Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2013 в 10:46, курсовая работа
Один из важнейших постулатов современной цивилизации гласит: государство существует для человека, чтобы охранять его свободу и содействовать благополучию. Но как обеспечить баланс свободы и власти? Ведь если свобода оказывается вне прочной государственности, она легко может выродиться в анархию и вседозволенность, а если государственность строится на отказе от свободы, человек попадает в оковы тоталитарного гнета. Нахождение баланса власти и свободы составляет главнейший и деликатнейший смысл конституционного права.
МЕЗАНИЗМ КОНСТИТУЦИОННО-
3.1. Конституционно-правовая ответственность на федеральном уровне, уровне субъектов Федерации и органов местного самоуправления и их должностных лиц.
В этой главе рассмотрена лишь небольшая
часть механизма осуществления
конституционной
Санкцией конституционно-правовой ответственности Генерального прокурора РФ является досрочное прекращение его полномочий. В соответствии с Конституцией 1993г. Генеральный прокурор освобождается от должности Советом Федерации по представлению Президента.
Санкцией конституционно-правовой ответственности следующего субъекта – Президента РФ, является отстранение его от должности. Президент может быть привлечен к ответственности в порядке импичмента.
Что же касается депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации, то ученые отмечают, что совершив преступление, депутат теряет само право продолжать осуществление депутатских полномочий. То есть должна иметь место моральная ответственность? Т.Д. Зражевская полагает, что депутат нарушает одновременно и уголовный закон, и норму конституционного права, обязывающего депутата в своей деятельности руководствоваться Конституцией РФ и законодательством. Поэтому депутат в подобных случаях несет ответственность в виде лишения мандата и уголовное наказание. Представляется, что в данном случае существует политическая ответственность должностного лица. При любом ином подходе это означает двойную юридическую ответственность лица, что противоречит ч.1ст.50 Конституции РФ.
В отношении ответственности органов государственной власти субъектов Федерации можно сказать, что нормативное основание такой ответственности имеется, основы его закреплены в Федеральном законе «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ». Положения об ответственности содержаться в ст.3.1 и 9. Статья 3.1 введена была Федеральным законом от 29.07.2000 №106-ФЗ, а до ее введения в ответственность законодательного органа государственной власти субъекта РФ регулировалась статьей 9, в соответствии с которой на законодательные органы власти могло оказать влияние только высшее должностное лицо субъекта Федерации. Но из-за того, что на практике достаточно часто устанавливаются весьма специфичные отношения между законодательным органом и высшим должностным лицом субъекта РФ, со временем стала очевидна необходимость иметь возможность воздействия на законодательный орган власти субъекта Российской Федерации и со стороны федеральных органов власти. В соответствии со ст.9 Федерального закона, полномочия законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ могут быть прекращены досрочно в случае роспуска высшим должностным лицом субъекта РФ по указанным в законе основаниям и в случае роспуска Президентом России (должен быть федеральный закон).
Основания ответственности законодательного органа перед высшим должностным лицом субъекта РФ и Президентом России несколько различны, о чем далее будет сказано подробно. Предусмотренные законом меры ответственности законодательного органа государственной власти субъекта РФ перед высшим должностным лицом субъекта РФ и Президентом России одинаковы, в обоих случаях это роспуск. Иной меры ответственности законом просто не предусмотрено. Но самому роспуску предшествует достаточно сложная процедура, которая позволяет законодательному органу субъекта Федерации самому устранить причины, послужившие основанием для применения к нему санкций, не доводя до своего роспуска. При этом порядок действий высшего должностного лица субъекта РФ и Президента России, направленных на применение мер ответственности к законодательному органу власти субъекта РФ, различается существенно. Основанием ответственности перед высшим должностным лицом субъекта Федерации законодательного органа государственной власти субъекта РФ является принятие данным органом конституции (устава) и закона субъекта РФ, иного нормативного акта, противоречащих Конституции Российской Федерации, федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, конституции (уставу) субъекта РФ.
Чтобы право роспуска законодательного органа субъекта Федерации возникло у высшего должностного лица субъекта РФ, такие противоречия должны быть установлены вступившим в законную силу решением соответствующего суда, и не устранены законодательным органом субъекта Федерации в течение 6 месяцев с момента вступления решения в силу. Такие противоречия могут быть установлены решением Конституционного Суда Федерации, суда общей юрисдикции, арбитражного суда в зависимости от подведомственности и подсудности.
В случае соблюдения всех
вышеуказанных условий высшее должностное
лицо вправе принять решение о
досрочном прекращении
В соответствии с п.4 ст.9 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», основанием ответственности законодательного органа государственной власти субъекта Федерации перед Президентом РФ является принятие конституции (устава), закона субъекта РФ или иного правового акта, противоречащих Конституции РФ, федеральным конституционным законам и федеральным законам.
Такое противоречие должно быть установлено решением суда, вступившим в законную силу. Если при этом законодательный орган государственной власти субъекта Федерации в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу либо иного установленного решением суда срока не принял в пределах своих полномочий мер по исполнению решения суда, в том числе не отменил нормативный правовой акт, признанный противоречащим федеральному закону не недействующим, и в результате такого уклонения от принятия мер по исполнению решения суда были созданы препятствия для реализации закрепленных Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и федеральными законами полномочий федеральных органов государственной власти, органов местного самоуправления, нарушены права и свободы человека и гражданина, права и охраняемые законом интересы юридических лиц, причем создание препятствий в результате уклонения законодательного органа государственной власти субъекта РФ должно быть также установлено судом, Президент Российской Федерации выносит предупреждение законодательному органу государственной власти субъекта РФ. Вынесение предупреждения в адрес законодательного органа государственной власти субъекта РФ является профилактической мерой, которая призвана побудить органы государственной власти субъектов РФ к добровольному исполнению решения суда, способствовать выполнению ими конституционных обязанностей и одновременно создает дополнительную гарантию для субъекта РФ в процедуре применения федерального воздействия.
Но, к сожалению, в законе не указывается субъект обращения в суд для установления указанных фактов, хотя, скорее всего, с заявлением в суд должен обращаться Президент Российской Федерации, так как именно он должен возбуждать процедуру роспуска законодательного органа субъекта РФ.
Решение Президента Российской Федерации о предупреждении законодательного органа государственной власти субъекта РФ принимается в форме указа. Поскольку предупреждение выносится в форме ненормативного указа Президента РФ, не исключается также возможность его оспаривания в установленном процессуальном законом порядке в Верховном суде РФ, решение которого, однако не может ставить под сомнение ни состоявшееся, ни возможное в будущем решение Конституционного суда РФ и не должно предопределять его содержание.
После вынесения Президентом России предупреждения законодательному органу государственной власти субъекта РФ, этот орган должен принять в пределах своих полномочий меры по исполнению решения суда. Если в течение трех месяцев со дня вынесения Президентом РФ предупреждения законодательный государственной власти субъекта РФ не мер по исполнению решения суда, Президент РФ носит в Государственную Думу проект федерального закона о роспуске законодательного органа государственной власти субъекта РФ. Государственная Дума в течение двух месяцев обязана рассмотреть этот проект федерального закона. Обязанности Государственной Думы принять этот Федеральный закон нет. По смыслу закона, принятие либо не принятие закона должно стать выражением политической воли российской Федерации.
Хотелось бы отметить, что в законе установлена обязанность Президента России выносить предупреждение законодательному органу государственной власти субъекта РФ в случае допущения указанных в законе нарушений, а также обязанность вносить в Государственную Думу проект федерального закона о роспуске законодательного органа государственной власти субъекта РФ.
Полномочия законодательного органа государственной власти субъекта РФ прекращаются со дня вступления в силу федерального закона о роспуске законодательного органа государственной власти субъекта РФ.
Также считаю нужным выделить
ответственность органов
К конституционно-правовым санкциям на этом уровне можно отнести: признание акта незаконным, отрешение от должности, роспуск, расформирование, переход полномочий органов местного самоуправления к органам государственной власти (введение временного государственного управления), досрочное прекращение осуществления органами местного самоуправления отдельных государственно-властных полномочий (отзыв государственно-властных полномочий), отмена (признание недействительными) юридически значимого результата, отмена (приостановление) правовых актов, отказ.
В ст. 72 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» говорится, что ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед государством наступает нам основании решения соответствующего суда в случае нарушения ими Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, конституции (устава), законов субъекта РФ, устава муниципального образования, а также в случае ненадлежащее осуществления указанными органами и должностными лицами переданных им отдельных государственных полномочий.
В ст.74 предусматривается возможность отрешения от должности высших должностных лиц муниципального образования: главы муниципального образования и главы администрации. Глава муниципального образования или глава местной администрации, в отношении которых высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) был издан правовой акт об отрешении от должности, вправе обжаловать данный правовой в судебном порядке в течение 10 дней со дня его официального опубликования. Суд должен рассмотреть жалобу и принять решение не позднее чем через 10 дней со дня ее подачи.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключении исследования
конституционной
1 Колосова Н.М. Конституционная ответственность в Российской Федерации. М., 2000. С.8.
2 Баглай М.В. Конституционное право РФ. М., 1999. С.33-34.
3 Безуглов А.А., Солдатов С.А. Конституционное право РФ. М., 2001. С.65.
4 Конституционный деликт – это противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) деяние (действие или бездействие) органа публичной власти или должностного лица такого органа, которое причинило либо создало опасность причинения вреда общественным отношениям в сфере осуществления публичной власти, и за которое нормами конституционного права Российской Федерации предусмотрена конституционно-правовая ответственность.
5 Безуглов А.А., Солдатов С.А. конституционное право РФ. М., 2001. С65.; Кутафин О.Е. предмет конституционного права. С.385.
6 Кондрашев А.А. Конституционно – правовая ответственность субъектов Федерации: вопросы теории и проблемы реализации // Журнал российского права. 2000. №2. С.27.
7 Авакъян С.А. Государственно-правовая ответственность // Советское государство и право. 1975. №10. С. 17-18.
8 Лучин В.О. Ответственность в механизме реализации Конституции // Право и жизнь. 1992. №1. С.36.
9 Колосова Н.М. Конституционная ответственность – это самостоятельный вид юридической ответственности // Государство и право. 1997. № 2. С. 19-21.
10 Колосова Н.М. Конституционная ответственность - самостоятельный вид юридической ответственности // Государство и право. 1997. №2. С.86.
Информация о работе Конституционно-правовая ответственность в РФ