регулирует ст.1125 ГК [4]. Так, к договорам при отсутствии соглашения сторон о подлежащем применению праве применяется право страны, где имеет основное место деятельности сторона, которая осуществляет исполнение, имеющее решающее значение для содержания такого договора (перевозчик - в договоре перевозки, даритель - в договоре дарения, подрядчик - в договоре подряда и т.п.). При невозможности определить основное место деятельности стороны, которая осуществляет исполнение, имеющее решающее значение для содержания такого договора, применяется право страны, где данная сторона учреждена, имеет место постоянного жительства. При невозможности определить исполнение, имеющее решающее значение для содержания договора, применяется право страны, с которой договор наиболее тесно связан. В отношении способов и процедуры исполнения, а также мер, которые должны быть приняты в случае ненадлежащего исполнения, кроме применимого права должно приниматься во внимание и право страны, в которой происходит исполнение.