Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 11:26, курсовая работа
В данной курсовой работе, будет рассмотрена ситуация с конституционным правосудием в России. Рассмотрен опыт мирового сообщества в данном вопросе, а также, история его развития и нынешнее положение в нашей стране. Также конституционный суд и конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации, ведь они являются важнейшими органами для осуществления конституционного правосудия.
Введение. 2
1. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВОСУДИЯ. 4
1.1 Мировой опыт конституционного правосудия. 4
2. Общая характеристика конституционного правосудия в России. 8
2. РАЗВИТИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВОСУДИЯ В РОССИИ. 10
2.1. Развитие конституционного правосудия в России. 10
2.2. Конституционный суд Российской Федерации. 13
2.3. Судьи конституционного суда Российской Федерации. 17
3.Конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации. 20
Заключение. 23
Список используемой литературы 24
«Охрана суверенитета народов РСФСР;
защита конституционного строя РСФСР;
защита прав и свобод человека, признанных Конституцией, прав и законных интересов граждан и юридических лиц;
поддержание верховенства и непосредственного действия Конституции РСФСР на всей территории Российской Федерации».
Интересен момент, что в данном законе устанавливалась защита прав и свобод, которые были признаны Конституцией того времени. В связи с тем, что СССР (РСФСР) на тот момент не ратифицировала Конвенцию о защите прав человека и основных свобод, можно сделать вывод о том, что далеко не все провозглашенные данной Конвенцией права были защищены Конституцией, действующей на то время. Например, протокол №13 устанавливал отмену смертной казни, которая применялась у нас в том время.
«С мая 1990 года по декабрь 1991 года – ККН СССР принял 23 решения. Среди них были такие поистине смелые и по сей день актуальные решения, как признание неконституционности разрешительного порядка прописки и неконституционности порядка применения неопубликованных нормативных актов»9.
Постепенно расширялись Конституционные основы деятельности Суда. Законами РСФСР (РФ) от 21.04.1992 г. и от 09.12.1992 г. «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) РСФСР (РФ)» полномочия Конституционного Суда расширились - теперь он имел право разрешать дела о конституционности политических партий и иных общественных объединений, а также споры о компетенции между государственными органами. На основании заключения Конституционного Суда, Верховный Совет мог отменять указы Президента и его распоряжения.
В период деятельности с 1992 г. По 1993 г. Конституционный Суд РФ проделал огромную работу по становлению конституционного правосудия в России. Был внесен значительный вклад в сферу конституционного контроля.
Вспоминая те исторические события, которые проходили в нашей стране в то время, можно сделать вывод о том, что Конституционный суд не прошел стороной эти события, а был также втянут в ту политическую ситуацию, которая была в стране на тот момент. В условиях происходящих событий, Конституционный суд был втянут в некую политическую игру, чему безусловно способствовало положение Закона «О Конституционном Суде РСФСР» о том, что Конституционный Суд по собственной инициативе может принимать дела к производству. Эти и иные факторы привели к тому, что суд постепенно перешел с позиции права в политическую сферу.
Указ Президента Российской Федерации от 21 сентября 1993 года «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации», в котором говорилось о роспуске Верховного Совета и ограничении действия Конституции; также Президент Ельцин рекомендовал Конституционному Суду не созывать заседаний до формирования нового двухпалатного парламента России - Федерального Собрания.
Президент Российской Федерации Борис Николаевич Ельцин, также писал в своем указе, что «В Российской Федерации сложилась политическая ситуация, угрожающая государственной и общественной безопасности страны»10. Также он считал, что «Съезд и Верховный Совет предпринимают систематические и все более активные усилия узурпировать не только исполнительную, но даже и судебную функцию … Конституционная реформа практически свергнута. Верховный Совет блокирует решения Съездов народных депутатов Российской Федерации о принятии новой Конституции»
«Конституционный суд Российской Федерации - судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства»11.
Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда Российской Федерации определяются Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом "О Конституционном Суде Российской Федерации".
Согласно статье 125 Конституции Российской Федерации «Конституционный Суд Российской Федерации состоит из 19 судей»12, назначаемых на должность Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации.
Конституционный Суд был создан 6 мая 1991 года законом о «О Конституционном суде» и на тот момент состоял из 13 судей. На данный момент Конституционный Суд находится в Санкт-Петербурге.
Полномочия Конституционного Суда:
Конституционный Суд Российской Федерации по запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации:
а) федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации;
б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
в) договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
г) не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации.
3. Конституционный Суд Российской Федерации разрешает споры о компетенции:
а) между федеральными органами государственной власти;
б) между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
в) между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации.
4. Конституционный Суд Российской Федерации по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, в порядке, установленном федеральным законом.
5. Конституционный Суд Российской Федерации по запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, органов законодательной власти субъектов Российской Федерации дает толкование Конституции Российской Федерации.
6. Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; не соответствующие Конституции Российской Федерации международные договоры Российской Федерации не подлежат введению в действие и применению.
7. Конституционный Суд Российской Федерации по запросу Совета Федерации дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления»13.
В настоящее время Конституционный суд играет очень важную роль в процессе становления нашей «молодой» демократии, ведь, ей немногим более двадцати лет. Решения принятые Конституционным Судом отражают выбранную государством политику в области прав и свобод человека и гражданина, которые, как известно, согласно статье второй Конституции, являются высшей ценностью.
«Важнейшим условием существования и развития Российской Федерации как демократического федеративного правового государства с республиканской формой правления, в котором признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации», конечно же, является обеспечение конституционной законности14.
Основными принципами, определяющими деятельность Конституционного суда являются такие принципы, как:
Видится, что данные принципы являются основополагающими, без которых, безусловно, невозможно представить себе деятельность не только Конституционного Суда, но и других судов также, за исключением, пожалуй, коллегиальности. Этот принцип присущ не всем судам. Возможно ли объективное рассмотрение дела при, скажем, зависимости суда от какой-либо из других ветвей власти? Безусловно – нет! В такой ситуации Суд будет принимать те решения, которые будут диктоваться ему «сверху», а это полностью исключает такое право человека и гражданина, как право на честное и справедливое правосудие. Очень важен тот факт, что финансирования Суда производится из Федерального бюджета, что обеспечивает возможность полного и объективного конституционного судопроизводства. Также Конституционный Суд независимо осуществляет кадровое и информационное обеспечение своей деятельности.
Отсутствие такое принципа как равноправие сторон будет также лишать права на честное и справедливое правосудие. Поэтому, как было сказано выше, данные принципы являются основополагающими и просто жизненно необходимыми для нормального существования и функционирования суда.
Решения Конституционного Суда Российской Федерации являются обязательными на всей территории нашей страны. То есть, все решения принятые Конституционным судом будут обязательны для всех ветвей государственной власти – исполнительной, законодательной и судебной.
Для того, чтобы Конституционный Суд имел право осуществлять свою деятельность, необходимо чтобы в его составе было не менее трёх четвертей от общего числа судей.
Судьи Конституционного суда – это собственно те люди, которые осуществляют Конституционное правосудие. Возглавляет Конституционный Суд – Председатель. Председатель имеет двух заместителей.
Председатель Конституционного Суда и судьи назначаются на должность Советом Федерации по представлению Президента.
Предложения о кандидатах на должности судей Конституционного Суда Российской Федерации могут вноситься Президенту Российской Федерации членами (депутатами) Совета Федерации и депутатами Государственной Думы, а также законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации, высшими судебными органами и федеральными юридическими ведомствами, всероссийскими юридическими сообществами, юридическими научными и учебными заведениями»15.
После получения представления о назначении судей Конституционного суда, Совет Федерации должен в течение четырнадцати дней рассмотреть предложенные кандидатуры.
К судьям Конституционного Суда Российской Федерации применяются требования, которые отличаются от требований, предъявляемых к кандидатам на должность судьи других судов.
Чтобы стать судьёй Конституционного Суда, нужно быть в первую очередь гражданином Российской Федерации, иметь высшее юридическое образование, возраст не менее сорока лет, иметь стаж работы по юридической специальности не менее пятнадцати лет. Предельный возраст пребывания на должности судьи – семьдесят лет, однако, предельный возраст не распространяется на Председателя суда.16
После назначения на должность судьи и принесения присяги судьи Конституционного Суда не должны:
Независимость судьи
Конституционного Суда Российской Федерации
обеспечивается его несменяемостью,
неприкосновенностью, равенством прав
судей, установленными настоящим Федеральным
конституционным законом
Материальные гарантии
независимости судьи
Информация о работе Конституционное (уставное) правосудие в России