Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2015 в 18:00, контрольная работа
Правительство является высшим исполнительным органом государственной власти Российской Федерации, осуществляющим исполнительную власть в стране и возглавляющим единую систему исполнительной власти в Российской Федерации. Правовую основу его деятельности составляют Конституция РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы и нормативные указы Президента РФ. Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации» принят 17 декабря 1997 года1.
Введение……...…………………………………………..…………..……………...3
1. Конституционно-правовой статус Правительства РФ: порядок формирования, структура, компетенция.……………………………….…………………………..4
2. Система федеральных органов исполнительной власти в РФ.……………….11
Заключение………………..………………………………………………………...16
Список использованных источников и литературы…………….…
Согласно принципу разделения властей, на основе которого строится государственная власть в Российской Федерации, основное назначение исполнительной власти состоит в осуществлении управленческой, организационной деятельности, направленной на исполнение правовых актов, принятых представительными органами.
Конституционно – правовой статус Правительства РФ складывается из совокупности конституционных норм, закрепляющих его положение в системе органов государственной власти. Конституционно-правовой статус Правительства РФ включает в себя следующие элементы4:
1) правовые нормы, регулирующие порядок формирования, срок полномочий, отставку Правительства РФ;
2) правовые нормы, устанавливающие компетенцию Правительства РФ;
3) правовые нормы, регулирующие порядок деятельности Правительства РФ.
2. Система федеральных органов исполнительной власти в РФ
Указом Президента Российской Федерации от 09 марта 2004 г. установлена система федеральных органов исполнительной власти, включающая: 1) Правительство РФ; 2) Министерства РФ (федеральные министерства); 3) государственные комитеты РФ; 4) федеральные комиссии России; 5) федеральные службы России; 6) российские агентства; 7) федеральные надзоры России и 8) иные федеральные органы исполнительной власти5.
Министерство Российской Федерации - федеральный орган исполнительной власти, проводящий государственную политику и осуществляющий управление в установленной сфере деятельности, а также координирующий в случаях, установленных законами, указами и постановлениями, деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти. Министерство возглавляет входящий в состав Правительства РФ министр Российской Федерации (федеральный министр).
Государственный комитет Российской Федерации, федеральная комиссия России - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий на коллегиальной основе межотраслевую координацию по вопросам, отнесенным к их ведению, а также функциональное регулирование в определенной сфере деятельности. Государственный комитет РФ, федеральную комиссию России возглавляют соответственно председатель Государственного комитета Российской Федерации, председатель федеральной комиссии России.
Федеральная служба России, российское агентство, федеральный надзор России - федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие специальные (исполнительные, контрольные, разрешительные, регулирующие и другие) функции в установленных сферах ведения. Федеральную службу России возглавляет руководитель (директор) федеральной службы России, российское агентство - генеральный директор российского агентства, федеральный надзор России - начальник федерального надзора России.
Создание федеральных органов исполнительной власти, их реорганизация и ликвидация осуществляются Президентом РФ по предложению Председателя Правительства РФ. Положения о федеральных органах исполнительной власти, подведомственных Президенту РФ по вопросам, закрепленным за ним Конституцией РФ и законами, утверждаются Президентом РФ, а о других федеральных органах исполнительной власти - Правительством РФ. Предельная численность и фонд оплаты труда работников центрального аппарата и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти утверждаются Правительством РФ.
Статусу каждого органа исполнительной власти соответствует, порядок назначения его руководителей. Так, федеральные министры назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом РФ по предложению Председателя Правительства РФ. Заместители федеральных министров назначаются на должность и освобождаются от должности Правительством РФ или в соответствии с законами. Назначение на должность и освобождение от должности руководителей федеральных органов исполнительной власти (кроме федеральных министров и руководителей органов, подведомственных Президенту РФ) осуществляется Правительством РФ6.
Руководители федеральных органов исполнительной власти, подведомственных Президенту РФ по вопросам, закрепленным за ним Конституцией РФ и законами, назначаются на должность и освобождаются от должности в особо устанавливаемом порядке.
В зависимости от статуса того или иного органа законодательно определяются права его руководителей. При этом не допускается приравнивание должностных лиц к более высоким должностям в форме наделения правами по этим должностям или присвоения должностного ранга.
Сегодня система федеральных органов исполнительной власти выглядит следующим образом:
1.Федеральные министерства, приведем несколько примеров: Министерство внутренних дел Российской Федерации; Министерство Российской Федерации по чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий; Министерство Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций; Министерство Российской Федерации по налогам и сборам; Министерство здравоохранения Российской Федерации; Министерство иностранных дел Российской Федерации; Министерство обороны Российской Федерации и т.д.
2. Государственные комитеты Российской Федерации: Государственный комитет Российской Федерации по рыболовству; Государственный комитет Российской Федерации по стандартизации и метрологии; Государственный комитет Российской Федерации по статистике; Государственный комитет Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу и т.д.
3. Федеральные комиссии России: Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг; Федеральная энергетическая комиссия Российской Федерации.
4. Федеральные службы: Государственная фельдъегерская служба Российской Федерации; Служба внешней разведки Российской Федерации; Федеральная архивная служба России Федеральная; Федеральная служба безопасности Российской Федерации и т.д
5. Российские агентства: Российское авиационно-космическое агентство; Российское агентство по боеприпасам; Российское агентство по патентам и товарным знакам; Российское агентство по государственным резервам Федеральное агентство правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации и т.д.
6. Федеральные надзоры России: Федеральный горный и промышленный надзор России; Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности.
7. Иные федеральные органы исполнительной власти: Главное управление специальных программ Президента Российской Федерации; Государственная техническая комиссия при Президенте Российской Федерации; Управление делами Президента Российской Федерации и т.д.
Таким образом, на сегодня в систему федеральных органов исполнительной власти входят: федеральных министерств -23; государственных комитетов -7; федеральных комиссий - 2; федеральных служб - 13; российских агентств - 8; федеральных надзоров России -2; иных федеральных органов исполнительной власти -6. Итого: 62 федеральных органа исполнительной власти, включая Правительство.
Необходимо иметь в виду, что в соответствии с частью 4 статьи 78 Конституции РФ Президент РФ и Правительство РФ обеспечивают осуществление полномочий федеральной государственной власти на всей территории Российской Федерации. При этом в пределах предметов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации, по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (хотя эти органы и образуются сами этими субъектами самостоятельно), образуют единую систему исполнительной власти. В силу этого Правительство РФ в пределах своих полномочий наделено определенными полномочиями, координационными, управленческими, арбитражными, контрольными и некоторыми другими, которые позволяют обеспечивать сочетание интересов Российской Федерации и ее субъектов (статьи 43-44 ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации")7. Кроме того, в соответствии с частью 1 статьи 78 Конституции РФ федеральные органы исполнительной власти вправе создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц. Правительство устанавливает порядок создания и деятельности территориальных федеральных органов исполнительной власти, размер ассигнований на содержание их аппаратов в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете, а Полномочный представитель Президента Российской Федерации в регионе координирует их деятельность.
Заключение.
Правительство Российской Федерации, фактически являясь высшим органом исполнительной власти в государстве, призвано обеспечивать слаженное функционирование всех структурных единиц системы исполнительной власти.
От исполнительной власти, учитывая мобильность ее действий, субординацию и подчиненность ее органов по вертикали, в решающей мере зависят темпы социально-экономических преобразований и наше движение вперед.
Важнейшая роль Правительства Российской Федерации как высшего исполнительного органа государственной власти Российской Федерации заключается в организации исполнения Конституции Российской Федерации, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, международных договоров РФ, осуществлении систематического контроля за их исполнением федеральными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, принятии мер по устранению нарушений законодательства Российской Федерации. Иными словами, Правительство Российской Федерации, в частности, и исполнительная власть, в целом, обеспечивают соблюдение режима законности в государстве.
На Правительство Российской Федерации возложено также тяжелое бремя решения насущных проблем государства: планирование бюджета, вопросы, связанные со сбором налогов, выплата пособий и пенсий и многие другие жизненно важные для страны вопросы. От того, насколько эффективны действия правительства по решению этих проблем, зависит благополучие населения.
В современном облике Правительства более последовательно выражены прерогативы федеральной исполнительной власти с учетом принципа разделения властей, ответственность Правительства за проведение социально-экономических преобразований в стране, осуществление единой государственной политики в отраслях и сферах народного хозяйства.
Подводя итоги проведенного анализа, можно теперь по настоящему оценить роль и место Правительства РФ, как высшего органа исполнительной власти в осуществлении государственной власти в Российской Федерации. Естественно с принятием Конституции РФ 1993 года статус Правительства существенно вырос, по сравнению каким он раньше был. По существу руководство Правительством РФ и соответственно исполнительной властью осуществляется Президентом РФ, поскольку сам Президент РФ представляет кандидатуру на должность Председателя Правительства РФ, а также оказывает влияние на подбор кандидатур других членов Правительства.
Список использованных источников и литературы:
Нормативные акты:
1.Конституция Российской Федерации, принята Всенародным голосованием 12.12.1993, «Российская газета», № 237.
2.Указ Президента РФ от 09 марта 2004 г. «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти». // Консультант Плюс.
3.Указ Президента РФ от 09 марта 2004 г. «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти». // Консультант Плюс.
4. Федеральный конституционный закон Российской Федерации "О Правительстве Российской Федерации". Принят Государственной Думой 11 апреля 1997 г. // Собрание законодательства РФ, 1997, № 51, ст. 5712.
Научная и учебная литература:
5. Козлова Е.И, Кутафин О.Е. Конституционное право России. Учебник для Вузов. М., 2001.
6. Журавлев А.Л., Комарова В.В., Полянский И.А. Структура исполнительной власти Российской Федерации. Конституционное и муниципальное право. М., 2007.
7. Катков Д.Б., Корчиго Е.В. Конституционное право России (ответственный редактор Веденеев Ю.А.). Учебное пособие. М., 1999.
8. Самигуллин В.К. Конституционное право России. Курс лекций. Уфа. 2004.
9. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. Учебник для вузов. M., Юриздат, 1997.
10. Коваленко А.И. Конституционное право России: Учебник. М., 1997.
11. Стрекозов В.Г., Казанчев Ю.Д. Государственное (конституционное) право Российской Федерации: Учебник. М., 1997.
ЗАДАЧА:
Гражданин Российской Федерации, постоянно проживающий на территории иностранного государства, обратился в соответствующий орган федеральной миграционной службы РФ с ходатайством о признании его вынужденным переселенцем в связи с тем, что он опасается преследований по национальному признаку на территории данного государства. Орган федеральной миграционной службы отказался принять ходатайство мотивировав свое решение тем, что случаев преследования лиц по признаку национальной принадлежности в данной стране не было.
Дайте правовую оценку действий миграционной службы.
Каков порядок признания лица вынужденным переселенцем?
Опишите правовой статус вынужденного переселенца.
Решение:
Правовой статус вынужденных переселенцев на территории Российской Федерации регулируется Законом « О вынужденных переселенцах» ФЗ « О вынужденных переселенцах» (от 22.08.2004г. №122-ФЗ). Настоящий Закон определяет статус вынужденных переселенцев, устанавливает экономические, социальные и правовые гарантии защиты их прав и законных интересов на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.