Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2012 в 18:11, контрольная работа
Октябрьская социалистическая революция установила в России тип власти, именовавшийся в политической истории страны диктатурой пролетариата. По организационной форме государство в соответствии с идеями В.И.Ленина было объявлено Республикой Советов, т.е. органами государственной власти в центре и на местах стали Советы рабочих, солдатских и крестьянских депутатов.
В первые дни и месяцы советской власти проводились мероприятия по созданию и упрочению ее основ. Они воплощены в ряде декретов, которые можно считать актами конституционного значения. В первые месяцы советской власти все они в совокупности составляли неписаную конституцию Российского государства - до появления единого официального текста.
Пленум ЦИК СССР 11 июня 1930 г. одобрил проект и постановил созвать Всесоюзный съезд Советов и опубликовать проект для обсуждения.
12 июня 1930 г. текст проекта Конституции
был опубликован во всех
Проект был детально обсужден на митингах и собраниях на заводах, фабриках, в учреждениях, колхозах, на общих собраниях граждан. В течение пяти с половиной месяцев проект широко обсуждался на страницах 7 тыс. центральных и местных газет.
Пятого декабря 1936 г. состоялось заключительное заседание Чрезвычайного VIII съезда Советов Союза ССР. Съезд утвердил текст Конституции СССР сначала постатейно, а затем в целом, и поручил ЦИК СССР на основе новой Конституции разработать и утвердить Положение о выборах, а также установить сроки выборов в Верховный Совет СССР. В ознаменование принятия новой Конституции СССР съезд объявил 5 декабря всенародным праздником — Днем Конституции СССР.
1.2. СОДЕРЖАНИЕ И ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ КОНСТИТУЦИИ СССР 1936 ГОДА
Конституция закрепляла принципы социалистического демократизма в государственном строительстве, принципы социализма в социальном и национально-государственном устройстве СССР, определяла новые демократические принципы избирательной системы и построения высших и местных органов государственной власти, утвердила социальные свободы и права граждан СССР, расширила представительство в верховном органе власти всех союзных и автономных республик, автономных областей и национальных округов. Политическая надстройка была приведена в соответствие с экономическим базисом социализма.
Конституция СССР 1936 г. открывается главой, посвященной общественному устройству. В ней, прежде всего, определяется, что Союз Советских Социалистических Республик есть социалистическое государство рабочих и крестьян (ст. 1). В силу Конституции Советы рабочих, крестьянских и солдатских депутатов были преобразованы при сохранении и упрочении их социалистической сущности из органов непосредственно классового характера в органы всенародного представительства— Советы депутатов трудящихся. Конституция законодательно закрепила основные принципы социализма, согласно которым хозяйственная жизнь в СССР определяется и направляется государственным народнохозяйственным планом в интересах увеличения общественного богатства, неуклонного подъема материального и культурного уровня трудящихся, укрепления независимости и усиления обороноспособности страны. Глава II Конституции определяет вопросы государственного устройства. В главах III—IX Конституции СССР 1936 г. всесторонне урегулированы вопросы организации и деятельности высших органов государственной власти, органов государственного управления Союза ССР, союзных и автономных республик, местных органов государственной власти, суда и прокуратуры.
Глава X Конституции установила на базе социализма основные права и обязанности граждан СССР и усилила гарантии этих прав. Глава XI Конституции определила принципы новой избирательной системы. В главе XII закреплялись символы единого союзного государства — герб, флаг, столица. Наконец, глава XIII предусматривала порядок изменения Конституции. Обзор содержания Конституции СССР 1936 г. наглядно показывает, что ее принятие ознаменовало собой крупную веху в историческом развитии советского общества и государства, имело громадное международное значение.
В Конституции СССР 1936 г. Было закреплено, что Союз Советских Социалистических Республик есть социалистическое государство рабочих и крестьян, что его политическую основу составляют Советы депутатов трудящихся, выросшие и окрепшие в результате свержения власти помещиков и капиталистов и завоевания диктатуры пролетариата. Социализм и демократия в Конституции СССР 1936 года были теснейшим образом и неразрывно связаны между собой. Согласно Конституции, социализм и народовластие неразрывно связаны между собой в том смысле, что победивший социализм составляет жизненную основу подлинного народовластия, создавая тем самым демократию нового, высшего типа — социалистическую демократию. При социализме демократия является не самоцелью, а средством достижения великой цели — построения нового общества —-коммунизма.
Социалистическая конституция утверждала господство общественной социалистической собственности на орудия и средства производства, устраняла эксплуатацию человека человеком, устанавливала, что единственным источником благосостояния человека в обществе и государстве является общественно полезный труд.
Конституция социалистического типа исходила из полного равенства и равноправия людей независимо от их принадлежности к классам и социальным группам общества, к расам и нациям, к полу, а также независимо от их общественного положения, образования, вероисповедания и т. д.
Конституция социалистического типа не только провозглашала, но и гарантировала права и свободы граждан. Только социализм фактически реально обеспечивал человеку право на труд, на отдых, на образование, на материальное обеспечение в старости и по болезни, другие социальные и политические права и свободы человека. Каждому советскому человеку было известно, что эти права, закрепленные в законе, реально гарантированы материальными и юридическими средствами, охраняются органами государственной власти и управления от Верховного Совета СССР и Советского правительства до местных Советов депутатов трудящихся(ст. 68, п. "в", и 97 Конституции СССР). Права и законные интересы советских граждан охраняются также органами прокуратуры и суда.
Совершенствование социалистической
демократии позволило ускорять экономическое
и социальное развитие, быстрее и
эффективнее добиваться решения
задач коммунистического
Советская социалистическая республика как форма государства нового типа разрешала как вопросы формы правления, так и вопросы государственного устройства.
Важнейшей отличительной чертой конституции социалистического типа являлось то, что она закрепляла основы организации власти, устанавливая единую систему представительных органов — Советов депутатов трудящихся.
Конституция социалистического типа являлась конституцией не только государства, но и общества. Это означает, что она исходила из единства общества и государства, из того, что их развитие по мере построения социализма и коммунизма все более обеспечивает слияние органов государственного и общественного управления в единые органы будущего коммунистического самоуправления.
Конституция социалистического типа строится на принципах миролюбия, исходит из того, что войны должны быть исключены из сферы общения между государствами.
Конституции социалистических государств содержат необходимые принципы и нормы, касающиеся организации обороны своих стран против возможной агрессии со стороны империализма.
4.1Конституция
РСФСР 1937 г.
Третья Конституция РСФСР была принята
21 января 1937 года , Вслед за Конституцией
СССР 1936 года. Она провозгласила завершение
строительства основ социализма. В этой
Конституции закреплялись основы общественного
и государственного строя; права и обязанности
граждан; избирательная система; система
и компетенция высших и местных органов
государственной власти, управления, суда
и прокуратуры. Конституция подтвердила
добровольное объединение с другими равноправными
республиками в составе СССР; суверенный
характер прав РСФСР вне пределов союзной
компетенции. И хотя социалистическая
идеология пронизывала Конституцию РСФСР
1937 года (ст.ст.1, 12,129, 130 и др.), в её тексте
уже не было откровенных призывов к победе
социализма во всем мире.
1.1 Правовая характеристика Конституции
РСФСР 1937 г.
По инициативе ЦК ВКП (б) VII Всесоюзный
съезд Советов принял решение внести в
Конституцию Советского государства изменения
и дополнения, однако Конституционная
комиссия не ограничилась внесением изменений
в действовавшую в тот период Конституцию
СССР 1924 года, а выработала новый проект
основного Закона, который всецело учел
весь предшествующий опыт конституционного
строительства Советского государства.
Третья Конституция РСФСР принята 21 января
1937 года. Принятие Конституции РСФСР 1937
года явилось следствием введения в действие
Конституции СССР 1936 года.
В Конституцию СССР, как и Конституцию
РСФСР, были включены все права и свободы,
предусматривавшиеся ранее действовавшими
советскими конституциями. Наряду с этим
в них были закреплен ряд новых прав и
свобод, а также обязанностей.
Сохранялась классовая сущность, воплощавшая
диктатуру пролетариата, о чем прямо упоминается,
в частности, в ст.2 конституции РСФСР.
Однако форма выражения этой сущности
изменилась. В связи с ликвидацией эксплуататорских
классов было отменено лишение политических
прав граждан по социальному признаку,
введено всеобщее, равное, прямое избирательное
право при тайном голосовании. Конституция
впервые закрепила принцип равноправия
граждан
Конституция РСФСР провозгласила
завершение строительства основ
социализма. Она закрепляла, как
и Конституция СССР все главные
экономические основы социализма: отмену
частной собственности, господство
социалистической системы хозяйства
и социалистической собственности
на орудия труда и средства производства,
установление государственного плана,
которым определялась вся хозяйственная
жизнь государства. В этой Конституции
закреплялись основы общественного и
государственного строя ; избирательная
система, система и компетенция высших
и местных органов государственной власти,
управления, суда и прокуратуры. Конституция
подтвердила добровольное объединение
с другими республиками в составе СССР;
суверенный характер прав РСФСР вне пределов
союзной компетенции.
Впервые в Конституцию РСФСР была включена
норма о сохранении за РСФСР права выхода
из Союза ССР, но, как и многое другое в
этой конституции являлось лишь фикцией.
Значительно полнее в Конституции РСФСР
1937 года отражены нормы, относящиеся к
ее собственному федеративному устройству.
Появились отдельные главы о высших органах
государственной власти АССР, об органах
государственного управления АССР. Об
органах государственной власти автономных
областей. Впервые закреплена норма о
национальных округах.
Конституция окончательно утвердила приоритет
союзного законодательства над республиканским.
В ней не предусмотрено право республиканских
органов приостанавливать или опротестовывать
акты союзных органов.
5.Конституция СССР 1977
Главная причина разработки новой
Конституции была связана с существенным
изменением политического режима в стране.
Верховный Совет СССР постановлением
от 25 апреля 1962 г. решил "образовать комиссию
для подготовки проекта новой Конституции
СССР" и утвердил ее состав во главе
с Н.С. Хрущевым. Состав ее несколько раз
корректировался, но принцип формирования
оставался неизменным – в комиссию входили
первые лица союзного партийного и государственного
руководства, а также представители от
союзных республик, автономных республик,
автономных областей, национальных округов,
от различных слоев общества - рабочих,
крестьян, науки, просвещения и т.д.
Впервые на необходимость изменения
и дополнения Конституции указал
XXI съезд КПСС в 1959 году, сделавший
вывод о полной и окончательной
победе социализма в СССР. К весне 1977
г. проект Основного Закона был подготовлен.
24 мая 1977 г. состоялся пленум ЦК КПСС. Он
заслушал доклад о проекте Конституции,
обсудил его и постановил: одобрить в основном
проект Конституции СССР, представленный
Конституционной комиссией, передать
вопрос о проекте Конституции в Президиум
Верховного Совета СССР и рекомендовать
ему вынести проект на всенародное обсуждение.
Причины принятия новой Конституции:
1) Экономические предпосылки
2) В социальной структуре
3) Намечалось отразить в
4) Успехи хозяйственного и
Всенародное обсуждение проекта
Конституции началось 5 июня и продолжалось
до конца сентября 1977 г. По официальным
данным, в нем приняло участие свыше 140
млн. человек, т.е. более четырех пятых
взрослого населения страны. Рассмотрению
проекта было посвящено около 1,5 млн. собраний
трудящихся по предприятиям и колхозам,
воинским частям и месту жительства. Всего
поступило около 400 тыс. предложений о
поправках к отдельным статьям, направленных
на уточнение, улучшение и дополнение
формулировок проекта.
27 сентября состоялось заседание Конституционной
комиссии, на котором были подведены итоги
всенародного обсуждения. Комиссия одобрила
проект с уточнениями, дополнениями и
поправками (она предлагала изменения
в 110 статьях проекта и одну новую статью
- о наказах избирателей) и решила передать
его в Президиум Верховного Совета СССР
для последующего внесения на рассмотрение
Верховного Совета СССР. Заседание Президиума
состоялось 30 сентября 1977 г., на нем был
одобрен проект, уточненный и дополненный
с учетом предложений, поступивших в ходе
его всенародного обсуждения. Президиум
постановил внести на рассмотрение Верховного
Совета СССР: проект Декларации Верховного
Совета о принятии и объявлении Конституции;
проект Закона об объявлении дня принятия
Конституции всенародным праздником;
проект Закона СССР о порядке введения
в действие Конституции (Основного Закона)
СССР.
В этом перечне самого проекта Конституции.
3 октября 1977 г. состоялся пленум ЦК КПСС.
Он принял постановление "О проекте
Конституции (Основного Закона) Союза
Советских Социалистических Республик
и итогах его всенародного обсуждения".
В нем не только одобряется в основном
представленный Конституционной комиссией
проект, но и говорится: "Внести проект
Конституции на рассмотрение внеочередной
седьмой сессии Верховного Совета СССР
девятого созыва". Это дает основание
утверждать, что официально проект Конституции
СССР был внесен на рассмотрение Верховного
Совета СССР Центральным Комитетом КПСС.
Конституция СССР была принята 7 октября
единогласно.
Информация о работе Конституционное значение первых декретов Советской власти: