Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2013 в 15:58, курсовая работа
Целью нашего исследования является определение конституционно – правового статуса Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, выяснение проблем, связанных с этим, и пути их решения.
Конституционно – правовой статус, полномочия и организация деятельности Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации
Опубликовано 05.08.2011 авторо
[download id="5"]
Введение.
Природа Совета Федерации
такова, что позволяет говорить о
двух его значениях. Во-первых, это
федеральный конституционный
Относительно Совета Федерации много споров, амплитуда которых в течение последнего времени находится на стабильно высоком уровне. Это объясняется различными факторами: Федеральным Законом «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации», последовавшей за его принятием ротацией всего состава палаты; избранием нового руководства Совета Федерации. Интерес обусловлен также претензиями палаты на новую, более решительную роль в законотворческом процессе; усилением ее влияния как “доверенного лица” регионов в отношениях с федеральным центром; организационной перестройкой палаты и другими обстоятельствами. Таким образом, актуальность данной работы не вызывает сомнений.
Мы использовали работы по конституционному праву России таких видных ученых, как С.А. Авакьян, М.В. Баглай, О.Н. Кутафин, Е.И. Козлова.
Целью нашего исследования является определение конституционно – правового статуса Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, выяснение проблем, связанных с этим, и пути их решения.
§1. Порядок формирования Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации.
Совет Федерации основывается
на паритетном представительстве субъектов
Федерации, каждый из которых представлен
в палате двумя членами — по
одному от представительного и
Согласно ст. 2, 3 и ч. первой ст. 5 ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» член Совета Федерации — представитель от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Федерации избирается соответствующим законодательным органом на срок полномочий этого органа, а если законодательный орган формируется путем ротации (т.е. переизбирается не целиком, а по частям — по половинам, по третям и т.д.), то на срок полномочий, установленный для однократно избранных депутатов этого органа. Член Совета Федерации, представляющий двухпалатный законодательный орган, избирается поочередно от каждой палаты на половину срока полномочий соответствующей палаты.
В 2004 г. было установлено, что
член Совета Федерации, представляющий
однопалатный законодательный орган,
должен быть избран не позднее трех
месяцев со дня первого заседания
в правомочном составе этого
органа нового созыва, в том числе
в случае досрочного прекращения
полномочий предыдущего созыва, а
член Совета Федерации, представляющий
двухпалатный законодательный орган
или законодательный орган, формируемый
путем ротации, — со дня истечения
срока, на который был избран предыдущий
представитель соответствующего органа.
В случае досрочного прекращения
полномочий члена Совета Федерации,
представляющего
Кандидатуры для избрания представителя в Совете Федерации от законодательного органа субъекта Федерации вносятся на рассмотрение этого органа его председателем. В двухпалатном законодательном органе кандидатуры для избрания представителя в Совете Федерации вносятся на рассмотрение данного органа поочередно председателями палат. Группа депутатов численностью не менее трети общего числа депутатов может внести альтернативные кандидатуры для избрания представителя в Совете Федерации. Решение об избрании принимается тайным голосованием и оформляется постановлением законодательного органа, а если он двухпалатный, то совместным постановлением обеих его палат.
Согласно ст. 4 и ч. 2 ст. 5 ФЗ[2], представитель в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти субъекта Федерации назначается высшим должностным лицом субъекта Федерации (руководителем высшего исполнительного органа) на срок его полномочий. Его решение о назначении представителя в Совете Федерации оформляется указом (постановлением), который (которое) в трехдневный срок направляется в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Федерации и вступает в силу, если на очередном или внеочередном заседании законодательного органа две трети общего числа его депутатов не проголосуют против назначения данного представителя. Член Совета Федерации — представитель от исполнительного органа государственной власти субъекта Федерации должен быть назначен в срок не позднее трех месяцев со дня вступления в должность высшего должностного лица субъекта Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Федерации), включая случай досрочного прекращения полномочий предыдущего высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа), а в случае досрочной вакантности соответствующего мандата — не позднее трех месяцев со дня прекращения полномочий предыдущего члена Совета Федерации.
При существующем подходе федерального законодателя к регулированию процедуры формирования Совета Федерации часть процедур регулируется актами субъектов Федерации. Регламенты парламентов субъектов РФ разнообразно подходят к регламентированию процедуры: некоторые регулируют процедуру прекращения полномочий представителя от законодательной власти в Совете Федерации, в иных субъектах различными актами регулируется правовой статус члена Совета Федерации[3].
Введение нового порядка
образования Совета Федерации не
положило конец дискуссии о том,
каким образом он должен формироваться.
Принятый порядок соответствует
конституционной конструкции
Так или иначе, это вопрос
будущего, а сегодня, вероятно, следует
вести речь о качественном совершенствовании
принятого законодательного регулирования
формирования верхней палаты. Поскольку
существует описанная выше разноголосица
в регламентации субъектами процедур,
возможно, стоит отказаться от регулирования
процедуры рассмотрения кандидатур
в состав верхней палаты парламента
регламентами органов законодательной
власти субъектов Федерации, как
это предусмотрено в настоящее
время. Целесообразно общие для
всех субъектов процедурные
§2. Полномочия Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации.
Представляется, что целесообразно
выделять две группы полномочий Совета
Федерации. Первая группа полномочий —
это полномочия, которые обе палаты
в установленной
По мнению ряда ученых, Совет Федерации обладает меньшим объемом полномочий в законодательной сфере. При этом С.М. Шахрай сводит их к рассмотрению принятых Думой законов, одобрению или неодобрению таких актов. Представляется, что такой подход к роли Совета Федерации в данной сфере несколько упрощен[6]. Компетенция палат парламента не должна оцениваться только путем перечисления закрепленных за ними полномочий. Ее следует оценивать исходя из значимости соответствующих полномочий. В том, что полномочия Совета Федерации весьма существенны, сомневаться не приходится. Ведь, как правило, без его одобрения федеральные законы не приобретают всех присущих законам признаков. Значимость этой процедуры подтверждается тем, что она выделяется в качестве самостоятельной стадии парламентского законодательного процесса.
Основы деятельности Совета Федерации как палаты Федерального Собрания РФ определены в Конституции РФ. При этом у Совета Федерации на два специальных полномочия больше, чем у Государственной Думы. Заметим, что в ст. 102 Конституции не употребляется термин «полномочия», тем не менее именно они перечисляются в ее ч. 1 данной статьи. Здесь определены те полномочия Совета Федерации, которые он осуществляет самостоятельно, независимо, в частности от согласия другой палаты Федерального Собрания — Государственной Думы[7]. Конечно, в ряде случаев осуществлению Советом Федерации указанных полномочий должно предшествовать какое-то юридическое событие или юридический факт, включая действия других государственных органов, однако решение Совета Федерации ни от воли, ни от действий этих органов не зависит. Оно представляет собой властный акт и обладает юридической силой.
Так, в частности, Совету Федерации
предоставлено право
К конституционным полномочиям Совета Федерации относится его право на участие в законодательной деятельности на федеральном уровне, что вполне естественно, т.к. он является частью законодательного органа государственной власти Российской Федерации.
Совет Федерации наделен
довольно обширными и весьма значимыми
полномочиями в законодательной
сфере. В соответствии со ст. 104 Конституции
он и его члены имеют право
внесения законодательной инициативы
в Государственную Думу. Кроме
того, в соответствии со ст. 134 Конституции
Совет Федерации или группа членов
СФ численностью не менее 1/5 от общего
состава этой палаты имеют право
вносить предложения о
Статья 105 Конституции закрепляет право Совета Федерации на рассмотрение принятых Государственной Думой федеральных законов. Реализация этого права гарантируется на конституционном уровне путем возложения на Государственную Думу обязанности направлять принятые федеральные законы в пятидневный срок на рассмотрение Совету Федерации. При этом Совет Федерации вправе одобрить их либо отклонить. В связи с наделением такого рода полномочиями Совет Федерации осуществляет сдерживающую функцию по отношению к Государственной Думе и к другим субъектам права законодательной инициативы на федеральном уровне. Ведь без его одобрения их инициативы не могут стать законами.
К числу федеральных законов,
которые в соответствии со ст. 106
Конституции РФ в обязательном порядке
рассматриваются Советом
Статья 107 Конституции РФ
предоставляет Совету Федерации
право участвовать совместно
с Государственной Думой в
преодолении отлагательного вето Президента
РФ в случаях отклонения им федеральных
законов. Статьей 108 Конституции Совет
Федерации наделяется правом участия
в одобрении федеральных
Совет Федерации наделен
определенными полномочиями в кадровой
сфере. Назначение на должность судей
Конституционного, Верховного и Высшего
Арбитражного судов — прерогатива
Совета Федерации, получившая отражение
в п. «ж» ч. 1 ст. 102 Конституции. Благодаря
этому «в руках» верхней палаты оказалось
формирование высшего звена всей
судебной системы страны. Полномочие
Совета Федерации, получившее наибольшую
известность, связано с назначением
на должность и освобождением
от нее Генерального прокурора РФ
и его заместителей. Процедура
их назначения очень сходна с порядком
назначения судей вышеуказанных
судов, тем не менее она регулируется
отдельной группой регламентных
норм (ст. 179-183 Регламента СФ). Следующее
полномочие – на формирование иных
государственных органов и