Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2014 в 20:05, курсовая работа
Цель данной работы: выделить основные аспекты проблем конституционного регулирования личных прав и свобод человека и гражданина в РФ.
Для решения поставленной цели ставятся следующие задачи:
-выявить природу и сущность прав и свобод человека и гражданина;
-рассмотреть понятие прав и свобод человека и гражданина;
-изучить основы конституционных прав и свобод человека и гражданина;
Введение….………………………………………………………….………...….3
1 Природа и сущность прав и свобод человека и гражданина……….…...…..6
1.1 Понятие прав и свобод человека и гражданина………………………...….6
1.2 Конституционные права и свободы………………………………………..10
2. Конституционное регулирование прав и свобод человека и гражданина в РФ………………………………………….…………………………………..….17
2.1 Классификация прав и свобод……………………………………….….......17
2.2 Личные (гражданские) права и свободы……………………….….........….20
Заключение………………………………………………………..…….….........29
Глоссарий…………………………………………………………………...…....31
Список использованных источников…………………….…………….............33
Так, существовавшая с 1932 года прописка и ее строго регламентируемые правила, отсутствие в течение длительного времени паспортов у колхозников, рынка жилья приводили к тому, что фактически человек не мог свободно решать вопрос о своем месте жительства.
В настоящее время сделаны важные шаги к устранению правовых препятствий для реализации этого права. На основе конституционной нормы принят Закон РФ от 25 июня 1993 г. № 5242-I «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» 28. Закон закрепил отмену прописки и ввел регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и жительства в ее пределах. При этом регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией.
Однако для претворения в жизнь данного Закона пока отсутствуют необходимые условия. Его реализации препятствуют жилищные проблемы, социальная нестабильность в стране, неупорядоченность правового режима границ государства, крайне высокий уровень преступности и пр.
Закон устанавливает и определенные
ограничения на свободу передвижения
и выбора места жительства, Они касаются
местностей, в которых существует особый
режим (пограничная полоса, закрытые военные
городки и административно-
Конституция признает право каждого, кто законно находится на территории России, свободно выезжать за ее пределы и право гражданина Российской Федерации беспрепятственно возвращаться в нее (ч. 2 ст. 27).
Принятый в 1996 году Федеральный Закон от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» (с изменениями от 18 июля 1998 г., 24 июня 1999 г.) 30 обеспечивает свободу граждан выезжать за пределы России и возвращаться в свою страну.
Выезд, естественно, связан с согласием той страны, в которую намерен прибыть гражданин, и потому требуется въездная виза последней.
Право гражданина России на выезд из своей страны может быть временно ограничено только в случаях, прямо оговоренных в Федеральном законе. Это ограничение может быть осуществлено, если гражданин:
1) имел допуск к сведениям особой важности или совершенно секретным сведениям, отнесенным к государственной тайне, и заключил трудовой договор (контракт), предполагающий временное ограничение права на выезд, при условии, что срок ограничения не должен превышать пять лет со дня последнего ознакомления лица с названными сведениями — до истечения срока ограничения, установленного трудовым договором (контрактом) или в соответствии с настоящим Федеральным законом;
2) призван на военную службу или направлен на альтернативную гражданскую службу — до окончания этих служб;
3) задержан в качестве подозреваемого или привлечен в качестве обвиняемого в совершении преступления — до вынесения решения по делу или вступления в законную силу приговора суда;
4) осужден за совершение преступления — до отбытия наказания или освобождения от него;
5) уклоняется от исполнения обязательств, наложенных на него судом, — до исполнения обязательств либо до достижения согласия сторонами;
6) сообщил о себе заведомо ложные сведения — до решения вопроса в срок не более одного месяца органом, оформляющим такие документы.
Основными документами, по которым граждане осуществляют въезд и выезд, являются: паспорт, дипломатический паспорт, служебный паспорт и паспорт моряка.
Федеральный закон определяет порядок въезда и выезда иностранных граждан и лиц без гражданства, а также порядок транзитного проезда указанных лиц через территорию Российской Федерации.
К личным правам и свободам относится право определять и указывать национальную принадлежность (ст. 26 Конституции).
Закрепление этого права конституционно вытекает из отрицания правового значения признака национальности для каждого конкретного человека, означает его свободу ассимилироваться в инонациональной среде, которая стала для него родной и близкой по языку и образу жизни.
Важной дополнительной правовой гарантией равноправия независимо от национальности является конституционная норма о том, что никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности (ч. 1 ст. 26). В официальных анкетах не допускается вопрос о национальности. Как известно, в прошлом печально знаменитая графа пятая в анкетах выполняла далеко не просто познавательную функцию 31.
В соответствии с Положением о паспорте гражданина Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 8 июля 1997 г., к числу сведений, вносимых в паспорт, не отнесено указание на национальность. При этом оговаривается запрещение вносить в паспорт сведения, не предусмотренные Положением.
Важное место в системе личных прав и свобод занимают свобода совести, свобода вероисповедания. В соответствии со ст. 28 Конституции каждому гарантируются свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.
Основополагающей гарантией указанных свобод является светский характер государства, закрепляемый в качестве основы конституционного строя Российской Федерации (ст. 14 Конституции). Как отмечалось выше, никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Наличие в многонациональной России различных конфессий, религиозных верований делает эту конституционную норму особенно значимой для человека. Она обеспечивает свободу выбора религиозных верований или атеистических убеждений, не стесненную никакими внешними, посторонними мотивами.
В Федеральном законе от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» (с изм. и доп. от 26 марта 2000 г.) 32 предусмотрена широкая система гарантий реализации принадлежащей каждому свободы совести. Закон дополнительно включил право менять религиозные и иные убеждения, что является правовой гарантией от преследования единоверцами лица, вышедшего из состава религиозного объединения. Правом на свободу совести и свободу вероисповедания наравне с гражданами Российской Федерации пользуются иностранные граждане и лица без гражданства, законно находящиеся на территории России. Установление преимуществ, ограничений или иных форм дискриминации человека в зависимости от отношения к религии не допускается. Наличие религиозных убеждений запрещено фиксировать в официальных анкетах.
Заключение
Российская Конституция устанавливает прямое действие своих предписаний (ч. 1 ст. 15). «Права и свободы человека и гражданина, - согласно ст. 18, - являются непосредственно действующими». Если закрепленные конституцией права и свободы в отдельных случаях могут применяться непосредственно, то записанные в ней обязанности по общему правилу лишены такой возможности. В самом деле, ст. 57 предписывает каждому обязанность платить установленные законом налоги и сборы. Как видно из содержания указанной статьи, тут провозглашается общий принцип - "платить установленные законом налоги и сборы". Однако для осуществления этого принципа недостаточно выполнения лишь этого правила. Для претворения в жизнь этого требования необходим специальный закон или даже несколько, которые определяли бы субъектов налогообложения, размер и виды налога и пр.". Поэтому прямое действие норм, закрепляющих конституционные обязанности, без подкрепления их специальным законодательством крайне затруднительно или вообще невозможно. Обязанности в основе правового статуса человека и гражданина в реальной действительности выполняют разнообразные многоцелевые функции и социальные роли.
В научной литературе они характеризуются следующим образом: одно из составляющих правового статуса личности; вид и мера должного поведения; гарантия и необходимое условие осуществления прав и свобод граждан; фактор укрепления законности и правопорядка, выполнения функций государства". Если юридические права характеризуются содержащейся в них личной свободой, то наиболее существенное в обязанностях заключается в ответственности за исполнение предписаний закона. Ответственность - социально-правовой фактор, который, с одной стороны, связывает обязанного субъекта существующим правопорядком, а с другой - стимулирует его активность, обеспечивает строгое и неуклонное исполнение обязанности.
Одним из важнейших постулатов взаимной ответственности гражданина и государства перед собой является создание правового, социального государства.
Одной из важнейших целей социального государства является социальное равенство. Правовое государство обеспечивает равенство всех перед законом. Социальное государство стремится к уничтожению социального неравенства. Способы, применяемые государством для достижения этой цели, весьма различны. Ими могут быть социальные коррективы, вносимые в правовые отношения (например, с помощью трудового права); государственное вмешательство в общественные отношения (охрана труда, надзор за воспитанием и т.п.); обеспечение общедоступности наиболее важных благ и услуг (регулирование цен, развитие систем государственного здравоохранения, образования и т.д.); улучшение социального положения путем государственных выплат (например, социальные пособия); сглаживание имущественного неравенства за счет средств, мобилизуемых государством (налоги, пошлины и т.д.); смягчение экономического неравенства путем обобществления некоторых экономических ценностей или их перераспределения (например, путем земельной реформы).
Глоссарий
№ п/п1 |
Новые понятия |
Содержание |
1 |
Конституционное право |
ведущая отрасль российского права, представляющая собой совокупность правовых норм, регулирующих основы конституционного строя РФ, статус человека и гражданина, федеративное устройство, систему органов государственной власти и органов местного самоуправления |
2. |
Конституционные права и свободы |
это не все права и свободы, которыми обладает человек, а только основные, или фундаментальные. Почти все демократические конституции при самом полном перечислении прав и свобод в заключение признают, что перечень не является исчерпывающим, т. е что за человеком и гражданином остаются и другие права и свободы |
3. |
Общие принципы конституционного права |
основные начала конституционного права, в соответствии с которыми оно строится как система правовых норм и которые придают этой системе единую направленность |
4. |
Право |
– система общеобязательных, установленных в законе норм, принципов и нормативных установок, выражающих меру свободы и ответственности в обществе выступающее регулятором общественных отношений |
5. |
«Право свободы» (Freedoms) |
права индивидов и народов, исконно от природы присущие, а не дарованные государством, которое не может регулировать их, вмешиваться в них, а лишь обязано воспринимать их как данность и констатировать существование их вне своей воли и власти и защищать |
6. |
Обязывающие нормы |
нормы, закрепляющие обязанности субъектов соотносить свое поведение, свои действия с установками данных норм |
7. |
Запрещающие нормы |
нормы, содержащие запреты на совершение определенных действий в них предусмотренных. |
8. |
Императивные нормы |
нормы которые не допускают свободы усмотрения объекта в применении установленного ими правила |
9. |
Диспозитивные нормы |
нормы, которые предусматривают возможности выбора варианта действия субъекта с учетом указанных в норме условий и обязательств |
10 |
Материальные нормы |
нормы, предусматривающие содержание действия по правовому регулированию общественных отношений |
11. |
Процессуальные нормы |
нормы, определяющие порядок, в котором они должны быть реализованы |
12. |
Конституционно-правовые институты |
это определенные совокупности норм конституционного права, регулирующие однородные и взаимосвязанные общественные отношения и образующие относительно самостоятельную группу |
13 |
Конституционно-правовое отношение |
общественное отношение, урегулированное нормой конституционного права, содержанием которого является юридическая связь между субъектами в форме взаимных прав и обязанностей предусмотренных данной правовой нормой |
Список использованных источников
1 |
Конституция Российской Федерации. Принята на всенародном голосовании 12.12.1993 (в ред. от 30.12.2008 №6 - №7 ФКЗ РФ) // Российская газета. 1993. – 25 декабря. - 2009. - №237. |
2 |
Федеральный конституционный закон от 26 февраля 1997 г № 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» // СЗ РФ от 3 марта 1997 г. №9 ст. 1011. |
3 |
Баглай, М.В. Конституционное право Российской Федерации / Под ред. М.В. Баглая. – М.: ИНФРА-М, 2002.- 752 с. - ISBN 6-448-36793-7. |
4 |
Гусев, А.Д. О правах человека и гражданина |
5 |
Комментарий к Конституции Российской Федерации. / Общ. ред. Ю.В Кудрявцева. — М.. Фонд «Правовая культура», 1996. — 552 с. - ISBN 6-448-77754-5. |
6 |
4. Конституционное право: учебник / Под ред.проф. В.В.Лазарева. – М.: Новый Юрист,1998. - ISBN 5-648-55454-6. |
7 |
Кутафин, О.Е. Основы государства и права: учебное пособие для поступающих в вузы - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрист, 1996, - 360 с. - ISBN 5-478-54756-4. |
8 |
Клименко С.В., Чичерин А.Л. Основы государства и права: пособие для поступающих в вузы / А.А.Фролова. - М.: Зерцало, 1997. - 354 с. - ISBN 6-439-88793-4. |
9 |
Корельский В.М., Перевалов В.Д. Теория государства и права. Учебник для юридических вузов и факультетов / А.К.Груздев. - М.: Издательская группа ИНФРА М - НОРМА, 1997. - 570 с. - ISBN 7-454-36993-7. |
10 |
Конституционное (государственное) право Российской Федерации: Альбом схем / Сост. С.В.Нарутто. - Хабаровск: ХГАЭП, 1998. - ISBN 7-455-36776-7. |
11 |
Кукушкин, Ю.С., Чистяков О.И. Очерк истории Советской Конституции / А.А. Круглов. – М.: Политиздат, 1987 г. - ISBN 6-545-35458-6. |
12 |
Международное право: учебник / Отв.ред. Ю.М. Колосов, В.И. Кузнецов. – М.: Международные отношения, 2008. - 389с. - ISBN 5-546-35557-6. |
13. |
Никитин, А. Права человека / А.Никитин // Граждановедение. – 2009. - №10. – С. 34 |
14 |
Стрекозов, В.Г., Казанчев, Ю.Д. Конституционное право России: Учебник / А.К.Садчий. - М.: Новый Юрист, 2006. - 437с. - ISBN 4-555-36958-7. |
15 |
Тиунов, О.И. Международное гуманитарное право: учебник для вузов / К.К.Воронин. – М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА-М, 2005.-394с. - ISBN 8-444-39793-6. |
16 |
Тадевосян, Э.В. Российский федерализм и современный национально-государственный нигилизм / Э.В.Тадевосян // Государство и право. – 2005. - № 10. - С. 37 |
Информация о работе Конституционное регулирование прав и свобод человека и гражданина в РФ