Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 21:53, курсовая работа
Распад СССР, который привел к возникновению 15 новоявленных суверенных государств на постсоветском пространстве, положил начало независимости Казахстана. В наследство от СССР Казахстан получил советско-партийную систему власти, которая хотя и претерпела значительную трансформацию за годы независимого развития, но в целом почти полностью сохранила свои основные приоритеты. Ее отличительной чертой всегда являлась высокая степень монополизации власти партийно-хозяйственной номенклатурой.
Именно с момента развала СССР мы будем рассматривать развитие политической системы Республики Казахстан. Так как во времена СССР Казахстан не был суверенным и у него не было своей независимой политической
системы, в связи с тем, что Казахстан, находился под руководством СССР.
1. Введение.
2. Особенности становления политической системы суверенного Казахстана.
2.1. Становление Казахстана.
2.2 Органы государственной власти и политическая система.
3. Конституционная реформа 1995 года.
3.1. На пути преобразований.
3.2. Переход к сильной президентской власти.
4. Заключение.
5. Список литературы
Содержание
1. Введение.
2. Особенности становления политической системы суверенного
Казахстана.
2.1. Становление Казахстана.
2.2 Органы государственной
власти и политическая система.
3. Конституционная реформа 1995 года.
3.1. На пути преобразований.
3.2. Переход к сильной президентской власти.
4. Заключение.
5. Список литературы
Введение
Распад СССР, который
привел к возникновению 15 новоявленных
суверенных государств на постсоветском
пространстве, положил начало независимости
Казахстана. В наследство от СССР Казахстан
получил советско-партийную
Именно с момента развала СССР мы будем рассматривать развитие политической системы Республики Казахстан. Так как во времена СССР Казахстан не был суверенным и у него не было своей независимой политической
системы, в связи с тем, что Казахстан, находился под руководством СССР.
Особенности становления политической системы суверенного Казахстана
События августа и декабря 1991 года - несостоявшийся путч в Москве и беловежские соглашения, поставили последнюю точку в истории СССР и 16 декабря 1991 года парламент республики провозгласил государственную независимость Республики Казахстан. Вследствие этого Казахстан, как и абсолютное большинство постсоветских республик, пошел по пути этатизма и строительства этнократического президентского государства.
После распада СССР Первый секретарь ЦК Компартии Казахстана Нурсултан Назарбаев автоматически стал Президентом Республики Казахстан, а аппарат ЦК КПК стал президентской администрацией. По объему своих реальных полномочий Президент Республики Казахстан получил совершенно неограниченные властные полномочия, которые намного превосходят власть Первого секретаря ЦК Компартии Казахстана, обладавший огромной властью.
В последующее время в Казахстане со стороны Нурсултана Назарбаева предпринимаются различные тактические приемы по укреплению института президентской власти. Уже в апреле 1992 г. президент Н.Назарбаев выступил со “Стратегией политического и экономического развития страны до 2005 г.”, ясно дав понять народу Казахстана, что концепция политического развития уже заранее предопределена и страна пойдет по пути создания президентского государства. Тогда же была провозглашена идеология этнократизма. Президентом была сформулирована мысль о том, что Казахстан является государством самоопределившейся казахской нации.
Принятая в январе 1993 г. первая Конституция
независимого Казахстана уже в своей
преамбуле конституировала
Становление Казахстана
Сразу после объявления
16 декабря 1991 г. государственной независимости
Республики Казахстан, начался процесс
формирования новой политической системы,
характеризующейся сильной
1992 г. стал годом активного выхода Казахстана
на международную арену. 3 марта республика
стала членом ООН, позже вошла в другие
международные организации. Тогда же разрабатывается
и государственная символика. 4 июня 1992
г. были утверждены Государственный Герб
и Флаг Казахстана, 11 декабря – его Государственный
Гимн.
Были предприняты меры
по разделению функций законодательной
и исполнительной власти, начата работа
по парламентской реформе и
Органы
государственной власти и политическая
система
Президент –
Назарбаев Нурсултан Абишевич
Правительство
– во главе с Премьер-Министром – Ахметовым
Даниалом Кенжетаевичем
Парламент
Верхняя палата – Сенат. Председатель
Сената Парламента – Абыкаев Нуртай
Нижняя палата
– Мажилис. Председатель Мажилиса Парламента
– Урал Мухамеджанов
Депутаты Сената
избираются местными органами представительной
власти – Маслихатами областей и
городов Астана и Алматы – по
2 сенатора, 7 сенаторов назначаются
Главой государства. Из 77 депутатов
нижней палаты Мажилиса 67 избираются в
округах, 10 – по партийным спискам.
В Казахстане действует 9 политических
партий, зарегистрировано свыше 1800 средств
массовой информации, действует свыше
3000 неправительственных организаций.
Большое значение в жизни страны играет
такой совещательный орган при Президенте,
как Ассамблея народов Казахстана, чьи
рекомендации ложатся в основу межнациональной
политики государства.
Руководством страны проводится последовательная
политика по либерализации политической
системы, предполагающая укрепление институтов
гражданского общества, усиление роли
политических партий в парламенте и общественной
жизни, совершенствование выборного законодательства,
обеспечение свободы средств массовой
информации. Над этими вопросами при Правительстве
работает Постоянно действующее совещание
по демократизации общественной жизни
и развитию институтов гражданского общества.
С учетом его рекомендаций в 2003-2004 годах
принят ряд важных законов, юридически
закрепляющих достигнутый уровень демократических
преобразований.
Конституционная реформа 1995 года.
В 1991-1995 годах
происходило становление и
Конституция 1995 года в новейшей истории страны стала водоразделом, проводящим границу между двумя этапами. Сущность их заключена в том, что, несмотря на независимость страны, в ней еще слишком многое сохранялось от советской системы, что порождало губительное противоречие между новым и старым, живущим бок о бок и не смешивающимся в единую целостность.
Противоречивость и
Основное противоречие заключалось
в неопределенности формы правления.
В чем и был основной изъян
Конституции 1993 года: нельзя говорить
о крепком здании государственности,
если нет четкого представления,
какой будет наша республика –
парламентской или
Заслуживает внимания механизм, которым была принята новая Конституция – референдум и предшествующий ему этап всенародного обсуждения, проходивший с 30 июня по 30 июля 1995 года. Подобная система нехарактерна для развитых демократических обществ, но в то же время для стран, не имеющих такого опыта, она представляется необходимой. Таким путем были решены две задачи.
Первая из них
– легитимация новой
И вторая задача – консолидация общества и фокусирование внимания на новую Конституцию, с тем чтобы каждый гражданин почувствовал значение этого события. Общегосударственные мероприятия такого масштаба и значения всегда имеют особый смысл, позволяя ощутить общность, в которой и создается гражданин. Недавно обретенная независимость приводит к тому, что чувство государственной идентичности еще недостаточно развито. То же относится и к структуре общества. Кризис разрывает привычные нити социальных связей, и их уже не восстановить в прежнем виде. Полноценное и развитое общество – это прежде всего переплетение линий коммуникации между людьми. Создание этой сети есть создание единой общности, где люди могут назвать, кто они, где живут, к чему стремятся.
На пути преобразований
В поддержку
новой Конституции
Начался новый этап развития страны, на который первостепенное влияние оказывала Конституция 1995 года.
В результате ее принятия в республике была реализована основная система, необходимая для нормального функционирования демократических институтов – система сдержек и противовесов. Мы получили то, что необходимо для стабильного развития государства: президентскую форму правления, современную структуру Парламента, четко выстроенную систему власти.
С принятием новой Конституции были реализованы сформулированные в самом начале обретения республикой независимости цели по созданию действующих демократических институтов, системы разделения властей. В двух важнейших документах — Декларации о государственном суверенитете КазССР и в Конституционном законе «О государственной независимости Республики Казахстан» — провозглашалось создание независимого государства, но фактически в полной мере этот процесс завершила только Конституция 1995 года. Ее значение тем более велико, что не была допущена дестабилизация положения в республике, закрепились демократические институты.
Новая Конституция стала одновременно и символом нового направления развития, и ее движителем. Только после ее принятия стала реализуема идея долгосрочной стратегии для всей республики – теперь появилась необходимая для этого стабильность, которую давала устойчивая и непротиворечивая система государственного управления.
Конституция возникла в результате совпадения многих факторов – опыта первых пяти лет независимости, осознания недостатков прежней системы, необходимости ускорения процесса перемен в политической и экономической жизни страны, закономерного ослабления и фактической потери дееспособности системы Советов, политической воли руководства и т.д.
Действующая Конституция Республики Казахстан воплотила в себе два начала – общечеловеческие ценности и опыт, приобретенный за время независимого существования. Что касается первого, то вспомним тот простой факт, что этот Основной Закон – первый за время длительной истории нашего общества, в котором декларируемые принципы являются основой стратегии развития общества и государства.