Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 07:35, контрольная работа
Основной закон государства – Конституция, в первой своей главе «Основы конституционного строя» декларирует положение о том, что «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства»1. Данное положение – одна из фундаментальных основ конституционного строя РФ. Понятием «высшая ценность» не определяется никакая другая основа конституционного строя.
Введение.
I. Понятие. Признаки и классификация конституционных прав, свобод, и обязанностей человека и гражданина.
II. Нормативное содержание конституционных прав, свобод, и обязанностей человека и гражданина РФ.
III. Реализация и защита конституционных прав и свобод в РФ
Заключение.
Библиография.
Статья 44 конституции говорит о свободе творчества.
Следуя общепризнанным принципам и нормам международного права, ст.44 Конституции РФ относится к числу важнейших прав и свобод граждан России право на свободу во всех сферах творческой деятельности. Это означает, что государство принимает на себя обязанность обеспечить своим гражданам эффективные средства юридической защиты этих прав и свобод.
Данный вопрос рассмотрим на примере механизмов реализации политических прав и свобод.
Принятие новой Конституции Российской Федерации 12 декабря 1993 года было первым шагом на пути реализации прав и свобод граждан. В последующие года и в настоящее время перед нашим государством встали проблемы реализации гарантированных в ней прав и свобод на практике. Одного основного закона недостаточно для полноценной реализации прав и свобод граждан. С 1993 года были приняты еще несколько нормативных документов, регламентирующих этот процесс. Среди них можно отметить:
Федеральный Конституционный Закон Российской Федерации, принятый Государственной Думой 7 июля 1995 года «О референдуме Российской Федерации».
Он определил референдум как всенародное голосование граждан Российской Федерации по законопроектам, действующим законам и другим вопросам государственного значения. Референдум - это высшее непосредственное выражение власти народа. Он проводится на всей территории РФ, на основе всеобщего равного и прямого волеизъявления при тайном голосовании. Далее закон определяет право на участие в референдуме, выносимые на него вопросы, обстоятельства, исключающие проведение референдума, язык проведения референдума. Подробно расписан и вопрос о том, кто и как имеет право выносить вопросы на референдум. Так, согласно вышеназванному закону инициатива проведения референдума принадлежит:
-не менее чем двум
миллионам граждан РФ, имеющих
право на участие в
-Конституционному собранию в случае, предусмотренном частью 3 статьи 135 Конституции РФ
Кроме того, закон устанавливает порядок подготовки к проведению референдума, в том числе:
-об организации Центральной
комиссии по проведению
-порядок формирования и полномочия территориальной комиссии по проведению референдума;
-порядок формирования
и полномочия участковой
-статус членов комиссии по проведению референдума;
-гласность в деятельности
комиссии по проведению
-обжалование решений и действий комиссии по проведению референдума,
-составление списков
граждан имеющих право
-финансовое обеспечение проведения референдума;
т.е. при составлении закона были учтены все нюансы, все подробности проведения всенародного референдума. Это же наблюдается и в четвертой главе закона, посвященной самому процессу голосования, где прописаны все моменты, от подготовки помещения к голосованию до подсчета голосов и оглашения итогов выборов. В заключение закона помещена глава, устанавливающая ответственность за нарушение законодательства о референдуме РФ.
25 мая 1992 года был
издан Указ Президента «О
Также, в соответствии с «Декларацией прав и свобод человека и гражданина» осуществление указанного права не должно нарушать права и свободы других лиц. Запрещается использование этого права для насильственного изменения конституционного строя, разжигания расовой, национальной, классовой, религиозной ненависти, для пропаганды насилия и войны
Кроме того, до принятия
соответствующего закона РФ, нормы
Указа Президиума ВС СССР от 28.07.88 г
«О порядке организации и
Органы же внутренних дел РФ должны осуществлять необходимые мероприятия по охране общественного порядка при осуществлении гражданами указанного права, а также предупреждать и пресекать противоправные действия и обеспечивать привлечение виновных лиц к ответственности в соответствии с законодательством. 2
26 октября 1994 года Государственной Думой был принят Федеральный Закон РФ «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации» 3
В начале закона определены его цели: гарантирование реализации гражданами Российской Федерации их конституционного права избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Демократические свободные выборы в органы государственной власти и в выборные органы местного самоуправления являются высшим непосредственным выражением принадлежащей народу власти.
Государство гарантирует свободное волеизъявление граждан на выборах путем защиты демократических принципов и норм избирательного права.
Этот закон определяет
пределы своего действия, принципы
участия граждан в выборах, устанавливает
параметры всеобщего
14 декабря 1995 года была
принята новая редакция ФЗ
РФ « Об обжаловании в суд
действий и решений,
Немного раньше, в 1993 году Пленум Верховного Суда Российской Федерации издал Постановление «О рассмотрении судами жалоб на неправомерные действия, нарушающие права и свободы граждан» Этот документ в редакции 1996 года стал носить уточняющий характер Он был призван внести коррективы в процесс реализации ранее вышедших законов, постановлений и т.п. В частности, это касается Конституции Российской Федерации, «Декларации прав и свобод человека», а также Закона «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан», которые заметно расширили возможности граждан по судебной защите их прав и свобод от неправомерных действий ( решений ) государственных органов и органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений или должностных лиц, государственных служащих, но нуждались в разрешении вопросов, которые возникли в ходе их практического применения.
Заключение.
Из наличия у конституционных прав, свобод и обязанностей высшей юридической силы следует, что лицам не могут быть предоставлены такие права или возложены на них такие обязанности, которые противоречат или несовместимы с конституционными. В случае возникновения подобной ситуации действуют конституционные права, свободы и обязанности, а противоречащие им права, свободы и обязанности должны быть отменены компетентными государственными органами. "В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умоляющие права и свободы человека и гражданина" (ч. 2 ст. 55 Конституции РФ).Обеспечение за конституционными правами, свободами и обязанностями высшей юридической силы является гарантией незыблемости всего правового статуса человека и гражданина. Российское государство берет на себя обязанность охранять, обеспечивать и защищать, т.е. гарантировать, все права и свободы человека и гражданина независимо от того, в каком нормативном акте они записаны (ч. 1 ст. 45). Однако повышенное внимание оно уделяет основным правам и свободам, а также обязанностям. Это выражается в том, что указанные правд и свободы закреплены в специальной главе Конституции (гл. 2). Оно также проявляется и в том, что содержащиеся в Основном законе государства положения, направленные на реализацию прав и свобод, имеют в виду прежде всего претворение в жизнь именно основных прав и свобод.
Библиография.
1.Конституция Российской
2. Декларация прав человека и гражданина от 22 ноября 1991 г. // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991 № 52.
3. Азаров А.Я. Права человека (Новое знание). М., 1995.
4. Баглай М.В. Конституционное право российское право Российской Федерации. Учебник для юридических вузов и факультетов. Изд. группа: ИНФРА. М-НОРМА, 1997.
5.Бережнов А.Г.Права личности.
6.Воеводин Л.Д.
7. Витрук Н.В. Правовой статус личности в СССР. М., 1985.
8. Дмитриев Ю.А. Правовое положение человека и гражданина в Российской Федерации. Учебное пособие. М.: Манускрипт, 1992.
9.Масленников В.А.
1 Конституция РФ 1993 г. ст. 2
2 Декларация прав человека и гражданина от 22 ноября 1991 г. // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991 № 52.
3 Азаров А.Я. Права человека (Новое знание). М., 1995.
4 Баглай М.В. Конституционное право российское право Российской Федерации. Учебник для юридических вузов и факультетов. Изд. группа: ИНФРА. М-НОРМА, 1997.
5 Бережнов А.Г.Права личности.Некоторые вопросы теории М.1996.
6 Дмитриев Ю.А. Правовое положение человека и гражданина в Российской Федерации. Учебное пособие. М.: Манускрипт, 1992.