Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2014 в 18:23, курсовая работа
Конституционный суд в целях защиты основ конституционного строя, прав и свобод человека и гражданина, обеспечивает верховенство и прямое действие Конституции РФ на всей ее территории, осуществляя при этом судебный конституционный контроль. Он дает официальное, т.е. общеобязательное толкование Конституции, проверяет конституционность законов и других нормативных правовых актов.
Введение………………………………………………………………………….…..3
1.1. Понятие конституционных принципов правосудия……………………..……6
1.2. Осуществление конституционного контроля Конституционным Судом РФ…………………………………………………………………………………....16
2.1. Требования к кандидату на должность судьи Конституционного Суда РФ, порядок назначения на должность……………………………………….………..20
2.2. Срок полномочий. Вопросы приостановления и досрочного прекращения полномочий…………………………………………………………..……………..24
Заключение……………………………………………………………..…………...27
Список использованных источников………………………………...…………....
Второй процедурой в Конституционном Суде является процедура рассмотрения международных договоров Российской Федерации. Это тоже в определенной мере абстрактный контроль. Эти договоры тоже могут оцениваться с точки зрения их соответствия Конституции. И здесь важна одна особенность. Поскольку договор подписывается двумя заключающими его сторонами, то естественно уже заключенный договор, если бы он мог быть аннулирован Конституционным Судом, превращался бы в некое пугало для российских контрагентов, и было бы очень опасно с точки зрения правовых последствий, чтобы Конституционный Суд вступал в процесс проверки содержания международных договоров на этапе, когда они уже ратифицированы и значит должны начать действовать. Поэтому только для международных договоров в процедуре конституционного правосудия сделано исключение. И здесь контроль носит как бы предварительный характер. Он носит как бы предварительный характер, потому что договор проверяется по его содержанию и соответствию Конституции в тот момент, когда он уже подписан Российской Федерацией, но еще не ратифицирован российским парламентом. Конечно, речь идет о таких договорах, которые такой ратификации требуют.
Третий вид процедуры
в конституционном
Многие конституционные суды осуществляют контроль по отношению к другим судам, поскольку могут признать неконституционными и сами судебные решения. По первому Закону о Конституционном Суде (1991 года) Конституционный Суд не мог по жалобе гражданина или по запросу суда признать закон лишенным юридической силы, но мог признать неконституционным судебное решение. И возникала такая проблема: да, решение не конституционно, но что делать, если продолжает существовать тот закон, которым суд обосновал свое решение.
2.1. Требования
к кандидату на должность
Судьей может быть гражданин Российской Федерации, достигший 25 лет, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее 5 лет (ст. 119 Конституции РФ). Данное требование является общим для всех судей, независимо от суда, где они осуществляют свою деятельность. Закон “О статусе судей РФ” дополнил эти требования следующими: кандидат на должность судьи ранее не совершал порочащих его поступков, сдал квалификационный экзамен и получил рекомендацию квалификационной коллегии судей.
Эти требования закона достаточны для кандидатов на должность cyдей районных (городских) судов, военных судов гарнизонов, соединений, армий и флотилий, арбитражных судов субъектов Российской Федерации.
Для кандидатов на должность вышестоящих судов установлены повышенные требования, что связано с большей сложностью осуществляем ими работы.13
Во-первых, повышен возрастной ценз. Судьей среднего звена системы судов общей юрисдикции и системы арбитражных судов может быть лицо, достигшее 30 лет, а судьей Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ - 35 лет. Судьей Конституционного Суда РФ может быть лицо, достигшее 40 лет. Во-вторых, более высокие требования предъявляются и к профессиональной подготовке. Судьей вышестоящих судов (как общей юрисдикции, так и арбитражных) может стать лицо, имеющее стаж работы по юридической профессии не менее 10 лет. Для кандидатов на должность судьи Конституционного Суда РФ установлен стаж работы по юридической профессии 15 лет. Кроме того, он должен обладать признанной высокой квалификацией в области права. Это связано с тем, что Конституционный Суд РФ рассматривает такие дела, которые требуют применения разносторонних и глубочайших знаний, для овладения которыми недостаточно обычного высшего юридического образования.
Закон предъявляет определенные требования и к лицам, уже работающим судьями. Во-первых, судья обязан неукоснительно соблюдать Конституцию РФ и другие законы. Это требование является общим для всех должностных лиц и граждан, но в деятельности судей оно имеет особое значение. Во-вторых, судьи при исполнении своих полномочий, а также во внеслужебных отношениях должны избегать всего, что может умалить авторитет судебной власти, достоинство судьи или вызвать сомнение в его объективности справедливости и беспристрастности. Совершение позорящего поступка может послужить основанием для прекращения полномочий судьи. В-третьих, судья не может быть депутатом, принадлежать к политическим партиям и движениям, осуществлять предпринимательскую деятельность, а также совмещать работу в должности судьи с другой оплачиваемой работой, кроме научной, преподавательской, литературной и другой творческой деятельности. Данное положение относится и к кандидатам на должность судьи, которые предупреждаются об этом. В случае, если они прекращают свое членство в партии, занятия предпринимательской деятельностью, они могут быть рекомендованы к назначению на должность судьи.
Для судей Конституционного Суда РФ установлены еще более жесткие требования. Судьи этого суда не имеют права осуществлять защиту, представительство в суде, арбитражном суде, иных органах, оказывать кому-либо покровительство в получении прав и освобождении от обязанностей. Судья Конституционного Суда РФ не только не может быть членом политической партии, но и не имеет права поддерживать ее материально, вести политическую пропаганду, присутствовать на съездах. Он не может даже занимать руководящий пост в общественных объединениях, даже если они и не преследуют политические цели.
Все судьи военных судов должны состоять на военной службе и подчиняться требованиям воинских уставов с учетом особенностей, установленных Законом “О статусе судей РФ” и другими нормативными актами.14
Механизм назначения на должность судьи включает в себя несколько этапов:
1) отбор и выдвижение кандидатов;
2) сдача квалификационного экзамена;
3) рассмотрение квалификационной коллегией заявления о даче рекомендации для занятия должности судьи;
4) вынесение заключения квалификационной коллегией о даче рекомендации или отказе в нем.
Положительное заключение представляется председателю соответствующего суда. В случае несогласия председателя суда с заключением оно возвращается для повторного рассмотрения. При повторном положительном заключении председатель суда вносит кандидатуру для дальнейшего рассмотрения.
Судьи судов общей юрисдикции и арбитражных судов назначаются Президентом РФ по представлению соответственно Председателя Верховного Суда РФ и Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ. Судьи Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ назначаются Советом Федерации по представлению Президента РФ, с учетом мнения председателей этих судов.
Президент в месячный срок со дня поступления материалов назначает судей Федеральных судов, а кандидатов в судьи Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ представляет для назначения Совету Федерации либо отклоняет представленную кандидатуру, о чем сообщает председателю соответствующего суда.
Судьи Конституционного Суда РФ назначаются Советом Федерации по представлению Президента РФ. Представления о кандидатах на должность судей Конституционного Суда Президенту вправе вносить депутаты Совета Федерации и Государственной Думы, законодательные (представительные) органы субъектов РФ, высшие судебные органы, федеральные юридические ведомства, юридические научные и учебные заведения.
Судья, впервые назначенный на должность, приносит торжественную присягу.
2.2. Срок
полномочий. Вопросы приостановления
и досрочного прекращения
Вопрос о сроках полномочий
судей конституционных судов решается по-разному: а) какие-либо
ограничения сроков пребывания в должности
судьи законом не предусматриваются; б)
устанавливается лишь срок пребывания
в должности судьи; в) закрепляется лишь
предельный возраст, по достижении которого
полномочия судьи прекращаются; г) предусматривается
как срок пребывания в должности судьи,
так и предельный возраст пребывания в
должности суды. Судья конституционного
суда считается вступившим в должность,
как правило, с момента принесения им присягав
Обычно в конституции или законе указывается
срок пребывания в должности судьи (от
трех до 12 и более лет). В Германии судья
Федерального Конституционного Суда назначается
на должность на 12 лет, в Грузии — на 10
лет, в Италии, Испании, Франции, Украине
— на девять лет, в Словакии - на семь лет,
в Монголии — на шесть лет, в Югославии
— на пять лет.
Предельный возраст пребывания в должности
судьи конституционного суда в Армении
и Австрии — 70 лет, в ФРГ — 68 лет. в Турции
— 65 лет, в Молдове установлен предельный
возраст для назначения на должность судьи
— 65 лет.
Сроки полномочий конституционных судей,
как правило, превышают сроки полномочий
глав государств, депутатов парламента,
что обеспечивает известный "консерватизм"
в действиях судебной власти, стабильность
конституционного строя. Установление
сроков полномочий судей, предельного
возраста пребывания в должности позволяет
обновлять состав конституционного суда,
делать его подвижным, что, как показывает
практика, оправдывает себя. Сам же конституционный
суд действует постоянно, без ограничения
срока.
Нередко конституция или закон оговаривают
невозможность (либо возможность) избрания
судей на второй срок. Запрет на переизбрание
конституционного судьи на новый срок
является гарантией его независимости,
по крайней мере, в отношении тех органов,
которые участвуют в его назначении (избрании).
Не случайно в тех странах, где полномочия
конституционного судьи ограничены определенным
сроком, переизбрание (переназначение)
его на должность запрещено.
Для преодоления кадрового "застоя"
в конституционных судах существует также
практика периодической ротации его состава
на одну треть (обычно через три года).
Например, при общем девятилетнем сроке
полномочий членов Конституционного Суда
Испании его состав обновляется на одну
треть обычно каждые три года. Такая же
практика существует в Литве.
Судьи конституционного суда несменяемы.
Это означает, что полномочия конституционного
судьи в пределах срока его полномочий
могут быть прекращены или приостановлены
не иначе как по основаниям и в порядке,
установленным конституцией и законом.
Юрок полномочий судьи Конституционного
Суда Российской Федерации. Согласно статье
12 Федерального конституционного закона
"О Конституционном Суде Российской
Федерации" судья Конституционного
Суда Российской Федерации считается
вступившим в должность с момента принесения
им присяги.
Судья Конституционного Суда Российской
Федерации назначается на должность на
срок двенадцать лет, предельный возраст
для пребывания в должности судьи Конституционного
Суда Российской Федерации - семьдесят
лет. Полномочия судьи прекращаются в
последний день месяца, в котором истекает
срок его полномочий или в котором ему
исполняется семьдесят лет.
Судья Конституционного Суда Российской
Федерации, срок полномочий которого истек,
продолжает исполнять обязанности судьи
до назначения на должность нового суды
или до принятия итогового решения по
делу, начатому с его участием (часть
пятая статьи 9 Федерального конституционного
закона "О Конституционном Суде Российской
Федерации").
Назначение на должность судьи Конституционного
Суда Российской Федерации на второй срок
не допускается.
В соответствии с пунктом 4 раздела пятого
"Переходные положения" Федерального
конституционного закона "О Конституционном
Суде Российской Федерации" судьи Конституционного
Суда Российской Федерации, избранные
до вступления в силу Конституции Российской
Федерации, согласно пункту 5 раздела второго
Конституции Российской Федерации сохраняют
свои полномочия до истечения срока, на
который они были избраны. Для судей, избранных
Съездом народных депутатов РСФСР в 1991
году, предельный возраст пребывания в
должности - 65 лет, т. е. шесть из них будут
осуществлять свои полномочия 12 лет, а
остальные семь - от 14 до 27 лет. Вторая группа
- шесть судей, назначенных Советом Федерации
в 1994 году, согласно Федеральному конституционному
закону "О Конституционном Суде Российской
Федерации" будет носить судейские
мантии в течение 12 лет, но с предельным
возрастным порогом в 70 лет'.
Статья 14 Федерального конституционного
закона "О Конституционном Суде Российской
Федерации" устанавливает принцип несменяемости
судьи Конституционного Суда Российской
Федерации Гарантией этого принципа служит
правило, согласно которому полномочия
судьи Конституционного Суда Российской
Федерации могут быть прекращены или приостановлены
не иначе как в порядке и по основаниям,
установленным Федеральным конституционным
законом.
Заключение
На основе всего вышеизложенного сделаем вывод:
Конституционный Суд РФ является судебным органом конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства.
Конституционный
контроль относится к числу эффективных
средств обеспечения
Конституционный Суд РФ по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, в порядке, установленном федеральным законом, по запросам Президента РФ, Совета Федерации, органов законодательной власти субъектов РФ, дает толкование Конституции РФ.
Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; не соответствующие Конституции РФ международные договоры РФ не подлежат введению в действие и применению.
Решения Конституционного Суда РФ обязательны на всей территории Российской Федерации уже всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений.
Следует подчеркнуть,
что Конституционный Суд РФ решает
вопросы исключительно
Также следует отметить, что Конституционный Суд РФ обладает полномочиями конституционного контроля и не вправе заниматься конституционным надзором, то есть возбуждать проверку конституционности соответствующих официальных актов по собственной инициативе.
Главной особенностью Конституционного Суда РФ как судебного органа в судебной системе является и то, что он выступает как гарант политического мира в обществе и государстве.