Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 08:57, контрольная работа
В связи с переменами в российском обществе и неизбежным закреплением этого в праве,в Конституции1993 года было впервые проведено разделение государственной власти на три ветви: законодательную,исполнительную и судебную.Разделение властей — это одно из составных частей демократии.Оно обозначает разделение полномочий государственных органов при сохранении принципа единства государственной власти.
Введение
Конституционные основы судебной власти
Верховный Суд Российской федерации.
Конституционный Суд Российской Федерации.
Правовой статус судей
Заключение
Литература
Содержание
Введение
Конституционные основы судебной власти
Верховный Суд Российской федерации.
Конституционный Суд Российской Федерации.
Правовой статус судей
Заключение
Литература
Введение
В связи с переменами в российском обществе и неизбежным закреплением этого в праве,в Конституции1993 года было впервые проведено разделение государственной власти на три ветви: законодательную,исполнительную и судебную.Разделение властей — это одно из составных частей демократии.Оно обозначает разделение полномочий государственных органов при сохранении принципа единства государственной власти.
В связи с вышесказанным,безусловно,
Судебная власть это сложное и многоэлементное явление, основу которого составляет деятельность судов по отправлению правосудия.Правосудие реализуется путем рассмотрения в судебных инстанциях гражданских,уголовных и административных дел в определенной,установленной законом процессуальной форме. Правосудие реализуется только судами,при этом создание чрезвычайных судов не допускается.Тогда встает вопрос о судебной системе, то есть о конституционно закрепленном перечне судов,осуществляющих судебную власть.
Актуальность исследования,
Важность и актуальность рассматриваемой проблемы, ее недостаточная теоретическая разработанность определили выбор нами темы исследования:«Конституционные основы судебной власти».
Конституционные основы судебной власти
Одной из разновидностей государственной власти является судебная власть,призванная осуществлять правосудие.Правосудие является видом государственной деятельности,направленной на рассмотрение и разрешение различных социальных конфликтов,связанных с действительным или предполагаемым нарушением норм права.Правосудие отличается рядом специфических признаков,состоящих в том, что оно осуществляется от имени государства,специальными государственными органами —судами, посредством рассмотрения в судебных заседаниях гражданских,уголовных и других дел в установленной законом процессуальной форме.
Правосудие в Российской Федерации строится на демократических принципах,отражающих сущность и задачи демократического,правового государства и закрепленных в Конституции Российской Федерации(глава 7).
Отсюда следует,что действующие в нашей стране различного рода товарищеские,третейские,не предусмотренные Конституцией и федеральным конституционным законом всевозможные арбитражные суды, а также созданная Указом Президента Российской Федерации от31 декабря 1993г.Судебная палата по информационным спорам в судебную систему нашей страны не входят и судебной властью не обладают.
Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации»исходит из важности каждого звена судебной системы, когда подчеркивает,что судебная власть в Российской Федерации осуществляется только судами в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия присяжных,народных и арбитражных заседателей(ч. 1 ст. 1). Это важнейшее положение основополагающего закона о судах усиливается провозглашением принципа единства правового статуса всех судей независимо от того, в составе какого суда они осуществляют свои полномочия,и какое звено судебной системы они представляют(ст. 12 Закона о судебной системе,ст. 2 Закона о статусе судей,ст. 5 Закона о военных судах,ст. 2 Закона о мировых судьях).Законом о судебной системе установлено,что все судьи в Российской Федерации обладают единым статусом и различаются между собой только полномочиями и компетенцией.
Согласно Конституции Российской Федерации разбирательство дел во всех судах является открытым. Открытое разбирательство— один из важнейших принципов судопроизводства.Он подробно регламентируется действующим российским законодательством,согласно которому дела во всех судах разбираются открыто, за исключением случаев, когда это противоречит интересам охраны государственной или коммерческой тайны.
Конституция Российской Федерации устанавливает,что слушание дела в закрытом заседании допускается в случаях,предусмотренных федеральным законом.
Помимо целей охраны государственной и коммерческой тайн, закрытое судебное разбирательство допускается по мотивированному определению суда или постановлению судьи по делам о преступлениях лиц, не достигших16-летнего возраста,по делам о половых преступлениях,а также по другим уголовным делам для предотвращения разглашения сведений об интимных сторонах жизни участвующих в деле лиц.
На закрытое судебное заседание не допускаются публика, представители средств массовой информации.Однако слушание дела ведется с соблюдением всех правил судопроизводства,включая и публичное провозглашение во всех случаях приговоров и решений судов.
В Конституции Российской Федерации указывается,что заочное разбирательство уголовных дел в судах не допускается,кроме случаев,предусмотренных федеральным законом. Согласно действующему законодательству разбирательство дела в заседании суда первой инстанции происходит,как правило,с участием подсудимого,явка которого в суд обязательна.Однако закон предусматривает возможность разбирательства дела и в отсутствие подсудимого.Такая возможность допускается лишь в исключительных случаях и только при обязательном условии, что такое разбирательство не будет препятствовать установлению истины, когда,во-первых, подсудимый находится вне пределов страны и уклоняется от явки в суд и, во-вторых,по делу о преступлении,за которое не может быть назначено наказание в виде лишения свободы, и подсудимый ходатайствует о разбирательстве дела в его отсутствие.Однако и в этих случаях суд вправе признать явку подсудимого обязательной.
Конституция Российской Федерации устанавливает,что судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Осуществление судопроизводства на основе состязательности означает, что судебное разбирательство может быть начато только при наличии заявления истца, запроса органа или должностного лица, обвинительного акта прокурора или жалобы потерпевшего,настаивающих перед судом на удовлетворении их требований.При этом истец и ответчик,орган или должностное лицо, издавшие этот акт, обвинитель и обвиняемый выступают в суде в качестве сторон, т. е. таких участников судебного разбирательства,у которых имеется определенный процессуальный интерес и которым закон предоставил равные права для обоснования своих утверждений и выводов и для оспаривания утверждений и выводов другого участника судебного разбирательства(противной стороны). Решение всех возникающих в деле вопросов принадлежит только суду(судье), который не связан доводами сторон, свободен в оценке представленных ими доказательств,независим от любых посторонних влияний и действует исключительно как орган правосудия.
Принцип состязательности и равноправия сторон — важнейшее демократическое и процессуальное начало, которое создает максимально благоприятные условия для отыскания истины и вынесения справедливого судебного решения.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст.124) финансирование судов производится только из федерального бюджета и должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия в соответствии с федеральным законом. Это положение Конституции имеет целью оградить суды от местных влияний, создать условия для их подлинной независимости,поставить все суды в равные материально-технические условия обеспечения осуществления правосудия.
Независимо от того, в каком составе рассматривается то или иное конкретное дело, решение по нему принимает суд как орган судебной власти.Оно подлежит обязательному исполнению всеми и повсеместно наравне с законом.
Конституция Российской Федерации (ст.123) закрепляет ряд принципов,связанных с непосредственной реализацией судебной власти,т. е., иначе говоря,с отправлением правосудия.
В судебной системе Российской Федерации имеется федеральный суд, организация и деятельность которого регулируются в значительной мере нормами конституционного права. Таким судом является Конституционный Суд Российской Федерации.
Судебная система- это совокупность
всех действующих в Российской Федерации
в соответствии с ее Конституцией судов,
объединяемая единством задач судебной
власти, принципов организации и деятельности
судов, построенная с учетом федеративного
и административно-
Основа построения судебной системы- Конституция Российской Федерации.Судебная система устанавливается Конституцией и Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации».Создание чрезвычайных судов не допускается(ст. 118 Конституции).Статьи 125-127 Конституции,определяющие компетенцию Конституционного Суда РФ, высших судебных органов судов общей юрисдикции и арбитражных судов, также имеют основополагающее значение для устройства судебной системы и ее функционирования.
Структура судебной системы в настоящее время установлена рядом законодательных актов с учетом принципиальных норм Конституции,федеральными конституционными законами о судебной системе,о Конституционном Суде, об арбитражных судах, о военных судах.
Систему федеральных судов составляют:
Они различаются по структуре и объему полномочий.Кроме них, Законом о судебной системе, как указывалось,предусмотрены суды субъектов Российской Федерации -конституционные(уставные) суды и мировые судьи(ст. 4).
Конституционный Суд Российской Федерации -единственное судебное учреждение,компетентное решать вопросы,обозначенные в ст. 125 Конституции России. Каких-либо других судов иного уровня с аналогичными функциями в Российской Федерации не существует.
Суды общей юрисдикции и арбитражные суды образуют две ветви российской судебной системы.Так, к судам общей юрисдикции относятся:Верховный Суд РФ; верховные суды республик в составе РФ,краевые, областные,городские суды Москвы и Санкт-Петербурга,суды автономной области и автономных округов; районные(городские)суды.
К судам общей юрисдикции
относятся также военные суды:
Систему судов общей юрисдикции
возглавляет Верховный Суд
Система арбитражных судов включает Высший Арбитражный Суд Российской Федерации;федеральные арбитражные суды округов;арбитражные суды республик,краев, областей и других субъектов Федерации.
Суды, входящие в судебную
систему, различаются объемом
Военные суды также состоят их трех звеньев:основное, первое звено - военные суды гарнизонов и им равные;среднее, второе звено - военные суды округов(флотов). Высшее,третье звено- Верховный Суд Российской Федерации, в структуре которого имеется Военная коллегия.
Система арбитражных судов состоит из трех звеньев.Основное, первое звено - арбитражные суды республик,краевые, областные и другие соответствующие им арбитражные суды субъектов Федерации.Второе звено- федеральные арбитражные окружные суды.Высшее звено- Высший Арбитражный Суд Российской Федерации.
Помимо разделения судов на звенья судебной системы,определяющего их место в судебной иерархии, суды разделяются по их процессуальной компетенции на суды первой инстанции, суды второй (кассационной)инстанции и суды надзорной инстанции.
Суд первой инстанции в
системе судов общей юрисдикции
непосредственно исследует