Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 10:49, курсовая работа
Цель данного исследования – создание определенной картины структуры конфликта между Прокуратурой и Следственным комитетом, выявление закономерностей в его возникновении и развитии как одного из видов конфликтов в сфере государственного управления. Исходя из цели, определяем задачи (то, что поможет достичь цели) исследования: Рассмотреть сущность конфликта в сфере государственного управления на примере конфликта между Прокуратурой и Следственным комитетом; Проанализировать причины возникновения конфликта; Рассмотреть возможные варианты разрешения конфликта, исходя из специфики конфликтов в сфере государственного управления.
Введение…………………………………………...……………………................3
Глава 1. Сущность и причины возникновения конфликта между Генеральной Прокуратурой и Следственным Комитетом.
1.1. Общие характеристики конфликта между Генеральной прокуратурой и Следственным комитетом как одного из видов конфликтов в сфере государственного управления………..……………………………..……......6
1.2. Взгляды политических деятелей на конфликт …………………….………8
Глава 2. Анализ конфликта между Генеральной прокуратурой и Следственным комитетом.
2.1. Причины возникновения конфликта …………....……….…..…………....11
2.2. Варианты разрешения конфликта……..………………………….………..13
Заключение………………………………………………………….…………....15
Список литературы…………………………………………………...………….17
Содержание:
Введение…………………………………………...………
Глава 1. Сущность и причины возникновения конфликта между Генеральной Прокуратурой и Следственным Комитетом.
1.1. Общие характеристики конфликта
между Генеральной прокуратурой и Следственным
комитетом как одного из видов конфликтов
в сфере государственного управления………..……………………………..……
1.2. Взгляды политических деятелей на конфликт …………………….………8
Глава 2. Анализ конфликта между Генеральной прокуратурой и Следственным комитетом.
2.1. Причины возникновения конфликта …………....……….…..…………....11
2.2. Варианты разрешения конфликта……..………………………….………..
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение.
«Если есть готовность к конфликту,
повод для конфликта найдется всегда»
(Илья Шевелев)
Современное общество основывает свою деятельность как на взаимодействии отдельных лиц (если брать за пример международную политику, то в качестве этих лиц могут выступать главы государств, послы или дипломаты в рамках своих полномочий), так и групп, обществ, государств и их коалиций. Для того чтобы это взаимодействие оказалось продуктивным, необходимо удовлетворение потребностей и уважение интересов всех участников взаимодействия. Но часто оказывается, что интересы сторон являются прямо или косвенно противоположными, что порождает разногласия, а в дальнейшем может привести к конфликту между интересами или личностями–участниками.
Конфликт — сложное и многогранное явление. В основе конфликта лежат противоречия. Противоречия имеют место не только во взаимоотношениях между людьми, но и в отношениях человека и природы, вызывающих, в частности, экологические конфликты.1 Специалисты по вопросам управления чаще определяют конфликт как универсальный способ взаимодействия сложных систем преодоления противоречий и ограничений в любой сфере, где осуществляются контакты между отдельными людьми и их сообществами.2
В мировой политике конфликты не только возникают, но порой являются частью планов, направленных на достижение самых разных целей и задач. Однако конфликты могут развиваться не только между субъектами, но и внутри каждого из субъектов. Если считать, что государство – это целостный организм, то конфликт внутри государства – это, своего рода, борьба между различными системами жизнедеятельности организма, то есть, между институтами, государством и обществом, правовой системой и оппозицией, государством и личностью, различными звеньями управленческого аппарата.
В данной курсовой
работе мы исследуем последний вариант
конфликта в сфере
Тот факт, что продуктивная деятельность этих двух органов обеспечивает безопасность и спокойствие граждан, обуславливает актуальность данной темы. Конфликт между ними может привести к дезорганизации этих структур, что повлечет за собой снижение качества их работы.
При анализе списка литературы, используемой в данном исследовании, следует выделить три категории: первая – монографии или сборники работ одного автора (учебники для вузов и учебные пособия), а также монографии двух и более авторов – для изучения общих закономерностей и понятий, связанных с природой конфликтов и сферой государственного управления; вторая – ссылки на статьи и публикации в интернет–журналах, свободных энциклопедиях, другие источники информации в интернете; третья – законодательные и нормативные акты, которые потребуются для юридической конкретизации некоторых утверждений.
Цель данного исследования – создание определенной картины структуры конфликта между Прокуратурой и Следственным комитетом, выявление закономерностей в его возникновении и развитии как одного из видов конфликтов в сфере государственного управления.
Исходя из цели, определяем задачи (то, что поможет достичь цели) исследования:
Глава 1. Характеристика конфликта между Генеральной Прокуратурой и Следственным Комитетом.
1.1. Общие характеристики конфликта между Генеральной прокуратурой и Следственным комитетом как одного из видов конфликтов в сфере государственного управления.
Конфликты между ведомствами, министерствами
и другими организационно оформленными
звеньями управления государством наиболее
характерны для государственно-
Как у любого конфликта в сфере управления, у конфликта между Генеральной прокуратурой (ГП) и Следственным комитетом (СК) существует источник – Следственный комитет полагает, что его деятельность не должна контролироваться Прокуратурой. Она же, в свою очередь, не желает смириться с потерей следствия.
Далее, по алгоритму управленческого конфликта, следует конфликтная ситуация. Она заключается в раскрытии причастности подмосковных прокуроров к организации нелегальной сети казино на территории Московской области.
Реакция на конфликтную ситуацию последовала незамедлительно. Генпрокуратура обжаловала решение суда об аресте предполагаемого организатора нелегальных казино Ивана Назарова. А позже заместитель генпрокурора Владимир Малиновский отказал следствию в возбуждении уголовного дела.
В ходе конфликта были возбуждены уголовные дела против прокуроров подмосковных городов Ногинска и Клина – они подозревались в получении взяток за помощь в деятельности сети незаконных игорных заведений. Перед возбуждением дела прокуроров проверялись Генпрокуратурой РФ.
Последствия конфликта отразились на деятельности обоих органов. Последовали разногласия в отношении дел о детях. Отказ в возбуждении уголовного дела о доведении до самоубийства по факту смерти 14-летней девочки в городе Королеве, отказ возбуждать дело по статьям 125 («оставление в опасности») и 156 («неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего») Уголовного кодекса РФ в связи со смертью 11-летнего мальчика в Ногинске. Таким образом, В этой затяжной войне проигрывают только граждане страны. Вряд ли на работе обоих ведомств положительно сказывается то, что они тратят силы и время на борьбу друг с другом.
Для управления конфликтом предприняты меры по устранению разногласий между руководителями ведомств, поданы обращения в Конституционный суд для утверждения полномочий органов.
Вывод по первому разделу. Конфликты в сфере государственного управления не следует считать каким–либо случайным явлением, они носят системный характер и представляют собой естественную форму взаимодействия государственно–политических институтов, организаций и лиц, осуществляющих власть в рамках определенной государственной системы, но занимающих в ней различные позиции.
2.2. Взгляды политических деятелей на конфликт.
Конфликт между Генеральной прокуратурой и Следственным комитетом РФ получил широкую огласку в средствах массовой информации, что стало причиной его обсуждения как гражданами Российской Федерации, так и среди чиновников и политических деятелей. В политических кругах рассуждают о причинах возникновения конфликта и возможных способах его разрешения.
В интервью средствам массовой информации Геннадий Гудков, член комитета Госдумы по безопасности, и бывший генпрокурор РФ Юрий Скуратов высказывали мнения, что определенное противостояние между Генеральной прокуратурой и Следственным комитетом, до 2011 года входившим в состав Генеральной прокуратуры, было всегда. Так же отмечается, что конфронтация двух ведомств была ожидаема – «Ведомства отвечают с разных сторон на один и тот же вопрос»4.
Причины конфронтации Генеральной Прокуратурой и Следственного комитета отличаются двоякостью: раньше Следственный Комитет входил в состав Прокуратуры и обозначался как Следственный Комитет при Прокуратуре. И трения между ними были, но не выносились на суд общественности. Был механизм внутреннего разрешения конфликтов. Сейчас же следствие вышло из–под прокуратуры, и им нужно утвердиться в работе при режиме самостоятельного функционирования следствия. Происходит становление самостоятельного органа – Следственного комитета РФ – и должна сформироваться культура отношений. «Естественно, что пока многое делается по привычке, не все прокуроры смирились с потерей следствия. Для того чтобы ведомства начали функционировать в полную силу, нужно время»5.
Прокуратура – надзирающий орган, искать изъяны в работе следствия – это их прямая обязанность, но нужно быть объективным. С другой стороны, следствие теперь самостоятельно, но у него не должно быть «головокружения от успехов». Необходимо помнить, что есть орган высшего надзора – Генпрокуратура. Здесь должна проявляться сдержанность и взаимоуважение сторон, чтобы была атмосфера эффективного взаимодействия, для защиты законности и чистоты делопроизводства. Пока такая атмосфера не сформировалась.
Генеральный прокурор Российской Федерации Юрий Яковлевич Чайка отмечает, что причиной разногласий между ведомствами является несовершенство законодательства. «Изначально законодательство поставило нас в такие рамки, что мы вынуждены идти в силу объективных причин на конфликт. Не потому, что мы с ними ссоримся (со Следственным комитетом), а потому что действительно нарушаются права граждан. Мы вынуждены реагировать на такие вещи»6.
Среди возможных путей разрешения конфликта выделяют парламентский контроль. Когда непонятно, что происходит во межведомственных отношениях, необходим механизм парламентского контроля. «Если бы нашему комитету поручили разобраться в происходящем, то через несколько дней мы бы дали объективный, политически не ангажированный ответ. Для этого собирается группа депутатов из разных фракций, которые изучают все документы, историю конфликта. В конечном итоге приходит конец появившимся «неопределенкам»»7. Так же вариантом решения называют привлечение третьей стороны, конкретизировано – Федеральная Служба Безопасности. «ФСБ – это третья сила, которая может повлиять и на ту и на другую сторону – и на следствие, и на прокуратуру – через собственные полномочия по ведению оперативно-розыскной деятельности. Сейчас задача службы – повлиять на преодоление ситуации, не вставая ни на одну из сторон»8.
Вывод по второму разделу. Конфликт между Генеральной Прокуратурой и Следственным Комитетом РФ вызвал сильный общественный резонанс. Политические деятели озабочены сложившейся ситуацией, так как подобные разногласия могут привести к ухудшению качества работы обоих ведомств.
Вывод по первой главе.
Конфликт между Генеральной Прокуратурой и Следственным Комитетом РФ относится к подвиду конфликтов в сфере государственного управления – конфликт между организационно оформленными звеньями управляющего аппарата. Конфликт не разрешен и продолжает развиваться. Общественная заинтересованность данным конфликтом объясняется его широким освещением в средствах массовой информации и возможными негативными последствиями разногласий между ведомствами.
Глава 2. Анализ конфликта между Генеральной прокуратурой и Следственным комитетом.
2.1. Причины возникновения конфликта.
Следует отметить, что причин возникновения конфликта между Генеральной прокуратурой РФ и Следственным комитетом РФ имеется несколько. Выделяются:
В соответствии с реформой правоохранительных органов России, проведенной в 2007 году, прокуратура занимается, в том числе, надзором за законностью действий следственных органов. Следственных функций у российской прокуратуры нет – они были переданы в Следственный комитет при прокуратуре, преобразованный в 2011 году в самостоятельный Следственный комитет.9 Но еще с 2007 года началась борьба между двумя ведомствами за распределение полномочий.