Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2015 в 19:19, курсовая работа
Конституция 1977 г. вошла в историю как "Конституция развитого социализма". Она была принята на внеочередной сессии Верховного Совета СССР девятого созыва 7 октября 1977 г.
В содержании данной Конституции присутствует преамбула (введение), 9 разделов, 21 глава, 174 статьи.
Введение
Глава 1. Исторические предпосылки разработки конституции СССР 1977 г. и РСФСР 1978 г.
Глава 2. Разработка проекта и принятие Конституции СССР 1977 г. Конституция РСФСР 1978 г.
Глава 3. Конституционные реформы 1988-1992 гг
Заключение
Список используемой литературы
ВОРОНЕЖСКИЙ ИНСТИТУТ МВД РОССИИ
КАФЕДРА ТЕОРИИ И ИСТОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
КУРСОВАЯ РАБОТА
На тему Конституции СССР 1977 г. и РСФСР 1978 г.
Выполнил Климкин Алексей Дмитриевич, специальность – 031001.65 «Правоохранительная деятельность», год набора 2013, группа №4
Руководитель кандидат политических наук, доцент, начальник кафедры Кирнос Андрей Викторович
Воронеж
2014 г.
ПЛАН
Введение
Глава 1. Исторические предпосылки разработки конституции СССР 1977 г. и РСФСР 1978 г.
Глава 2. Разработка проекта и принятие Конституции СССР 1977 г. Конституция РСФСР 1978 г.
Глава 3. Конституционные реформы 1988-1992 гг
Заключение
Список используемой литературы
Введение
Конституция 1977 г. вошла в историю как "Конституция развитого социализма". Она была принята на внеочередной сессии Верховного Совета СССР девятого созыва 7 октября 1977 г.
В содержании данной Конституции присутствует преамбула (введение), 9 разделов, 21 глава, 174 статьи. В преамбуле в сжатом и обобщенном виде оценивается исторический путь советского общества за прошедшие 60 лет со времени победы Великой Октябрьской революции, дается характеристика советского общества в качестве "развитого социалистического общества, как закономерного этапа на пути к коммунизму". В разделе I "Основы общественного строя и политики СССР" закреплены общие принципы социалистического строя и основные черты развитого социалистического общества.
В разделе I в первой главе "Политическая система" закреплено положение, что СССР "есть социалистическое общенародное государство, выражающее волю и интересы рабочих, крестьян, интеллигенции, трудящихся всех наций и народностей страны". В статье 6 раздела I законодательно зафиксирована руководящая и направляющая роль КПСС, являвшейся ядром политической системы развитого социалистического общества. Законодательно закреплялась важная роль в политической системе общества профсоюзов, комсомола и других массовых общественных организаций. Кроме того определенная роль в обсуждении и решении государственных и общественных дел, в планировании производства и социального развития, и др. отводится и трудовым коллективам.
В главе второй "Экономическая система" было зафиксировано, что основу экономической системы СССР составляет социалистическая собственность на средства производства, существующая в двух формах: государственная (общенародная) и колхозно-кооперативная. В третьей главе "Социальное развитие и культура" определено, что социальной основой СССР является нерушимый союз рабочих, крестьян и интеллигенции. В разделе II Конституции "Государство и личность" содержатся права и свободы граждан. Полностью сохранив права и свободы, гарантированные советскому народу Конституцией СССР от 1936 г., новая Конституция расширила перечень прав и свобод советских граждан. В частности к числу политических прав и свобод добавлены: право участвовать в управлении государственными и общественными делами, в обсуждении и принятии законов и решений общегосударственного и местного значения; право вносить в государственные органы и общественные организации предложения об улучшении их деятельности, критиковать недостатки в их работе; право на судебную защиту от посягательств на честь и достоинство, жизнь и здоровье, на личную свободу и имущество и др.
Раздел III Конституции посвящен национально-государственному устройству СССР. В нем сохранены принципы федеративного устройства СССР. Новая Конституция усиливала гарантию прав суверенных республик. Конституция закрепила широкие права за депутатами Советов, являвшихся "полномочными представителями народа в Советах народных депутатов".
Вслед за принятием Конституции 1977 г. в 1978 г. были приняты новые Конституции всех союзных и автономных республик. РСФСР не составила исключения. Ее Конституция была принята 12 апреля 1978 г. на внеочередной седьмой сессии Верховного Совета РСФСР девятого созыва. Основные особенности Конституции РСФСР аналогичны особенностям Конституции СССР, содержание большинства статей просто дублируется из данной Конституции с небольшими коррективами, применительно к РСФСР, как союзной республике. Целями и задачами настоящей работы является изучение предпосылок возникновения, истории развития Конституций СССР 1977 г. и РСФСР 1978 г.
ГЛАВА 1. ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗРАБОТКИ КОНСТИТУЦИИ СССР 1977 Г. И РСФСР 1978 Г.
§ 1.1. Предпосылки изменения действующей конституции
Впервые на необходимость изменения и дополнения Конституции указал XXI съезд КПСС в 1959 году.
В рамках данного съезда в своем докладе первый секретарь ЦК КПСС Н.С. Хрущев отмечал, что современных условиях, когда страна вступает в новый важнейший период своего развития, назрел вопрос о необходимости внести изменения и дополнения в действующую Конституцию СССР. Со времени ее принятия прошло более двадцати лет, насыщенных событиями исторического значения. Социализм вышел из рамок одной страны и превратился в могучую мировую систему. Произошли изменения в политической и экономической жизни Советского Союза. Все эти изменения во внутренней жизни и в международном положении следовало бы отразить и законодательно закрепить в Конституции.
В ходе того же съезда положения высказанные Н.С. Хрущевым о необходимости изменения действующей Конституции были поддержаны К.Е. Ворошиловым. В своем докладе он отметил, что в рамках политического и экономического развития СССР в целях успешного выполнения возросших задач появились новые органы управления — советы народного хозяйства, произошло изменение методов планирования, расширение прав союзных республик, развитие советской демократии. Осуществленные в последние годы мероприятия, по Ворошилову, привели к улучшению руководства народным хозяйством, в связи с чем необходимо законодательно закрепить достигнутые успехи и сосредоточить основное внимание государства на решении новых задач в соответствии с наступающим новым этапом исторического развития страны.
Таким образом, несомненно, одной из основных причин, указывающей на необходимость разработки новой Конституции, является существенное изменение политического режима в стране. Хотя общество по-прежнему оставалось строго организованным на условиях руководства им со стороны одной политической партии, оно уже встало на путь освобождения от режима личной власти, произвола, беззакония и всеобъемлющего страха - режима, публично осужденного прежде всего самой правящей партией.
Именно тогда, когда стало очевидным, что режим в прежнем страшном виде уже не будет возращен в его прежне форме встал вопрос об активизации работ по разработке новой Конституции и была образована Конституционная комиссия.
После заслушивания и обсуждения доклада первого секретаря ЦК КПСС и Председателя Совета Министров СССР Н.С. Хрущева, Верховный Совет СССР 25 апреля 1962 г. принял постановление об образовании комиссии для подготовки проекта новой Конституции СССР и утверждении ее состава во главе с Н.С. Хрущевым. С приходом на руководящие посты Л.И. Брежнева, естественно, он стал Председателем Конституционной комиссии. Впоследствии состав Комиссии неоднократно корректировался, но принцип ее формирования оставался как и в начале. В комиссию по-прежнему входили первые лица партийного и государственного руководства, а также представители от союзных республик, автономных республик, автономных областей, национальных округов, от различных слоев общества - рабочих, крестьян, науки, просвещения и т.д.
§ 1.2. Проблемы определения новой концепции общества СССР
При разработке проекта Конституции основной проблемой стала существовавшая неопределенность в том, какое общество имеется или строится на новом этапе. Позиции диктатуры пролетариата, как сущности общества и власти, уже окончательно изжили себя. Классовая борьба была завершена. Учитывая это, отдавать приоритеты в государстве и обществе одним социальным слоям и считать другие, стоящими на втором плане, уже не имелось никаких оснований.
Необходимо было создать новую концепцию общества, новые догмы. Для этого требовалось время. С тало окончательно ясно, что курс на "развернутое строительство коммунистического общества", провозглашенный в Программе КПСС в 1961 г., несостоятелен. Поэтому официальная идеология выдвинула концепцию "развитого социализма". Развитой социализм понимался как длительный исторический этап, предшествующий построению коммунизма, наступление которого, таким образом, отодвигалось на неопределенный срок. На создание данной теории ушло около 15 лет . И только тогда, когда она была создана, разработка проекта Конституции пошла более быстрыми темпами. Как отмечал один из непосредственных участников подготовки Конституции СССР 1977 г. на последнем этапе А.И. Лукьянов, разработка проекта Конституции проходила в период завершения строительства зрелого социализма. Это заняло сравнительно продолжительный промежуток времени: отдельные черты зрелого социализма постепенно приобретали комплексный, всеобъемлющий характер. Потребовались глубокое теоретическое осмысление нового этапа развития социалистического общества, разработка партией концепции зрелого социализма. Без такой концепции нельзя было создать принципиально новый Основной Закон.
Для представителей рабочей группы более детально черты созданного общества, а следовательно - причины принятия новой Конституции виделись следующим образом.
Когда принималась Конституция 1936 года, в СССР по существу, только завершилось создание основ социализма. Технический уровень народного хозяйства был еще далек от уровня наиболее развитых индустриальных стран. В разных областях жизни еще продолжало сказываться наследие дореволюционных времен.
Теперь же в Советском Союзе построено развитое социалистическое общество. Крупные, принципиальные перемены затронули все стороны общественной жизни.
Изменилась экономика страны. Социализм теперь развивается на своей собственной экономической основе. Сложился и успешно действует единый, мощный народнохозяйственный организм. Он развивается на основе сочетания научно-технической революции с высоким уровнем технической оснащенности народного хозяйства.
Иным стал и социальный облик общества. Определяющими при подготовке Конституции стали такие позиции: сохранение за рабочим классом положения ведущей силы общества, рост его численности (две трети населения страны). Это десятки миллионов образованных, технически грамотных, политически зрелых людей. Их труд все более приближается к труду инженерно-технических работников. Значительно возросла общественная активность рабочих, их участие в управлении государством. Изменилось и колхозное крестьянство. Нынешний колхозник родился и вырос в колхозе, его психология сформировалась уже на социалистической, коллективистской основе. Он управляет современной техникой. А его образовательный уровень, его образ жизни зачастую мало чем отличаются от городских. Подлинно народной, социалистической стала интеллигенция (в том числе и по происхождению) в связи с ростом уровня культуры народа и роли науки возрастает удельный вес интеллигенции в жизни общества. Все слои общества вместе, дружно и без малейшего противостояния решают единые задачи. Таким образом, изменение социальной структуры общества, духовного облика составляющих его слоев, нерушимый союз рабочих, крестьян и интеллигенции, рост социальной однородности общества - все это называлось важной составляющей в числе причин появления Конституции СССР.
Одно из главных положений теории состояло в том, что с развитием социализма, переходом на идеологические позиции рабочего класса всех слоев населения государство, возникшее на основе диктатуры пролетариата, переросло в общенародное. Государство превратилось в общенародную организацию, выражающую интересы всего народа, всех слоев населения. Неизмеримо большими по объему стали творческие, созидательные функции государства. Эти факторы следовало учесть в новой Конституции.
В решении задач коммунистического общества активно участвуют не только государство, но и негосударственные организации. Чтобы их объединить, в теорию и конституционную терминологию вводилось понятие "политическая система советского общества". Все организации (государственные и общественные) интегрируются в рамках политсистемы общества, которая служит интересам социализма. Создается мощная государственно-общественная связка для управления делами государства, и общества. Это единство направления в развитии политической системы, принципы и механизм ее функционирования надо было также отразить в Основном Законе.
Всеми процессами в жизни страны руководила и руководит Коммунистическая партия, которая понималась как направляющая, организующая сила общества со времен Октября. Поэтому возникла идея отразить в Конституции место КПСС как ядра политической системы общества, ее возможности и масштабы направляющего воздействия на всю внутреннюю жизнь страны и ее внешнюю политику.
В новой конституции необходимо было отразить не только из юридическое, но и фактическое равенство наций; степень единства советских людей, при которой возникла их новая историческая общность - многонациональный советский народ; отразить высокий уровень развития республик, их все более активное участие в делах СССР, в остальном - самостоятельное решение вопросов своего ведения, обеспечение комплексного развития территорий республик.
Успехи хозяйственного
и социально-культурного развит
Во внешнеполитической сфере новая Конституция должна была демонстрировать силу СССР, его ведущие позиции в мире, наличие социалистического содружества, соответствующие устои внешней политики советского государства.
Таким образом, имелся ряд предпосылок разработки новой Конституции: стремление укрепить в политическом режиме начала законности, предотвратить возможность массового произвола, унижения личности; переход к общенародному государству и участию в осуществлении народовластия всех слоев общества; необходимость закрепления в Конституции широкого круга прав и свобод граждан, более четких полномочий государственных органов, соотношения возможностей Союза и республик.
ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА И ПРИНЯТИЕ КОНСТИТУЦИИ СССР 1977 Г. КОНСТИТУЦИЯ РСФСР 1978 г.