Конституционные основы судебной власти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 08:57, контрольная работа

Описание работы

В связи с переменами в российском обществе и неизбежным закреплением этого в праве,в Конституции1993 года было впервые проведено разделение государственной власти на три ветви: законодательную,исполнительную и судебную.Разделение властей — это одно из составных частей демократии.Оно обозначает разделение полномочий государственных органов при сохранении принципа единства государственной власти.

Содержание работы

Введение
Конституционные основы судебной власти
Верховный Суд Российской федерации.
Конституционный Суд Российской Федерации.
Правовой статус судей
Заключение

Литература

Файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 55.84 Кб (Скачать файл)

в) договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации,договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

г) не вступивших в силу международных  договоров Российской Федерации.

Конституционный Суд в  заседаниях палат разрешает также  споры о компетенции:

а) между федеральными органами государственной власти;

б) между органами государственной  власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов  Российской Федерации;

в) между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации.

Конституционный Суд в  заседаниях палат по жалобам на нарушение  конституционных прав и свобод граждан  и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле.

В пленарном заседании  Конституционного Суда судьи тайным голосованием большинством от общего числа судей избирают из своего состава в индивидуальном порядке сроком на три года Председателя,заместителя Председателя и. судью-секретаря Конституционного Суда.

Председатель Конституционного Суда Российской Федерации:

    • руководит подготовкой пленарных заседаний Конституционного Суда, созывает их и председательствует на них;
    • вносит на обсуждение Конституционного Суда вопросы, подлежащие рассмотрению в пленарных заседаниях и заседаниях палат;
    • представляет Конституционный Суд в отношениях с государственными органами и организациями, общественными объединениями, по уполномочию Суда выступает с заявлениями от его имени;
    • осуществляет общее руководство аппаратом Конституционного Суда, представляет на утверждение Конституционного Суда кандидатуры руководителей Секретариата Конституционного Суда и других подразделений аппарата, иных служб Конституционного Суда, а также Положение о Секретариате Конституционного Суда и штатное расписание аппарата;
    • осуществляет другие полномочия в соответствии с действующим законодательством и Регламентом Конституционного Суда.

Председатель Конституционного Суда издает приказы и распоряжения.

Заместитель Председателя Конституционного Суда осуществляет по уполномочию Председателя Конституционного Суда отдельные его функции,а также выполняет свои обязанности,возложенные на него Конституционным Судом.

Судья-секретарь Конституционного Суда осуществляет непосредственное руководство  работой аппарата Конституционного Суда; организационно обеспечивает подготовку и проведение заседаний Конституционного Суда; доводит до сведения соответствующих органов, организаций и лиц решения,принятые Конституционным Судом, и информирует Конституционный Суд об их исполнении;организует информационное обеспечение судей; осуществляет другие полномочия в соответствии с действующим законодательством и Регламентом Конституционного Суда.

Председатель,заместитель председателя,судья-секретарь Конституционного Суда по истечении срока их полномочий могут быть избраны на новый срок.

В своей деятельности Конституционный  Суд Российской Федерации руководствуется  следующими основными принципами:независимость,коллегиальность,гласность,состязательность и равноправие сторон.

Конституционный Суд независим  в организационном,финансовом и материально-техническом отношениях от любых других органов. Финансирование Конституционного Суда производится за счет федерального бюджета и обеспечивает возможность независимого осуществления конституционного судопроизводства в полном объеме.В федеральном бюджете ежегодно предусматриваются отдельной статьей необходимые для обеспечения деятельности Конституционного Суда средства,которыми Конституционный Суд распоряжается самостоятельно.Смета расходов Конституционного Суда не может быть уменьшена по сравнению с предыдущим финансовым годом.

Конституционный Суд самостоятельно и независимо осуществляет информационное и кадровое обеспечение своей деятельности.

Имущество,необходимое Конституционному Суду для осуществления его деятельности и находящееся в его оперативном управлении,является федеральной собственностью.Конституционный Суд может наделять правом оперативного управления этим имуществом структурные подразделения,входящие в состав его аппарата.

Какое бы то ни было ограничение  правовых,организационных,финансовых и других условий деятельности Конституционного Суда, установленных законом, не допускается.

По вопросам своей внутренней деятельности Конституционный Суд принимает Регламент Конституционного Суда. В Регламенте устанавливаются:порядок определения персонального состава палат Конституционного Суда; порядок распределения дел между ними;порядок определения очередности рассмотрения дел в пленарных заседаниях и в заседаниях палат; некоторые правила процедуры и этикета в заседаниях;особенности делопроизводства в Конституционном Суде; требования к работникам аппарата Конституционного Суда; иные вопросы внутренней деятельности Конституционного Суда.

Решения Конституционного Суда Российской Федерации обязательны  на всей территории Российской Федерации  для всех представительных,исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления,предприятий,учреждений,организаций,должностных лиц, граждан и их объединений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Правовой  статус судей

Приведенные положения Закона о судебной системе свидетельствуют  о том, что установление единого  правового статуса судей Российской Федерации,однако, не исключает,а, напротив,предполагает возможность некоторых различий в правовом положении судей разных судов (например,судей военных и арбитражных судов). Вот почему в Законе о статусе судей оговорено,что особенности правового положения некоторых категорий судей, включая судей военных судов, определяются федеральными законами, а в случаях,предусмотренных федеральными законами, также законами субъектов Федерации.

В отношении же особенностей правового положения судей Конституционного Суда Российской Федерации ст.2 Закона о статусе судей отсылает к федеральному конституционному закону, специально посвященному этому суду.Таким образом,можно сделать вывод, что наличие единого статуса судей различных видов и звеньев судов судебной системы России отнюдь не означает полного совпадения в правовом положении всех судей, отсутствия различий по всем параметрам,образующим в совокупности правовое положение конкретного судьи конкретного суда. Поэтому представляются вполне оправданными положения ст.12 Закона о судебной системе, которыми установлено,что особенности правового положения отдельных категорий судей определяются федеральными законами, а в случаях, ими предусмотренных,- также и законами субъектов Российской Федерации. Но правовое положение судьи - это не только совокупность его общих(установленных судоустройственными законами) и специальных(предусмотренных процессуальными законами) прав и обязанностей.Компонентами,из которых складывается комплексное представление о правовом положении судьи, являются нормативные требования,которым должен он отвечать,а также процедуры отбора кандидатов в судьи того или иного суда,порядок введения кандидата в судейскую должность(выборы или назначение)и наделения его соответствующими полномочиями.

Важнейшей предпосылкой отбора лица в число кандидатов на замещение судейских должностей является, прежде всего, соответствие кандидата в судьи требованиям ст. 119 Конституции Российской Федерации.Конституция,в частности,устанавливает,что судьями могут быть избраны граждане Российской Федерации,достигшие 25лет, имеющие высшее юридическое образование и. стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет.Эти требования являются не только минимальными,но и в определенной мере общими.

Наличие в законе четких требований,предъявляемых к кандидатам на должность судей, - существенная предпосылка к оптимальному формированию судейского состава. Но от провозглашения указанных положений в законе до реального вступления судьи в должность необходима организация фактического проведения ряда последовательных мер, включающих:отбор и выдвижение кандидатов на должности судей; сдачу ими в установленном законом порядке квалификационного экзамена на должность судьи; рассмотрение квалификационной коллегией судей заявления о даче рекомендации для занятия должности судьи; вынесение заключения квалификационной коллегией о даче рекомендации(или об отказе в этом) и т. д.

Порядок наделения полномочиями судей Конституционного Суда РФ, как  предусмотрено ч. 1 ст. 13 Закона о  судебной системе, устанавливается  Конституцией РФ и федеральными конституционными законами.

Судьи военных судов согласно Закону о судебной системе назначаются  на должность Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Верховного Суда РФ, основанному на заключении квалификационной коллегии судей этих судов.

Главное в деятельности судьи - осуществление правосудия.Реализация этой функции- исключительное достояние судов(ч. 1 ст. 118 Конституции РФ), в которых ведущая роль принадлежит судье. Вот почему в присяге, которую приносит впервые избранный на эту должность судья, заложены слова: «Торжественно клянусь честно и добросовестно исполнять свои обязанности,осуществлять правосудие,подчиняясь только закону,быть беспристрастным и справедливым,как велит мне долг судьи и моя совесть».

Но главное в судебной деятельности не исчерпывает всей деятельности по осуществлению судебной власти.Сказанному не противоречит ч. 2 ст. 118 Конституции РФ, согласно которой судебная власть осуществляется посредством конституционного,гражданского,административного и уголовного судопроизводства.В этом положении не раскрываются составные элементы судебной власти, ее содержание,а лишь устанавливается форма ее реализации- процессуальная.

Сообразно высказанным соображениям главное, что определяет правовое положение судьи при осуществлении правосудия,- это его процессуальные права и обязанности,установленные Законом о Конституционном Суде, Уголовно-процессуальным,Гражданским процессуальным,Арбитражным процессуальным кодексами и административным законодательством России. При этом объем процессуальных прав судьи в определенной степени зависит от того, в какой инстанции он осуществляет свои полномочия(в суде первой,второй или надзорной инстанции), в каком составе(единолично,в составе трех профессиональных судей, при наличии в составе суда представителей народа - народных,арбитражных или присяжных заседателей,является ли он председательствующим в составе суда или его

членом).Однако при всех условиях все судьи: а) осуществляют правосудие на профессиональной основе; б) независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и закону; в) в своей деятельности по осуществлению правосудия никому не подчинены; г)пользуются неприкосновенностью(ст. 120, 122 Конституции РФ, ст. 5, 16 Закона о судебной системе, ст. 5Закона о военных судах, ст. 1 Закона о статусе судей,ст. 2 Закона о мировых судьях).

Считая независимость  судей важнейшим фактором судебной деятельности и гарантией осуществления  правосудия,законодатель это принципиальное положение провозгласил на высшем нормативном уровне - в Конституции Российской Федерации (ст.120).

Средством обеспечения независимости  судей является установление их несменяемости(ч. 1 ст. 121 Конституции РФ, ст. 15 Закона о судебной системе).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Конституция Российской Федерации  предусматривает три вида государственной власти: законодательную,исполнительную и судебную,устанавливая,что органы законодательной,исполнительной и судебной власти самостоятельны.

Термин «судебная власть»  употребляется в разных значениях.Так, можно говорить, что судебная власть- это система соответствующих учреждений,тот или иной суд или все суды. Энциклопедический словарь определяет судебную власть как систему судебных органов государства,осуществляющих правосудие.

Судебная власть основана на праве и реализуется путем  применения права для разрешения конкретных ситуаций, возникающих в  обществе и требующих вмешательства  суда. Компетенция судебной власти урегулирована законом.

Суд - правоохранительный орган, его деятельность основана на законе и состоит в определенном смысле в оценке той или иной жизненной  ситуации с позиций закона,права.

Конституция РФ предусматривает  следующие виды органов, которым  принадлежат полномочия по осуществлению  судебной власти:Конституционный Суд Российской Федерации (ст.125), суды общей юрисдикции(ст. 126), арбитражные суды (ст. 127). Все они относятся,к федеральным судам. Но Закон о судебной системе определил и суды субъектов Российской Федерации,отнеся к ним конституционные(уставные) суды субъектов Федерации и мировых судей(ч. 4 ст. 4).

Судебная система- это совокупность всех действующих в Российской Федерации в соответствии с ее Конституцией судов, объединяемая единством задач судебной власти, принципов организации и деятельности судов, построенная с учетом федеративного и административно-территориального устройства государства.

Основа построения судебной системы- Конституция Российской Федерации. Суды осуществляют правосудие в составах: а)судьи и представителей народа (народных,присяжных или арбитражных заседателей);б) нескольких профессиональных судей (в первой и второй инстанциях- трех, в надзорной- не менее трех);в) судьей единолично.При любом варианте состава судов важнейшая роль в рассмотрении и разрешении дел принадлежит профессиональным судьям, причем во всех звеньях судебной системы.

Судьи - носители судебной власти.На них возложена Конституцией Российской Федерацией функция осуществления правосудия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

 

  1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. М.: Юридическая Литература, 1999.
  2. Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации». СЗ РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.
  3. Кашанина Т.В. Основы российского права. – М.: Норма, 1998.
  4. Комментарий к Конституции Российской Федерации / Общ. ред. Ю.В.Кудрявцева. М.: Фонд "Правовая культура", 1996.
  5. Комментарий к Конституции Российской Федерации / Отв. ред. Л. А. Окуньков. М.: БЕК, 1996.
  6. Лазарев В.В. Общая теория права и государства. – М.: Прогресс 1995.
  7. Кашанина Т.В. Основы российского права. – М.: Норма, 1998.

Информация о работе Конституционные основы судебной власти