Конституционное право зарубежных стран

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 01:31, контрольная работа

Описание работы

Задание 1
Приведите содержание статей конституций Польши и Бельгии, регулирующих порядок подготовки проекта, принятия, изменения и отмены основных законов каждой из названных стран. Поясните смысл терминов «учредительное собрание» и октроирование».

Файлы: 1 файл

Моя работа.doc

— 72.50 Кб (Скачать файл)

     Министерство  образования и  науки российской федерации

     государственное образовательное  учреждение

     высшего профессионального  образования

     «Уральская  государственная  юридическая академия» 

     Кафедра иностранного государственного

     и международного права

     Институт  прокуратуры 
 
 

Контрольная работа

по предмету: Конституционное право

зарубежных  стран

вариант № 16 
 

Выполнил: студент 308 группы

  Лихунов Игнат Игоревич

Проверила:

Матвеева  Ольга Михайловна 
 
 
 
 
 
 

Екатеринбург 2011

Задание 1

     Приведите содержание статей конституций Польши и Бельгии, регулирующих порядок подготовки проекта, принятия, изменения и отмены основных законов каждой из названных стран. Поясните смысл терминов «учредительное собрание» и октроирование».

Теория

      Речь  идет о способах принятия конституции. Наряду с другими, конституция принимается учредительным собранием, либо путем октроирования.

      Принятие  конституции учредительным собранием  является одним из наиболее демократичных, но и дорогих для государства способов. Учредительное собрание – однопалатный представительный временно действующий орган государственной власти, создаваемый специально для принятия основного закона страны (конституции), либо основных законов (неконсолидированная конституция). Его следует отличать от парламента: как правило, учредительное собрание однопалатное, а не двухпалатное, как парламент; кроме того, учредительное собрание временно действующий орган, а не постоянно, как парламент. После выполнения своей функции, как правило, учредительное собрание распускается и в государстве избирается новый парламент. В разных государствах учредительные собрания имеют разные названия. Учредительными собраниями приняты конституции Италии 1947 г., Намибии 1990 г., Болгарии 1991 г. И др.

      Как правило, учредительное собрание формируется  путем выборов, однако не всегда. В Нигерии в 1978 г., в Гане в 1979 г., в Турции в 1982г. оно частично избиралось на корпоративной основе из представителей различных групп населения, а частично назначалось военными властями. Такие учредительные собрания обычно играют роль консультативных (в Турции в 1982 г., в Нигерии в 1978 г. они так и назывались консультативными), поскольку их результаты утверждаются уходящими при переходе к гражданскому правлению военными властями. Консультативное учредительное собрание приняло конституцию Кувейта 1962 г., утвержденную королем (эмиром).

      Кроме того, иногда учредительное собрание после выполнения своей функции  продолжает деятельность в качестве парламента. Некоторые конституции приняты парламентами, провозгласившими себя для этой цели учредительными собраниями (в Шри-Ланке 1972 г., Папуа - Новой Гвинее 1975 г., Танзании 1977 г., Нидерландах 1983г., Бразилии 1988г., в Замбии 1992г.). В Израиле также используется юридическая фикция: при принятии основных законов (неконсолидированная конституция) кнессет (парламент) действует как учредительное собрание, а при принятии обыкновенных законов – как обычный парламент.

      Также конституция может быть принята  путем октроирования. Октроирование  (фр. octroyer — жаловать, даровать) – «дарование» монархом или метрополией народу государства или колонии конституции. Например, монархи даровали конституции народу в Иордании в 1952 г., Непале в 1962 г. (заменена в 1990 г. конституцией, принятой представительным органом), Свазиленде в 1978 г., княжестве Монако в 1962 г., Омане в 1996 г., Саудовской Аравии в 1992 г. и др. В некоторых странах советом монархов-эмиров (ОАЭ), президентами (Египет), военными советами (Ирак в 1970 г.) или иным временным органов (Ирак в 2004 г.) октроировались лишь временные конституции (в ОАЭ затем, в 1996 г., постоянная).

      В ходе крушения колониальных империй  октроирование приобрело иную форму: метрополия (обычно после конференций "круглого стола") даровала конституцию  своим прежним колониям, объявляемым  независимыми государствами. В Великобритании это делалось в форме "приказа в совете" (акт монарха в Тайном совете, который состоял приблизительно из 300 человек - членов правительства, духовных иерархов, знати, высокопоставленных лиц, но для принятия его постановлений достаточно присутствия трех человек). «Приказ в совете» затем подтверждался британским Парламентом, а позже конституция еще раз принималась созданным парламентом нового государства. Таким образом было принято более 30 конституций для британских колоний, получивших независимость (большинство этих актов ныне заменены). Октроирование почти всегда было не добровольным, а вынужденным актом.

Содержание  статей конституций  Польши и Бельгии

      Конституция Республики Польша была принята 2 апреля 1997 года. В ней содержится 1 раздел, в котором находится лишь 1 статья, относящаяся к процедуре изменения конституции.

Раздел XII

ИЗМEНEНИE КOНСТИТУЦИИ

Cтaтья  235

  1. Прoeкт зaкoнa oб измeнeнии Кoнституции могут внести нe мeнee 1/5 прeдусмoтрeннoгo зaкoнoм числa дeпутaтoв, Сeнaт или Прeзидeнт Рeспублики.
  2. Измeнeниe Кoнституции oсущeствляeтся зaкoнoм, принятым в одинаковой рeдaкции Сeймoм, a зaтeм в срoк нe более 60 днeй Сeнaтoм.
  3. Пeрвoe чтeниe прoeктa зaкoнa oб измeнeнии Кoнституции мoжeт состояться не ранее, чeм нa тридцaтый дeнь со дня внесения в Сeйм зaкoнoпрoeктa.
  4. Зaкoн oб измeнeнии Кoнституции принимaeт Сeйм бoльшинствoм нe мeнee 2/3 гoлoсoв в присутствии нe мeнee пoлoвины прeдусмoтрeннoгo зaкoнoм числa дeпутaтoв, a тaкжe Сeнaт - aбсoлютным бoльшинствoм гoлoсoв в присутствии нe мeнee пoлoвины прeдусмoтрeннoгo зaкoнoм числa сeнaтoрoв.
  5. Принятиe Сeймoм зaкoнa, измeняющeгo пoлoжeния разделов I, II или XII Кoнституции, мoжeт сoстoяться нe ранее, чeм нa шeстидeсятый дeнь пoслe пeрвoгo чтeния проекта этoгo зaкoна.
  6. Eсли зaкoн oб измeнeнии Кoнституции кaсaeтся пoлoжeний разделов I, II или XII, субъeкты, oпрeдeлeнныe в ч. 1, мoгут в срок 45 дней сo дня принятия зaкoнa Сeнaтoм потребовать прoвeдeния утвeрждaющeгo рeфeрeндумa. С предложением пo дaннoму вoпрoсу эти субъeкты oбрaщaются к Мaршaлу Сeймa, кoтoрый oтдaeт приказ o бeзoтлaгaтeльнoм прoвeдeнии рeфeрeндумa в тeчeниe 60 днeй сo дня внесения предложения. Измeнeниe Кoнституции утвeрждaeтся, eсли зa это изменение выскaзaлoсь бoльшинствo голосовавших.
  7. Пoслe зaвeршeния прoцeдуры, oпрeдeлeннoй в ч. 4 и 6, Мaршaл Сeймa прeдстaвляeт Прeзидeнту Рeспублики принятый зaкoн нa пoдпись. Прeзидeнт Рeспублики пoдписывaeт зaкoн в тeчeниe 21 дня сo дня прeдстaвлeния и отдает приказ о eгo oпубликoвaнии в Дневнике Зaкoнoв Рeспублики Пoльшa.
 

     Королевство Бельгия является конституционной парламентской монархией. Форма государственного устройства – федерация. Конституция была принята в 1893 году и действует до сих пор, однако в 1994 году в нее были внесены изменения, которые по сути означали написание новой конституции, и теперь она приводится в редакции от 17 февраля 1994 года, когда изменения были утверждены королем Альбертом II.

     Положения об изменении конституции закреплены в главе VII «О пересмотре конституции»:

Часть VII

О пересмотре Конституции

Статья 195

     Законодательная власть имеет право заявить о необходимости пересмотра того или иного указанного ею конституционного положения.

     После этого заявления обе палаты распускаются по полному праву.

     Новые палаты созываются в соответствии со статьей 46.

     Эти палаты принимают в общем согласии с Королем решение о положениях, подлежащих пересмотру.

     В этом случае палаты могут вести обсуждение в присутствии не менее двух третей членов каждой из них; никакое изменение  не может быть принято, если оно не соберет по меньшей мере двух третей поданных голосов.

    Статья 196

     Никакой пересмотр Конституции не может  быть начат или продолжен во время  войны или в период, когда палаты не могут свободно собраться на федеральной  территории.  

    Статья 197

     Во  время регентства никакое изменение  не может быть внесено в Конституцию в части конституционных полномочий Короля и статьи 85 - 88, 91 - 95, 106 и 107 Конституции.

    Статья 198

     В общем согласии с Королем учредительные  палаты могут адаптировать нумерацию  статей и подразделов статей Конституции, а также структурирование Конституции по частям, главам и разделам, изменять терминологию положений, не подлежащих пересмотру, для их приведения в соответствие с новыми положениями и обеспечения соответствия между французским, нидерландским и немецким текстами Конституции.

     В этом случае палаты могут принимать  решение в присутствии не менее  двух третей членов каждой из них; и  изменения будут адаптированы, только если все нововведения в целом  соберут не менее двух третей поданных голосов.

     Выводы

     Таким образом, я рассмотрел смысл терминов «учредительное собрание» и «октроирование», а также статьи конституций Республики Польша и Королевства Бельгия, посвященные изменению конституции. Термины я знал и ранее, а вот конституции открыл впервые. В обеих конституциях достаточно скудно изложены положения, посвященные порядку изменения конституции – нет норм о способах принятия и отмены конституций. На мой взгляд это значительное упущение в юридической технике конституций, поскольку краткая обговоренность данных вещей может вести к некорректному толкованию конституции и негативным последствиям. 

     Задание 2

     Учитывая  содержание статей конституций, сравните порядок  образования, компетенцию  и организацию  работы парламентских  комиссий (комитетов) во Франции и Индии.

     Парламентские комиссии и комитеты – вспомогательные несамостоятельные органы, образуемые внутри парламента или его палаты, включающие в себя депутатов парламента и создаваемые для реализации функций парламента и в помощь ему. Как правило, такие комиссии и комитеты предварительно готовят или обсуждают законопроекты в соответствии с направлениями их деятельности. Комитеты и комиссии бывают постоянные и временные.

     В конституции Французской республики 1958 г., а также в Декларации прав человека и гражданина от 26 августа 1789 г. и в Преамбуле конституции Французкой республики от 27.10.1946 г. не имеется норм, которые бы обговаривали любые вопросы, связанные с деятельностью парламентских комитетов и комиссий. Вероятно, эти нормы содержатся в регламенте парламента Франции или акте, аналогичном ему.

     Как и в других парламентах, в палатах  французского парламента имеются постоянные комиссии (комитеты): иностранных дел, производства и обмена, финансовая и др. (всего их шесть). Они предварительно обсуждают законопроекты и в определенной мере контролируют деятельность правительства (однако оно обязано предоставлять документы только финансовым комиссиям). Каждый парламентарий обязан входить в постоянную комиссии.

     Наряду  с постоянными образуются специальные  комиссии. Бывают временные объединенные специальные комиссии палат, создаваемые  по требованию правительства для  изучения конкретного проекта закона. В них входят члены нижней палаты на основе пропорционального представительства фракций и сенаторы, избираемые верхней палатой. Эти комиссии – большая редкость, чаще создаются другие, согласительные комиссии палат на паритетной основе. Парламент создает временные специальные комиссии по расследованию и контролю, особые комиссии для определенных случаев, например, для снятия депутатской неприкосновенности с члена парламента. Для изучения научных и технических проектов создано объединенное бюро палат (восемь депутатов и восемь сенаторов).1

     В конституции Республики Индия также не имеется никаких норм, которые бы обговаривали любые вопросы, связанные с деятельностью парламентских комитетов и комиссий как в парламенте Союза, так в легислатурах штатов. И лишь в ст. 105 конституции Республики Индия имеется упоминание о комитетах палат.

Информация о работе Конституционное право зарубежных стран