Конституционно - правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев по российскому законодательству

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2015 в 19:27, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время большое число русских и других русскоязычных граждан оказались жителями иностранных государств, в прошлом являвшихся республиками СССР. В некоторых из этих государств стали нередки случаи ущемления прав и свобод русскоязычного населения, что повлекло за собой переселение данного контингента лиц в Россию.
Кроме того, в различных регионах самой России стали вспыхивать острые межнациональные конфликты, что привело к вынужденному переселению многих граждан из этих районов.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (5).docx

— 47.70 Кб (Скачать файл)

Что же должны предпринять в сложившейся ситуации страны-участницы Конвенции 1951 г., которых данная проблема затрагивает, в пользу действительных беженцев?

1. Предоставить право  подавать ходатайства о статусе  на своей территории беженцам, осуществившим на своем пути  короткий по времени транзит  другой страны, но не просившим  или не получившим там убежища. Возможны и другие варианты  защиты, в т. ч. и временное убежище;

2. Искать возможности  заключения двусторонних и/ил  и региональных соглашений, которые  будут посвящены определенным  правовым гарантиям обязательного  прохождения процедуры признания  статуса беженца хотя бы в  одной из стран следования.

Нужно отметить, что данные рекомендации относятся в равной степени как к странам СНГ, Восточной и Центральной Европы, так и к государствам Европейского Союза, поскольку для выполнения общих для всех участников положений Конвенции 1951 г. необходимо применение единых стандартов по отношению к тем, кого она защищает.

Статья 12 российского Закона о беженцах в его новой редакции впервые предоставляет право получения временного убежища на территории РФ тем, кто имеет основания для признания беженцем, но ограничивается просьбой о временном пребывании, и тем, кто не имеет подобных оснований, но не может быть выдворен из гуманных побуждений.

Говоря о практике применения временной защиты, можно охарактеризовать ее как уже сложившийся правовой режим пребывания лиц, ищущих убежища. Суть заключается в разрешении пребывания на территории страны и гарантиях невысылки.

Как пример удачной организации приема лиц, ищущих убежища, можно назвать четкую работу иммиграционных постов и специальных центров временного содержания для таких людей в странах Западной Европы. Рекомендация УВКБ ООН предостерегает государства-участники Конвенции 1951 г. от использования таких центров как мест специального заключения для лиц, ищущих убежища, и четко устанавливает цели, в которых они могут содержаться там: - установление личности; - определение оснований, на которых построено ходатайство об убежище; - выяснение обстоятельств, когда лица уничтожают свои проездные или удостоверяющие личность документы или используют поддельные документы с целью ввести в заблуждение власти той страны, где они просят об убежище; защита общественного порядка.

Как правило, подобные центры расположены при международных аэропортах, вокзалах и морских портах, куда могут прибывать мигранты.

Представляется, что для отделения нелегальных иммигрантов от действительных беженцев иммиграционные ведомства стран СНГ вполне могли бы использовать этот западный опыт. Здесь очень важно применение следующих принципов обращения с людьми: краткосрочность пребывания; возможность диалога с работниками иммиграционных служб; допуск представителей международных и общественных организаций с целью помощи и консультаций; уважение человеческого достоинства каждого мигранта.

Практика содержания лиц, ищущих убежища, в особо предназначенных для этих целей местах существует почти во всех странах Западной Европы. Позитивным моментом ее применения является то, что указанные лица таким образом имеют возможность получить минимальные гарантии начальной правовой и социальной поддержки.

 

 

2.1. Порядок утраты правового  статуса беженца и вынужденного  переселенца

Нельзя обойти стороной и вопросы утраты статуса беженца и вынужденного переселенца.

Согласно ст. 9 ФЗ «О беженцах» лицо утрачивает статус беженца:

1) после получения разрешения  на постоянное проживание на  территории Российской Федерации  либо при приобретении гражданства  Российской Федерации;

2) если снова добровольно  воспользовалось защитой государства  своей гражданской принадлежности;

3) если, лишившись гражданства, снова его добровольно приобрело;

4) если приобрело гражданство  иностранного государства и пользуется  защитой государства своей новой  гражданской принадлежности;

5) если добровольно вновь  обосновалось в государстве, которое  покинуло или вне пределов  которого пребывало вследствие  опасений преследований по обстоятельствам, предусмотренным подпунктом 1 пункта 1 статьи 1 ФЗ «О беженцах»;

6) если не может более  отказываться от пользования  защитой государства своей гражданской  принадлежности, территорию которого  вынуждено было покинуть по  обстоятельствам, предусмотренным  подпунктом 1 пункта 1 статьи 1 ФЗ «О  беженцах», в связи с тем, что  данные обстоятельства более  не существуют;

7) если не имеет определенного  гражданства и может вернуться  в государство своего прежнего  обычного местожительства в связи  с тем, что обстоятельства, предусмотренные  подпунктом 1 пункта 1 статьи 1 ФЗ «О  беженцах» в данном государстве  более не существуют.

Лицо лишается федеральным органом исполнительной власти по миграционной службе либо его территориальным органом статуса беженца, если оно:

1) осуждено по вступившему  в силу приговору суда за  совершение преступления на территории  Российской Федерации;

2) сообщило заведомо ложные  сведения, либо предъявило фальшивые  документы, послужившие основанием  для признания беженцем, либо  допустило иное нарушение положений  закона.

Уведомление об утрате лицом статуса беженца или о лишении лица статуса беженца с указанием причин принятого решения об утрате статуса беженца или о лишении статуса беженца и порядка его обжалования вручается или направляется данному лицу федеральным органом исполнительной власти по миграционной службе либо его территориальным органом в течение трех рабочих дней со дня принятия решения.

В случае утраты лицом статуса беженца или в случае лишения лица статуса беженца удостоверение сдается в федеральный орган исполнительной власти по миграционной службе либо в его территориальный орган и признается федеральным органом исполнительной власти по миграционной службе недействительным.

Лицо, утратившее статус беженца или лишенное статуса беженца и не использующее право на обжалование решения об утрате статуса беженца или о лишении статуса беженца, а также не имеющее иных законных оснований для пребывания на территории Российской Федерации, обязано по предложению территориального органа федерального органа исполнительной власти по миграционной службе покинуть территорию Российской Федерации совместно с членами семьи в месячный срок со дня получения уведомления об утрате статуса беженца или о лишении статуса беженца.

Необходимо принимать во внимание, что понятия "утрата" и "лишение" имеют разное значение. Лишение статуса беженца следует рассматривать как санкцию со стороны государства за неправомерное поведение. Что касается утраты статуса беженца, то она происходит в силу обстоятельств, связанных с волеизъявлением самого лица. К их числу относится получение лицом разрешения на постоянное проживание на территории Российской Федерации, приобретение российского гражданства либо гражданства иного государства, добровольное возвращение в государство своей гражданской принадлежности и другие условия.

Лицу, утратившему статус беженца либо лишенному данного статуса, вручается соответствующее уведомление с указанием причин принятого решения и порядка его обжалования. Данный документ вручается ему тем органом, который принимал решение о признании лица беженцем, т.е. Федеральной миграционной службой России либо ее территориальным органом. Уведомление должно быть вручено не позднее трех рабочих дней со дня принятия соответствующего решения. При этом беженец обязан возвратить свое удостоверение. Лицу, чей статус беженца в Российской Федерации утрачен или лишенному его в силу причин, изложенных выше, предлагается выехать за пределы России в месячный срок совместно с членами его семьи. В случае отказа от добровольного выезда иммигрант депортируется из Российской Федерации.

Основания и порядок лишения статуса вынужденного переселенца предусмотрено ст. 9 ФЗ «О вынужденных переселенцах».

Так, лицо утрачивает статус вынужденного переселенца при прекращении гражданства Российской Федерации.

Лицо также утрачивает статус вынужденного переселенца: при выезде для постоянного проживания за пределы территории Российской Федерации; в связи с истечением срока предоставления статуса в соответствии законом.

Федеральный орган миграционной службы или территориальный орган миграционной службы лишает лицо статуса вынужденного переселенца в случае, если оно умышленно сообщило ложные сведения или предъявило заведомо фальшивые документы, послужившие основанием для признания его вынужденным переселенцем.

Уведомление о лишении лица статуса вынужденного переселенца с указанием причин и порядка обжалования направляется этому лицу в течение пяти дней со дня принятия решения.

В случае утраты лицом статуса вынужденного переселенца или в случае лишения лица статуса вынужденного переселенца удостоверение вынужденного переселенца признается недействительным соответствующим органом миграционной службы.

В случае утраты лицом статуса вынужденного переселенца или в случае лишения лица статуса вынужденного переселенца данное лицо обязано освободить жилое помещение, предоставленное ему из фонда жилья для временного поселения вынужденных переселенцев.

Лишение лица статуса вынужденного переселенца в связи с сообщением им ложных сведений или в связи с предъявлением им заведомо фальшивых документов является основанием для истребования средств, затраченных на проезд, провоз багажа, содержание и обустройство данного лица.  
Глава 3.Особенности прав, обязанностей и ответственности беженцев и вынужденных переселенцев

Лицо, признанное беженцем, и прибывшие с ним члены его семьи имеют право на:

1) получение услуг переводчика  и получение информации о своих  правах и обязанностях, а также  иной информации;

2) получение содействия  в оформлении документов для  въезда на территорию Российской  Федерации в случае, если данные  лица находятся вне пределов  территории Российской Федерации;

3) получение содействия  в обеспечении проезда и провоза  багажа к месту пребывания  в порядке, определяемом Правительством  Российской Федерации;

4) получение питания и  пользование коммунальными услугами  в центре временного размещения  в порядке, определяемом Правительством  Российской Федерации, до убытия  к новому месту пребывания;

5) охрану представителями  территориального органа федерального  органа исполнительной власти  по внутренним делам в центре  временного размещения в целях  обеспечения безопасности данных  лиц;

6) пользование жилым помещением, предоставляемым в порядке, определяемом  Правительством Российской Федерации, из фонда жилья для временного  поселения. Лицо, признанное беженцем, и члены его семьи утрачивают  право на пользование жилым  помещением из фонда жилья  для временного поселения в  случае приобретения, получения, найма  другого жилья;

7) медицинскую и лекарственную  помощь наравне с гражданами  Российской Федерации в соответствии  ФЗ «О беженцах», другими федеральными  законами и иными нормативными  правовыми актами Российской  Федерации, законами и иными нормативными  правовыми актами субъектов Российской  Федерации, если иное не предусмотрено  международными договорами Российской  Федерации;

8) получение содействия  в направлении на профессиональное  обучение или в трудоустройстве  наравне с гражданами Российской  Федерации в соответствии с  настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами  и иными нормативными правовыми  актами Российской Федерации, законами  и иными нормативными правовыми  актами субъектов Российской  Федерации, за исключением случаев, предусмотренных законодательством  Российской Федерации и международными  договорами Российской Федерации;

9) работу по найму или  предпринимательскую деятельность  наравне с гражданами Российской  Федерации в соответствии с  настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами  и иными нормативными правовыми  актами Российской Федерации, законами  и иными нормативными правовыми  актами субъектов Российской  Федерации, за исключением случаев, предусмотренных законодательством  Российской Федерации и международными  договорами Российской Федерации;

10) социальную защиту, в  том числе социальное обеспечение, наравне с гражданами Российской  Федерации в соответствии ФЗ  «О беженцах», другими федеральными  законами и иными нормативными  правовыми актами Российской  Федерации, законами и иными нормативными  правовыми актами субъектов Российской  Федерации, за исключением случаев, предусмотренных законодательством  Российской Федерации и международными  договорами Российской Федерации;

11) получение содействия  в устройстве детей лица, признанного  беженцем, в государственные или  муниципальные дошкольные и общеобразовательные  учреждения, образовательные учреждения  начального профессионального образования, а также в переводе их в  образовательные учреждения среднего  профессионального и высшего  профессионального образования  наравне с гражданами Российской  Федерации в соответствии с  настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами  и иными нормативными правовыми  актами Российской Федерации, законами  и иными нормативными правовыми  актами субъектов Российской  Федерации, если иное не предусмотрено  международными договорами Российской  Федерации;

Информация о работе Конституционно - правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев по российскому законодательству