Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2014 в 20:05, курсовая работа
Цель данной работы: выделить основные аспекты проблем конституционного регулирования личных прав и свобод человека и гражданина в РФ.
Для решения поставленной цели ставятся следующие задачи:
-выявить природу и сущность прав и свобод человека и гражданина;
-рассмотреть понятие прав и свобод человека и гражданина;
-изучить основы конституционных прав и свобод человека и гражданина;
Введение….………………………………………………………….………...….3
1 Природа и сущность прав и свобод человека и гражданина……….…...…..6
1.1 Понятие прав и свобод человека и гражданина………………………...….6
1.2 Конституционные права и свободы………………………………………..10
2. Конституционное регулирование прав и свобод человека и гражданина в РФ………………………………………….…………………………………..….17
2.1 Классификация прав и свобод……………………………………….….......17
2.2 Личные (гражданские) права и свободы……………………….….........….20
Заключение………………………………………………………..…….….........29
Глоссарий…………………………………………………………………...…....31
Список использованных источников…………………….…………….............33
Другая часть документов в области прав человека международные договоры, которые имеют обязывающий характер для их участников. В их числе Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации от 7 марта 1966 г.20, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 19 декабря 1966 г21., Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания от 10 декабря 1984 г.22 и другие договоры. Эти договоры закрепляют стандарты в области прав человека.
Пакты о правах человека - одно из значительных достижений ООН в сфере сотрудничества по обеспечению прав человека. Это договоры, призванные создать универсальную международно-правовую базу для межгосударственного сотрудничества по вопросам, касающимся прав человека. Пакты вступили в силу в 1976 году. Сохраняет свою актуальность вопрос о придании им возможно большей эффективности, что предполагает их универсализацию, то есть максимальное увеличение круга их участников. До сих пор в них участвуют даже не все постоянные члены Совета Безопасности ООН (США не участвуют в Пакте об экономических, социальных и культурных правах, Китай в обоих).
В РФ развитие института прав и свобод человека происходило весьма сложно. В дореволюционный период большая часть населения России было лишена основных политических прав. Только в 1906 г. состоялись первые выборы в парламент страны, проводившиеся на куриальной, неравноправной основе. Для советского режима почти на всем протяжении его существование было характерно грубое попрание всех основных прав и свобод человека, официальная правовая доктрина категорически отрицала их естественный и неотчуждаемый характер.
Закрепление широкого перечня социально-экономических, политических и личных прав в конституциях СССР 1936 и 1977 гг., носило фиктивный, демагогический характер. Провозглашение многих прав и свобод сопровождалось такими оговорками, которые тут же сводили эти права и свободы на нет: так, право на объединение в общественные организации граждане СССР имели не вообще, а строго «в соответствии с целями коммунистического строительства» (ст. 51 Конституции СССР 1977 г.).
В тоталитарном государстве отсутствовали институты и механизмы, которые могли бы заставить власти соблюдать даже самые куцые права граждан. В то же время Советскому Союзу принадлежит определенная заслуга в «популяризации» социально-экономических прав, многие из которых были восприняты по примеру СССР конституциями демократических стран.
Ситуация с правами человека в СССР стала меняться только в ходе перестройки с признанием необходимости формирования правового государства. Незадолго до распада СССР была принята Декларация прав человека и гражданина, а позднее российская Декларация прав и свобод человека и гражданина 1991 г., инкорпорированная затем в текст Конституции РСФСР (РФ) 1978 г.
Окончательно международные стандарты прав человека в России утвердились с принятием Конституции РФ 1993 г. Конституция исходит из того, что «человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства» (ст. 2). Это положение является одной из основ конституционного строя России.
Важной чертой действующей Конституции является «признание субъектом прав и свобод индивидуально каждого конкретного человека, а не только коллективного субъекта, как прежде, в виде трудящегося и эксплуатируемого народа или просто народа впоследствии. Естественно, что коллективный субъект как таковой отрицаться не должен и не отрицается, если это признание не ведет к игнорированию индивидуальных прав и свобод каждого человека, признания его самоценности» 23.
Правам и свободам человека и гражданина посвящена Глава 2 Конституции РФ (ст.ст. 17-64). В соответствии со ст. 17 «1. В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.
Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.
Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц».
Таким образом, создатели Конституции РФ (в отличие от авторов советских конституций) исходили из естественно-правовой теории, согласно которой основными правами человека наделяет не государство, а сама природа.
Конституционные права, свободы и обязанности всегда представляют собой систему.
Права человека, прежде всего, принято делить на абсолютные и относительные. Ограничение или временное приостановление первых не допускается в демократическом государстве ни при каких обстоятельствах.
Общепризнанным является деление прав человека на личные (по международной терминологии - гражданские), политические, социальные, экономические, культурные, экологические. Причем этот список постепенно пополняется по мере исторического прогресса общества. Поэтому в науке принято делить права на т.н. «поколения».
В действующей Конституции личные права и свободы (ст. 20 - 29) не только открывают главу о правах и свободах человека и гражданина, но и представлены в значительно более широкой степени, чем это было в предшествующих, советских конституциях.
Специфические особенности личных прав и свобод заключаются в следующем:
1) эти права и свободы являются по своей сущности правами и свободами человека, т.е. каждого, и не увязаны напрямую с принадлежностью к гражданству государства, не вытекают из него;
2) эти права и свободы неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения;
3) это такие права и свободы, которые необходимы для охраны жизни, свободы, достоинства человека как личности, и другие естественные права, связанные с его индивидуальной, частной жизнью.
Основным личным правом человека является право на жизнь (ст. 20 Конституции). Оно впервые было закреплено в российской Конституции после принятия Декларации прав и свобод человека и гражданина. Содержание названного права в Конституции не раскрывается. Это - естественное право человека, защита которого «охватывает широкий комплекс активных действий всех государственных и общественных структур, каждого конкретного человека по созданию и поддержанию безопасных социальной и природной среды обитания, условий жизни» 25. К такого рода факторам относятся, прежде всего, политика государства, обеспечивающая отказ от войны, военных способов разрешения социальных и национальных конфликтов, целенаправленная борьба с преступлениями против личности, незаконным хранением и распространением оружия и пр.
Важное значение имеют и мероприятия медицинского характера: надлежащее медицинское обслуживание, служба скорой помощи, борьба с наркоманией и т.д.
Обеспечение права на жизнь напрямую связано также с сохранением и восстановлением природной среды обитания человека.
Подход к человеческой жизни как высшей социальной ценности пронизывает все отраслевое законодательство, содержащее в этом отношении самые различные нормы: об ответственности за преступления против жизни; о необходимой обороне; о правилах использования оружия; о порядке признания лица умершим; об условиях констатации смерти человека; о запрещении медицинскому персоналу осуществления эвтаназии (удовлетворения просьбы больного об ускорении его смерти какими-либо действиями или средствами) и многие другие.
Однако до настоящего времени государство сохраняло за собой право при определенных условиях принудительно лишить человека жизни, подвергнув его смертной казни, хотя такое право противоречило международным обязательствам России.
В силу чрезвычайности такой меры условия применения смертной казни оговариваются непосредственно в Конституции. В соответствии с ч. 2 ст. 20 смертная казнь сохраняется временно. Впредь до ее отмены она может устанавливаться федеральным законом лишь в качестве исключительной меры; назначается только за особо тяжкие преступления против жизни; связана с предоставлением обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей.
Правозащитное движение рассматривает проблему смертной казни прежде всего с точки зрения защиты фундаментальных прав человека, ибо права человека - один из главных критериев демократизации жизни общества. Рассматриваемая проблема «неотделима от прав человека и несовместима с ними, ибо казнь всегда и везде попирает эти права и прежде всего - право на жизнь. С таких позиций отношение общества к этой варварской мере наказания является показателем его морального состояния, гуманизации и цивилизованности» 26.
В действующем Уголовном кодексе РФ эта мера предусмотрена только применительно к единичным составам преступления (вместо 28 в прежнем УК). Значительно расширена практика помилования осужденных к смертной казни. Для приведения приговора в исполнение требуется целый ряд условий, в том числе Указ Президента об отказе в помиловании осужденного (включая и тех лиц, которые отказались от подачи ходатайства о помиловании).
Конституционный Суд Российской Федерации своим постановлением от 2 февраля 1999 г. № 3-П «По делу о проверке конституционности положений статьи 41 и части третьей статьи 42 УПК РСФСР, пунктов 1 и 2 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 16 июля 1993 года «О порядке введения в действие Закона Российской Федерации «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О судоустройстве РСФСР», Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР, Уголовный кодекс РСФСР и Кодекс РСФСР об административных правонарушениях» в связи с запросом Московского городского суда и жалобами ряда граждан» 27 по сути объявил в стране мораторий на вынесение смертных приговоров: до тех пор, пока в действующее законодательство не будут внесены изменения и дополнения, обеспечивающие на всей территории России реализацию права обвиняемого в преступлении, за совершение которого возможно назначение смертной казни, на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей.
К личным правам человека относится право на охрану государством достоинства личности (ст. 21 Конституции). Уважение достоинства личности — неотъемлемый признак цивилизованного общества. Ничто не может быть основанием для его умаления. Любые меры воздействия на неправомерное поведение лица не должны быть сопряжены с умалением его достоинства.
Конституция устанавливает, что никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам.
Уважение личности, ее достоинства должно включать в себя не только внимательное отношение к удовлетворению прав и законных интересов человека, но и этику поведения работников государственных органов при общении с людьми, уважительное к ним отношение, чуткое внимание к человеку в трудных для него жизненных ситуациях, особую .уважительность к лицам преклонного возраста, к инвалидам и участникам Великой Отечественной войны.
Включение нормы об уважении достоинства человека в Конституцию свидетельствует о том, что оно является правовой обязанностью должностных лиц и всех работников государственных структур. Однако жизнь показывает, что эта конституционная норма еще очень слабо реализуется практически.
Отсутствие уважения к достоинству человека является преградой на пути его самоутверждения как личности, выявления его творческих, интеллектуальных способностей.
Значительное место в системе личных прав и свобод занимают права на неприкосновенность личности, жилища, частной жизни, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений (ст. 22 - 25 Конституции).
Неприкосновенность личности (ст. 22) как личная свобода заключается в том, что никто не вправе насильственно ограничить свободу человека распоряжаться в рамках закона своими действиями, пользоваться свободой передвижения. Никто не может быть подвергнут аресту, заключению под стражу и содержанию под стражей иначе, как на основании судебного решения. Основания к аресту регламентированы уголовно-процессуальным и другим законодательством, предусматривающим развернутую систему гарантий от неосновательного ареста, от нарушения прав человека при аресте.
Гарантия неприкосновенности жилища (ст. 25) означает, что никто не имеет права без законного основания войти в жилище, а также оставаться в нем против воли проживающих в нем лиц. Законодательство четко регламентирует случаи, когда это допускается, и круг уполномоченных на то органов.
Предусмотрены различные формы ответственности за неосновательное вторжение в личную жизнь граждан, за разглашение тайны переписки, телефонных переговоров и телеграфных сообщений. Только в строго определенных законом случаях в связи с расследованием уголовных дел и при наличии судебного решения могут быть наложен арест на корреспонденцию и произведена выемка ее из почтово-телеграфных учреждений.
Впервые в Конституции закреплено право человека на защиту своей чести и доброго имени (ст. 23). Причем законодательно установлен судебный порядок защиты, включая право на возмещение морального вреда.
Право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну проявляется в запрещении без согласия лица сбора, хранения, использования и распространения информации о его частной жизни (ст. 24).
Каждому должна быть предоставлена возможность ознакомления с материалами и документами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.
Новым в конституционном закреплении личных прав и свобод является включение такой важной формы свободы личности, как свобода передвижения. В ч. 1 ст. 27 указывается, что каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. В прошлом это право не только не закреплялось конституционно, но и не могло быть реализовано фактически.
Информация о работе Конституционное регулирование прав и свобод человека и гражданина в РФ