Конституционное регулирование прав и свобод человека и гражданина в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2014 в 20:05, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы: выделить основные аспекты проблем конституционного регулирования личных прав и свобод человека и гражданина в РФ.
Для решения поставленной цели ставятся следующие задачи:


-выявить природу и сущность прав и свобод человека и гражданина;
-рассмотреть понятие прав и свобод человека и гражданина;
-изучить основы конституционных прав и свобод человека и гражданина;

Содержание работы

Введение….………………………………………………………….………...….3

1 Природа и сущность прав и свобод человека и гражданина……….…...…..6
1.1 Понятие прав и свобод человека и гражданина………………………...….6
1.2 Конституционные права и свободы………………………………………..10
2. Конституционное регулирование прав и свобод человека и гражданина в РФ………………………………………….…………………………………..….17
2.1 Классификация прав и свобод……………………………………….….......17
2.2 Личные (гражданские) права и свободы……………………….….........….20
Заключение………………………………………………………..…….….........29
Глоссарий…………………………………………………………………...…....31
Список использованных источников…………………….…………….............33

Файлы: 1 файл

Права и сущность прав и свобод человека и гражданина .doc

— 201.50 Кб (Скачать файл)

Так, существовавшая с 1932 года прописка и ее строго регламентируемые правила, отсутствие в течение длительного времени паспортов у колхозников, рынка жилья приводили к тому, что фактически человек не мог свободно решать вопрос о своем месте жительства.

В настоящее время сделаны важные шаги к устранению правовых препятствий для реализации этого права. На основе конституционной нормы принят Закон РФ от 25 июня 1993 г. № 5242-I «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» 28. Закон закрепил отмену прописки и ввел регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и жительства в ее пределах. При этом регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией.

Однако для претворения в жизнь данного Закона пока отсутствуют необходимые условия. Его реализации препятствуют жилищные проблемы, социальная нестабильность в стране, неупорядоченность правового режима границ государства, крайне высокий уровень преступности и пр.

Закон устанавливает и определенные ограничения на свободу передвижения и выбора места жительства, Они касаются местностей, в которых существует особый режим (пограничная полоса, закрытые военные городки и административно-территориальные образования, зоны экологического бедствия, территории, где введено чрезвычайное или военное положение, территории и населенные пункты, опасные для проживания в связи с инфекционными и массовыми неинфекционными заболеваниями и отравлениями людей). В частности, Закон РФ от 14 июля 1992 г. № 3297-1 «О закрытом административно-территориальном образовании» (с изменениями от 28 ноября 1996 г., 31 июля 1998 г., 2 апреля,  31 декабря 1999 г.) 29 устанавливает правовой статус закрытого административно-территориального образования, регулирует особенности местного самоуправления, определяет меры по социальной защите граждан, проживающих и (или) работающих в нем, и их права.

Конституция признает право каждого, кто законно находится на территории России, свободно выезжать за ее пределы и право гражданина Российской Федерации беспрепятственно возвращаться в нее (ч. 2 ст. 27).

Принятый в 1996 году Федеральный Закон от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» (с изменениями от 18 июля 1998 г., 24 июня 1999 г.) 30 обеспечивает свободу граждан выезжать за пределы России и возвращаться в свою страну.

Выезд, естественно, связан с согласием той страны, в которую намерен прибыть гражданин, и потому требуется въездная виза последней.

Право гражданина России на выезд из своей страны может быть временно ограничено только в случаях, прямо оговоренных в Федеральном законе. Это ограничение может быть осуществлено, если гражданин:

1) имел допуск к сведениям особой важности или совершенно секретным сведениям, отнесенным к государственной тайне, и заключил трудовой договор (контракт), предполагающий временное ограничение права на выезд, при условии, что срок ограничения не должен превышать пять лет со дня последнего ознакомления лица с названными сведениями — до истечения срока ограничения, установленного трудовым договором (контрактом) или в соответствии с настоящим Федеральным законом;

2) призван на военную службу или направлен на альтернативную гражданскую службу — до окончания этих служб;

3) задержан в качестве подозреваемого или привлечен в качестве обвиняемого в совершении преступления — до вынесения решения по делу или вступления в законную силу приговора суда;

4) осужден за совершение преступления — до отбытия наказания или освобождения от него;

5) уклоняется от исполнения обязательств, наложенных на него судом, — до исполнения обязательств либо до достижения согласия сторонами;

6) сообщил о себе заведомо ложные сведения — до решения вопроса в срок не более одного месяца органом, оформляющим такие документы.

Основными документами, по которым граждане осуществляют въезд и выезд, являются: паспорт, дипломатический паспорт, служебный паспорт и паспорт моряка.

Федеральный закон определяет порядок въезда и выезда иностранных граждан и лиц без гражданства, а также порядок транзитного проезда указанных лиц через территорию Российской Федерации.

К личным правам и свободам относится право определять и указывать национальную принадлежность (ст. 26 Конституции).

Закрепление этого права конституционно вытекает из отрицания правового значения признака национальности для каждого конкретного человека, означает его свободу ассимилироваться в инонациональной среде, которая стала для него родной и близкой по языку и образу жизни.

Важной дополнительной правовой гарантией равноправия независимо от национальности является конституционная норма о том, что никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности (ч. 1 ст. 26). В официальных анкетах не допускается вопрос о национальности. Как известно, в прошлом печально знаменитая графа пятая в анкетах выполняла далеко не просто познавательную функцию 31.

В соответствии с Положением о паспорте гражданина Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 8 июля 1997 г., к числу сведений, вносимых в паспорт, не отнесено указание на национальность. При этом оговаривается запрещение вносить в паспорт сведения, не предусмотренные Положением.

Важное место в системе личных прав и свобод занимают свобода совести, свобода вероисповедания. В соответствии со ст. 28 Конституции каждому гарантируются свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.

Основополагающей гарантией указанных свобод является светский характер государства, закрепляемый в качестве основы конституционного строя Российской Федерации (ст. 14 Конституции). Как отмечалось выше, никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Наличие в многонациональной России различных конфессий, религиозных верований делает эту конституционную норму особенно значимой для человека. Она обеспечивает свободу выбора религиозных верований или атеистических убеждений, не стесненную никакими внешними, посторонними мотивами.

В Федеральном законе от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» (с изм. и доп. от 26 марта 2000 г.) 32 предусмотрена широкая система гарантий реализации принадлежащей каждому свободы совести. Закон дополнительно включил право менять религиозные и иные убеждения, что является правовой гарантией от преследования единоверцами лица, вышедшего из состава религиозного объединения. Правом на свободу совести и свободу вероисповедания наравне с гражданами Российской Федерации пользуются иностранные граждане и лица без гражданства, законно находящиеся на территории России. Установление преимуществ, ограничений или иных форм дискриминации человека в зависимости от отношения к религии не допускается. Наличие религиозных убеждений запрещено фиксировать в официальных анкетах.

 

 

        Заключение

 

        Российская  Конституция устанавливает прямое действие своих предписаний (ч.  1 ст. 15). «Права и свободы человека и гражданина,  - согласно ст. 18, - являются непосредственно действующими». Если закрепленные конституцией права и свободы в отдельных случаях могут применяться непосредственно, то записанные в ней обязанности  по общему правилу лишены такой возможности.  В самом деле, ст. 57 предписывает каждому обязанность платить установленные законом  налоги и сборы.  Как видно из содержания указанной статьи, тут провозглашается общий принцип - "платить установленные  законом налоги и сборы".  Однако для осуществления этого принципа недостаточно выполнения лишь этого правила. Для претворения в жизнь этого  требования  необходим специальный закон или даже несколько, которые определяли бы субъектов налогообложения,  размер  и  виды налога и пр.". Поэтому прямое действие норм, закрепляющих конституционные обязанности,  без подкрепления их специальным законодательством крайне затруднительно или вообще невозможно. Обязанности в основе правового статуса человека и гражданина в  реальной действительности выполняют разнообразные многоцелевые функции и социальные роли.

В научной литературе они характеризуются следующим образом:  одно из составляющих правового статуса личности; вид и мера должного поведения;  гарантия  и  необходимое  условие осуществления прав и свобод граждан; фактор укрепления законности и правопорядка, выполнения функций государства". Если юридические  права  характеризуются  содержащейся в них личной свободой, то наиболее существенное в обязанностях заключается в ответственности за исполнение предписаний закона.  Ответственность - социально-правовой фактор,  который, с одной стороны, связывает  обязанного  субъекта  существующим правопорядком,  а с другой - стимулирует его активность, обеспечивает строгое и неуклонное исполнение обязанности.

Одним из важнейших постулатов взаимной ответственности гражданина и государства перед собой является создание правового, социального государства.

Одной из важнейших целей социального государства является социальное равенство. Правовое государство обеспечивает равенство всех перед законом. Социальное государство стремится к уничтожению социального неравенства. Способы, применяемые государством для достижения этой цели, весьма различны. Ими могут быть социальные коррективы, вносимые в правовые отношения (например, с помощью трудового права); государственное вмешательство в общественные отношения (охрана труда, надзор за воспитанием и т.п.); обеспечение общедоступности наиболее важных благ и услуг (регулирование цен, развитие систем государственного здравоохранения, образования и т.д.); улучшение социального положения путем государственных выплат (например, социальные пособия); сглаживание имущественного неравенства за счет средств, мобилизуемых государством (налоги, пошлины и т.д.); смягчение экономического неравенства путем обобществления некоторых экономических ценностей или их перераспределения (например, путем земельной реформы).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глоссарий

 

№ п/п1

Новые понятия

Содержание

1

Конституционное право

ведущая отрасль российского права, представляющая собой совокупность правовых норм, регулирующих основы конституционного строя РФ, статус человека и гражданина, федеративное устройство, систему органов государственной власти и органов местного самоуправления

2.

Конституционные права и свободы

это не все права и свободы, которыми обладает человек, а только основные, или фундаментальные. Почти все демократические конституции при самом полном перечислении прав и свобод в заключение признают, что перечень не является исчерпывающим, т. е что за человеком и гражданином остаются и другие права и свободы

3.

Общие принципы конституционного права

основные начала конституционного права, в соответствии с которыми оно строится как система правовых норм и которые придают этой системе единую направленность

4.

Право

– система общеобязательных, установленных в законе норм, принципов и нормативных установок, выражающих меру свободы и ответственности в обществе выступающее регулятором общественных отношений

5.

«Право свободы» (Freedoms)

права индивидов и народов, исконно от природы присущие, а не дарованные государством, которое не может регулировать их, вмешиваться в них, а лишь обязано воспринимать их как данность и констатировать существование их вне своей воли и власти и защищать

6.

Обязывающие нормы

нормы,  закрепляющие  обязанности  субъектов  соотносить   свое поведение, свои действия с установками данных норм

7.

Запрещающие нормы

нормы,    содержащие    запреты    на    совершение    определенных действий в них предусмотренных.

8.

Императивные нормы

нормы  которые  не  допускают  свободы  усмотрения  объекта в применении установленного ими правила

9.

Диспозитивные нормы

нормы, которые предусматривают возможности выбора варианта действия субъекта с учетом указанных в норме условий и обязательств                                              

10

Материальные нормы

нормы, предусматривающие содержание действия по правовому регулированию общественных отношений

11.

Процессуальные нормы

нормы,   определяющие  порядок,   в   котором   они   должны   быть реализованы

12.

Конституционно-правовые институты

это определенные совокупности норм конституционного права, регулирующие однородные и взаимосвязанные общественные отношения и образующие относительно самостоятельную группу

13

Конституционно-правовое отношение

общественное отношение, урегулированное нормой конституционного права, содержанием которого является юридическая связь между субъектами в форме взаимных прав и обязанностей предусмотренных данной правовой нормой


 

Список использованных источников

 

     1

Конституция Российской Федерации. Принята на всенародном голосовании 12.12.1993 (в ред. от 30.12.2008 №6 - №7 ФКЗ РФ) // Российская газета. 1993. – 25 декабря. - 2009. - №237.

2

Федеральный конституционный закон от 26 февраля 1997 г № 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» // СЗ РФ от 3 марта 1997 г. №9 ст. 1011.

3

Баглай, М.В. Конституционное право Российской Федерации / Под ред. М.В. Баглая. – М.: ИНФРА-М, 2002.- 752 с. - ISBN 6-448-36793-7.

4

Гусев, А.Д. О правах человека и гражданина  
/ А.Д.Гусев // Социально-гуманитарные знания. – 2009. - №43. – С. 12

5

Комментарий к Конституции Российской Федерации. / Общ. ред. Ю.В Кудрявцева. — М.. Фонд «Правовая культура», 1996. — 552 с. - ISBN 6-448-77754-5.

6

4. Конституционное право: учебник / Под ред.проф. В.В.Лазарева. – М.: Новый Юрист,1998. - ISBN 5-648-55454-6.

7

Кутафин, О.Е. Основы государства и права: учебное пособие для  поступающих в вузы - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрист, 1996, - 360 с. - ISBN 5-478-54756-4.

8

Клименко С.В., Чичерин А.Л. Основы государства и права: пособие для поступающих в вузы / А.А.Фролова. - М.: Зерцало, 1997. - 354 с. - ISBN 6-439-88793-4.

9

Корельский В.М., Перевалов В.Д. Теория государства и права. Учебник для юридических вузов и факультетов / А.К.Груздев. - М.: Издательская группа ИНФРА М - НОРМА, 1997. - 570 с. - ISBN 7-454-36993-7.

10

Конституционное (государственное) право Российской Федерации: Альбом схем / Сост. С.В.Нарутто. - Хабаровск: ХГАЭП, 1998. - ISBN 7-455-36776-7.

11

Кукушкин, Ю.С., Чистяков О.И.  Очерк истории Советской Конституции / А.А. Круглов. – М.: Политиздат, 1987 г. - ISBN 6-545-35458-6.

12

Международное право: учебник / Отв.ред. Ю.М. Колосов, В.И. Кузнецов. – М.: Международные отношения, 2008. - 389с. - ISBN 5-546-35557-6.

13.

Никитин, А. Права человека / А.Никитин // Граждановедение. – 2009. - №10. – С. 34

14

Стрекозов, В.Г., Казанчев, Ю.Д. Конституционное право России: Учебник / А.К.Садчий. - М.: Новый Юрист, 2006. - 437с. - ISBN 4-555-36958-7.

15

Тиунов, О.И. Международное гуманитарное право: учебник для вузов / К.К.Воронин. – М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА-М, 2005.-394с. - ISBN 8-444-39793-6.

16

Тадевосян, Э.В. Российский федерализм и современный национально-государственный нигилизм / Э.В.Тадевосян // Государство и право. – 2005. - № 10. - С. 37

Информация о работе Конституционное регулирование прав и свобод человека и гражданина в РФ