помещичье землевладение (при
полном уничтожении крепостного
права!) все же частично сохранялось.
Беспощадно сметая устои феодально-крепостного
общества, стремясь глубоко перестроить
государство на буржуазный лад, Пестель
тем не менее не решался отстаивать лозунг
передачи всей земли крестьянам.
Пестель доказывал антинародность
самодержавия:"прежняя верховная
власть (для Пестеля она в момент составления
"Русской Правды" была теперешней!)
довольно уже доказала враждебные свои
чувства противу народа русского".
Самодержавие в России по
проекту Пестеля решительно уничтожалось.
Уничтожался не только самый
институт саможержавия, но и физически
истреблялся весь царствующий дом: Пестель
был сторонником цареубийства, казни всех
без исключения членов царского дома в
самом начале революции.
"Русская Правда" провозглашала
республику. Шестая глава "Русской
Правды", по свидетельству Пестеля,
еще не была написана; в ней и должно было
говориться об организации верховной
власти. Но была ли эта глава не написана
или была она просто уничтожена, неизвестно.
Мы не имеем изложения этого вопроса в
"Русской Правде". Общие республиканские
установки Пестеля наиболее ясно сформулированы
в "Государственном завете" - кратком
изложении его конституции и в показаниях
Пестеля на следствии: "Я сделался в
душе республиканец и ни в чем не видел
большего благоденствия и высшего блаженства
для России, как в республиканском правлении".
Пестель и его единомышленники "входили
в восхищение и, сказать можно, в восторг",
когда представляли себе "живую картину
счастия, коим бы Россия по нашим понятиям
тогда пользовалась", - так показывал
Пестель.
Пестель - сторонник идей революционной
верховной власти народа: "Народ российский
не есть принадлежность какого-либо лица
или семейства. Напротив того, правительство
есть принадлежность народа, и оно учреждено
для блага народного,
а не народ существует
для блага правительства".
Все сословия в государстве
должны были быть решительно
уничтожены и слиты "в единое
сословие гражданское". Никакая
группа населения не могла
отличаться от другой какими-либо
социальными привилегиями. Дворянство
уничтожалось вместе с другими
сословиями, и все россияне объявлялись
одинаково "благородными", т.е. "рожденными
во благо". Объявлялось равенство всех
перед законом и признавалось "неоспоримое
право" каждого гражданина участвовать
в государственных делах.
Гражданского совершеннолетия
россиянин по конституции Пестеля
достигал в возрасте 20 лет. Все граждане
мужского пола, достигшие этого возраста,
получали избирательные права (женщины
избирательных прав не имели). В конституции
Пестеля отсутствовал какой бы то ни было
имущественный ценз; враг "аристокрации
феодальной", Пестель был не меньшим
врагом "аристокрации богатств",
т.е. политических цензовых преимуществ,
которые получали капиталисты-собственники
в некоторых буржуазных государствах.
Чтобы избрать и быть избранным, надо было
быть лишь совершеннолетним гражданином
Российской республики. Пестель предполагал,
что избиратели отдадут предпочтение
более просвещенным людям, но ценза грамотности
у него в конституции не было: и грамотный
и неграмотный имели одинаковое право
голосования.
Пестель был врагом всякого федерального
устройства и сторонником единой и нераздельной
республики с сильной централизованной
властью.
Республика Пестеля делилась
на губернии или области, которые
в свою очередь делились на
уезды, а уезды - на волости.
Ежегодно в каждой волости должно
было собираться общее волостное собрание
всех жителей, так называемое земское
народное собрание, которое выбирало своих
депутатов в различные "наместные собрания",
т.е. местные органы власти, а именно: 1.
в свое наместное волостное собрание,
2. в свое наместное уездное собрание, 3.
в свое наместное окружное или губернское
собрание. В эти три органа власти выборы
были прямые. "Из всего явствует, - пишет
Пестель, что все наместные собрания как
волостные, так и уездные и окружные или
губернские будут состоять из членов,
назначенных в оные прямо и непосредственно
от земских собраний, чем самым и будут
все члены всех наместных собраний по
всей точности и в полной мере самим народом
избираемы". Главой наместного волостного
собрания был выборный "волостной предводитель",
а главой уездного и губернского наместных
собраний - "выборные посадники".
Компетенция наместных собраний
была довольно широкой: они
выслушивали отчеты исполнительных
органов власти в волости, уезде,
губернии - волостных, уездных и
земских правлениях, принимали и рассматривали
жалобы на местное начальство,
выбирали
новых чиновников местного управления
и утверждали прежних, и вообще
занимались всеми делами местного
значения, "до волости или уезда
касающимися". Окружные наместные
собрания выбирали, кроме того, представителей
в высший законодательный орган власти
- Народное вече. Таким образом, выборы
в верховный орган власти в республике
Пестеля намечались двухстепенные.
Народное вече являлось органом
верховной законодательной власти
в государстве, оно было однопалатным:
принципа двухпалатной системы
Пестель не признавал. Исполнительная
власть в государстве вручалась
Державной думе.
Народное вече предполагалось
составить из народных представителей,
выбранных на пять лет. Каждый год переизбиралась
одна пятая часть Народного веча. Председатель
выбирался ежегодно вновь из членов, пребывающих
в составе Народного веча последний год.
Только Народное вече имело право издавать
законы, объявлять войну и заключать мир.
Никто не имел права роспуска
Народного веча, так как оно
представляло "волю" и "душу"
народа в государстве.
Державная дума состояла
из пяти членов , избранных Народным
вечем на пять лет. Ежегодно
один из членов Державной
думы выбывал из ее состава ввиду истечения
своего срока и заменялся другим по выбору.
Председателем Державной думы являлся
то ее член, который заседает в ней последний
(пятый) год.
Кроме законодательной и
исполнительной власти Пестель
выделял власть блюстительную,
которая должна была контролировать точное
исполнение конституции в стране и следить
за тем, чтобы законодательная и исполнительная
власти не выходили из пределов, поставленных
им законами.
Центральным органом блюстительной
власти был немечен по конституции
Пестеля Верховный собор, который должен
был состоять из 120 членов, вызывавшихся
"боярами" и избиравшихся пожизненно.
Верховный собор назначал, кроме того,
главнокомандующего армией во время войны.
Столицей Российской республики
по "Русской Правде" должен был
стать Нижний Новгород. Он намечался в
качестве столицы по пяти причинам: во-первых,
он был расположен в центре страны; во-вторых,
находился на удобных торговых путях (на
Волге); в-третьих, Макарьевской ярмаркой
он соединял Европу с Азией в сухопутных
торговых отношениях;ж в-четвертых, "освобождение
России от ига иноплеменного через Минина
и Пожарского из сего города произошло";
в-пятых, "все воспоминания о древности
нижегородской дышат свободою и прямой
любовью в Отечеству, а не к тиранам его".
Конституция Пестеля провозглашала
буржуазный принцип священное
и неприкосновенное право собственности.
Она объявляла полную свободу
занятий для населения, свободу
книгопечатания и вероисповедания.
За содержание печатных изданий
виновные отвечали только пред
судом. Каждая вера могла свободно исповедоваться
в государстве, но запрещались некоторые
религиозные обычаи, например многоженство
у мусульман. Сословный суд, разумеется,
отменялся и вводился гласный суд присяжных
заседателей, равный для всех граждан.
Пестель был сторонником
широкого развития промышленности
в стране, хотя утопическое наделение
всех граждан землей мешало
бы в его будущей республике
образованию пролетариата.
Он был врагом всякого
принуждения в промышленности,считая,
что "одни вольнонаемные работники
должны бы при всяких заводах быть употребляемы".
Пестель отстаивал самую
широкую и неограниченную свободу
торговли. Границы Российской республики
должны были по конституционному
проекту раздвинуться до своих
"естественных пределов". Взгляды
Пестеля на национальный вопрос были своеобразны
и носили на себе печать дворянской ограниченности.
Права отделения от Российского государства
других национальностей Пестель не признавал:
все народы, населявшие Россию, должны
были, по его мнению, слиться в единый русский
народ и потерять свои национальные особенности.
Пестель не понимал значения национального
развития угнетенных народов и не сумел
найти путей к разрешению национального
вопроса. Правда, формально русский народ
не имел каких-нибудь преимуществ перед
нерусскими народностями, по конституции
Пестеля; все жители России независимо
от национальности получали одинаковые
политические права. Но в этой же конституции
намечались жестокие меры против "буйных"
кавказских народов. "Русская Правда"
предлагала "разделить все сии кавказские
народы на два разряда - мирные и буйные.
Первых оставить в их жилищах и дать им
российское правление и устройство, а
вторых силою переселить во внутренность
России, раздробив их малыми количествами
по всем русским волостям". Пестель
считал желательной и христианизацию
нерусских народов, и вселение на земли
других национальностей русских колонистов.
Что касается польского вопроса,
то Пестель признавал за Польшей
право отделения от России, но
при следующих условиях: в Польше
должна произойти революция, уничтожающая
феодальное угнетение крестьян и сословий,
должна быть провозглашена республика
на тех же основаниях, что и в России, по
принципам "Русской Правды"', со всеобщим
избирательным правом, "дележом земли"
и пр. После этого Польская республика
получала право на самостоятельное политическое
существование, отделялась от России,
но сохраняла с ней самый "тесный союз"
на мирное и военное время, "вследствие
коего бы Польша обязалась все войско
свое присоединить на случай войны к российской
армии, дабы тем в полной мере доказать,
что чувства искренней дружбы и преданности
к России питает т питать будет". План
отделения Польши введен был в "Русскую
Правду" "в предположении, что Польша
заслужит самостоятельную независимость
поступками своими и образом своего действия
в роковое время Российского возрождения
и государственного преобразования".
Таков был конституционный
проект Пестеля - "Русская Правда".
Это был революционный проект
буржуазного переустройства крепостной
России. Он уничтожал крепостное право
и самодержавие, учреждал республику вместо
отсталого абсолютистского государства.
На нем лежит некоторая печать дворянской
ограниченности, но в целом от представляет
собой своеобразный план сильного продвижения
вперед отсталой феодально-крепостной
России. Это был самый решительный, радикальный
из конституционных проектов, созданных
революционерами-дворянами.
Конституция Никиты Муравьева.
Конституция Никиты Муравьева использовала
опыт Западной Европы. Но она являлась
плодом самостоятельного политического
творчества на основе переработки западноевропейского
и американского политического опыта
и применения его к русской действительности.
Никита Муравьев был глубоким знатоком
современной ему политической литературы,
интересовался историей и сам являлся
автором работ исторического характера,
например разбора "История Государства
Российского" Н.М.Карамзина, "истории...
" Суворова и других работ.
Конституция Никиты Муравьева
в отличие от "Русской Правды"
Пестеля не была обсуждена всем
Северным обществом, не была проголосована
и принята всей организацией.
Работая над конституцией
в 1821 и последующие годы, Никита
Муравьев уже отошел от прежних
республиканских воззрений. Он
в это время склоняется к
идее конституционной монархии.
Тот сдвиг право, который произошел около
1821 года в политических взглядах Никиты
Муравьева, нашел яркое отражение в его
конституции. Прежние республиканские
воззрения сменились конституционно-монархическими
Классовая дворянская ограниченность
сказалась прежде всего в разрешении вопроса
о крепостном праве. Никита Муравьев в
своей конституции объявлял освобождение
крестьян от крепостной зависимости, но
одновременно выводил положение: Земли
помещиков остаются за ними". По его
проекту крестьяне освобождались без
земли. Лишь в последнем варианте своей
конституции он под давлением критики
товарищей сформулировал положение о
незначительном наделении землей: крестьяне
получали усадебные участки и сверх этого
по две десятины на двор в порядке общинного
владения. Конституция Никиты Муравьева
характеризовалась высоким имущественным
цензом:
только земельный собственник
или владелец капитала имел
право полностью участвовать
в политической жизни страны,
избирать и быть избранным.
При этом землевладелец сначала
ценился Никитой Муравьевым вдвое "дороже"
капиталиста. Позже Никита Муравьев отказался
от двойного ценза и ввел один общий ценз
для избирателей - 500 рублей. Лица, не имевшие
движимости или недвижимости на эту сумму,
не могли участвовать в выборах. Лица,
избираемы на общественные должности,
должны были обладать еще более высоким
имущественным цензом: лишь при выборах
низшего представителя местного управления
- волостного старшины - отсутствовало
требование имущественного ценза; к этим
выборам допускались "все граждане,
без изъятия и различия". Но для других
выборных должностей ценз сохранялся
и был тем значительнее, чем выше была
должность; он доходил в некоторых случаях
до 60 тыс. рублей серебром.
Женщины по конституции Никиты
Муравьева, как и по конституции
Пестеля, были лишены избирательного права.
Кроме того, НИкита Муравьев был намерен
ввести образовательный ценз для граждан
Российского государства. Избирательные
права получали лица, достигшие 21 года.
Через двадцать лет после принятия конституции
предполагалось ввести обязательное требование
грамотности избирателя: неграмотный
лишался избирательных прав. Так как образование
можно было получать только за плату, введение
ценза грамотности было еще одним предпочтением
материально состоятельных избирателей
несостоятельным. Сверх этого конституция
Никиты Муравьева вводила еще ценз оседлости:
кочевники не имели избирательного права.
Крестьянин-общинник не считался,
согласно проекту Никиты Муравьева,
"владельцем"-собственником, его
избирательное право было чрезвычайно
ограничено. При всех чертах сильно выраженной
классовой дворянской ограниченности
конституционный проект Никиты Муравьева
является значительным памятником политического
творчества революционера-дворянина.
Многие его положения имели положительное
значение. Надо представить себе, какой
объективный исторический смысл имели
перечисленные выше пункты конституции
Никиты Муравьева в бесправной стране
крепостного рабства, самодержавного
деспотизма, в стране "старого порядка",
еще не знавшей революции.
Никита Муравьев проектировал
отмену крепостного права, делал
крестьянина лично свободным: "Крепостное
состояние и рабство отменяются.
Раб, прикоснувшийся земли русской
становится свободным",- гласил 3-й
параграф его конституции.
Сословия также отменялись.
"Все русские равны перед законом".
Даже религия призывалась на помощь, для
того чтобы доказать глубокий вред старого
старого феодально-сословного подразделения.
"Разделение между благородными и простолюдинами
не принимается, поскольку противно Вере,
по которой все люди братья, все рожены
благо по воли божией, все рождены для
блага и все просто люди: ибо все слабы
и несовершенны".