Конституционно-правовое регулирование организации и проведения референдумов в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 16:15, дипломная работа

Описание работы

Таким образом, целью выпускной квалификационной работы является раскрытие понятия референдума как конституционно-правового института в современной России, выявление имеющихся правовых пробелов и формулирование предложений по совершенствованию механизмов института референдума.
Для достижения поставленной цели, были определены следующие задачи:
1. Раскрыть понятие референдума как формы непосредственной демократии в России;
2.Рассмотреть виды референдумов в Российской Федерации

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. Институт референдума в конституционном праве……………………………5
1.1. Понятие референдума как формы непосредственной демократии ……………………5
1.2. Виды референдумов в Российской Федерации……………………………………..25
Глава 2. Конституционно-правовое регулирование организации и проведения референдумов в Российской Федерации…………………………………………………32
2.1. Конституционно-правовое регулирование федерального референдума…………….32
2.2. Организация и проведение референдумов в субъектах Российской Федерации. …..52
2.3. Организация и проведение муниципальных референдумов……………………………61
Заключение…………………………………………………………………………………….66
Список использованной литературы……………………………………………

Файлы: 1 файл

Диплом (Автосохраненный).doc

— 388.50 Кб (Скачать файл)

 

План

Введение…………………………………………………………………………………………3

ГЛАВА 1. Институт референдума в конституционном  праве……………………………5

1.1. Понятие референдума  как формы непосредственной демократии ……………………5

1.2.  Виды референдумов в Российской Федерации……………………………………..25   
Глава 2. Конституционно-правовое регулирование организации и проведения референдумов в  Российской Федерации…………………………………………………32

2.1. Конституционно-правовое регулирование федерального референдума…………….32

2.2.  Организация и проведение референдумов в субъектах Российской Федерации. …..52

2.3. Организация и проведение муниципальных референдумов……………………………61

Заключение…………………………………………………………………………………….66

Список  использованной литературы……………………………………………………….69

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Становление современной российской государственности - крайне сложная и противоречивая сфера, где происходят глубокие и быстрые перемены: отказ от старых стереотипов и поиск новых форм, переосмысление исторического опыта и критика классических авторитетов. Отражением этих процессов явился и новый подход к способам и порядку формирования государственных органов.

Несомненно, большое  значение в процессе демократизации государства, в процессе развитии конституционализма занимает институт непосредственного  участия народа в управлении государством в форме выборов и референдумов.

Актуальность  рассматриваемой темы очевидна. Конституция  РФ 1993 года объявила референдум и выборы высшим выражением власти народа, непосредственным ее проявлением.

Для того чтобы  референдум точнее выражал волеизъявление народа, ему должно предшествовать свободное и всестороннее обсуждение выносимого на голосование вопроса. Отечественная правовая наука считала, что процедура народного голосования «создаёт оптимальные условия для навязывания народу воли реакционных кругов»1 Здесь есть известная доля истины: в истории, в том числе недавней, были случаи, когда определённая группировка захватывает власть силой, а затем организует легализацию государственного переворота, либо же подготовленным подобием выборов или референдума, на котором граждане не в состоянии оценить проработанность обширного проекта.

Помимо того, нужно указать на такие традиционные проблемы непосредственной демократии, как доступ к голосованию, подделка подписей, неточность в формулировках, проблема явки и кворума, проблема осведомлённости голосующих, ослабление за счёт референдума законодательной власти, проблема учёта голосов и защита мнения несогласного меньшинства, а также новоявленные проблемы последнего времени, как-то: не подконтрольность финансовых расходов; оплата за подпись при сборе подписей, обман при расчётах голосов; вводящие в заблуждение рекламные компании, вмешательство видео и теле-демократии.

Опыт показал, что оценка референдума как института  прямой демократии не может быть однозначной. Этот способ принятия решения имеет немало как сильных, так и слабых сторон. В связи с вышеизложенным, следует считать, что проблемы института референдума Российской Федерации, его роли в становлении демократических основ российской государственности чрезвычайно актуальны.

Таким образом, целью выпускной квалификационной работы является раскрытие понятия референдума как конституционно-правового института в современной России, выявление имеющихся правовых пробелов и формулирование предложений по совершенствованию механизмов института референдума.

Для достижения поставленной цели, были определены следующие  задачи:

1. Раскрыть понятие референдума как формы непосредственной демократии в России;

2.Рассмотреть виды референдумов в Российской Федерации 

3.Рассмотреть конституционно-правовое регулирование организации и проведения референдумов в  Российской Федерации. 

Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие  в процессе функционирования института  референдума.

Предмет исследования – конституционно-правовой институт референдума в современной России.

Методологическую  основу выпускной квалификационной работы составляет комплексное применение научных методов познания - диалектического, исторического, сравнительного, формально- юридического, статистического.

Основу теоретической  базы выпускной квалификационной работы составили разработки общей теории права, труды известных ученых в  области конституционного права: А.А. Безуглова, О.Е. Кутафина, Е.И. Козлова, А.Н. Кокотова, М.И. Кукушкина, С.А. Солдатова и других.

Структура выпускной  квалификационной работы обусловлена  объектом, предметом, целью и задачами исследования. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав и заключения.

В первой главе  рассмотрен институт референдума в конституционном праве.

Вторая глава  раскрывается конституционно-правовое регулирование организации и проведения референдумов в  Российской Федерации. .

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. Институт референдума в конституционном  праве.

1.1. Понятие референдума  как формы непосредственной демократии.

Референдум  наряду со свободными выборами является высшим непосредственным выражением власти народа. Государством гарантируются  свободное волеизъявление граждан  Российской Федерации на референдуме  Российской Федерации, защита демократических принципов и норм права, определяющих право граждан на участие в референдуме. Референдум Российской Федерации не может быть использован в целях принятия решений, противоречащих Конституции Российской Федерации, а также в целях ограничения, отмены или умаления общепризнанных прав и свобод человека и гражданина, конституционных гарантий реализации таких прав и свобод2.

референдум  – это осуществляемое путем тайного голосования утверждение, или неутверждение гражданами проекта какого-либо документа или решения, согласие, или несогласие с теми или иными действиями парламента, главы государства или правительства. Референдумы применяются для достижения высшей легитимности в некоторых важнейших случаях, например принятие конституции или внесение в нее поправок, что специально предусмотрено в соответствующих конституциях. Другой распространенный повод проведения референдума – желание государственной власти получить одобрение какого-то своего акта населением Российской Федерации снимая с себя ответственность. 3

Законодатель, давая данное определение, руководствовался основными признаками референдума, а именно:

1) референдум - это форма непосредственного  осуществления народом своей  власти;

2) способ выявления  воли большинства населения, то  есть обладающих избирательным правом, на референдуме производится только путем голосования;

3) законопроекты,  принятые на референдуме, как  правило, могут изменяться либо  отменяться только путем принятия  нового решения на референдуме;

4) решение, принятое  на референдуме, не нуждается в утверждении каким-либо другим органом и вступает в силу, как правило, с момента официального опубликования результатов референдума.

Разновидностью  референдума являются плебисцит  и совещательный опрос, всенародный опрос, всенародное обсуждение. Все эти понятия связаны с выявлением воли избирателей, но методы такого выявления не всегда одинаковы.

Плебисцит, под  которым в данном случае понимался  народ – это тоже голосование  избирателей, но часто плебисцитом  называют голосование по наиболее важным для страны вопросам, по территориальным, международным проблемам, по вопросам, относящимся к личности.4

Для обозначения  референдума и плебисцита употребляется  также термин «всенародное голосование». Но речь здесь идет не о поголовном участии в голосовании, а о голосовании лиц, обладающих избирательными правами, по вынесенному на это голосование вопросу. В ходе референдума избирательный корпус высказывается по поводу какого-либо законопроекта, поправок к Конституции, решающих шагов во внутренней и внешней политике. В ходе плебисцита  избирательный корпус голосует за доверие личности.

Референдум дает возможность народу выразить свою волю непосредственно, путем голосования, при этом, вопросы, выносимые на референдум, могут быть не всегда доступными для всесторонней оценки со стороны рядовых избирателей, которые могут не оценить всех политических последствий принимаемого решения.

 

Конституция Российской Федерации, закрепив положение о том, что носителем  суверенитета и единственным источником власти является многонациональный народ, устанавливает: «Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы» (ст.3 п.3 Конституции РФ).

Данное положение включено в  число основ конституционного строя  Российской Федерации.

Референдум - это способ принятия гражданами решений по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни путем всенародного голосования.

Право каждого гражданина Российской Федерации участвовать в референдуме  закреплено в ст.32 Конституции РФ как форма реализации права граждан на участие в управлении делами государства.

Референдум проводится на всей территории России на основе всеобщего равного  и прямого волеизъявления при  тайном голосовании. Каждый участник референдума  голосует лично и обладает одним  голосом. Контроль за волеизъявлением гражданина не допускается; в ходе референдума никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них.

В референдуме  имеет право участвовать каждый гражданин Российской Федерации, достигший  на день референдума 18 лет. Не имеет права участия гражданин Российской Федерации, признанный судом недееспособным или содержащийся в местах лишения свободы по приговору суда. Право каждого гражданина Российской Федерации участвовать в референдуме закреплено в ст. 32 Конституции РФ, в которой это право рассматривается как форма реализации права граждан на участие в управлении делами государства.

Согласно ст. 84 Конституции РФ Президент Российской Федерации назначает референдум в порядке, установленном федеральным  конституционным законом. Возведение правового регулирования проведения референдумов на уровень конституционного федерального закона подчеркивает значимость этого института непосредственной демократии. Эта значимость подтверждается также положением ст. 92 Конституции РФ, согласно которой в тех случаях, когда Президент Российской Федерации не в состоянии выполнять свои обязанности, временно исполняющий их Председатель Правительства не может назначать референдум.5

Институт референдума  является сложносоставным, включающим разнообразные элементы (понятие, принципы проведения, предмет, виды ). По справедливому замечанию В.Н. Руденко, существенными элементами института референдума являются закрепляемые конституционно-правовыми нормами современных демократических государств ограничения случаев реализации гражданами права на участие в референдуме6, необходимость установления которых обусловлена стремлением законодателя устранить возможность использования института референдума в популистских целях. Однако в связи с этим перед законодателем возникает проблема решения достаточно сложной юридической задачи: с одной стороны, следует установить правовые рамки, сдерживающие необоснованное применение института референдума, с другой стороны, необходимо обеспечить соблюдение прав граждан на свободу волеизъявления и участие в референдуме. Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»7 установлено прямое действие его норм и их верховенство по отношению к нормам иных федеральных законов. В случае противоречия федеральных законов, а также законов субъектов РФ, уставов муниципальных образований Федеральному закону «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской федерации» применяются нормы названного Федерального закона (пункт 7 статьи 1).

Таким образом, чтобы не возникало пробелов и коллизий в праве, Закон является своеобразным арбитром в решении  вопросов, касающихся проведения референдума  как на Федеральном, так и на местном уровне.

Федеральный конституционный  закон «О референдуме Российской Федерации» от 28 июня 2004 года регулирует предмет республиканского референдума  исходя из принципа «можно все, что  не запрещено законом».

В соответствии с названной тенденцией на референдум согласно ст. 6 названного Федерального конституционного закона от 28 июня 2004 года не могут быть вынесены вопросы:

1) об изменении  статуса субъекта (субъектов) Российской  Федерации, закрепленного Конституцией  Российской Федерации;

2) о досрочном прекращении или продлении срока полномочий Президента Российской Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, а также о проведении досрочных выборов Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации либо о перенесении сроков проведения таких выборов;

3) об избрании, о назначении на должность,  досрочном прекращении, приостановлении  или продлении полномочий лиц,  замещающих государственные должности  Российской Федерации;

4) о персональном  составе федеральных органов  государственной власти, иных федеральных  государственных органов;

5) об избрании, о досрочном прекращении, приостановлении  или продлении срока полномочий  органов, образованных в соответствии  с международным договором Российской Федерации, либо должностных лиц, избираемых или назначаемых на должность в соответствии с международным договором Российской Федерации, а также о создании таких органов либо о назначении на должность таких лиц, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;

6) о принятии  и об изменении федерального  бюджета, исполнении и изменении  внутренних финансовых обязательств  Российской Федерации;

7) о введении, об изменении и отмене федеральных  налогов и сборов, а также об освобождении от их уплаты;

8) о принятии  чрезвычайных и срочных мер  по обеспечению здоровья и  безопасности населения;

9) об амнистии  и помиловании.

Вопрос, выносимый  на референдум, не должен противоречить  Конституции Российской Федерации, ограничивать, отменять или умалять общепризнанные права и свободы человека и гражданина, конституционные гарантии реализации таких прав и свобод. Обязательным условием является такая формулировка вопроса, выносимого на референдум, которая бы исключала возможность его множественного толкования, чтобы на него можно было дать только однозначный ответ и чтобы исключалась неопределенность правовых последствий принятого на референдуме решения.

Информация о работе Конституционно-правовое регулирование организации и проведения референдумов в Российской Федерации