Конституционные основы деятельности Прокуратуры РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2013 в 22:28, контрольная работа

Описание работы

Конституция Российской Федерации провозгласила, что государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную.
В системе государственной власти прокуратура Российской Федерации занимает неоднозначное положение. Согласно Федеральному закону прокуратура Российской Федерации представляет единую федеральную централизованную систему органов, осуществляющих, наряду с другими функциями, прежде всего надзор за соблюдением Конституции РФ, и законов, действующих на территории Российской Федерации.

Содержание работы

1. Введение
2. Конституционно-правовой статус прокуратуры
3. Система принципов организации и деятельности прокуратуры
4. Значение принципов организации и деятельности органов прокуратуры
5. Заключение
6. Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

конституционное право.docx

— 49.89 Кб (Скачать файл)

Закон о прокуратуре предусматривает  право прокурора требовать от руководителей и других должностных  лиц выделения специалистов для  выяснения возникших в ходе надзорной деятельности тех или иных вопросов. Это требование обязательно для исполнения руководителями предприятий и учреждений, кому они адресованы.

Прокурор имеет также  право требовать от руководителей  и других должностных лиц проведения различных проверок деятельности их организаций или подконтрольных учреждений. Прокурор имеет право  вызывать должностных лиц и граждан  для дачи объяснений по поводу нарушений  законов.

Умышленное неисполнение этих и других требований прокурора, вытекающих из его полномочий, влечет за собой в соответствии со ст. 17.7 КоАП административную ответственность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Значение принципов организации и деятельности органов прокуратуры

Принципы организации  и деятельности органов прокуратуры  реализуются по следующим направлениям: 1) в правотворчестве органов федеральной  законодательной власти, а также  при издании Генеральным прокурором РФ соответствующих нормативных  правовых актов; 2) при осуществлении  прокурорского надзора и деятельности прокуратуры по другим направлениям. Раскроем их содержание.

1. Существующая научно обоснованная и выраженная в нормах права система принципов организации и деятельности прокуратуры играет очень важную роль в правотворческом процессе. Принципы служат ориентиром, в соответствии с которым законодатель разрабатывает и принимает законы, регламентирующие организацию и деятельность органов прокуратуры в России. Эти же принципы законодатель должен учитывать и при формировании других федеральных законов, регулирующих иные общественные отношения, но в которых так или иначе принимают участие и органы прокуратуры. Построение правовых норм этих законов должно осуществляться в соответствии с единой системой принципов организации и деятельности прокуратуры, что позволяет достичь согласованности и непротиворечивости в самой деятельности прокурора, которая в свою очередь опосредуется этими нормами.

Например, в ст. 17 Закона об ОРД содержится норма, запрещающая органам, осуществляющим эту деятельность, использовать конфиденциальное содействие по контракту прокуроров. В основе этого нормативного положения лежит принцип независимости последних.

Наличие единой системы принципов  организации и деятельности прокуратуры  также позволяет обеспечить преемственность  при внесении изменений и дополнений в Закон о прокуратуре.

Федеральным законом от 25.07.2002 № 112-ФЗ были внесены изменения в ст. 25.1 Закона о прокуратуре. Прежняя редакция этой статьи содержала положение, согласно которому прокурор в целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях имеет возможность вынести в письменной форме предостережение о недопустимости нарушения закона только должностным лицам.

Это правило не срабатывало  в отношении лиц, являющихся руководителями различных общественных (религиозных) организаций, которые не наделены статусом должностного лица. Учитывая, что в  последнее время в России усилились  действия экстремистских организаций  различного толка, стремящихся подорвать  целостность и единство государства, в эту норму законодателем  были внесены изменения.

Теперь прокурор имеет  возможность при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях  оказать превентивное воздействие  на руководителей этих общественных (религиозных) организаций, а также  иных лиц, направив им предостережение  о недопустимости нарушения закона.

Очевидно, что в основе рассмотренного нормативного изменения  лежат требования принципов законности и публичности. В соответствии с  принципом законности органы прокуратуры  обязаны обеспечить соблюдение Конституции  и исполнение законов. Важным направлением в решении этой задачи является деятельность прокурора по предупреждению нарушений  законов. В соответствии с другим основополагающим началом – принципом  публичности – прокурор обязан при  получении сведений о готовящихся  противоправных деяниях принять  все меры по их предотвращению. Однако редакция ст. 25.1 Закона о прокуратуре  от 10.02.1999 лишала его возможности  применять такое действенное  средство прокурорского реагирования, как вынесение письменного предостережения  о недопустимости нарушения закона.

2. Существование научно обоснованной адекватно и строго отражающей сущность прокурорского надзора системы его принципов позволяет правоприменителю в лице прокурора обеспечивать толкование и применение норм права, в соответствии с сущностью всей отрасли права толковать отдельные его нормы, недостаточно определенно и четко сформулированные в тех или иных нормативных или инструктивных актах, а также конфликтующие между собой нормы, регламентирующие деятельность органов прокуратуры по выполнению возложенных на них полномочий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Заключение

Таким образом, принципы организации  и деятельности прокуратуры РФ - это закрепленные в Конституции  РФ и в других законах основополагающие требования, которые выражают политическое и государственное назначение прокуратуры, определяют задачи и полномочия прокуроров, а также содержание и характер правовых средств и методов по осуществлению надзора за точным и единообразным исполнением  законов в государстве, а также  содержат признаки и качества, определяющие отличие органов прокуратуры от иных государственных органов, в том числе и от правоохранительных.

Соблюдение установленных  законодателем принципов позволяет  прокуратуре успешно выполнять  стоящие перед ней задачи по осуществлению  надзора за точным и единообразным  исполнением законов в государстве.

К числу принципов прокурорского  надзора относятся положения, которые  основаны на Конституции РФ и Конституциях республик в составе РФ, возводят органы прокуратуры в ранг независимого государственного органа с предоставлением  ему необходимых полномочий для  успешного устранения нарушений  закона, от кого бы таковые ни исходили.

Принципы не следует смешивать  с условиями и порядком выполнения прокурорами своих функций. Условия  и порядок выполнения прокурорами  своих функций относительно принципов  организации и деятельности прокуратуры  всегда носят подчиненный характер. Закрепленные в законах принципы организации и деятельности прокуратуры  тесно связаны между собой  и взаимообусловлены. Их нельзя отрывать друг от друга. Только комплексное их понимание и проведение в жизнь  обеспечат деятельность прокурора, отвечающую требованиям Конституции  РФ и других законов государства.

В концентрированной форме  принципы организации и деятельности советской прокуратуры нашли  отражение в Законе «О прокуратуре  РФ», принятом 17 января 1992 г. В сопоставлении  с Законом «О прокуратуре СССР» (1979 г.) перечень этих принципов несколько  расширен, что отражает особенности  политического и государственного строительства в современных  условиях.

Органы прокуратуры:

- составляют единую и централизованную систему - прокуратуру РФ, возглавляемую Генеральным прокурором РФ, с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим;

- они действуют на основе законности, в соответствии с Конституцией РФ, Конституциями республик в ее составе, иными законами и подзаконными актами;

- осуществляют надзор за точным и единообразным исполнением законов, несмотря ни на какие местные различия и вопреки каким бы то ни было местным и ведомственным влияниям;

- принимают меры к выявлению и своевременному устранению любых нарушений закона, от кого бы эти нарушения ни исходили, к восстановлению нарушенных прав и законных интересов государства, его органов власти и управления и привлечению виновных к установленной законом ответственности;

- взаимодействуют с местными органами самоуправления, другими государственными органами, общественными организациями и трудовыми коллективами, опираются на активную помощь граждан в деле укрепления законности и правопорядка.

Прокуроры республик в  составе РФ, краев, областей, городов  и районов систематически информируют  соответственно Президента РФ, Федеральное  Собрание, Правительство РФ, правительства  республик, местные органы самоуправления, а также трудовые коллективы и  общественные организации о состоянии  законности и правопорядка и мерах  по их укреплению.

Органы прокуратуры осуществляют свои полномочия независимо от каких бы то ни было местных органов и должностных лиц, подчиняясь только Генеральному прокурору РФ.

Весьма существенное положение  относительно принципов организации  и деятельности органов прокуратуры  содержится в действующем законе «О прокуратуре РФ». В Законе подчеркивается, что органы прокуратуры действуют  гласно в той мере, в какой это  не противоречит требованиям закона об охране прав и свобод граждан, а  равно государственной и иной охраняемой законом тайны.

Рядом с этим принципом  стоит принцип следующего содержания: создание и деятельность политических партий иих организаций в органах прокуратуры не допускаются. Прокуроры в своей служебной деятельности не связаны решениями политических партий и массовых общественных движений. 

Законом «О прокуратуре РФ»  возведено в ранг принципа положение  о том, что прокуроры не вправе заниматься по совместительству какой-либо оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и творческой.

Необходимо подчеркнуть, что закрепленные в Конституции  РФ, в Законе «О прокуратуре РФ», а также в иных законах принципы регулируют не только порядок организации  органов прокуратуры, но и деятельность прокуроров, как по установлению, так  и по устранению нарушений закона. Закрепленные в законах принципы организации и деятельности органов прокуратуры носят общеобязательный характер, т.е. их соблюдение, предъявляемое не только к прокурорам, но и ко всем органам государственной власти и управления, политическим партиям и общественным движениям, должностным лицам, за законностью деятельности которых осуществляют надзор прокуроры. Эти принципы обязательны и для граждан, за соблюдением законов которыми прокуроры осуществляют надзор.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Список использованной литературы
    1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г.
    2. Уголовно-процессуальный кодекс РФ
    3. Федеральный Закон «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 г.Приказ Генерального прокурора РФ «О задачах органов прокуратуры, вытекающих из Закона РФ «О прокуратуре РФ» от 11 марта 1992г., №7
    4. Российский прокурорский надзор: Учебник / Под ред. проф. А. Я. Сухарева. — М.: Издательство НОРМА, 2001.
    5. Прокурорский надзор. Курс лекций и практикум/Под ред. проф. Винокурова Ю.Е.  Издательство «ЭКЗАМЕН», Москва, 2003
    6. Козлов А. Ф. Прокурорский надзор в Российской Федерации: Общая часть: Учеб. пособие.— Екатеринбург: Изд-во УрГЮА, 1999
    7. Маршунов М.Н. Основы теории прокурорского надзора. Л., 1990.

 


Информация о работе Конституционные основы деятельности Прокуратуры РФ