Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 15:17, реферат
Любой юрист обязан хорошо знать, как построены и действуют органы, активно участвующие в реализации правовых предписаний. Эти органы – основное звено механизма правоприменения, без которого не может существовать современное государство. Правосудие – одно из направлений государственной деятельности правоохранительных органов. Оно также относится к числу важнейших полномочий, осуществление которых связано с функционированием судебной власти. И в системе правоохранительной деятельности, и в составе полномочий судебной власти оно занимает центральное место.
Созыв суда присяжных допускается только в таких общих делах (гражданских) среднего звена, как краевые, областные и городские суды в тех субъектах Российской Федерации, в отношении которых есть специальное решение
В кассационной, надзорной и апелляционной инстанциях разбирательство дел возможно только в коллегиальном составе. Например, в судебных коллегиях судов общей юрисдикции среднего звена и Верховного Суда РФ оно осуществляется тремя профессионалами, а в президиумах этих судов – не менее чем половиной членов президиума. По такой же схеме в общих чертах, как будет показано ниже, определяется состав арбитражных судов, рассматривающих дела в апелляционном, кассационном и надзорном порядке.
При оценке роли и значения рассмотренных правил, обеспечивающих законность, компетентность и беспристрастность суда, которому доверяется разбирательство гражданских и уголовных дел, важно не упускать из виду то, что между этими правилами нет непроходимой пропасти. Они тесно взаимосвязаны и дополняют друг друга.
Независимость судей, присяжных, народных и арбитражных заседателей
Суть данного принципа
правосудия состоит в стремлении
обеспечить такие условия, в которых
суд смог бы иметь реальную возможность
принимать ответственные
Опыт многих десятилетий
и даже столетий говорит о том,
что суд относится к числу
таких государственных
В связи с этим существенное
внимание уделяется разработке и
внедрению гарантий независимости
судей, присяжных, народных и арбитражных
заседателей. Усилия в этом направлении
предпринимаются давно. Весьма заметный
шаг был сделан 26 июня 1992 года, когда
Верховный Совет РФ принял Закон
о статусе судей. В ст. 9 этого
Закона установлено, в частности, что
независимость судей
- предусмотренной законом
процедурой осуществления
- установленным порядком
приостановления или
- правом судьи на отставку;
- неприкосновенностью судьи;
- системой органов судейского сообщества;
- предоставлением судье
за счет государства
Осуществление правосудия на началах равенства всех перед законом и судом
Этот принцип правосудия тоже закреплен во многих законодательных актах. В Конституции РФ ему посвящена ст. 19, где сказано:
"I. Все равны перед законом и судом.
1. Государство гарантирует
равенство прав и свобод
Состязательность и равноправие сторон.
Согласно ч.3 ст.123 Конституции Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Принцип равноправия сторон
означает, что ни одна из сторон не имеет
преимущества перед судом, обладая
равными процессуальными
Рассматриваемый принцип
имеет свою специфику применительно
к третейскому разбирательству.
С одной стороны, так же как
и в гражданском (арбитражном) процессуальном
праве, равноправие сторон является
условием состязательности. Однако само
равноправие сторон в третейском
разбирательстве обусловлено
Категория "состязательность" включает в себя следующие составляющие:
1) действия суда зависят
от требований истца и
2) состязательный порядок
вытекает из существа
3) возможность свободного
использования сторонами
4) возможность для сторон
участвовать в рассмотрении
5) каждая сторона самостоятельно доказывает факты, лежащие в обосновании ее требований и возражений.
Согласимся с профессором В.В. Ярковым отмечающим, что "большой ошибкой было бы применение в третейском разбирательстве принципа состязательности в тех же пределах, что и в гражданском судопроизводстве. Этот конституционный принцип свойствен законодательно регламентированной процессуальной форме рассмотрения и разрешения правовых споров в государственных судах. Именно возможность рассмотрения третейским судом споров не в соответствии с точно определенными в законе процессуальными правилами, а преимущественно в порядке, согласованном сторонами третейского разбирательства, относится к основным допускаемым федеральным законом преимуществам третейского разбирательства".
Таким образом, применение принципа состязательности и равноправия сторон должно осуществляться с особенностями третейского разбирательства, нашедшими закрепление в Законе, регламенте третейского суда, порядке третейского разбирательства утвержденного сторонами. Принцип состязательности и равноправия сторон должен быть соблюден на каждом из пяти уровней определения правил третейского разбирательства:
1) Императивные нормы закона;
2) Соглашение сторон;
3) Правила постоянно
4) Диспозитивные нормы закона;
5) Усмотрение состава
третейского суда
Принцип конфиденциальности
Различные исследователи
основ третейского
Согласно Указу Президента РФ от 6 марта 1997 г. №188 "Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера" сведения, составляющие тайну судопроизводства отнесены к конфиденциальной информации.
При определении понятия
конфиденциальности необходимо отталкиваться
от понятия "коммерческая тайна",
закрепленного в ст.5 Федерального
закона от 29 июля 2004 г. №98-ФЗ "О коммерческой
тайне" – это конфиденциальность
информации, позволяющая ее обладателю
при существующих или возможных
обстоятельствах увеличить
Конфиденциальность не только означает обязанность сохранения информации от раскрытия, но и включает требование к судье, получающему информацию в ходе третейского судопроизводства, не использовать эту информацию в личных целях или в интересах третьей стороны.
Заключение
В данной работе рассмотрены понятие правосудия, его отличительные признаки, изучены его демократические основы, их понятие, истоки и значение, а также проанализированы демократические принципы отправления правосудия, такие как:
Законность.
Осуществление правосудия только судом.
Обеспечение законности, компетентности и беспристрастности суда.
Независимость судей, присяжных, народных и арбитражных заседателей.
Обеспечение права граждан на судебную защиту.
Состязательность и
Конфеденциальность
Правосудие – такая функция правоохранительной деятельности, которая имеет прямое отношение к осуществлению наиболее значительных прав и законных интересов человека и гражданина, государственных и негосударственных организаций, должностных лиц. Его задачам так или иначе подчинено выполнение практически всех других правоохранительных функций. Поэтому о правосудии, не умаляя ни в коей мере значения других функций, можно говорить как об их сердцевине, центральном звене всей системы в целом.
И поэтому особенно важно, чтобы правосудие осуществлялось в соответствии с его демократическими основами, и чтобы во главу угла, при рассмотрении и решении разнообразных уголовных и гражданских дел, ставилось соблюдение Конституции РФ и, главное, прав и свобод человека, которые в ней закреплены.
Список литературы
2. Конституция РФ,1993
3. Федеральный закон от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (с изменениями от 22 августа, 29, 31 декабря 2004 г., 24 октября 2005 г., 18 июля, 18 декабря 2006 г., 5 февраля, 26 апреля, 19 июля 2007 г.)
4. Федеральный закон от 29 июля 2004 г. N 98-ФЗ О коммерческой тайне в ред. ФЗ №19-ФЗ от 02.02.2006; №231-ФЗ от 18.12.2006; №214-ФЗ от 24.07.2007
5. Указ Президента РФ
от 6 марта 1997г. №188 "Об утверждении
перечня сведений
6. Скворцов О.Ю. О
7. Комментарий к Федеральному
закону "О третейских судах
в Российской Федерации" / Ответственные
редакторы А.Л. Маковский, Е.А.
8. Арбитражный процесс: Учебник / Отв. ред. проф. В.В. Ярков – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Волтерс Клувер, 2006. – с.211.
9. Ершов В.В. Халдеев
Л.С. Проблемы рассмотрения