Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2014 в 14:44, контрольная работа
Соблюдение основных прав и свобод человека, охрана его законных интересов возможны только в том государстве, где обеспечивается верховенство закона. В свою очередь, это возможно лишь в обществе, где функционирует полноценный государственный механизм разделения и взаимодействия властей, в котором особую роль играет судебная власть.
При таких условиях приобретает актуальность проблема становления и существования независимой судебной власти, которая возможна лишь тогда, когда носители этой власти самостоятельны, не подвержены никакому влиянию при принятии решений в рамках своей компетенции. Традиционное понимание суда как специализированного органа государственной власти, осуществляющего лишь одну основную функцию-функцию правосудия, должно уступить место более широкому пониманию суда как самостоятельной власти, наделенной и функцией правосудия, и функцией судебно—конституционного контроля.
Введение стр. 3
Место и роль судебной власти в системе государственной власти РФ стр. 4
Конституционные основы правосудия стр. 6
Конституционный суд Российской Федерации стр. 13
Виды судебных органов Российской Федерации стр. 18
Судебные органы субъектов Российской Федерации стр. 21
Заключение стр. 24
Список используемой литературы стр. 25
- установление законом специального порядка приостановления и прекращения полномочий судьи;
- право судьи на отставку по собственному желанию независимо от возраста;
- предоставление судье за счет государства материального и социального обеспечения, соответствующего его статусу;
- особая защита государством судьи, членов его семьи и их имущества.
В соответствии со ст.121 Конституции судьи несменяемы. Несменяемость судьи означает стабильное сохранение им своей должности, смена которой может произойти только с согласия этого судьи, полученного по его доброй воле.
В ст.122 Конституции РФ указывается, что судьи в Российской Федерации неприкосновенны. Неприкосновенность судей - одна из наиболее существенных гарантий их независимости. Неприкосновенность распространяется не только на личность судьи, но и на его жилище, служебное помещение, корреспонденцию, имущество и документы, используемые им транспорт и средства связи.
Неприкосновенность судьи в значительной мере обеспечивается тем, что он, согласно ч.2 ст.122 Конституции, не может быть привлечен к уголовной ответственности иначе как в порядке, определяемом федеральным законом.
Таким образом конституционные положения о независимости, несменяемости, неприкосновенности судьи, закрепляющие существенные элементы статуса судьи и важнейшие гарантии его профессиональной деятельности, направлены на обеспечение основ конституционной деятельности, связанных с разделением властей, самостоятельностью и независимостью судебной власти, а особый статус судьи является не личной привилегией гражданина, занимающего должность судьи, а средством защиты публичных интересов, и прежде всего интересов правосудия.
3. Законность судебных решений.
Вынося свои решения, определения, приговоры, суд, в лице судейского корпуса, должен основываться только на законе. При этом Конституция и закрепленные в ней права и свободы имеют приоритет перед всеми другими нормативными актами. Права и свободы человека и гражданина, провозглашенные Конституцией, действуют непосредственно (ст.18 Конституции Российской Федерации). Конституция имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории России. Все законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции (ст.15). Эти положения имеют важное значение при решении судами гражданских дел.
Прямое и непосредственное действие Конституции Российской Федерации, к сожалению, еще не стало реальным принципом нашей правовой жизни.
Принимается немало юридических актов, противоречащих Конституции (это характерно, в частности, для законодательства значительной части регионов России, которые расширение самостоятельности восприняли как "освобождение" от непременного требования соответствия издаваемых нормативно-юридических актов Конституции). Ущемляются права и свободы, закрепленные непосредственно в Конституции, соответственно возникает необходимость защиты этих прав и свобод.
После введения в действие Конституции Российской Федерации 1993 г. в судебной практике появились дела, по которым заинтересованные лица добивались защиты своих прав, ссылаясь прямо на Конституцию, а суды основывали свои решения на конкретной норме Конституции. Для разрешения вопросов, возникающих у судов и для унификации существующей практики применения судами конституционных норм при осуществлении правосудия, Верховный Суд Российской Федерации 31 октября 1995 г. принял постановление “О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия”
Исходя из ч.1 ст.15 Конституции Пленум Верховного Суда Российской Федерации разъяснил, в каких случаях суд, разрешая дело, применяет непосредственно Конституцию. Это относится, в частности, к случаям, когда:
а) закрепленные нормой Конституции положения, исходя из ее смысла, не требуют дополнительной регламентации и не содержат указания на возможность ее применения при условии принятия федерального закона, регулирующего права, свободы, обязанности человека и гражданина и другие положения;
б) суд придет к выводу, что федеральный закон, действовавший на территории Российской Федерации до вступления в силу Конституции, противоречит ей;
в) суд придет к убеждению, что федеральный закон, принятый после вступления в силу Конституции Российской Федерации, находится в противоречии с соответствующими положениями Конституции;
г) закон либо иной нормативный правовой акт, принятый субъектом Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов федерации противоречит Конституции, а федеральный закон, который должен регулировать рассматриваемые судом правоотношения, отсутствует.
В случаях, когда статья Конституции является отсылочной, суды при рассмотрении дел должны применять закон, регулирующий возникшие правоотношения (п.2 названного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации).
Таким образом Конституция Российской Федерации и федеральные законы устанавливают конституционно-правовые основы гражданского судопроизводства в Российской Федерации, обеспечивающие осуществление законного, независимого правосудия при рассмотрении дел в порядке гражданского судопроизводства, а разъяснения высших судебных органов страны позволяют судам применять эти принципы на практике.
4. Равенство граждан и организаций перед законом и судом.
Принцип равенства граждан и организаций перед законом и судом (ст.19 Конституции). Равенство участников гражданского оборота перед законом и судом - элемент правового статуса гражданина (организации) в обществе. Этот принцип по всей своей правовой природе происходит из провозглашаемых в гражданском праве основных начал гражданского законодательства, которое базируется на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.
Правосудие в судах осуществляется на началах равенства перед законом и судом всех организаций, независимо от места нахождения, подчиненности, формы собственности. Равенство граждан перед законом и судом не зависит от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, от убеждений и от других обстоятельств.
Организации и граждане при защите своих прав в порядке гражданского судопроизводства равны перед законом и судом.
Таким образом конституционное положение о равенстве всех участников правоотношений перед законом и судом, нашедшее свое продолжение в гражданском кодексе, является тем принципом, который обеспечивает беспристрастное рассмотрение любого дела в суде, в независимости от каких-либо качеств, присущих той или иной стороне, при рассмотрении дел в порядке гражданского судопроизводства.
5. Равноправие сторон во время осуществления правосудия.
Суть данного принципа выражается в установленных законом равных возможностях сторон и гарантированных правах на защиту своих интересов. Предоставляя одной стороне конкретные процессуальные права, закон наделяет аналогичными правами и другую сторону. Если истцу предоставляется право изменять предмет и основания своих требований, то ответчику, соответственно, предоставлено право изменять основания возражений, ранее выдвинутых против иска. Таким образом, ни одна из сторон не пользуется каким-либо преимуществом перед другой.
При разрешении спора обе стороны в равной мере могут рассчитывать на оказание помощи со стороны суда. Принцип процессуального равенства сторон имеет важное значение на всех стадиях процесса и является предпосылкой состязательности процесса.
КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ,
ЕГО ПРАВОВОЙ СТАТУС, ПОРЯДОК ИЗБРАНИЯ, СОСТАВ, КОМПЕТЕНЦИЯ, АКТЫ. ПОРЯДОК ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
Конституционный Суд Российской Федерации, который согласно Конституции РФ является судебным органом конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляет судебную власть посредством конституционного судопроизводства (ст.125 Конституции).
Порядок образования и деятельность Конституционного Суда Российской Федерации закрепляется также Федеральным конституционным законом "О Конституционном Суде Российской Федерации" 1994г. с изменениями 2001г.
Целью деятельности Конституционного Суда является защита основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечение верховенства Конституции РФ на всей территории России.
Конституционный Суд РФ состоит из 19 судей, которые назначаются Советом Федерации по представлению Президента РФ в индивидуальном порядке тайным голосованием сроком на 15 лет. Предложения о кандидатах на должности судей вносятся Президенту РФ членами Совета Федерации и депутатами Государственной Думы, законодательными (представительными) органами субъектов РФ, высшими судебными органами и федеральными юридическими органами, юридическими научными и учебными заведениями. Вторичное назначение на должность, согласно Конституции РФ, одного и того же лица не допускается. Кандидат на должность судьи Конституционного Суда РФ должен быть гражданином России, не моложе 40 лет, с безупречной репутацией, иметь высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее 15 лет. Предельный возраст члена Конституционного Суда - 70 лет.
Судьи Конституционного Суда РФ не могут быть членами парламента и иных представительных органов, сохранять за собой государственные и общественные должности, заниматься любой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой; они не могут принадлежать к политическим партиям и движениям, вести политическую пропаганду и агитацию, участвовать в кампании по выборам и заниматься любой политической деятельностью.
Все члены Конституционного Суда равны в правах, обладают правом неприкосновенности, несменяемы, кроме случаев, указанных в законе.
Закон определяет и случаи досрочного прекращения полномочий судей. В частности, полномочия могут быть прекращены в случае совершения судьей поступка, порочащего честь и достоинство этой должности, а также неучастия в заседаниях Конституционного Суда или уклонение судьи от голосования свыше двух раз подряд без уважительной причины. Закон регламентирует и порядок выхода судьи Конституционного Суда в отставку.
Полномочия Конституционного Суда не ограничены определенным сроком (хотя судьи назначаются на определенный срок). Конституционный Суд РФ финансируется за счет федерального бюджета, что гарантирует его независимость от любых других органов государства в организационном, финансовом и материально-техническом плане и дает возможность осуществлять конституционное судопроизводство в полном объеме.
Конституционному Суду РФ принадлежит право самостоятельно и независимо осуществлять информационное и кадровое обеспечение своей деятельности.
Конституционный Суд РФ призван защищать Конституцию страны как ее основной закон; осуществлять конституционный контроль и защиту прав и свобод человека и гражданина. Являясь одним из высших федеральных органов судебной власти, Конституционный Суд РФ подкрепляет и стабилизирует систему разделения властей, имея одной из сторон своей деятельности рассмотрение споров о компетенции как между федеральными ветвями власти, так и между органами власти Федерации и ее субъектов, и между государственными органами отдельных субъектов Федерации.
Кроме этих важных задач, одной из сторон деятельности Конституционного Суда является толкование норм Конституции, что помогает государству, его органам, общественным организациям, гражданам наиболее точно реализовать конституционные требования.
Право Конституционного Суда РФ объявлять законы недействительными, подчеркивает особое правовое положение этого органа в системе государственных органов.
Конституционный Суд РФ разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации:
- федеральных законов, нормативных актов Президента, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ;
- конституций республик, уставов и других нормативных актов субъектов РФ по вопросам ведения, закрепленным в ст.71 и 72 Конституции;
- договоров между органами государственной власти Федерации и ее субъектов;
- договоров между органами государственной власти субъектов Федерации;
- не вступивших в силу международных договоров РФ.
Разрешает споры о компетенции между:
- федеральными органами государственной власти;
- органами государственной власти Федерации и ее субъектов;
- высшими государственными органами субъектов РФ.
По жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, подлежащего применению в конкретном деле.
По запросам Президента, палат парламента, Правительства РФ и органов законодательной власти субъектов дает толкование Конституции.
По запросу Совета Федерации дает заключения о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинений против Президента.
Выступает с законодательной инициативой по вопросам своего ведения.
Конституционный Суд РФ состоит из двух палат и пленарного заседания, в котором участвуют все члены суда. В пленарном заседании может быть рассмотрен любой вопрос компетенции Конституционного Суда России. Палаты включают в себя соответственно десять и девять судей; порядок распределения судей по палатам определяется Регламентом Конституционного Суда, причем персональный состав палат не должен оставаться неизменным более чем три года подряд.
Информация о работе Конституционные основы судебной власти в Российской Федерации