Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2015 в 19:19, курсовая работа
Конституция 1977 г. вошла в историю как "Конституция развитого социализма". Она была принята на внеочередной сессии Верховного Совета СССР девятого созыва 7 октября 1977 г.
В содержании данной Конституции присутствует преамбула (введение), 9 разделов, 21 глава, 174 статьи.
Введение
Глава 1. Исторические предпосылки разработки конституции СССР 1977 г. и РСФСР 1978 г.
Глава 2. Разработка проекта и принятие Конституции СССР 1977 г. Конституция РСФСР 1978 г.
Глава 3. Конституционные реформы 1988-1992 гг
Заключение
Список используемой литературы
§ 2.1 Разработка проекта новой Конституции
Как уже было отмечено выше 25 апреля 1962 г. Верховный Совет СССР принял постановление об образовании комиссии для подготовки проекта новой Конституции СССР и утверждении ее состава во главе с Н.С. Хрущевым. С этого момента начались мероприятия по разработке проекта новой Конституции.
В рамках данных мероприятий на заседании Конституционной комиссии обсуждены основные задачи по подготовке проекта новой Конституции и образовано 9 подкомиссий, председателям которых и Редакционной подкомиссии поручено представить свои соображения о проекте Конституции на рассмотрение Конституционной комиссии. В августе того же года редакционная подкомиссия завершила работу над проектом новой Конституции. 11 декабря 1964 г. председателем Конституционной комиссии Верховный Совет СССР утвердил Л.И. Брежнева.
В период работы комиссии ее состав и состав подкомиссий несколько раз изменялся. Разрабатывались новые и новые проекты будущей Конституции, которые за основу принимали положения действующей Конституции СССР 1936 г.
Подготавливаемые предварительные варианты проекта Конституции Вариант рассылались членам Политбюро ЦК КПСС, от которых впоследствии в адрес комиссии поступал ряд предложений и замечаний, и работа над проектом продолжалась.
К весне 1977 года проект новой Конституции был создан. Анализируя его содержание необходимо остановиться на основных моментах.
Прежде всего следует отметить, что в нем дана развернутая характеристика руководящей и направляющей роли Коммунистической партии, четко отражено место партии в государстве.
Подчеркнуто, что советское государство является общенародным, выражает волю и интересы рабочего класса, крестьянства и интеллигенции, всех наций и народностей страны.
Проект сохраняет положение о том, что основу экономической системы СССР составляет социалистическая собственность на средства производства. Однако, наряду с государственной появляется колхозно-кооперативная форма собственности, а также собственность профсоюзов и других общественных организаций.
Получают развитие принципы демократического формирования и деятельности органов государственного управления – Советов. Верховный Совет СССР правомочен решать все вопросы, отнесенные к ведению Союза ССР. Местные Советы решают не только вопросы местного значения, но и в пределах своей компетенции контролируют и координируют деятельность других организаций на своей территории.
Увеличивается до пяти лет срок полномочий Верховного Совета и до двух с половиной лет – местных Советов. В такие же сроки будут проводиться выборы судов.
Новый момент вносится и в избирательную систему. Если по Конституции СССР 1977 г. право быть избранными в Верховный Совет СССР имели только лица, достигшие 23 лет, а в Верховные Советы союзных республик – 21 года, то теперь такая возможность предлагается гражданам достигшим 18 лет. По мнению разработчиков Конституции это реальное проявление заботы общества о молодежи, доверия к ней.
В специальном разделе провозглашается общий принцип равноправия советских граждан.
В проекте сказано и праве на жилище, которое будет обеспечиваться по мере осуществления программы жилищного строительства, а также путем содействия со стороны государства кооперативному и индивидуальному строительству жилья.
Значительно полнее сформулированы в проекте политические права и свободы граждан СССР.
Провозглашается право каждого участвовать в управлении государственными и общественными делами. Закрепляется право граждан вносить предложения в государственные и общественные органы, критиковать недостатки в работе, обжаловать в суд действия должностных лиц, а также право на судебную защиту от посягательств на жизнь и здоровье, имущество и личную свободу, на честь и достоинство.
В проекте новой Конституции нашло свое выражение дальнейшее укрепление социалистической законности и правопорядка.
В проекте, как и в Конституции 1936 года, указывается, что суверенные права союзных республик охраняются Союзом ССР. Остаются и гарантии этих прав. К ним добавляются новые, такие, как право участия республик в решении союзными органами вопросов, отнесенных к ведению Союза ССР.
В целом в проекте решение вопросов национально-государственного устройства обеспечивает демократическое сочетание общих интересов многонационального Союза и интересов каждой из образующих его республик, обеспечивает неуклонное сближение всех наций и народностей страны.
В проекте Конституции уточнены полномочия центральных и местных государственных органов, министерств и ведомств. В отличие от Конституции СССР 1936 г. в проекте новой Конституции нет перечня союзных и союзно-республиканских министерств и ведомств.
Впервые в Конституцию вводится глава о внешней политике СССР. В ней говорится, что Советское государство выступает за упрочение безопасности народов и широкое международное сотрудничество. Внешняя политика СССР направлена на укрепление позиций мирового социализма, поддержку борьбы народов за национальное освобождение и социальный прогресс, на предотвращение агрессивных войн и последовательное осуществление принципа мирного сосуществования государств с различным социальным строем.
23 мая 1977 г. конституционная комиссия рассмотрела проект Конституции СССР. В основном одобрив проект, комиссия приняла решение войти в Президиум Верховного Совета СССР с предложением опубликовать проект Конституции для всенародного обсуждения. Редакционной подкомиссии и образованному Конституционной комиссией Секретариату было поручено обеспечить обобщение и рассмотрение замечаний и поправок, которые будут поступать в ходе всенародного обсуждения проекта Конституции, и представить к сентябрю 1977 года свои предложения в Конституционную комиссию.
4 июня 1977 г. проект Конституции СССР опубликован во всех газетах Советского Союза для всенародного обсуждения.
За четыре месяца (с 4 июня по 1 октября 1977 года) в обсуждении проекта Конституции в общей сложности приняло участие свыше 140 миллионов человек иди более четырех пятых взрослого населения страны. Обсуждению проекта было посвящено около 1,5 миллиона собраний граждан, в которых приняли участие свыше 129 миллионов человек. На собраниях выступило более 6миллионов человек, которые высказали около 5,7 миллионов предложений об одобрении проекта Конституции, а также о внесении в него некоторых поправок и дополнений. Более 30 миллионов человек участвовало в обсуждении проекта Конституции на более чем 450 тысячах открытых партийных собраниях. Здесь выступило более 3 миллионов человек, которые внесли около 1,3 тыс. предложений по проекту и замечаний по тексту его отдельных статей. В обсуждении проекта Конституции на сессиях всех республиканских и местных органов власти участвовало более 2 миллионов депутатов, внесших почти 200 тысяч предложений. Состоялось более 460 тыс. комсомольских собраний, на которых присутствовало более 46 миллионов юношей и девушек и выступило свыше 5 миллионов человек, высказавших свыше 5 миллионов предложений и замечаний.
В Секретариате Конституционной комиссии в общей сложности было учтено и рассмотрено около 400 тысяч поправок и дополнений. Из них свыше 73 тысяч уникальных поправок и дополнений, не совпадающих по своему содержанию.
4 октября 1977 г. в Москве открылась внеочередная седьмая сессия Верховного Совета СССР девятого созыва. Состоялось широкое обсуждение проекта на сессии, в котором выступили 92 депутата Верховного Совета СССР. Было решено внести поправки в 8 статей проекта, добавить одну новую статью. В целом изменения и дополнения коснулись 118 статей Конституции, по некоторым подсчетам, в проект внесено всего 323 коррективы, с учетом редакционных поправок.
§ 2.2. Основные черты и отличительные особенности Конституции СССР 1977 г.
8 октября 1977 г. новая Конституция СССР и другие документы, принятые Верховным Советом СССР, опубликованы во всех газетах страны.
Принятая Конституция СССР 1977 г. была основана на началах преемственности по отношению к предшествующим основным законам, однако, в ней явно присутствовали элементы новизны по сравнению с ними.
Даже в структурном плане это был все-таки новый Основной Закон. Конституция СССР 1977 г. состоит из 174 статей, Конституции СССР 1936 г. - из 146. Имеется преамбула, которой не было у Основного Закона 1936 г. и которая имеет принципиальное значение, так как именно в ней дается сжатая характеристика общества развитого социализма и общенародного государства. Новая Конституция в своей структуре делится на разделы и главы, а Конституция 1936 г. - только на главы. В Конституции 1977 г. 8 новых глав, 75 абсолютно новых статей; 99 статей касаются тех же вопросов, что и Конституция 1936 г., но из них лишь 17 перешли в новую Конституцию без изменений.
Конституция СССР 1977 г. опирается на предшествовавшее ей обновление и совершенствование законодательства, учитывает принятые законодательные акты.
Основной Закон СССР 1977 г. имеет следующую структуру: Преамбула; I. Основы общественного строя и политики СССР (гл. 1: Политическая система; гл. 2: Экономическая система; гл. 3: Социальное развитие и культура; гл. 4: Внешняя политика; гл. 5: Защита социалистического Отечества); II. Государство и личность (гл. 6: Гражданство СССР. Равноправие граждан; гл. 7: Основные права, свободы и обязанности граждан СССР); III. Национально-государственное устройство СССР (гл. 8: СССР - союзное государство; гл. 9: Союзная Советская Социалистическая Республика; гл. 10: Автономная Советская Социалистическая Республика; гл. 11: Автономная область и автономный округ); IV. Советы народных депутатов и порядок их избрания (гл. 12: Система и принципы деятельности Советов народных депутатов; гл. 13: Избирательная система; гл. 14: Народный депутат); V. Высшие органы государственной власти и управления СССР (гл. 15: Верховный Совет СССР; гл. 16: Совет Министров СССР); VI. Основы построения органов государственной власти и управления в союзных республиках (гл. 17: Высшие органы государственной власти и управления союзной республики; гл. 18: Высшие органы государственной власти и управления автономной республики; гл. 19: Местные органы государственной власти и управления); VII. Правосудие, арбитраж и прокурорский надзор (гл. 20: Суд и арбитраж; гл. 21: Прокуратура); VIII. Герб, флаг, гимн и столица СССР; IX. Действие Конституции СССР и порядок ее изменения.
Основные особенности принятой Конституции состоят в следующем .
Отличительной чертой нового Основного Закона следует отметить более объемное, чем в предыдущих конституциях, регулирование основных начал общественного строя. По мнению С.А. Авакьяна, именно стремление определить характер общественного развития и его перспективы побудили перенести соответствующие положения из партийных документов КПСС в Конституцию, т.е. придать им помимо политического еще и юридический характер. Новая Конституция не только фиксирует построение в СССР зрелого социализма. В преамбуле, как уже говорилось, дается подробная характеристика развитого социалистического общества.
Исходя из сплоченности различных слоев общества, Конституция СССР ввела понятие "социальная основа СССР". Ее составляет "нерушимый союз рабочих, крестьян и интеллигенции" (ст. 19). Конституция провозгласила программу социально-культурной политики, учитывающую потребности различных слоев общества (глава 3 - "Социальное развитие и культура").
Вместо понятия "экономическая основа СССР" говорится об "основе экономической системы СССР", под которой подразумевается социалистическая собственность на средства производства в форме государственной и колхозно-кооперативной собственности. Также названо имущество профсоюзных и иных общественных организаций, необходимое им для осуществления уставных задач (ст. 10). Конституция учитывает главенствующую роль общественно-полезного труда. Он и его результаты определяют положение человека в обществе (ст. 14). Руководство экономикой осуществляется на основе принципа государственного планирования, вместе с тем предполагает сочетание централизованного управления с хозяйственной самостоятельностью и инициативой предприятий, использование хозяйственного расчета, прибыли, себестоимости, других экономических рычагов и стимулов (ст. 16). Допускается индивидуальная трудовая деятельность в сфере кустарно-ремесленных промыслов, сельского хозяйства, бытового обслуживания населения, основанная исключительно на личном труде граждан и членов их семей (ст. 17).
Особенностью Конституции 1977 г. надо считать и отражение в ней категории полновластия народа. Если предыдущие основные законы говорили о принадлежности власти "всему рабочему населению страны" (ст. 10 Конституции РСФСР 1918 г.), "трудящимся города и деревни" (ст. 3 Конституции СССР 1936 г.), то в Конституции 1977 г. впервые указано в ст. 2, что "вся власть в СССР принадлежит народу". Кроме того, Конституция фиксировала как государственные, так и общественные формы народовластия. Она говорила не только об осуществлении народом принадлежащей ему государственной власти через Советы (ст. 2), но также предусмотрела участие в управлении государственными и общественными делами общественных организаций, таких как профсоюзы, комсомол и трудовых коллективов (ст. 7-8). В Конституции сказано (ст. 5) о возможности вынесения наиболее важных вопросов государственной жизни на всенародное обсуждение, а также постановки их на всенародное голосование (референдум). За гражданами закреплено право участвовать в управлении государственными и общественными делами, обсуждении и принятии законов и решений общегосударственного и местного значения (ст. 48).
Конституция СССР закрепила всю политическую систему советского общества как совокупность государственных и негосударственных организаций (государство, КПСС, общественные организации, трудовые коллективы), через которые реализуется полновластие народа. Глава "Политическая система" введена в Конституцию впервые.