Конституционное право РФ как юридическая наука и отрасль права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 16:11, курсовая работа

Описание работы

В системе конституционного права выделяют институты:
Основы конституционного строя.
Основы правового статуса человека и гражданина.
Федеративное устройство государства.
Систему государственной власти и систему местного самоуправления.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….………..3
1 Понятие и предмет конституционного права…………………………………………5
2 Конституционное право как наука…………………………………………………….7
3 Конституционно-правовые нормы и институты…………………………………….12
4 Конституционно-правовые отношения и их субъекты……………………………...15
5 Источники конституционного права………………………………………………....19
6 Система конституционного права……………………………………………………22
Заключение………………………………………………………………………………25
Глоссарий………………………………………………………………………………..26
Список используемых источников……………………………………………………..27
Приложение А…………………………………………………………………………...29
Приложение Б…………………………………………………………………………..30

Файлы: 1 файл

Курсовая по КПРФ Федорищев А.В..doc

— 156.50 Кб (Скачать файл)

Среди видов конституционно-правовых отношений можно выделить, постоянные и временные. Срок действия первых не является определенным, однако они могут и прекратить свое существование в конкретных условиях. Например, смерть гражданина прекращает отношения по гражданству. Временные отношения возникают, как правило, в результате реализации конкретных норм-правил поведения. С выполнением заложенной в правоотношении правообязанности они прекращаются. Так, правоотношения между избирателем и участковой избирательной комиссией заканчиваются исполнением последней своей обязанности выдать избирательный бюллетень и обеспечить условия для голосования.

В качестве особых видов конституционно-правовых отношений выделяют также материальные и процессуальный отношения. В материальных правоотношениях реализуется само содержание права и обязанности, через процессуальные - порядок реализации правовых действий.

По целевому назначению принято различать правоустановительные и правоохранительные правовые отношения. Во первых - в позитивной форме реализуются  права и обязанности, которые  должны осуществить участники правоотношения, во-вторых - права и обязанности связаны с правовой охраной предписаний, заложенных в конституционно-правовых нормах, устанавливающих те или иные обязанности субъектов.

Возникновению конкретного  конституционно-правового отношения  на базе правовой нормы предшествует юридический факт. Именно с него начинается реализация правовой нормы. Благодаря юридическому факту конкретный субъект становится участником данного правоотношения, обладателем соответствующих прав или обязанностей.

Таким образом, юридический  факт - это событие или действие, которое влечёт за собой возникновение, изменение или прекращение правоотношения. Событие происходит независимо от воли субъекта, действие - связано с волеизъявлением последнего. Действия, в свою очередь, могут классифицироваться на юридические акты и юридические поступки. Как правило, развитие правоотношения, его движение побуждается целой системой, цепью юридических фактов.

Так возникновение правоотношений по гражданству порождается таким  событием, как рождение гражданина.

Круг субъектов конституционно-правовых отношений очень широк. Среди них такие специфические субъекты, как народ, государство, депутаты, органы государственной власти, избирательные комиссии, собрания избирателей и др.

Народ выступает в  качестве субъекта правовых отношений при проведении референдума, выборов депутатов Государственной Думы, Президента РФ.

Субъектами конституционно-правовых отношений являются государства - Российской Федерации и республики. В качестве участников правоотношений выступают  и такие субъекты Федерации, как края и области, города федерального значения, автономная область и автономные округа. Кроме перечисленных, в качестве субъектов конституционно-правовых отношений выступают органы государства, органы местного самоуправления, политические партии и другие общественные объединения граждан, собрание граждан, собрание избирателей, отдельные граждане.

В общей форме можно  сказать, что субъектами конституционно-правовых отношений могут быть все, на кого правовые нормы данной отрасли возлагают  определённые обязанности и предоставляют права.

В качестве субъектов  конституционно-правовых отношений  могут быть в определённых случаях  и иностранные граждане и лица без гражданства (например, при подаче заявления о приобретении российского  гражданства).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5 Источники конституционного права

 

 

Источниками конституционного права являются правовые акты, посредством  которых устанавливаются и получают юридическую силу конституционно-правовые нормы.

Для источников права  установлен не только особый порядок их принятия, но и отмены, признания утратившими силу, изменения. После отмены акта он перестает считаться источником действующего права.

Система правовых актов, являющихся источниками конституционного права, многообразна и включает в  себя несколько видов.

В первой группе особое место  занимает Конституция РФ. Она является основным источником отрасли.

Эта роль обусловлена:

 В Конституции устанавливаются  правовые нормы общего характера,  основополагающие для всего текущего  конституционно-правового регулирования. Все другие источники отрасли исходят из конституционных норм, детализируют их положения.

 Конституция как  источник права характеризуется  и широтой содержания установленных  в ней норм. Последние охватывают  своим воздействием все сферы  жизни общества: политическую, экономическую, социальную, духовную. Этим Конституция отличается от всех других видов источников конституционного права.

 Конституция РФ  по сравнению с другими источниками  имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется  на всей территории России. Законы и иные правовые акты, применяемые в РФ, не должны противоречить Конституции России.

 В Конституции определяются  многие другие виды источников  отрасли права. В ней устанавливаются  наименования правовых актов,  их юридическая сила, порядок принятия, отмены и опубликования.

 Значение Конституции  как основного источника отрасли  определяется тем, что установленные  в ней нормы выступают как  форма воплощения государственной  воли народа. В ней в юридически  значимой форме устанавливаются  цели, которые общество перед собой ставит, и принципы его организации и жизнедеятельности.

 По сравнению с  другими источниками Конституция  является актом общественного  значения. Её нормы касаются каждого  гражданина, всех субъектов общественной  деятельности.

        Конституция РФ как основной источник отрасли служит формой установления норм, составляющих ядро конституционного права, основу всего конституционно-правового регулирования общественных отношений, входящих в предмет данной отрасли права.

          К числу источников конституционного права, устанавливающих нормы общефедерального значения, относятся законы РФ - федеральные законы. Закон - наиболее распространённая форма, через которую должно быть установлено наибольшее количество конституционно-правовых норм, принимаемых на основе и в развитие конституционных положений и принципов. В соответствии с Конституцией РФ предусматривается принятие федеральных конституционных законов и федеральных законов.

Они различаются:

По юридической силе.

По предметам ведения, которые в них могут затрагиваться.

По порядку принятия.

По возможности применения в отношении их отлагательного вето Президентом РФ.

Такие законы как –  Закон «О гражданстве РФ», Закон «О статусе депутата Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ». Федеральный конституционный Закон «О Конституционном Суде РФ».

Источниками выступают  и содержащие конституционно-правовые нормы правовые акты, принимаемые  Президентом РФ, Советом Федерации, Государственной Думой, Правительством РФ. Это Указы и другие нормативные акты Президента, постановления палат Федерального Собрания, постановления Правительства.

         Особое место занимают Декларации. Декларация «О государственном суверенитете», Декларация «О языках народов России», Декларация «О правах и свободах человека и гражданина». В них формулируются принципы, которые являются обязательными для всего конституционно-правового развития государства, в них провозглашаются новые концепции, определяющие дальнейшее развитие государственности, принципы необходимые для всей политики в данной сфере.

         К числу источников конституционного права, действующих только на территории субъектов РФ относятся, прежде всего конституции республик и уставы других субъектов Федерации. Эти акты содержат нормы, в обобщённой форме закрепляющие правовой статус данного субъекта Федерации, основы его устройства, компетенцию, структуру органов государственной власти. Все они должны соответствовать и не противоречить Конституции РФ и федеральным законам.

Формами установления правовых норм, действующих только на территории конкретного субъекта, являются - законы, постановления, иные нормативные акты, принимаемые его органами законодательной  и исполнительной власти. Источники  отрасли также - правовые акты представительных органов местного самоуправления, содержащие конституционно-правовые нормы, в частности их Уставы (Положения).

        Также Договоры - Федеративный Договор охватывающий три договора между федеральными органами государственной власти и органами всех видов субъектов федерации и разграничении предметов ведения и полномочий, к примеру: договоры между РФ и Татарстаном.

 

 

 

 

6 Система конституционного права

 

 

Система отрасли выражается в её внутреннем строении, обусловленном  теми связями, которые существуют между её нормами, определяют основы их дифференциации и интеграции в определённые правовые образования, обладающие признаками элемента системы, а также структуру последних.

         В системе конституционного права выделяют институты:

 Основы конституционного  строя.

 Основы правового  статуса человека и гражданина.

 Федеративное устройство  государства.

 Систему государственной  власти и систему местного  самоуправления.

Признаки, по которым  можно проводить различия, отражающие специфику каждого института:

по специфике правового  воздействия на соответствующую  сферу общественных отношений. Воздействие  осуществляется в формах закрепления, установления, регулирования, провозглашения, целеполагания, допущения и т.д.

по особенностям механизма  действия правовых норм, способам их реализации. Действие нормы может не порождать конкретных правоотношений, или, наоборот реализоваться через конкретные правоотношения или правоотношения общего характера.

по степени конкретной направленности правового регулирования. Одни институты устанавливают лишь принципы правового воздействия на обширные сферы общественных отношений, другие - конкретно регулируют.

по субъективному составу. Нормы одних институтов адресованы конкретным субъектам. Либо типовому виду субъектов, других - ко всем субъектам права, ко всем правоприменяющим субъектам.

по способу правовой защиты действия правовых норм, формам и методам ответственности правообязанных субъектов. В одних институтах преобладает  общий механизм охраны конституции, конституционного строя, в других - конкретное воздействие на субъекта, нарушающего конституционно-правовые нормы, путём отмены соответствующих неправомерных актов и действий.

по специфике форм выражения, охватываемых данным институтом правовых норм. В одних институтах нормы имеют по преимуществу конституционную форму выражения, в других - преобладающая часть норм выражена в текущем законодательстве.

по видовому характеру  норм данного института. В одних  преобладают нормы-принципы, нормы-цели, нормы-дефиниции, в других нормы конкретного регулирующего действия.

по степени и масштабам  включённости других частей правовой системы, других отраслей права в  реализацию целей, заложенных в содержании правовых норм. Нормы отдельных правовых институтов содержат установления, которые не могут быть претворены в жизнь в рамках одного конституционно-правового регулирования. В других институтах нормы реализуются непосредственно в его рамках.

        Так институту, который объединяет нормы, закрепляющие основы конституционного строя, свойственны специфические черты.

Его нормы:

воздействуют на общественные отношения путём закрепления, установления определённых начал устройства общества и государства.

как правило, не порождают  конкретные правоотношения.

определяют сущностное содержание правового воздействия на все сферы общественных отношений, все стороны социальной реальности.

адресованы всем субъектам права, всем правоприменяющим субъектам.

имеют способом своей  защиты общий режим охраны Конституции, конституционного строя, могут быть изменены только путём принятия новой Конституции.

устанавливаются по преимуществу в конституционной форме.

по своему виду являются в преобладающей части нормами-принципами, нормами-дефинициями, нормами-целями.

предполагают для практической и правовой реализации содержащихся в них целей включения всей правовой системы государства, всей отрасли права.

по целенаправленности призваны обеспечить системное закрепление  концептуальных идей, признанных основополагающими  для данного общества и государства.

        Институту «Основы правового статуса человека и гражданина» также присущи свои особые черты как относительно самостоятельной части системы конституционного права.

Его нормы:

осуществляют правовое воздействие на общественные отношения  в основном путём провозглашения, признания государством естественными, неотчуждаемыми прав человека.

реализуются по преимуществу вне конкретных правонарушений.

относятся к сфере  взаимоотношений государства и  личности.

в качестве субъекта права  в них выступает человек, гражданин, личность как таковая вне связи с каким-либо особым правовым статусом.

предусматривают особую систему охраны, не могут быть пересмотрены без принятия новой Конституции.

предполагают для своей  практической реализации подключение  многих других отраслей права, в которых реализация конституционных прав граждан осуществляется путём возникновения конкретных правоотношений (трудовых, гражданских, семейных и др.).

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

 

Во второй половине пятидесятых  и в шестидесятых годах прошла законодательная реформа, были обновлены основные отрасли законодательства - уголовное, гражданское, процессуальное, трудовое, семейное, земельное.  Издавались новые крупные законодательные акты, венцом которых стала "Конституция развитого социализма" 1977 года. 

К сожалению, все это не изменило общего облика советской правовой системы, как такой, которая имеет тоталитарный характер.  Не изменило во многом потому, что законодательные нововведения в сущности, не затронули главного  - доминирующего положения административно-командного управления, безраздельного господства всесильного партийного аппарата, всевластия бюрократической государственной собственности, репрессивной деятельности карательных органов и в целом осуществления политико-государственной деятельности помимо права.  И в обновленном законодательстве, и в новых юридических документах не были установлены сколь бы то ни было действенные юридические механизмы, которые бы ставили деятельность ведомств в четкие законодательные рамки, обеспечивали бы юридические возможности для того, чтобы противостоять диктату, командно нажимным акциям, авторитарным методам, реально утверждали бы не только ответственность гражданина перед государством, но и ответственность государства перед гражданином. 

Информация о работе Конституционное право РФ как юридическая наука и отрасль права