Конституционно – правовой статус, полномочия и организация деятельности Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2013 в 15:58, курсовая работа

Описание работы

Целью нашего исследования является определение конституционно – правового статуса Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, выяснение проблем, связанных с этим, и пути их решения.

Файлы: 1 файл

Конституционно.docx

— 35.24 Кб (Скачать файл)

Предложения о выдвижении кандидатур на названные должности  формируются комитетами и комиссиями Совета Федерации. Комиссия по взаимодействию со Счетной палатой дает заключение по каждой кандидатуре, формирует список кандидатур и представляет его на заседание Совета Федерации, где  обсуждается каждая кандидатура: члены  палаты задают вопросы претендентам, высказываются за или против. Тайное голосование проводится по всем кандидатурам[10].

За рамками Конституции  находится еще одна проблема, решаемая с участием Совета Федерации. Речь идет о назначении на должность и об освобождении от должности членов Центральной  избирательной комиссии Российской Федерации. В соответствии с Федеральным  законом «Об основных гарантиях  избирательных прав и права на участие в референдуме граждан  Российской Федерации» Совет Федерации  назначает на должность пять членов ЦИК России. Кандидатуры предлагаются законодательными и исполнительными  органами государственной власти субъектов  РФ, которые направляют в Совет  Федерации свои решения[11]. Голосование проводится в один этап, если в каждой группе субъектов РФ предложено не более одной кандидатуры. Если хотя бы в одной из групп субъектов Федерации предложено более одной кандидатуры для назначения на должность членов ЦИК, голосование проводится в два этапа. Назначенным на должность члена Центральной избирательной комиссии считается лицо, получившее при голосовании большинство голосов членов Совета Федерации. Это решение оформляется постановлением палаты.

За годы работы Федерального Собрания РФ появилось более двух тысяч законов федерального уровня. Такой массив федерального законодательства обеспечивает закрепление проводимых государственно-политических и социально-экономических  преобразований в нашей стране. Однако, представляется, что имеется острая необходимость в повышении его  качества[12].

Вполне обоснованна точка  зрения о том, что Совет Федерации  призван выражать интересы местностей, региональные мнения. Пока же он не имеет  должной поддержки со стороны  населения, т.к. в конфликтных ситуациях  оказывается неспособным реально  противостоять исполнительной власти, а в законодательной сфере  занимается деятельностью, направления  которой определяются активностью  Государственной Думы, не используя  все возможности и полномочия, которые предоставлены ему Конституцией РФ. 

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

§3. Организация деятельности Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации

Заседания Совета Федерации  проводятся в Москве. Каждому члену  палаты отводится постоянное место  в зале заседаний. Специальные места  отводятся для Президента, Председателя Правительства России, депутатов  Государственной Думы, членов Правительства, председателей Конституционного, Верховного, Высшего Арбитражного судов, Председателя, заместителя и аудиторов Счетной  палаты, Генерального прокурора, Председателя Центральной избирательной комиссии, полномочного представителя Президента в Совете Федерации и полномочного представителя Правительства в  Совете Федерации[13].

Заседания палаты в соответствии со ст. 41 Регламента Совета Федерации  проводятся с 16 сентября по 15 июля. Утренние заседания проводятся с 10 до 14 часов  с перерывом на 30 минут, вечерние — с 16 до 18 часов. Заседания являются открытыми, но палата по предложению  Президента России и Председателя Правительства, ведущего заседание, а также группы членов палаты не менее 25 человек или  комитета (комиссии) может принять  решение о проведении закрытого  заседания[14].

Данное решение принимается  большинством голосов, но не менее чем 46 голосами. Ha заседании Совета Федерации  ведутся протокол и стенограмма. Стенограмма является дословным  воспроизведением в письменной форме  всего, что было произнесено участниками  заседания. Внесение изменений и  дополнений в стенограмму не допускается. Протокол заседания подписывается  председательствующим. Стенограмма  открытого заседания публикуется  в Бюллетене заседания Совета Федерации, а стенограмма закрытого  заседания хранится в структурном  подразделении Аппарата Совета Федерации  на правах секретного документа.

Заседание Совета Федерации  считается правомочным, если на нем  присутствуют более половины общего числа членов палаты.

В первую очередь на заседании  Совета Федерации рассматриваются  следующие вопросы:

а) послания и обращения  Президента России;

б) проекты актов Совета Федерации по вопросам, относящимся  к ведению Совета Федерации в  соответствии с Конституцией РФ;

в) проекты законов РФ о  поправках к Конституции, одобренные Государственной Думой; федеральные  конституционные законы, одобренные Государственной Думой; федеральные  законы, принятые Государственной Думой  и подлежащие обязательному рассмотрению в Совете Федерации;

г) предложения о пересмотре положений глав 1, 2 и 9 Конституции  РФ;

д) предложения о направлении  запросов Совета Федерации в Конституционный  Суд РФ.

Председательствующий на заседании палаты:

объявляет об открытии и о  закрытии заседания;

ведет заседание палаты;

обеспечивает соблюдение положений Регламента;

предоставляет слово для  выступления в порядке очередности  поступления зарегистрированных заявок;

предоставляет слово по порядку  ведения заседания;

ставит на голосование  проекты актов Совета Федерации, другие вопросы в соответствии с  повесткой дня заседания;

оглашает предложения  членов палаты по рассматриваемым на заседании вопросам и объявляет  последовательность постановки их на голосование;

организует голосование  и подсчет голосов, оглашает результаты голосования;

отвечает на вопросы, поступившие  в его адрес, дает справки;

обеспечивает порядок  в зале заседаний, может удалить  из него мешающих работе лиц;

обеспечивает исполнение организационных решений;

подписывает протокол заседания;

вправе предупредить члена  Совета Федерации о нарушении  положений Регламента, а при повторном  нарушении может лишить его слова[15].

При этом на заседании председательствующий не вправе высказывать собственное  мнение об обсуждаемых вопросах, комментировать выступления, давать характеристику выступающим, в противном случае он обязан передать свои функции другому председательствующему.

На заседаниях предусматриваются  следующие основные виды выступлений: доклад (до 15 мин.), содоклад (до 10 мин.), заключительное слово по обсуждаемому вопросу (до 5 мин.), выступление кандидата  на выборную (назначаемую) должность (до 5 мин.), выступления в прениях, по обсуждаемой кандидатуре, по мотивам  голосования и порядку ведения  заседания, предложение, справка, информация, заявление, обращение (до 3 мин.). По истечении установленного времени микрофон выступающего отключается без предупреждения. Никто не вправе выступать на заседании Совета Федерации без разрешения председательствующего. Нарушивший это правило лишается слова без предупреждения[16].

Если член Совета Федерации  не успел выступить в связи  с прекращением прений, то он вправе приобщить подписанный им текст  выступления к стенограмме заседания.

Кроме этого, члены Совета Федерации вправе распространять в  зале заседаний документы и материалы, относящиеся к вопросам, включенным в повестку дня, при этом они должны быть подписаны инициатором (инициаторами) их распространения и завизированы Председателем палаты либо его заместителем.

Голосование на заседании  Совета Федерации проводится с использованием электронной системы или бюллетенями. Для проведения голосования бюллетенями  Совет Федерации создает из числа  своих членов Счетную комиссию, которая  является рабочим органом данного  заседания[17].

Голосование, как и в  Государственной Думе, может быть количественным, рейтинговым либо альтернативным (ст. 61 Регламента Совета Федерации).

Регламент определяет, что  член Совета Федерации лично осуществляет свое право на голосование. Действующая  редакция, в отличие от ранее существовавшей, не содержит формулировки о возможности  опроса по подписным листам, но довольно подробно регламентирует процедуру  открытого, тайного и поименного голосования.

Решения, принятые на заседаниях, оформляются постановлениями Совета Федерации или выписками из протокола  заседания. По общеполитическим и социально-экономическим  вопросам Совет Федерации может  выступать с заявлениями, обращениями, принимаемыми в том же порядке, что  и постановления палаты. Все проекты  актов, вносимых на рассмотрение Совета Федерации, проходят юридическую и  лингвистическую экспертизы в Правовом управлении Аппарата Совета Федерации, визируются их должностными лицами и  в течение 96 часов с момента  принятия направляются для представления  на подпись Председателю Совета Федерации, регистрации и рассылки.

Члены Совета Федерации подают Председателю палаты письменные предложения  о приглашении на заседание членов Правительства и примерный перечень интересующих парламентариев вопросов.

В свою очередь, Председатель Совета Федерации определяет ответственный  за подготовку и проведение «правительственного  часа» комитет палаты, который  приглашает на заседание не более  двух членов Правительства России. Приглашения направляются членам Правительства  не позднее чем за пять дней до проведения заседания. Если приглашенный член Правительства  не может присутствовать на заседании, он вправе дать письменные ответы на заданные вопросы, которые затем доводятся  до сведения членов палаты. Члены Совета Федерации, не удовлетворенные письменным ответом, могут повторно пригласить его для устного ответа.

Предложение о парламентском  запросе может быть внесено Председателем  палаты, его заместителем, комитетом (комиссией) по вопросам их ведения, а  также двумя членами Совета Федерации, представляющими один субъект РФ, или группой членов палаты численностью не менее пяти человек.

Устный ответ на парламентский  запрос должностное лицо дает на ближайшем  заседании палаты, а письменный ответ  должен быть направлен в Совет  Федерации не позднее 15 дней со дня  получения запроса[18].

Парламентские слушания могут  проводиться по инициативе Председателя палаты, его заместителей, комитетов в пределах их полномочий или группы членов Совета Федерации численностью не менее 15 человек. Слушания могут быть открытыми и закрытыми и могут проводиться совместно с комитетами и комиссиями Государственной Думы. Организация проведения парламентских слушаний возлагается на соответствующий комитет палаты.

Информация о теме, времени  и месте проведения парламентских  слушаний передается в Пресс-службу Совета Федерации не позднее чем  за 12 дней до начала парламентских слушаний. Пресс-служба, в свою очередь, не позднее  чем за 10 дней до начала слушаний оповещает  средства массовой информации и общественность о предстоящем мероприятии. Ответственный  комитет определяет состав приглашенных лиц, которые уведомляют о проведении парламентских слушаний[19].

Слушания, как правило, открыты  для представителей средств массовой информации и общественности. Но могут  быть и закрытые парламентские слушания, на которых обсуждаются вопросы, связанные с государственной, служебной  или иной охраняемой законом тайной.

Необходимо отметить, что  члены Совета Федерации и полномочный  представитель Президента в палате вправе участвовать и в открытых, и в закрытых парламентских слушаниях. Список лиц, имеющих право присутствовать на закрытых парламентских слушаниях, определяется ответственным комитетом палаты и согласуется с Председателем Совета Федерации или его заместителем. Представители средств массовой информации и общественности на закрытые парламентские слушания не допускаются[20].

Ответственный за подготовку и проведение парламентских слушаний комитет готовит все информационные материалы, проекты заключений, рекомендаций и иных документов, которые предполагается принять по результатам данных слушаний, включая законопроекты и проекты  постановлений. Для этого распоряжением  Председателя палаты могут быть образованы рабочие группы с привлечением работников Аппарата и внешних экспертов. По результатам парламентских слушаний могут быть приняты рекомендации.  

 

 

  

 

 

 

Заключение.

Из всех институтов государственной  власти, учреждением и совершенствованием которых было занято российское общество в течение многих лет действия Конституции России 1993 года, наиболее сложная судьба оказалась у Совета Федерации. На первый взгляд, рассматриваемые  нами вопросы не должны вызывать затруднений. Но, все более подробно и детально изучая данные вопросы, мы пришли к  выводу, что в данной области существует множество проблем различного характера.

Подводя итог сказанному, отметим, что Совет Федерации выражает федеративный характер государственного устройства России, соединяет в единое целое интересы федерального центра и регионов. Одновременно Совет Федерации  — это орган, обеспечивающий в  структуре Федерального Собрания внутреннее равновесие палат.

Какая из двух палат Федерального Собрания представляет волю народа? Отвечая  на этот вопрос, мы  разделяем точку зрения Конституционного Суда РФ о многомерном характере народного представительства в Российской Федерации. При этом Государственная Дума обеспечивает прямое представительство населения, а Совет Федерации — представительство интересов российских регионов, их органов власти. Совет Федерации — участник системы отношений народного представительства, в которой он выполняет роль выразителя уже согласованных, выработанных в региональных органах власти интересов.

Согласно позиции Конституционного Суда идея народного представительства  находит воплощение не только в факте  самого существования Федерального Собрания и его палат, но и должна учитываться в их практической деятельности. Это требование должно быть реализовано  во внутреннем устройстве палат, процедурных  правилах, актах парламента. С целью  обеспечения представительства  акты парламента должны воплощать интересы большинства в обществе, а не только самого парламентского большинства, сказано  в указанном постановлении. Иначе  говоря, Конституционный Суд не только не отрицает представительную природу  Совета Федерации, а напротив, признает, обосновывает ее необходимостью представительства  интересов субъектов Российской Федерации. 

Информация о работе Конституционно – правовой статус, полномочия и организация деятельности Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации