Конституционные права, свободы и обязанности человека и гражданина в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 07:35, контрольная работа

Описание работы

Основной закон государства – Конституция, в первой своей главе «Основы конституционного строя» декларирует положение о том, что «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства»1. Данное положение – одна из фундаментальных основ конституционного строя РФ. Понятием «высшая ценность» не определяется никакая другая основа конституционного строя.

Содержание работы

Введение.

I. Понятие. Признаки и классификация конституционных прав, свобод, и обязанностей человека и гражданина.

II. Нормативное содержание конституционных прав, свобод, и обязанностей человека и гражданина РФ.


III. Реализация и защита конституционных прав и свобод в РФ




Заключение.

Библиография.

Файлы: 1 файл

Конституционные права и свободы.DOC

— 197.50 Кб (Скачать файл)

Статья 44 конституции  говорит о свободе творчества.

Следуя общепризнанным принципам и нормам международного права, ст.44 Конституции РФ относится  к числу важнейших прав и свобод граждан России  право на свободу  во всех сферах творческой деятельности. Это означает, что государство  принимает на себя обязанность обеспечить своим гражданам эффективные средства юридической защиты этих прав и свобод.

 

 

 

 

III. Реализация и защита конституционных прав и свобод в РФ.

Данный вопрос рассмотрим на примере механизмов реализации политических прав и свобод.

Принятие новой Конституции Российской Федерации 12 декабря 1993 года было первым шагом на пути реализации прав и свобод граждан. В последующие года и в настоящее время перед нашим государством встали проблемы реализации гарантированных в ней прав и свобод на практике. Одного основного закона недостаточно для полноценной реализации прав и свобод граждан. С 1993 года были приняты еще несколько нормативных документов, регламентирующих этот процесс. Среди них можно отметить:

Федеральный Конституционный  Закон Российской Федерации, принятый Государственной Думой 7 июля 1995 года «О референдуме Российской Федерации».

Он определил референдум как всенародное голосование  граждан Российской Федерации по законопроектам, действующим законам  и другим вопросам государственного значения. Референдум - это высшее непосредственное выражение власти народа. Он проводится на всей территории РФ, на основе всеобщего равного и прямого волеизъявления при тайном голосовании. Далее закон определяет право на участие в референдуме, выносимые на него вопросы, обстоятельства, исключающие проведение референдума, язык проведения референдума. Подробно расписан и вопрос о том, кто и как имеет право выносить вопросы на референдум. Так, согласно вышеназванному закону инициатива проведения референдума принадлежит:

-не менее чем двум  миллионам граждан РФ, имеющих  право на участие в референдуме  РФ, при условии, что на территории  одного субъекта РФ или в  совокупности за пределами территории  РФ проживают не более 10 % из  них;

-Конституционному собранию  в случае, предусмотренном частью 3 статьи 135 Конституции РФ

Кроме того, закон устанавливает  порядок подготовки к проведению референдума, в том числе:

-об организации Центральной  комиссии по проведению референдума  и ее полномочиях;

-порядок формирования  и полномочия территориальной комиссии по проведению референдума;

-порядок формирования  и полномочия участковой комиссии  по проведению референдума,

-статус членов комиссии  по проведению референдума;

-гласность в деятельности  комиссии по проведению референдума;

-обжалование решений и действий комиссии по проведению референдума,

-составление списков  граждан имеющих право участвовать  в референдуме;

-финансовое обеспечение  проведения референдума;

т.е. при составлении  закона были учтены все нюансы, все  подробности проведения всенародного референдума. Это же наблюдается и в четвертой главе закона, посвященной самому процессу голосования, где прописаны все моменты, от подготовки помещения к голосованию до подсчета голосов и оглашения итогов выборов. В заключение закона помещена глава, устанавливающая ответственность за нарушение законодательства о референдуме РФ.

25 мая 1992 года был  издан Указ Президента «О порядке  организации и проведения митингов, уличных шествий, демонстраций  и пикетировании». Он был издан  в целях обеспечения прав граждан на проведение митингов, уличных шествии, демонстраций и пикетирования и содержал положения, предписывающие до издания нового закона, определяющего порядок организации и проведения указанных мероприятий исходить из положений  «Декларации прав и свобод человека и гражданина» от 22 ноября 1991 года о праве граждан собираться свободно и без оружия, проводить митинги, уличные шествия, демонстрации и пикетирования, при условии предварительного уведомления властей.

Также, в соответствии с «Декларацией прав и свобод человека и гражданина» осуществление указанного права не должно нарушать права и свободы других лиц. Запрещается использование этого права    для насильственного изменения конституционного строя, разжигания расовой, национальной, классовой, религиозной ненависти, для пропаганды насилия и войны

Кроме того, до принятия  соответствующего закона РФ, нормы  Указа Президиума ВС СССР от 28.07.88 г  «О порядке организации и проведения собраний, митингов, уличных шествий  и демонстраций в СССР» на территории РФ применяются в части не противоречащей Декларации прав и свобод человека и гражданина, принятой ВС РФ 22 ноября 1991 года.

Органы же внутренних дел РФ должны осуществлять необходимые  мероприятия по охране общественного  порядка при осуществлении гражданами указанного права, а также предупреждать и пресекать противоправные действия и обеспечивать привлечение виновных лиц к ответственности в соответствии с законодательством. 2

26 октября 1994 года Государственной  Думой был принят Федеральный  Закон РФ «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации» 3

В начале закона определены его цели: гарантирование реализации гражданами Российской Федерации их конституционного права избирать и  быть избранными в органы государственной  власти и органы местного самоуправления. Демократические свободные выборы в органы государственной власти и в выборные органы местного самоуправления являются высшим непосредственным выражением принадлежащей народу власти.

Государство гарантирует  свободное волеизъявление граждан на выборах путем защиты демократических принципов и норм избирательного права.

Этот закон определяет пределы своего действия, принципы участия граждан в выборах, устанавливает  параметры всеобщего избирательного права достижение 18 лет, наличие гражданства Российской Федерации и тп.ст.ст. 5-7 регламентирует равное, прямое, избирательное право и тайное голосование. Далее устанавливаются гарантии избирательных прав граждан при составлении списков избирателей, образовании избирательных округов и избирательных участков, присутствуют статьи, определяющие вопросы, связанные с обеспечением избирательных прав граждан избирательными комиссиями, с выдвижением и регистрацией кандидатов, со статусом кандидатов и предвыборной агитацией и финансированием выборов, которые вызывают много спорных моментов в настоящее время, связанных с честностью и демократичностью тех избирательных компаний, которые разворачивают кандидаты в депутаты, пускаясь во все тяжкие, обеспокоенные одной лишь целью - победить на выборах. Далее закон устанавливает порядок проведения непосредственно самого голосования и подсчета голосов избирателей, а также установление результатов выборов и их опубликование. В предпоследней главе закона предусматривается и ответственность за нарушение избирательных прав граждан в соответствии с федеральным законодательством 4

14 декабря 1995 года была  принята новая редакция ФЗ  РФ « Об обжаловании в суд  действий и решений, нарушающих  права и свободы граждан» Согласно  данному закону, каждый гражданин  вправе обратиться с жалобой в суд, если считает, что неправомерными действиями ( решениями ) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений и должностных лиц, государственных служащих нарушены его права и свободы. К таким действиям закон относит коллегиальные и единоличные действия ( решения ), в том числе предоставление официальной информации, ставшей основанием для совершения действий (принятия решений), в результате которых нарушены права и свободы гражданина или созданы препятствия осуществлению гражданином его прав и свобод 5

Немного раньше, в 1993 году Пленум Верховного Суда Российской Федерации  издал Постановление «О рассмотрении судами жалоб на неправомерные действия, нарушающие права и свободы граждан» Этот документ в редакции 1996 года стал носить уточняющий характер Он был призван внести коррективы в процесс реализации ранее вышедших законов, постановлений и т.п. В частности, это касается Конституции Российской Федерации, «Декларации прав и свобод человека», а также Закона «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан», которые заметно расширили возможности граждан по судебной защите их прав и свобод от неправомерных действий ( решений ) государственных органов и органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений или должностных лиц, государственных служащих, но нуждались в разрешении вопросов, которые возникли в ходе их практического применения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Из наличия у конституционных  прав,  свобод  и  обязанностей высшей  юридической силы следует,  что лицам не могут быть предоставлены  такие права или возложены  на них такие обязанности, которые  противоречат или несовместимы с  конституционными.  В случае возникновения  подобной  ситуации  действуют  конституционные права,  свободы и обязанности, а противоречащие им права, свободы и обязанности должны быть отменены компетентными государственными органами.  "В  Российской  Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умоляющие права и свободы человека  и  гражданина" (ч. 2 ст. 55 Конституции РФ).Обеспечение за конституционными правами, свободами и обязанностями  высшей  юридической силы является гарантией незыблемости всего правового статуса человека и гражданина. Российское государство  берет  на себя обязанность охранять, обеспечивать и защищать,  т.е. гарантировать, все права и свободы человека и гражданина независимо от того, в каком нормативном акте они записаны (ч.  1 ст.  45).  Однако повышенное внимание  оно уделяет основным правам и свободам, а также обязанностям. Это выражается в том, что указанные правд и свободы закреплены в специальной главе Конституции (гл.  2). Оно также проявляется и в том, что содержащиеся в Основном законе государства положения, направленные  на  реализацию  прав и свобод,  имеют в виду прежде всего претворение в жизнь именно основных прав и свобод.

 

Библиография.

 

1.Конституция Российской Федерации.  Москва, Издательство " Юридическая литература ", 1993 г.

2. Декларация прав человека и гражданина от 22 ноября 1991 г. // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991 № 52.

3. Азаров А.Я. Права человека (Новое знание). М., 1995.

4. Баглай М.В. Конституционное право российское право Российской Федерации. Учебник для юридических вузов и факультетов. Изд. группа: ИНФРА. М-НОРМА, 1997.

5.Бережнов А.Г.Права личности.Некоторые  вопросы теории М.1996.

6.Воеводин Л.Д.Конституционные   права и обязанности советских  граждан М.1972.

7. Витрук Н.В. Правовой статус личности в СССР. М., 1985.

8. Дмитриев Ю.А. Правовое положение человека и гражданина в Российской Федерации. Учебное пособие. М.: Манускрипт, 1992.

9.Масленников В.А.Конституционные  обязанности советских граждан  М.1972.

 

 

 

 

 

 

1 Конституция РФ 1993 г. ст. 2

2 Декларация прав человека и гражданина от 22 ноября 1991 г. // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991 № 52.

3 Азаров А.Я. Права человека (Новое знание). М., 1995.

4 Баглай М.В. Конституционное право российское право Российской Федерации. Учебник для юридических вузов и факультетов. Изд. группа: ИНФРА. М-НОРМА, 1997.

5 Бережнов А.Г.Права личности.Некоторые вопросы теории М.1996.

 

6 Дмитриев Ю.А. Правовое положение человека и гражданина в Российской Федерации. Учебное пособие. М.: Манускрипт, 1992.




Информация о работе Конституционные права, свободы и обязанности человека и гражданина в Российской Федерации