Конституционные принципы власти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 15:17, реферат

Описание работы

Любой юрист обязан хорошо знать, как построены и действуют органы, активно участвующие в реализации правовых предписаний. Эти органы – основное звено механизма правоприменения, без которого не может существовать современное государство. Правосудие – одно из направлений государственной деятельности правоохранительных органов. Оно также относится к числу важнейших полномочий, осуществление которых связано с функционированием судебной власти. И в системе правоохранительной деятельности, и в составе полномочий судебной власти оно занимает центральное место.

Файлы: 1 файл

Документ_Microsoft_Word[1].docx

— 45.39 Кб (Скачать файл)

Созыв суда присяжных допускается  только в таких общих делах (гражданских) среднего звена, как краевые, областные  и городские суды в тех субъектах  Российской Федерации, в отношении  которых есть специальное решение

В кассационной, надзорной  и апелляционной инстанциях разбирательство  дел возможно только в коллегиальном  составе. Например, в судебных коллегиях  судов общей юрисдикции среднего звена и Верховного Суда РФ оно  осуществляется тремя профессионалами, а в президиумах этих судов  – не менее чем половиной членов президиума. По такой же схеме в  общих чертах, как будет показано ниже, определяется состав арбитражных  судов, рассматривающих дела в апелляционном, кассационном и надзорном порядке.

При оценке роли и значения рассмотренных правил, обеспечивающих законность, компетентность и беспристрастность  суда, которому доверяется разбирательство  гражданских и уголовных дел, важно не упускать из виду то, что  между этими правилами нет  непроходимой пропасти. Они тесно  взаимосвязаны и дополняют друг друга.

Независимость судей, присяжных, народных и арбитражных  заседателей

Суть данного принципа правосудия состоит в стремлении обеспечить такие условия, в которых  суд смог бы иметь реальную возможность  принимать ответственные решения  без постороннего вмешательства, без  какого бы то ни было давления или иного  воздействия, на прочной основе предписаний  закона и только закона.

Опыт многих десятилетий  и даже столетий говорит о том, что суд относится к числу  таких государственных учреждений, решения которых находятся в  поле зрения других государственных  органов, должностных лиц различного уровня и просто граждан, так или  иначе заинтересованных в результатах  разбирательства конкретных дел. Отсюда и то многообразие способов и методов, используемых для оказания влияния  на суды, которые выработаны многолетней  практикой. Вплоть до наших дней к такого рода способам и методам относится многое: от посулов и подкупов до угроз и физической расправы с судьями. Чем дальше, тем более изощренными становятся эти способы и методы.

В связи с этим существенное внимание уделяется разработке и  внедрению гарантий независимости  судей, присяжных, народных и арбитражных  заседателей. Усилия в этом направлении  предпринимаются давно. Весьма заметный шаг был сделан 26 июня 1992 года, когда  Верховный Совет РФ принял Закон  о статусе судей. В ст. 9 этого  Закона установлено, в частности, что  независимость судей обеспечивается:

- предусмотренной законом  процедурой осуществления правосудия; запретом, под угрозой ответственности,  чьего бы то ни было вмешательства  в деятельность по осуществлению  правосудия;

- установленным порядком  приостановления или прекращения  полномочий судьи;

- правом судьи на отставку;

- неприкосновенностью судьи;

- системой органов судейского  сообщества;

- предоставлением судье  за счет государства материального  и социального обеспечения, соответствующего  его высокому статусу.

Осуществление правосудия на началах равенства всех перед  законом и судом

Этот принцип правосудия тоже закреплен во многих законодательных  актах. В Конституции РФ ему посвящена  ст. 19, где сказано:

"I. Все равны перед  законом и судом.

1. Государство гарантирует  равенство прав и свобод человека  и гражданина независимо от  пола, расы, национальности, языка, происхождения,  имущественного и должностного  положения, места жительства, отношения  к религии, убеждений, принадлежности  к общественным объединениям, а  также других обстоятельств. Запрещаются  любые формы ограничения прав  граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой  или религиозной принадлежности.

Состязательность  и равноправие сторон.

Согласно ч.3 ст.123 Конституции  Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

Принцип равноправия сторон означает, что ни одна из сторон не имеет  преимущества перед судом, обладая  равными процессуальными правами  и возможностями в отстаивании  своей позиции, защите своих интересов.

Рассматриваемый принцип  имеет свою специфику применительно  к третейскому разбирательству. С одной стороны, так же как  и в гражданском (арбитражном) процессуальном праве, равноправие сторон является условием состязательности. Однако само равноправие сторон в третейском разбирательстве обусловлено выполнением  третейскими судьями возложенной  на них обязанности по соблюдению принципа независимости и беспристрастности" как условия "равного отношения  к сторонам, предоставления им всех возможностей для изложения своей  позиции". Гибкость большинства процессуальных правил третейского разбирательства, а также его конфиденциальный характер обусловливают вариативность  меры состязательного начала в третейском суде при неизменности основного  постулата состязательного процесса возложения на стороны обязанности  по представлению доказательств.

Категория "состязательность" включает в себя следующие составляющие:

1) действия суда зависят  от требований истца и возражений  ответчика, третейский суд разрешает  дело в объеме заявленных сторонами  требований;

2) состязательный порядок  вытекает из существа гражданских  прав, составляющих частную сферу  лица, а поэтому состоящих в  его свободном распоряжении;

3) возможность свободного  использования сторонами средств  доказывания;

4) возможность для сторон  участвовать в рассмотрении дела  лично либо через представителя;

5) каждая сторона самостоятельно  доказывает факты, лежащие в  обосновании ее требований и  возражений.

Согласимся с профессором  В.В. Ярковым отмечающим, что "большой ошибкой было бы применение в третейском разбирательстве принципа состязательности в тех же пределах, что и в гражданском судопроизводстве. Этот конституционный принцип свойствен законодательно регламентированной процессуальной форме рассмотрения и разрешения правовых споров в государственных судах. Именно возможность рассмотрения третейским судом споров не в соответствии с точно определенными в законе процессуальными правилами, а преимущественно в порядке, согласованном сторонами третейского разбирательства, относится к основным допускаемым федеральным законом преимуществам третейского разбирательства".

Таким образом, применение принципа состязательности и равноправия  сторон должно осуществляться с особенностями  третейского разбирательства, нашедшими  закрепление в Законе, регламенте третейского суда, порядке третейского  разбирательства утвержденного  сторонами. Принцип состязательности и равноправия сторон должен быть соблюден на каждом из пяти уровней  определения правил третейского  разбирательства:

1) Императивные нормы  закона;

2) Соглашение сторон;

3) Правила постоянно действующего  третейского суда;

4) Диспозитивные нормы  закона;

5) Усмотрение состава  третейского суда рассматривающего  дело.

Принцип конфиденциальности

Различные исследователи  основ третейского разбирательства  сходятся во мнение, что конфиденциальность – важное преимущество третейского  разбирательства. В противовес принципу гласности, характерному для гражданского и арбитражного судопроизводства, принцип  конфиденциальности процесса выступает  правовой основой для отнесения  сведений о третейском разбирательстве  к специально охраняемой законом  тайне.

Согласно Указу Президента РФ от 6 марта 1997 г. №188 "Об утверждении  перечня сведений конфиденциального  характера" сведения, составляющие тайну судопроизводства отнесены к конфиденциальной информации.

При определении понятия  конфиденциальности необходимо отталкиваться  от понятия "коммерческая тайна", закрепленного в ст.5 Федерального закона от 29 июля 2004 г. №98-ФЗ "О коммерческой тайне" – это конфиденциальность информации, позволяющая ее обладателю при существующих или возможных  обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить  положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду.

Конфиденциальность не только означает обязанность сохранения информации от раскрытия, но и включает требование к судье, получающему информацию в ходе третейского судопроизводства, не использовать эту информацию в  личных целях или в интересах  третьей стороны.

Заключение

В данной работе рассмотрены  понятие правосудия, его отличительные  признаки, изучены его демократические  основы, их понятие, истоки и значение, а также проанализированы демократические  принципы отправления правосудия, такие  как:

Законность.

Осуществление правосудия только судом.

Обеспечение законности, компетентности и беспристрастности суда.

Независимость судей, присяжных, народных и арбитражных заседателей.

Обеспечение права граждан  на судебную защиту.

Состязательность и равноправие  сторон.

Конфеденциальность

Правосудие – такая  функция правоохранительной деятельности, которая имеет прямое отношение  к осуществлению наиболее значительных прав и законных интересов человека и гражданина, государственных и  негосударственных организаций, должностных  лиц. Его задачам так или иначе подчинено выполнение практически всех других правоохранительных функций. Поэтому о правосудии, не умаляя ни в коей мере значения других функций, можно говорить как об их сердцевине, центральном звене всей системы в целом.

И поэтому особенно важно, чтобы правосудие осуществлялось в  соответствии с его демократическими основами, и чтобы во главу угла, при рассмотрении и решении разнообразных  уголовных и гражданских дел, ставилось соблюдение Конституции  РФ и, главное, прав и свобод человека, которые в ней закреплены.

Список литературы

2. Конституция РФ,1993

3. Федеральный закон от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности  (банкротстве)" (с изменениями  от 22 августа, 29, 31 декабря 2004 г., 24 октября  2005 г., 18 июля, 18 декабря 2006 г., 5 февраля, 26 апреля, 19 июля 2007 г.)

4. Федеральный закон от 29 июля 2004 г. N 98-ФЗ О коммерческой  тайне в ред. ФЗ №19-ФЗ от 02.02.2006; №231-ФЗ от 18.12.2006; №214-ФЗ от 24.07.2007

5. Указ Президента РФ  от 6 марта 1997г. №188 "Об утверждении  перечня сведений конфиденциального  характера" // Вестник Высшего  Арбитражного Суда Российской  Федерации. – 1997. – №5.

6. Скворцов О.Ю. О конфиденциальности  как принципе третейского судопроизводства // Арбитражный и гражданский процесс.  – №10. – 2004. – с.10.

7. Комментарий к Федеральному  закону "О третейских судах  в Российской Федерации" / Ответственные  редакторы А.Л. Маковский, Е.А.  Суханов. – М.: "Статут", 2003 –  176 с. – стр. 81.

8. Арбитражный процесс:  Учебник / Отв. ред. проф. В.В. Ярков – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Волтерс Клувер, 2006. – с.211.

9. Ершов В.В. Халдеев  Л.С. Проблемы рассмотрения уголовных  дел судом присяжных // Государство  и право.2004. № 9.


Информация о работе Конституционные принципы власти