Конституционные принципы власти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 15:17, реферат

Описание работы

Любой юрист обязан хорошо знать, как построены и действуют органы, активно участвующие в реализации правовых предписаний. Эти органы – основное звено механизма правоприменения, без которого не может существовать современное государство. Правосудие – одно из направлений государственной деятельности правоохранительных органов. Оно также относится к числу важнейших полномочий, осуществление которых связано с функционированием судебной власти. И в системе правоохранительной деятельности, и в составе полномочий судебной власти оно занимает центральное место.

Файлы: 1 файл

Документ_Microsoft_Word[1].docx

— 45.39 Кб (Скачать файл)

Введение

Одной из актуальных проблем  для современной России является создание правового государства. Огромную роль в становлении и дальнейшем развитии правового государства  играет четкое и слаженное функционирование судебной системы. Для того, чтобы суд действительно стал оплотом государственности, необходимо твердое и неукоснительное соблюдение принципов правосудия, закрепленных в Конституции.

Мы знаем, что право  развивается и функционирует  на основе определенных принципов. В  переводе с латинского принцип означает первооснову какого-либо явления, исходное, отправное положение.

Любой юрист обязан хорошо знать, как построены и действуют  органы, активно участвующие в  реализации правовых предписаний. Эти  органы – основное звено механизма  правоприменения, без которого не может существовать современное государство. Правосудие – одно из направлений государственной деятельности правоохранительных органов. Оно также относится к числу важнейших полномочий, осуществление которых связано с функционированием судебной власти. И в системе правоохранительной деятельности, и в составе полномочий судебной власти оно занимает центральное место.

Понятие системы  принципов правосудия

Демократические основы (принципы) правосудия – это общие руководящие, исходные положения, определяющие наиболее существенные стороны, данного вида государственной деятельности. Такие  положения являются основополагающими  для всех предписаний законодательства по вопросам организации правосудия, роли и места его органов в  государственном механизме и  политической системе общества.

В совокупности принципы образуют тот каркас, который служит опорой для всех конкретных законодательных  предписаний, регулирующих правосудие. Предписания такого рода не могут  противоречить принципам, поскольку  последние в большинстве своем  закреплены в законах, имеющих высшую юридическую силу, – Конституции  РФ, конституционных и других федеральных  законах. Они также берут свои истоки и в таких высокоавторитетных актах, как Декларация о государственном  суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 года, Декларация прав и свобод человека и гражданина от 22 ноября 1991 года.

В отличие от конкретных законодательных предписаний специфика  положений, именуемых принципами (основами), состоит также в том, что содержащиеся в них правила являются обязательными  не только для граждан, должностных  лиц и органов, призванных соблюдать  и исполнять законы, но и для  законодательных органов, которые, создавая новые законы или корректируя  их, должны считаться с существующими  демократическими требованиями или  традициями в той или иной сфере, в частности в сфере организации и деятельности правосудия.

Эти требования рождены прежде всего практикой развития и совершенствования правосудия у нас в стране. Они также учитывают в разумных пределах положительный опыт других стран, а равно опыт международного сотрудничества, отраженный, к примеру, в таких международных документах, как Всеобщая декларация прав человека и Международный пакт о гражданских и политических правах, в которых можно найти немало прогрессивных положений по вопросам организации и осуществления правосудия. Эти документы признаны большим числом государств, в том числе Российской Федерацией, в силу чего являются обязательными к исполнению.

Для общей характеристики демократических основ (принципов) правосудия существенным является то, что их содержание постоянно совершенствуется. Особенно активно идет этот провес в последние годы. Заметное содействие этому процессу призвано оказать  стремление реализовать пользующийся широким признанием замысел преобразовать  наше государство в правовое и по-настоящему демократическое.

Полная реализация обозначенных в Конституции РФ стратегических задач в области обеспечения  прав и свобод человека и гражданина, демократизации правоохранительной системы, по идее, должна привести к тому, что  судебная власть станет такое же влиятельной, авторитетной и полноправной, как  и другие ветви государственной  власти – исполнительная и законодательная. И это, естественно, сможет стать  стимулом для благоприятной корректировки  содержания принципов правосудия.

Законность

Принцип законности – межотраслевой  принцип, пронизывающий все отрасли  российского права, уголовное и  гражданское судопроизводство, но в  то же время имеющий свои особенности  в третейском разбирательстве.

Прежде чем определить понятие и содержание принципа законности в третейском разбирательстве, рассмотрим его понятие в гражданском (арбитражном) процессе.

Принцип законности представляет собой такое правило, согласно которому судьи при осуществлении правосудия связаны Конституцией РФ и законами, а также действующими правилами  судопроизводства. Данный принцип как  общеправовой вытекает из ч.2 ст.15 Конституции  РФ, согласно которой органы государственной  власти, в том числе и судебной, обязаны соблюдать Конституцию  РФ и законы. Законность включена и  в международно-правовые акты в качестве одной из гарантий справедливого  судебного разбирательства, исходя из анализа ст.6 Европейской конвенции  о защите прав человека и основных свобод.

Третейский суд принимает  решение в соответствии с условиями  договора и с учетом обычаев делового оборота. Если отношения сторон прямо  не урегулированы нормами права  или соглашением сторон и отсутствует  применимый к этим отношениям обычай делового оборота, то третейский суд  применяет нормы права, регулирующие сходные отношения, а при отсутствии таких норм разрешает спор, исходя из общих начал и смысла законов, иных нормативных правовых актов.

Воплощение принципа законности осуществляются двояким путем. Во-первых, законность обеспечивается правильным применением законодательства, что  обуславливается соблюдением иерархии нормативных актов в правоприменении, возможностями применения норм международного права, иностранного права. Во-вторых, законность обеспечивается соблюдением правил судопроизводства, которые находят свое выражение в нормативно установленном порядке осуществления третейского разбирательства.

ГПК РФ и АПК РФ допускают  передачу по соглашению сторон на рассмотрение третейского суда подведомственного  суду общей юрисдикции или арбитражному суду спора, возникающего из гражданских  правоотношений, до принятия судом  первой инстанции судебного постановления (судебного акта), которым заканчивается  рассмотрение дела по существу, если иное не установлено законом (ч.3 ст.3; ч.6 ст.4 ГПК РФ).

В соответствии с положениями  ГПК РФ и АПК РФ в законе может  быть определен в том числе круг споров, которые не могут быть предметом третейского разбирательства в соответствии с третейским соглашением. По действующим ГПК РФ и АПК РФ к таким спорам, безусловно, относятся: споры по делам, возникающим из административных и иных публично-правовых отношений; дела особого производства, дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение. Другими федеральными законами могут быть установлены и другие категории споров, не подлежащих передаче в третейский суд по соглашению сторон. Примером такого запрета является норма ч.3 ст.33 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)": дело о банкротстве не может быть передано на рассмотрение третейского суда.

Осуществление правосудия только судом

В соответствии со ст. 118 Конституции  РФ, как отмечено выше, правосудие осуществляется только судом. Данное положение конкретизируется в ч. 1 ст. 4 Закона о судебной системе, где сказано: "Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судами, учрежденными в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим  Федеральным конституционным законом. Создание чрезвычайных судов и судов, не предусмотренных настоящим Федеральным  конституционным законом, не допускается".

Применительно к разбирательству  уголовных дел рассматриваемый  принцип детализируется в ст. 49 Конституции  РФ и ст. 13 УПК. В последней по данному поводу сказано следующее: "Никто не может быть признан виновным в совершении преступления, а также подвергнут уголовному наказанию иначе как по приговору суда и в соответствии с законом". Другими словами, только суд, действующий на основании предписаний закона, может признать человека виновным и назначить ему уголовное наказание. Что касается отправления правосудия по гражданским делам, осуществляемому общими, арбитражными и военными судами, то положение, содержащееся в ст. 118 Конституции РФ и приведенной ч. 1 ст. 4 Закона о судебной системе, тоже конкретизируется в ряде Других законов, в первую очередь в ГПК и АПК.

Круг органов, уполномоченных вершить правосудие, четко ограничен  названными выше законами. К ним  отнесены Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, верховные  суды республик, краевые и областные  суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды и мировые  судьи, военные суды, а также федеральные  арбитражные суды округов и арбитражные  суды субъектов Российской Федерации. Этот перечень является исчерпывающим. Государство доверяет отправление  правосудия только специально уполномоченным (компетентным) органам. Никакие другие государственные либо иные органы не вправе осуществлять данный вид деятельности, поскольку у них нет соответствующих  полномочий.

Требование, чтобы данный вид государственной деятельности выполнялся только судами, имеет в  виду также то, что акты правосудия (приговоры или иные судебные решения), которые после вступления в законную силу приобретают общеобязательное значение, подлежат неуклонному проведению в жизнь. Отменять или изменять их вправе лишь вышестоящие судебные органы с соблюдением строгих процессуальных правил и гарантий, ограждающих права  и законные интересы граждан, а равно  правомерные интересы общества и  государства.

Обеспечение законности, компетентности и беспристрастности  суда

Кратко суть данного принципа можно выразить примерно следующим  образом: суд, которому доверяется рассматривать  и разрешать гражданские и  уголовные дела, способен вершить  подлинное правосудие, если он законен, компетентен и беспристрастен.

Это самоочевидное положение  прямо в действующем законодательстве не сформулировано. Оно вытекает из анализа предписаний Конституции  РФ ( ст. 18, 45, 47, 119, 121 и 123) и других российских законов, в первую очередь судоустройственных и процессуальных, а равно авторитетных международных документов. К числу последних можно отнести, к примеру, Международный пакт о гражданских и политических правах. "Каждый имеет право, – говорится в ч. 1 ст. 14 этого документа, – при рассмотрении любого уголовного обвинения, предъявленного ему, или при определении его прав и обязанностей в каком-либо гражданском процессе на справедливое и публичное разбирательство дела компетентным, независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона".

Для обеспечения всех этих свойств суда существуют многие установленные  законом средства. О том, как такая  обеспеченность достигается в отношении  независимости суда и судей, речь пойдет в следующем параграфе, поскольку  данное свойство нуждается в особом рассмотрении.

Не допускается произвольная передача дела, подсудного одному суду, в другой суд того же уровня. В  упомянутом выше постановлении Пленума  Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 года разъяснено, что в случаях, когда  имеется крайняя необходимость  в переносе дела из одного суда в  другой суд того же уровня (например, в данном суде один судья, и он заболел  надолго; ожидание его выздоровления  чревато тем, что подсудимый будет  вынужден находиться неопределенно  долго под стражей до вынесения  приговора), передача дела может состояться по решению председателя вышестоящего суда, но при этом подсудимого нужно  обязательно известить о причинах такого решения. Извещение даст ему  возможность своевременно обратиться с жалобой, если он не будет согласен с решением. Словом, таким образом Верховный Суд РФ принял меры к тому, чтобы и в данном вопросе не было произвольных отступлений от конституционных предписаний, предусматривающих одно из средств обеспечения законности суда, которому можно доверить разбирательство конкретного дела.

Для обеспечения законности, компетентности и беспристрастности  суда существенное значение имеет правильное определение состава суда, который  должен рассматривать конкретное дело.

В настоящее время все  суды общей юрисдикции могут рассматривать  гражданские дела по первой инстанции  в двух составах суда: судьями единолично или коллегией в составе профессионального  судьи и двух народных заседателей. Фактически большинство такого рода дел рассматривается судьями  единолично.

Дела, подведомственные арбитражным  судам, могут рассматриваться по первой инстанции в одном из трех вариантов составов судов: судьей-профессионалом единолично, тремя судьями-профессионалами, судьей-профессионалом и двумя арбитражными заседателями. Чаще всего такое рассмотрение осуществляется судьями-профессионалами  единолично в арбитражных судах  субъектов Российской Федерации. Формирование коллегиальных составов должно происходить, например, по делам о банкротстве (несостоятельности) либо по решению  председателя суда с учетом каких-то обстоятельств (ходатайство стороны  спора, сложность дела и т. д.). В  этих случаях в состав коллегии судей  входят три судьи-профессионала, работающих в данном арбитражном суде. Состав суда с участием арбитражных заседателей  при определенных условиях может  формироваться решением руководства  соответствующего суда по просьбе или  с согласия спорящих сторон.

Что касается уголовных дел, то для их разбирательства в гражданских  судах общей юрисдикции по первой инстанции возможны четыре варианта состава суда:

– один судья (дела о преступлениях, наказуемых не более строгим наказанием, чем пять лет лишения свободы). Такой состав суда возможен только по делам, рассматриваемым районными  судами, если подсудимый – совершеннолетний. На военные суды, общие (гражданские) суды среднего звена и Верховный  Суд РФ данное правило не распространено – в них все уголовные дела по первой инстанции должны разбираться  коллегиально. Оно не распространяется также на все уголовные дела несовершеннолетних;

– один судья-профессионал и два народных заседателя (по делам  о преступлениях, за которые в  районном суде может быть назначено  лишение свободы на срок свыше  пяти лет, а во всех других судах  – любой вид наказания; сюда относятся  и все дела о преступлениях  несовершеннолетних);

– три судьи-профессионала (с согласия обвиняемого по делам, подсудным всем военным судам, общим (гражданским) судам среднего звена и Верховному Суду РФ);

– один судья-профессионал и двенадцать присяжных заседателей (такие коллегии образуются в судах  среднего звена общей "юрисдикции тех субъектов Российской Федерации, где допускался разбирательство  дел с участием присяжных, по ходатайствам подсудимых по делам о преступлениях, за которые может быть назначено  наказание в виде лишения свободы  на срок свыше пятнадцати лет, пожизненного лишения свободы или смертной казни).

Информация о работе Конституционные принципы власти