Конституционные принципы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2014 в 18:23, курсовая работа

Описание работы

Конституционный суд в целях защиты основ конституционного строя, прав и свобод человека и гражданина, обеспечивает верховенство и прямое действие Конституции РФ на всей ее территории, осуществляя при этом судебный конституционный контроль. Он дает официальное, т.е. общеобязательное толкование Конституции, проверяет конституционность законов и других нормативных правовых актов.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….…..3
1.1. Понятие конституционных принципов правосудия……………………..……6
1.2. Осуществление конституционного контроля Конституционным Судом РФ…………………………………………………………………………………....16
2.1. Требования к кандидату на должность судьи Конституционного Суда РФ, порядок назначения на должность……………………………………….………..20
2.2. Срок полномочий. Вопросы приостановления и досрочного прекращения полномочий…………………………………………………………..……………..24
Заключение……………………………………………………………..…………...27
Список использованных источников………………………………...…………....

Файлы: 1 файл

амирасланов.doc

— 142.00 Кб (Скачать файл)


Содержание

Введение………………………………………………………………………….…..3

1.1. Понятие конституционных  принципов правосудия……………………..……6

1.2. Осуществление  конституционного контроля Конституционным  Судом РФ…………………………………………………………………………………....16

2.1. Требования  к кандидату на должность судьи Конституционного Суда РФ, порядок назначения на должность……………………………………….………..20

2.2. Срок полномочий. Вопросы приостановления и досрочного  прекращения полномочий…………………………………………………………..……………..24

Заключение……………………………………………………………..…………...27

Список использованных источников………………………………...…………....29

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Конституционный суд России является одним из ведущих  элементов механизма правовой охраны Конституции Российской Федерации  и важным звеном системы сдержек  и противовесов.

Конституционный суд в целях защиты основ конституционного строя, прав и свобод человека и гражданина, обеспечивает верховенство и прямое действие Конституции РФ на всей ее территории, осуществляя при этом судебный конституционный контроль. Он дает официальное, т.е. общеобязательное толкование Конституции, проверяет конституционность законов и других нормативных правовых актов.

Большая сфера  российских правовых проблем - законодательная  и правоприменительная деятельность.

Законодательная база создана, но далеко несовершенна. Нередко законы противоречат друг другу и допускают неоднозначное толкование. Помимо этого в России есть ряд сфер деятельности, которые не охвачены современным законодательством, тем самым они создают почву для злоупотреблений и действий в обход закона. Это отражается в многочисленных нарушениях в практике правоприменения, а также в судебной практике.

Конституционный суд восстанавливает справедливость в отношении граждан, конституционные  права и свободы которых были нарушены, таким образом он обеспечивает верховенство права. Конституционное правосудие имеет большое значение: оно дисциплинирует законодателя при издании законов, чиновника при принятии правоприменительного решения, граждан в их повседневных действиях.

В конституционном  государстве не должно быть никаких не правовых действий со стороны власти. Господство права, верховенство Конституции, власть закона, причем хорошего, современного закона, - это на сегодняшний день первостепенный вопрос выживания и развития.

Суды, в соответствии со ст. 11 Конституции, олицетворяют судебную власть, являющуюся в соответствии со ст. 10 Конституции одной из трех ветвей государственной власти.

Реализация  идеи обособленного от других органов  государства, ветвей власти, общественных объединений и т.д. существования судебной власти предполагает: во-первых, рецепцию соответствующим государством принципа разделения властей со всеми вытекающими последствиями; во-вторых, ее закрепление на конституционном и законодательном уровнях; в-третьих, формирование самостоятельной, автономной и самоуправляющейся судебной системы или систем вне структур законодательной или исполнительной ветвей власти, вне каких-то иных органов и институтов гражданского общества. Сегодня суд в России - самостоятельный орган в организационном смысле этого слова, он не входит в качестве элемента ни в какой другой орган государства, общественного объединения или какую-либо систему органов, за исключением собственной.

Конституционный Суд РФ является судебным органом  конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства. Конституционный контроль относится к числу эффективных средств обеспечения верховенства конституционных предписаний, которое является главным атрибутом любого демократического государства.

Основное назначение конституционного контроля состоит, прежде всего, в выявлении правовых актов  и действий государственных органов  или должностных лиц, противоречащих конституционным предписаниям, а  также в принятии мер по устранению выявленных отклонений. Практически конституционный контроль возник там и тогда, где и когда начали появляться законы, именуемые конституциями. Как и другие законы, конституции нуждались в гарантиях их реального исполнения всеми в условиях конкретных государств.

В реформирующейся  России проблемы конституционного контроля оказались в сфере повышенного  научного внимания. Такая активность вполне объяснима: этот институт является важнейшим элементом построения правового государства, и в современной России он стал наиболее зримым его воплощением.

Все вышесказанное  свидетельствует об актуальности данной темы.

Целью представленной работы является анализ правового статуса судьи Конституционного Суда РФ.

Задачи работы:

- изучить законодательство, теоретическую литературу;

- представить комплексный анализ элементов, составляющих статус судьи конституционного суда.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.1 Конституционные принципы правосудия

Сфера осуществления  судебной власти складывается из двух главных элементов (форм осуществления):

1.   отправление правосудия.

Правосудие можно определить как осуществляемую от имени государства  деятельность по рассмотрению и разрешению гражданских, уголовных и иных юридических  дел в установленном законом  процессуальном порядке и подтвержденная принудительной силой государства по защите прав и интересов граждан и охране закона. Правосудие осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного, арбитражного и уголовного судопроизводства и базируется на конституционных началах, а также закрепленных в ФЗ «О судебной системе» принципах.

При осуществлении правосудия суд, являясь органом судебной власти, не создает общеобязательных норм, а применяет их для разрешения возникших правовых споров. Согласно иным функциям судебные органы в установленных законом случаях полномочны разъяснять, толковать нормы права, признавать их недействительными, а также осуществлять ряд других полномочий.

2.   судебный контроль (конституционная юстиция – контроль за соответствием законов, иных нормативных актов Конституции РФ) и судебный административный контроль (административная юстиция – контроль законности актов и действий органов исполнительной власти и их должностных лиц.

Конституционные принципы осуществления правосудия – это  закрепленные в Конституции РФ руководящие правовые положения, определяющие наиболее существенные стороны данного вида государственной деятельности; которые лежат в основе правосудия. 1

1. принцип законности (ст. 15 Конституции РФ).

Законность – соблюдение и исполнение предписаний Конституции РФ, законов и соответствующих им иных нормативно-правовых актов гражданами, учреждениями и организациями, их должностными лицами, включая суды и судей. Судья принимает решение по существу рассматриваемого дела только на основании закона (а не целесообразности, личных симпатий и антипатий, взглядов и т.д.)

2. равенство граждан  перед законом и судом (ст. 19 Конституции РФ).

Равноправие как важнейший  принцип правового статуса личности провозглашено в Конституции  как равенство всех перед законом и судом. Законы, адресованные всем субъектам права, распространяются на них в равной мере. Любой человек независимо от его положения, заслуг при нарушении закона должен быть на общих основаниях предан суду, его дело должно быть рассмотрено, и по нему должно быть вынесено справедливое решение (приговор).2

Ограничения в правах устанавливаются Конституцией и  федеральными законами (например: норма  ст. 32 Конституции предусматривает  ограничение избирательных прав граждан, находящихся в местах лишения  свободы по приговору суда и признанных судом недееспособными). Поскольку судебная защита является наиболее эффективным способом охраны и защиты прав и свобод человека и гражданина, большое значение имеет конституционное закрепление равенства всех перед судом.

3. презумпция невиновности (ст. 49 Конституции РФ).

Совокупность трех элементов, содержащихся в данной статье, именуется  презумпцией невиновности.

В демократическом правовом государстве только суд, тщательно  исследуя все обстоятельства дела с  применением процедур, установленных уголовно-процессуальным законодательством, может сделать вывод о том, что человек виновен в совершении преступления. Виновность лица устанавливается не с момента провозглашения приговора, а с момента вступления его в законную силу. Приговор вступает в законную силу и подлежит исполнению, а лицо признается виновным по истечении срока кассационного обжалования (опротестования) приговора. Если же приговор обжалован или опротестован в кассационном порядке, он вступает в законную силу после его пересмотра вышестоящим судом.3

Важный элемент презумпции невиновности – запрещение возлагать  бремя доказывания своей невиновности на обвиняемого. Вина должна быть доказана органами дознания, предварительного следствия и суда. Закрепленное в  ст. 51 Конституции право не свидетельствовать против себя, отсутствие ответственности обвиняемого за дачу ложных показаний и уклонение от дачи показаний, содержащиеся в Уголовно-процессуальном кодексе иные положения, гарантируют защиту обвиняемого от незаконного привлечения к уголовной ответственности и осуждения.

Следующий неотъемлемый элемент презумпции невиновности –  толкование неустранимых сомнений в  виновности лица в пользу обвиняемого. Если доказательств по делу недостаточно для достоверного утверждения о  виновности обвиняемого, степени его участия в совершении преступления, о самом событии преступления, а сомнения и противоречия, возникшие в ходе следствия и суда, невозможно достоверно перепроверить и устранить, все сомнения толкуются только в пользу обвиняемого. В основе обвинительного приговора должны лежать не предположения, а точно установленные факты.4

4. осуществление правосудия  только судом (ст. 118 Конституции  РФ).

Правосудие это вид  государственной деятельности, заключающийся  в разрешении социальных конфликтов, связанных с действительным или мнимым нарушением прав их участников. Эта деятельность осуществляется исключительно судами и представляет собой судебную власть. Установленное Конституцией осуществление правосудия только судом означает, что в России нет и не может быть создано никаких иных государственных органов, общественных организаций, которые могли бы принимать общеобязательные решения по гражданским, уголовным, административным делам и иным спорам, подведомственным судам.

5. обеспечение права граждан на судебную защиту (ст. 46 Конституции РФ).

Судебная защита прав и свобод человека и гражданина –  наиболее эффективное средство восстановления нарушенных прав. Установленное Конституцией место судебной власти, обеспечивающее ее самостоятельность и независимость, конституционные требования к судьям, демократические принципы судопроизводства, возможность получения квалифицированной юридической помощи делают суд доступным для каждого человека органом правовой защиты личности, ее прав и законных интересов. Суды обязаны принять к рассмотрению любое дело, входящее в их компетенцию, рассмотреть его по существу, вынести решение (приговор), тем самым, восстановив нарушенное право человека и защитив их законом.

6. обеспечение обвиняемому  права на защиту (ст. 48 Конституции РФ).

Право пользования квалифицированной  юридической помощи гарантируется  каждому в случае обращения в  суд в связи с нарушением прав и охраняемых законом интересов, при привлечении лица к уголовной  или административной ответственности. Юридическую помощь гражданам и организациям оказывают адвокаты, деятельность которых регулируется Федеральным законом от 31. 05. 2002 № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ».

В качестве одной из гарантий неприкосновенности личности в РФ Конституция устанавливает момент, в котором задержанный, заключенный под стражу, и обвиняемый вправе пользоваться помощью адвоката. Орган дознания, предварительного следствия или суд обязаны обеспечить по просьбе указанных лиц участие защитника в течение 24 часов с момента объявления задержанному протокола задержания, объявления арестованному постановления о заключении под стражу, предъявления подозреваемому обвинения.5

Адвокаты участвуют  в деле на основе соглашения с доверителем  либо по назначению органов дознания, органов предварительного следствия, прокурора или суда.

7. обеспечение законности, компетентности, беспристрастности  суда (ст. 48, 118 Конституции РФ).

Компетентность суда обеспечивается особым порядком назначения судей, высокими требованиями к кандидату на должность судьи, при которых мала вероятность назначения судей некомпетентного претендента.

Беспристрастность обеспечивается ерами, исключающими заинтересованность судьи в том или ином исходе дела (например, родственные связи, имущественные интересы). При сомнении в беспристрастности судьи данный судья может быть отведен в соответствии с процессуальным порядком.

8. состязательность и  равноправие сторон (п. 3 ст. 123 Конституции  РФ).

Информация о работе Конституционные принципы