Конституционные основы деятельности Прокуратуры РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2013 в 22:28, контрольная работа

Описание работы

Конституция Российской Федерации провозгласила, что государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную.
В системе государственной власти прокуратура Российской Федерации занимает неоднозначное положение. Согласно Федеральному закону прокуратура Российской Федерации представляет единую федеральную централизованную систему органов, осуществляющих, наряду с другими функциями, прежде всего надзор за соблюдением Конституции РФ, и законов, действующих на территории Российской Федерации.

Содержание работы

1. Введение
2. Конституционно-правовой статус прокуратуры
3. Система принципов организации и деятельности прокуратуры
4. Значение принципов организации и деятельности органов прокуратуры
5. Заключение
6. Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

конституционное право.docx

— 49.89 Кб (Скачать файл)

ГБОУ ВПО «БАШКИРСКАЯ  АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ И  УПРАВЛЕНИЯ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН»

 

 

Кафедра конституционного и  административного права

Специальность 080504 «Государственное и муниципальное управление»»

(на базе среднего (полного)  общего образования, внебюджет)

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ  РАБОТА

По дисциплине «Конституционное право»

на тему «Конституционные основы деятельности Прокуратуры РФ» 

 

 

 

 

 

 
Руководитель         _______________________ доц.к. Булычев Е.Н.

Студент  3 курса    _______________________ Колобовникова Полина

 

 

 

 

 

 

Уфа – 2013

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Введение
  2. Конституционно-правовой статус прокуратуры
  3. Система принципов организации и деятельности прокуратуры
  4. Значение принципов организации и деятельности органов прокуратуры
  5. Заключение
  6. Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Введение

Конституция Российской Федерации  провозгласила, что государственная  власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. 

В системе государственной  власти прокуратура Российской Федерации  занимает неоднозначное положение. Согласно Федеральному закону прокуратура  Российской Федерации представляет единую федеральную централизованную систему органов, осуществляющих, наряду с другими функциями, прежде всего  надзор за соблюдением Конституции  РФ, и законов, действующих на территории Российской Федерации.

Компетенция прокуратуры  по надзору за соблюдением Конституции  РФ и законов распространяется на различные субъекты применения законов, которые относятся ко всем выделенным ветвям единой государственной власти. Кроме того, эта компетенция прокуратуры  распространяется также и на органы местного самоуправления, которые согласно Конституции РФ не входят в систему  органов государственной власти (ст. 12).

В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и  гражданина, а также охраняемых законом  интересов общества и государства  прокуратура Российской Федерации  осуществляет: надзор за исполнением  законов и соблюдением прав и  свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными  органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов.

Федеральным законом на прокуратуру  также возложен надзор над:

- исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;

- исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу;

- исполнением законов судебными приставами. Прокуратура осуществляет уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством, а также координацию деятельности правоохранительных органов.

Раскрытие сущности прокурорского  надзора обязательно предполагает глубокое изучение его принципов, ибо  они предопределяют все основные свойства, особенности данного вида государственной деятельности; налагают своеобразный отпечаток на все содержание прокурорского надзора, его структуру, осуществление; дают ответ на вопрос, каким должен быть прокурорский надзор в нашем государстве, чтобы соответствовать  своему назначению.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Конституционно-правовой статус прокуратуры

Единственная статья Конституции  РФ (ст. 129), посвященная прокуратуре, помещена в гл. 7 «Судебная власть», что не должно рассматриваться как  отнесение прокуратуры к судебной ветви власти (неудачность такого подхода при разработке проекта Основного Закона общепризнана специалистами): статус прокуратуры в России таков, что ее невозможно однозначно отнести ни к одной традиционной ветви государственной власти. Органы прокуратуры образуют самостоятельную систему, не подчиненную ни одному из органов государственной власти. При этом не подчиненность не означает не подконтрольности: контроль над деятельностью прокуратуры проявляется, в частности, в установленном порядке наделения прокуроров полномочиями и освобождения их от должности и главное – в судебном контроле над действиями и актами органов прокуратуры. Детально статус прокуратуры закреплен в Федеральном законе от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» с изм. и доп., а также в специальном законодательстве (процессуальном, избирательном, военном и т. д.).

Система органов прокуратуры – единая и централизованная. Это означает, что все органы прокуратуры (независимо от уровня) являются федеральными, субъекты РФ не имеют собственных органов прокуратуры и не вправе их создавать; все прокуроры назначаются на должность Генеральным прокурором РФ и подчинены ему, а также вышестоящим прокурорам. Звеньями системы органов прокуратуры являются:

  • Генеральная прокуратура РФ (возглавляемая Генеральным прокурором РФ);
  • прокуратуры федеральных округов (данное звено появилось в системе прокуратуры после образования Президентом РФ федеральных округов; окружной прокурор обладает достаточно высоким статусом, являясь, в частности, заместителем Генерального прокурора РФ);
  • прокуратуры субъектов РФ;
  • районные, городские прокуратуры;
  • специальные прокуратуры (военная, транспортная, природоохранная) со своими подсистемами органов.

Генеральный прокурор РФ назначается  на должность сроком на пять лет  и освобождается от должности  Советом Федерации по представлению  Президента РФ. «Освобождение от должности» следует отличать от «временного  отстранения от исполнения обязанностей»: в соответствии с правовой позицией Конституционного Суда РФ временно отстранить Генерального прокурора от исполнения обязанностей (в частности, в связи  с осуществлением в отношении  него разбирательства) вправе Президент  РФ без обращения в Совет Федерации. Заместители Генерального прокурора  РФ назначаются на должность и  освобождаются от должности также  Советом Федерации, но по представлению  Генерального прокурора РФ. Все остальные  прокуроры назначаются на должность  сроком на пять лет и освобождаются от должности Генеральным прокурором, однако при назначении прокуроров субъектов РФ Генеральный прокурор связан необходимостью согласовать назначение с органами государственной власти соответствующего субъекта.

Для реализации своих функций, главная из которых – осуществление  от имени Российской Федерации надзора за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов на территории РФ, органы прокуратуры обладают рядом полномочий. При этом они могут обращаться в суды различных видов и уровней (в том числе, при определенных условиях, в Конституционный Суд РФ), а также использовать собственные средства прокурорского реагирования на нарушения законодательства:

  • постановление (о возбуждении уголовного дела или производства об административном правонарушении);
  • протест (приносится органу или должностному лицу, издавшему незаконный акт, или в суд, если прокурор не согласен с его решением; протест подлежит обязательному рассмотрению с незамедлительным (в десятидневный срок) сообщением результатов рассмотрения прокурору);
  • представление (обращение прокурора к органу или должностному лицу об устранении допущенных нарушений закона; о результатах рассмотрения также должен быть проинформирован соответствующий прокурор);
  • предостережение о недопустимости нарушения закона (объявляется в письменной форме при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях).

Статус прокуратуры в  Российской Федерации не в полной мере соответствует общепринятому  статусу этих органов в практике мирового конституционализма (прокуратура, как правило, входит в систему  исполнительной власти), что предопределяет обсуждение возможных направлений  реформы системы прокуратуры  в России.

 

 

 

 

 

 

  1. Система принципов организации и деятельности прокуратуры

Принципы прокурорского  надзора – это мировоззренческие  идеи основополагающего характера, выраженные в нормах права, определяющие место и роль прокуратуры в  механизме осуществления государственной  власти, а также устанавливающие  цели, задачи ее деятельности, полномочия и правовые средства их реализации.

Приведенное определение  принципов прокурорского надзора  одновременно характеризует два  аспекта. С одной стороны, организационное  построение прокуратуры и ее системное  отношение к иным органам государственной  власти, политическим партиям, общественным организациям и объединениям и, с  другой стороны, функциональный порядок  реализации прокуратурой своих полномочий для достижения целей и задач, предусмотренных в Конституции  и иных федеральных законах.

Отдельно взятый принцип  не оказывает никакого регулирующего  воздействия на организацию и  деятельность органов прокуратуры. О влиянии принципов на построение технологии прокурорского надзора  можно говорить только в том случае, если рассматривать каждый принцип  во взаимодействии с другими основополагающими  началами в рамках системы.

Принцип законности. Формула принципа: органы прокуратуры осуществляют возложенные на них полномочия, на территории России в строгом соответствии с Конституцией и федеральным законодательством.

Реализация принципа законности имеет для прокуратуры важное значение. Выполняя функции по надзору за соблюдением законов, прокуратура должна сама строго и неуклонно соблюдать требования законодательства.

В федеральном законодательстве о прокуратуре принцип законности выражается в установлении надзорных  полномочий прокуроров, предмета и  пределов их реализации, а также  порядка деятельности. В обязанности  прокурора входит опротестование каждого  нормативного правового акта, который  противоречит Конституции и иным федеральным законам и с этой точки зрения является незаконным. Прокурор или его заместитель  по основаниям, установленным законом, возбуждает уголовное дело или производство об административном правонарушении, требует привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом  ответственности, предостерегает о  недопустимости нарушения закона. Однако если решение по этим вопросам будет  принято помощником прокурора, то оно, в свою очередь, само будет незаконным.

Прокурор в своей деятельности обязан соблюдать не только требования Конституции и Закона о прокуратуре, но также положения иных отраслевых законов (УПК, ГПК, АПК и т. д.). Являются обязательными для нижестоящих прокуроров и требования, содержащиеся в приказах, распоряжениях, указаниях и инструкциях Генерального прокурора РФ.

Принцип законности также  реализуется таким построением  и такой обоснованностью действий и решений прокурора, которые  гарантируют в каждом случае обнаружения  тех или иных правонарушений немедленное  их устранение правовыми средствами прокурорского реагирования. В свою очередь, незаконные решения прокурора  могут быть обжалованы гражданами и  должностными лицами вышестоящему прокурору  или непосредственно в суд.

Принцип публичности. Формула принципа: органы прокуратуры обязаны осуществлять свои полномочия по надзору за соблюдением законов от имени государства независимо от волеизъявления заинтересованных лиц.

Содержание принципа публичности выражается в обязанности органов прокуратуры реагировать на каждый случай нарушения законов, ущемления прав, свобод граждан, интересов личности, общества и государства. Принцип публичности в основном рассматривается как основополагающее начало уголовного судопроизводства. Вместе с тем этот принцип присущ всем отраслям государственной деятельности. Действует он и во всех направлениях прокурорского надзора.

Этот принцип наделяет прокурора широкими властными полномочиями по реализации своих функций. Прокурорские работники могут применять нормы  права, меры юридического воздействия  на правонарушителей, принимать решения  о возбуждении уголовного дела или  дела об административном правонарушении. Например, в соответствии с Приказом Генерального прокурора РФ от 17.05.2004 № 13 «О повышении эффективности прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии экстремистской деятельности» прокуроры обязаны использовать все возможности для установления и пресечения источников финансирования радикальных организаций любого направления, а также реализовать все предоставленные законом полномочия, в том числе право обращения с исками в суд, для прекращения деятельности политических партий, общественных и религиозных объединений, средств массовой информации и издательств, пропагандирующих идеи насилия, социальной, национальной, расовой розни, допускающих иные нарушения действующего законодательства.

Суть принципа публичности  в организации и деятельности органов прокуратуры заключается  в сочетании интересов органов  государственной власти в лице прокуратуры  по достижению поставленных перед ними задач, с неукоснительным обеспечением законных интересов граждан и  должностных лиц, вовлеченных в  сферу реализации прокурором своих  надзорных полномочий. Например, федеральное  законодательство о выборах в органы местного самоуправления содержит положение, согласно которому участие прокурора в судебном рассмотрении дел о нарушении конституционных прав граждан РФ избирать и быть избранными в органы местного самоуправления является обязательным, не зависящим от усмотрения как любой из сторон, так и самого прокурора.

Информация о работе Конституционные основы деятельности Прокуратуры РФ