ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное
учреждение высшего профессионального
образования "САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ
И ФИНАНСОВ"
КАФЕДРА ХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРАВА
КОНТРОЛЬНАЯ
РАБОТА ПО КУРСУ
"ПРАВОВЕДЕНИЕ"
Вариант № 6,
9
Санкт-Петербург
2011
Содержание
Стр.
1. Понятие
конституционного права...………………………………………………………….3
2. Система
конституционного права……..……………………………………………………..4
3. Источники
конституционного права…………………………………………...……………5
4. Задача………………………………………………………………………………………..…9
5. Список
литературы………………………………………………………………………..…11
1.
Понятие, система и источники
конституционного права
1.1. Понятие конституционного права
Конституционное
право – это совокупность правовых норм,
охраняющих права и свободы человека и
учреждающих в этих целях определённую
систему государственной власти.
Эта
отрасль права регулирует столь
важную и сложную среду
общества жизни, что она неизбежно
приобретает ведущий характер
в системе права.
Главный
смысл конституционного права
– нахождение баланса власти
и свободы. С конституционного
права начинается формирование
всей системы национального права,
всех его отраслей. Ни одна
отрасль национального права
той или иной страны не может
развиваться, если она не находит
опоры в конституционных принципах
или нормах конституционного
законодательства.
Конституционное
право теснее всех других отраслей
связано с политикой и политической
системой. Властные отношения соприкасаются
не только и индивидуальными
проявлениями свободы человека,
но и с коллективными действиями
людей через политические партии
и общественные объединения, которые путём
выборов участвуют в формировании органов
государственной власти, а затем в функционировании
этих органов. Конституционное право определяет
своеобразные "правила игры" в политике
и государстве и подчиняет власть народному
волеизъявлению.
В
тоталитарном обществе роль конституционного
права ограничивается формальным,
застывшим существованием. Но в
демократическом государстве это
право непрерывно развивается.
Это особенно характерно для
современной России, в которой
многие демократические институты
ещё не окрепли, здесь конституционное
право создаёт необходимые условия
для гражданского мира и согласия.
Конституционное
право – юридическая основа
демократии, её закрепление и
мера.
1.2. Система конституционного права
Институты, т.е. группы
норм, регулирующие относительно самостоятельные
сферы конституционных отношений, являются
критерием для образования системы конституционного
права.
Система
конституционного права объективно
обусловлена самим характером
этого права, она разделяет
нормы по институтам, но не
устанавливает непроницаемые перегородки
между институтами, а напротив,
создаёт принципы взаимодействия
между собой, чем обеспечивает
единство конституционно-правового
регулирования.
Система
российского конституционного права
включает следующие основные
правовые институты с их основными
внутренними подразделениями:
- основы конституционного строя;
- права и свободы человека и гражданина;
- федеративное устройство;
- избирательная система (избирательное
право);
- президентская власть;
- законодательная власть;
- исполнительная власть;
- государственная власть в субъектах
Российской Федерации;
- судебная власть и прокуратура;
- местное самоуправление;
- порядок внесения поправок и пересмотр
Конституции.
Система
конституционного права охватывает
совокупность конституционно-правовых
норм, а система Конституции –
лишь часть этих норм, установленных
в основном источнике отрасли. Как для
системы конституционного права, так и
для Конституции исходным является группировка
норм на основе единства их материального
содержания, специфики общественных отношений.
Однако соотношение этих начал в Конституции
и отрасли полностью не совпадают.
1.3. Источники конституционного
права
Различают понятие источника
права в формальном, юридическом и материальном
смыслах.
В
юридическом смысле в качестве источника
права рассматриваются формы, посредством
которых устанавливаются и получают юридическую
силу конституционно-правовые нормы. Ими
считаются только действующие в настоящий
момент правовые акты.
Для
источников права установлен
особый порядок как их принятия,
так и отмены. После отмены
акта он перестаёт быть источником
действующего права.
В
материальном значении понимаются
факторы, определяющие само содержание
права. К ним относят материальные
условия жизни.
Нормы
конституционного права находят
своё выражение в различных
формах, которые обычно именуются
источниками.
Выделяют
следующие источники конституционного
права:
- Конституции.
Среди источников позитивного конституционного
права важнейшее место занимает конституция.
Это основной закон всякого государства,
хотя в писаной форме его может и не быть
(Великобритания). Однако конституция
может формально существовать, но практически
не играть никакой роли вследствие перенесения
центра тяжести на партийные структуры
власти (тоталитарные государства). Для
демократии главное заключается в установлении
реального конституционного строя, основанного
на принципах естественного права и правового
государства.
- Законы.
По российской Конституции предусматривается
издание Федеральным Собранием федеральных
конституционных законов, которые, безусловно,
являются источниками конституционного
права, и федеральных законов, из которых
такое значение имеют только законы конституционно-правового
содержания (т. е. регулирующие применение
прав и свобод человека и гражданина, устройство
государственной власти и управления).
Источниками конституционного права являются
также законы, издаваемые законодательными
органами субъектов Российской Федерации
в соответствии с ч. 2 ст. 5 Конституции
РФ и соответствующих конституций и уставов
субъектов Федерации.
- Договоры и соглашения.
Следует различать международные договоры
и соглашения, заключаемые Российской
Федерацией с другими суверенными государствами,
и внутренние договоры и соглашения, заключаемые
между Федерацией и ее субъектами или
между субъектами Федерации. Конституция
РФ
устанавливает, что общепризнанные принципы
и нормы международного права и международные
договоры Российской Федерации являются
составной частью ее правовой системы.
Более того, по аналогии с рядом зарубежных
конституций (США и др.). Конституция устанавливает
примат международного права по отношению
к внутреннему, указывая, что, если международным
договором Российской Федерации установлены
иные правила, чем предусмотренные законом,
то применяются правила международного
договора.
- Декларации.
В этой правовой форме были приняты важные
конституционно-правовые нормы: Декларация
о государственном суверенитете РСФСР
(12 июня 1990 г.) и аналогичные акты в ряде
республик - субъектов Российской Федерации,
Декларация о языках народов России (25
октября 1991 г.). Все они были приняты высшим
законодательным органом страны - Съездом
народных депутатов или Верховными Советами
республик.
Декларации обычно устанавливают общие
принципы конституционно-правового развития.
Ныне эти принципы реализованы в принятой
в 1993 г. Конституции Российской Федерации.
Конституция не содержит какого-либо упоминания
о праве Федерального Собрания принимать
декларации, об их юридической силе и о
порядке принятия. Но поскольку это и не
исключено, можно сделать вывод, что парламент
вправе принимать подобного рода акты
без притязания на их высшую юридическую
силу и без соблюдения обычной законодательной
процедуры.
- Регламенты палат Федерального Собрания.
Эти акты принимаются в соответствии с
Конституцией РФ каждой палатой для организации
своей деятельности и не требуют утверждения
другой палатой и подписи Президента.
Этим они отличаются от законов. Регламенты
регулируют круг вопросов, связанных с
организацией работы палат, осуществлением
законодательного процесса (создание
комиссий и комитетов, порядок прохождения
законопроектов и т. д.). Это нормативные
акты с узкой сферой применения.
ж) Указы и распоряжения Президента Российской
Федерации. Такие акты обычны для главы
государства. В Конституции указывается,
что они обязательны для исполнения на
всей территории Российской Федерации
и что они не должны противоречить Конституции
РФ и федеральным законам. Отсюда следует,
что указы и распоряжения президента относятся
к числу подзаконных актов, т. е. могут
быть отменены законом.
- Указы и распоряжения Президента Российской Федерации
(могут быть отменены федеральным законом;
бывают нормативные и ненормативные, первые
издаются на основании конституционных
полномочий президента, а вторые – акты
применения президентом какого-то закона).
- Постановления Правительства.
Поскольку Правительство осуществляет
исполнительную власть, оно издает постановления
и распоряжения, обязательные к исполнению
в Российской Федерации. Но не все постановления
Правительства, как и другие его акты,
имеют нормативное значение и относятся
к числу источников конституционного
права. Таковыми являются только те акты,
которые содержат общеобязательные нормы,
регулирующие отношения в сфере этой отрасли
права.
- Судебные решения.
К числу источников конституционного
права относятся постановления Конституционного
Суда Российской Федерации, в которых
устанавливается соответствие Конституции
России конституций и уставов субъектов
Федерации, законов и других нормативных
актов, а кроме того, разрешаются споры
о компетенции, дается толкование Конституции.
Хотя с формальной точки зрения Конституционный
Суд не относится к числу правотворческих
органов, акты которого по юридической
силе стояли бы выше актов парламента
и Президента, но по существу он таковым
является. Существует презумпция конституционности
каждого закона, но любые акты или их отдельные
положения, признанные Судом неконституционными,
утрачивают силу.
- Акты органов местного самоуправления.
Конституция отмечает, что местное самоуправление
в пределах своих полномочий самостоятельно
(ст. 12). Это означает, что органы местного
самоуправления вправе издавать свои
правовые акты. И если эти акты регулируют
отношения в сфере конституционного права
(например, расширяют права и свободы или
усиливают их гарантии), то они должны
признаваться его источником.
Особое место
среди актов, действующих на
территории Российской Федерации,
занимает Конституция Российской
Федерации. Она является основным
источником конституционного права.
Эта её роль обусловлена следующими
факторами:
1. В Конституции
устанавливаются правовые нормы
общего характера, становящиеся
основополагающими для всего
текущего конституционно-правового
регулирования. Все другие источники
исходят из конституционных норм,
детализируя их положения.
2.Конституция как
источник права характеризуется
широтой содержания установленных
в них норм. Последние охватывают
своим воздействием все сферы
жизни общества: политическую, экономическую,
социальную, духовную.
3. Конституция Российской
Федерации имеет высшую юридическую
силу, прямое действие распространяется
на всей территории России. Законы
и правовые акты, принимаемые
в России, не должны противоречить
Конституции Российской Федерации.
4. В Конституции
определяются многие другие виды
источников отрасли права. В
ней устанавливаются наименования
правовых актов, их юридическая сила, порядок
принятия, отмены и опубликования.
5. Значение Конституции
определяется и тем, что установленные
в ней нормы выступают как
форма воплощения государственной
воли народа. В ней в юридической
форме устанавливаются цели, которые
перед собой ставит общество,
и принципы его организации
и жизнедеятельности.