Конституционное право ФРГ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2012 в 20:03, контрольная работа

Описание работы

Особое место судов ФРГ в политической системе и механизме государственной власти отражается уже в том факте, что юстиция имеет здесь больший удельный вес в структуре политических учреждений и повседневной практике общественной жизни. На один миллион жителей в ФРГ приходится более 200 судей (в Англии — 51, Италии — 101, Швеции — 100) Из средств, расходуемых на поддержание правопорядка, в ФРГ на суды расходуется примерно две трети, в то время как в других европейских странах примерно одна треть

Файлы: 1 файл

СУДЕБНАЯ СИСТЕМА ФРГ.doc

— 169.00 Кб (Скачать файл)

 

Судебному разбирательству в большинстве случаев должно, согласно закону, предшествовать рассмотрение жалобы заинтересованного лица в соответствующем ведомстве (например, в бюро по страхованию от безработицы). В случае отказа ведомства дело может быть передано в социальный суд, который рассматривает его в служебном порядке, не будучи связан заявлениями и доказательствами сторон.

 

        Для облегчения доступа граждан к социальным судам производство в них в принципе бесплатное. Иск или апелляция не обязательно должны подаваться в письменной форме, жалоба может быть продиктована в секретариате суда.

 

Суд имеет три инстанции, первой из которых выступают социальные суды в землях (аналогичные по рангу участковым судам общей компетенции), следующей инстанцией являются земельные социальные суды, а высшей — Федеральный социальный суд. В социальных судах действуют специализированные палаты по различным видам дел: по социальному страхованию, страхованию по безработице, по делам инвалидов войны, больничным кассам и другие.

 

Во всех инстанциях социальные суды работают коллегиально. В первой инстанции это судья с двумя заседателями. В двух вышестоящих — по три судьи с двумя заседателями. Как и в трудовых судах, заседатели в социальных судах представляют заинтересованные стороны или социальные группы. В палатах и сенатах, разбирающих дела о социальном страховании и пособиях по безработице, один из заседателей представляет круг застрахованных лиц, другой — предпринимателей; в палатах, рассматривающих иски инвалидов войны, один — из числа лиц, получающих такое страхование, другой — из числа лиц, это страхование осуществляющих.

 

Только в Федеральном социальном суде заинтересованное лицо должно иметь своего представителя. Во всех других инстанциях оно может выступать лично или через своих представителей, которыми могут быть члены или служащие профсоюзов, союзов предпринимателей, объединений инвалидов войны и других организаций, причастных к предмету разбирательства, а также адвокаты. Иногда такое представительство в суде прямо предусматривается уставом организации. Представители могут выступать в суде от имени истца или поддерживать его в ходе разбирательства своими советами.

 

Решение суда первой инстанции может быть обжаловано в земельный социальный суд во всех случаях, когда такое обжалование заранее не отклоняется законом.

 

Кассационное производство в Федеральном социальном суде возможно в случаях, когда его допускает земельный или сам Федеральный социальный суд. Дело рассматривается только тогда, если конкретный случай имеет принципиальное значение с точки зрения права, либо решение земельного суда входит в противоречие с ранее принятым решением Федерального социального суда или другого высшего суда Федерации. Достаточным основанием для кассационного производства являются существенные нарушения процессуальных норм. Обжалование производится только в случаях нарушения федерального закона или административной нормы, действующей за пределами округа, в котором действует суд, чье решение обжалуется. Федеральный социальный суд подлежит служебному надзору со стороны федерального министра труда и социального порядка.                

 

Административная юрисдикция осуществляется в ФРГ специальными административными судами. Первые административные суды в Германии возникли в середине прошлого века в прямой связи с внедрением в государственную практику идеи разделения властей: споры о праве, возникающие в сфере административной деятельности, не должны были разрешаться самими административными органами. В Веймарской республике административная юстиция стала обязательной для всех земель, этот принцип был: воспринят и в ФРГ, где административные суды действуют на основе Положения об административных судах I960 г.

 

В соответствии с § 40 этого Положения компетенция административных судов распространяется на все споры публично-правового характера, кроме конституционно-правовых. Суды принимают к рассмотрению не только иски граждан к государственным органам, но и некоторые споры между административными единицами, например между общинами или городами, а также все споры о  правах государственных служащих.                           

 

Большая часть дел касается именно отношений граждан с государством. Право гражданина на судебную защиту от нарушения его прав государственной властью является конституционным и закреплено в п. 4 ст. 19 Основного закона ФРГ.

 

Значение административной юстиции растет. Кроме рутинных отношений с властями, в ее сферу все больше втягиваются отношения, имеющие важное социальное и политическое значение. Административные суды разрешают конфликты, связанные с запретом массовых выступлений и демонстраций, охраной окружающей среды и энергоснабжением, представлением политического убежища, получением мест в учебных заведениях, строительством атомных станций и захоронением ядерных отходов.

 

Особое место в их производстве заняли дела о «запретах на профессии», касающиеся основных прав граждан и влияющие на формирование государственных учреждений ФРГ. Если в 1971 г. административные суды приняли к производству 57 227 дел, то в 1978 г. — уже 172 921.

 

Обращаясь в административный суд, гражданин может требовать отмены какого-либо решения государственного органа или, наоборот, принятия какого-либо решения. Кроме того, принимаются решения, констатирующие определенный факт, имеющий правовое значение, решения о предоставлении каких-либо ценностей и др. В законе указывается, что некоторые иски имущественного характера против административных органов должны рассматриваться обычными судами. В ходе разбирательства суд не правомочен оценивать целесообразность оспариваемого административного акта; он определяет, не нарушил ли административный орган этим актом закон и не противоречит ли его акт целям, ради которых этот орган получил свои полномочия.

 

Система административных судов имеет три инстанции: суды первой инстанции, высшие административные суды на уровне земель и Федеральный административный суд (его местонахождение — Берлин). Таким образом, вторая инстанция — это не земельный, как в большинстве других судов, а высший земельный суд. Все эти суды действуют коллегиально, причем в первых двух инстанциях вместе с тремя профессиональными судьями действуют по два заседателя, а Федеральный административный суд состоит из пяти профессиональных судей. Заседатели административных судов избираются на четыре года и не принадлежат к какой-либо определенной профессиональной группе граждан. Суды второй и высшей инстанций могут в отдельных случаях функционировать как суды первой инстанции. Например, Федеральный административный суд рассматривает споры между Федерацией и землями или между отдельными землями, если они не являются конституционно-правовыми.

 

Особыми видами административных судов, действующих на основе специальных нормативных актов и в соответствии с выработанными для них процессуальными правилами, являются социальные, финансовые и дисциплинарные суды.

 

По общему правилу до обращения в административный суд гражданин должен оспорить административный акт в учреждении, его издавшем. Причем «возражение» адресуется ведомству, принявшему решение, но проверку оспариваемого акта проводит вышестоящая инстанция. В случае отклонения его жалобы гражданин в течение одного месяца может обратиться в административный суд. Административные ведомства, отказывая гражданину в удовлетворении жалобы, обязаны, согласно закону, поставить его в известность о возможности оспорить этот акт в судебном порядке.

 

Процесс в административном суде проводится в форме так называемого розыскного производства, когда суд сам исследует обстоятельства дела, не будучи связан претензиями или доказательствами сторон, привлекая по собственной инициативе к разбирательству третьих лиц, чьи интересы затронуты данным делом. Процессуальные права заинтересованных лиц ограничены в связи с тем, что в таких процессах, как правило, затрагиваются государственные интересы. Иск может быть отклонен с мотивировкой, что заинтересованная сторона не имеет права оспаривать какое-либо положение действующего публичного права. В любой стадии процесса заинтересованное лицо может быть представлено его доверенным. В Фе­деральном административном суде представительство через адвоката (или лицо, преподающее право в высшем учебном заведении) обязательно.

 

Решение административного суда первой инстанции может быть оспорено в высшем земельном суде, а его решение, в свою очередь,— в кассационном производстве перед Федеральным административным судом. Однако такое производство может быть начато только если его допускает высший земельный суд или имели место грубые процессуальные нарушения. В случаях, указанных в законе, обращение в Федеральный суд возможно, минуя высший земельный суд. Федеральный административный суд принимает к рассмотрению дела в случаях, когда речь идет о нарушении норм федерального права. Если оспаривается правильность применения права земли, высший административный суд (в земле) принимает окончательное решение.

 

Об удельном весе судов различной юрисдикции в системе правосудия ФРГ дает некоторое представление следующая таблица, отражающая в абсолютных цифрах и процентах количество занятых в них судей.

                                                                          Число судей            %

Суды общей подсудности (участковые,

 

     земельные и высшие земельные)                12968                    73,9

 

Административные                                           1536                      9,2

 

Социальные                                                        997                      6,0

 

Дисциплинарные                                                667                      4,0

 

Трудовые                                                                     629                      3,6

 

Финансовые                                                       472                      2,8

 

Конституционные                                              90                       0,5

 

Всего                                                              16657                     100             

 

Полисистемность судебной организации ФРГ привела к появлению своеобразного высокого судебного органа, ставящего своей целью нечто вроде координации деятельности различных судебных систем. В соответствии с поправкой, внесенной в Конституцию в 1968 г., был учрежден Объединенный сенат высших федеральных судов. Он состоит из президентов всех этих судов и судей тех же судов, коллегия которых меняется в зависимости от характера конкретно рассматриваемого дела. На этот сенат возложена обязанность поддержания единства правосудия. В случаях, когда один из высших федеральных судов принимает по конкретному делу решение, не соответствующее решению другого суда такого же ранга или имеющемуся решению Объединенного сената, окончательное решение выносит Объединенный сенат. Всего до 1982 г. (т. е. за 14 лет существования) было принято 13 таких решений.

 

Федеральный конституционный суд занимает особое место в политической системе страны, находясь в одном ряду с другими федеральными органами, такими, как бундестаг, бундесрат, президент или федеральное правительство. В ФРГ последовательно проведена идея особого конституционного органа, наблюдающего за соблюдением не только конкретных норм, но и принципов Конституции. Согласно ст. 18, 21, 41, 61, 93, 98, 99, 100, 126 Основного закона и § 13 Закона о Федеральном конституционном суде, он призван принимать решения в 18 типовых случаях, касающихся толкования Основного закона и обычного законодательства Федерации и земель, полномочий государственных органов, прав граждан, положения политических партий и многих других важных правовых проблем.

 

Массированное вторжение ФКС в сферу конституционного права, привело к парадоксальному результату, весьма положительному, если бы он был достигнут в иных формах конституционного контроля. Речь идет о росте значения конституционных норм во всех сферах правовой жизни, что очень хорошо подметил западногерманский государствовед П.Бадура; «Чрезвычайно обширная судебная практика, прежде всего решения ФКС, привела к такому интенсивному влиянию государственного права на политические решения и практику государственного управления, на судопроизводство и даже частноправовой оборот, которое ранее не было свойственно государственному праву и не принималось во внимание в государственной практике».

 

Правовой основой организации и деятельности ФКС являются более десятка конституционных статей, в особенности ст. 93 и 94 Основного закона, а также специальный Закон о Федеральном конституционном суде, принятый в 1951 г. и существенно развитый Законом 1956 г.                                    

 

Конституционные суды существуют не только на уровне Федерации, но и в каждой из земель ФРГ, хотя Основной закон не обязывает федеральные единицы вводить такие суды. Более того, в ст. 99 он разрешает землям передавать свою конституционную юрисдикцию Федерации. Этим разрешением формально воспользовалась лишь одна из земель — Шлезвиг-Годыптейн. Конституционные суды в землях именуются неодинаково (в Гамбурге, например, Конституционный суд, в Бремене — Государственная судебная палата). Земельные конституционные суды существенной роли не играют, т. к. основополагающие конституционные принципы едины для всей Федерации, так что и в тех случаях, когда сомнения и споры возникают не на федеральном или межземельном уровнях, стороны все равно предпочитают обращаться к высшему конституционному суду, чему закон не препятствует.

 

ФКС состоит из двух сенатов, в каждый из которых входят по восемь судей. Судьи одного из них не могут заседать в другом. Первый сенат занимается преимущественно спорами и конфликтами, затрагивающими права граждан, и потому именуются в обиходе «сенатом основных прав». Второй сенат рассматривает главным образом споры, возникающие между членами Федерации и государственными органами, и потому часто именуется «государственно-правовым сенатом». К его ведению относятся и дела о запрете политических партий.

 

В случае сомнений относительно подсудности конкретного дела решение принимает коллегия, состоящая из президента суда, его вице-президента и четырех судей — по два от каждого из сенатов (так называемый Комитет шести). Если один из сенатов принимает решение, противоречащее решению другого, спор между ними разрешается на пленарном заседании обоих сенатов.

 

Судьи обоих сенатов ФКС избираются поровну бундестагом и бундесратом; таким образом, в суде оказываются представлены как интересы земель, так и политических сил парламента. Бундесрат избирает восемь судей прямым голосованием, причем каждый кандидат должен получить не менее двух третей голосов. Бундестаг избирает сначала выборный комитет из 12 депутатов, который затем избирает 8 судей! ФКС. На практике предлагаемые бундестагом и бундесратом кандидатуры обсуждаются неофициальной группой из представителей крупнейших партий бундестага, которые одновременно представляют некоторые земли, а также Ведомство Федерального канцлера (всего 4 человека). Только после достижения соглашения в этой группе происходит голосование в бундестаге и бундесрате.

Информация о работе Конституционное право ФРГ