Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2012 в 11:32, курсовая работа
Основной целью курсовой работы является анализ правовых и организационных основ конституционного контроля в различных государствах. Главными задачами при этом являются изучение концептуальных основ данного института, его организационно-правовых форм и анализ практической деятельности органов специализированного конституционного контроля в различных государствах, его системы, со статусом органов конституционного контроля и порядком их наделения полномочиями с целью его осуществления.
Введение
Глава I. Сущность конституционного контроля.
§ 1. Понятие и исторические развитие конституционного контроля.
§ 2. Сфера действия конституционного контроля.
§ 3. Виды конституционного контроля
Глава II. Модели конституционного контроля.
§ 1. Американская модель конституционного контроля.
§ 2. Европейская модель конституционного контроля.
Глава III. Проблемы конституционного контроля.
Заключение
Одним из
важнейших оснований
По обязательности проведения конституционный контроль делится на обязательный и факультативный. Как показывает практика, предварительный конституционный контроль зачастую является обязательным, реже факультативным. Факультативный контроль проводится лишь по инициативе уполномоченного органа либо индивида в случае сомнений относительно конституционности закона.
Между приведенными видами конституционного контроля наблюдаются определенные взаимосвязи. Так, предварительный контроль , как правило, является консультативным, обязательным (реже факультативным ), абстрактным, материальным и формальным одновременно. Последующий контроль , как правило, является факультативным , абстрактным (конкретным), материальным (формальным).
Восприятие
законодательством государства
той или иной модели конституционного
контроля обусловлено рядом причин,
среди которых следует выделить
Американская и европейская модели конституционного контроля.
Сегодня 164 страны мира осуществляют
конституционный контроль нормативных
актов. Из них в 74 действует специализированная
или европейская
Американская модель конституционного контроля, отличающаяся осуществлением контроля посредством судов общей юрисдикции, действует в Аргентине, Мексике, Боливии, Бразилии, Колумбии, Никарагуа, в странах Скандинавии (Дания, Норвегия, Швеция), английских доминионах (Австралия, Канада, Новая Зеландия и др.), а также в Японии, Индии, Малайзии и ряде других стран.
Основными чертами "американской" модели являются :
28 Брежнев О.В. Указ. соч. С. 33
3) судебный конституционный контроль имеет ясно выраженную казуальную основу, то есть он возможен только при рассмотрении конкретного дела, например, когда одна сторона считает, что требование другой стороны основано на действии неконституционной нормы. Суд обязан принять решение по сути вопроса о конституционности и, исходя из этого, разрешить дело по существу. Иными словами, проблема конституционности возникает как бы субсидиарно, подспудно, в качестве сопутствующей в числе других проблем, решаемых в ходе судебного процесса;
4) строго
формально решение суда о
Весьма
типичной для многих исследований судебного
конституционного контроля в США
является точка зрения о том, что
"конституционные вопросы
Основная масса дел, связанных с конституционным контролем осуществляется в США, в основном, Федеральным Верховным Судом. В еще большей мере эта тенденция характерна для стран, воспринявших "американскую" модель. Их законодательство специально предусматривает, что нижестоящие суды не правомочны проверять конституционность правовых актов. Если при рассмотрении конкретного дела такие вопросы возникают, их разрешение передается в высшую судебную инстанцию. Подобные процедуры предусмотрены в Австралии, Индии, Канаде, Малайзии, Гане, Эстонии7. Например, в Норвежском Королевстве Верховный суд страны по запросу Стортинга (парламента) дает заключения по правовым вопросам (§ 83 Конституции). В Эстонии функции конституционного контроля выполняет Коллегия конституционного надзора Государственного суда, которая состоит из судей, избираемых пленумом суда сроком на пять лет.8
Исходя из этого, можно говорить о существовании централизованного варианта "американской" модели судебного конституционного контроля, который по некоторым своим чертам (концентрация соответствующих полномочий в одном судебном органе и их специальное законодательное регулирование) близок к "европейской" модели.
Особенности есть и в странах, имеющих федеративную структуру. В США, Австралии, Канаде, Индии, Малайзии, Швейцарии и в ряде других стран каждый штат также имеет подобную систему.9 Так, например, единственный в Швейцарии конституционный суд существует с 1978 г. в кантоне Жюра и он вправе по требованию правительства кантона признавать недействительными акты кантонального парламента.10
Если характеризовать "американскую" модель с точки зрения преобладающих видов конституционного контроля, то можно отметить следующие ее черты:
Несомненным преимуществом "американской" модели является тесная связь конституционного нормоконтроля с обычным судебным правоприменением, что позволяет эффективно защищать права и свободы граждан, так как предполагает восприятие смысла оспариваемой нормы в свете возможностей ее применения при тех или иных фактических обстоятельствах. Принимая решение по делу, суд одновременно дает юридическую квалификацию соответствующей норме.
В большинстве государств Европы "американская" модель судебного конституционного контроля не была воспринята по целому ряду причин.
Первая из них состоит в восприятии закона в сознании европейских юристов как святыни, то есть в идее сакрализации закона. Таким образом, в европейском правосознании господство права утвердилось именно как господство закона. Как отмечает С.В. Боботов, "в Соединенных Штатах священна Конституция, имеющая прямое действие и охраняемая всей судебной властью; в Европе - свят закон, основанный на Конституции и действии общих принципов права, толкуемых высококомпетентными юристами... В этом отношении пути США и Европы разошлись" 11. Уровень профессиональной подготовки европейских судей и порядок осуществления ими своей деятельности оказались недостаточными и неприспособленными для реализации судебного конституционного контроля (это можно рассматривать как вторую причину). Как отмечает итальянский профессор М. Каппелетти, судьи континентальной Европы обычно являются карьерными чиновниками судебного ведомства, не очень способными решать задачу контроля за законами, которая всегда является творческой и идет гораздо дальше их традиционной функции "простых толкователей" и "верных слуг" закона. Но само толкование конституционных норм, и особенно их центрального ядра, таких как Декларация основных прав или Билль о правах, сильно отличается от толкования обычных законов; оно требует смелого и решительного подхода, который плохо сочетается с традиционной "слабостью и робостью" судьи континентального образца. Сама профессиональная подготовка и опыт сделали из них специалистов не по вынесению политических решений, а по процедуре применения действующего законодательства.12
Третья причина
связана с традиционным европейским
подходом к специализации судов.
В странах общего права нет
обычной для Европы строгой дифференциации
правовых споров и порядка их рассмотрения
с выделением их конституционно-правовой
разновидности. В значительной мере
это обусловлено тем, что вопрос
о конституционности может
Четвертая причина - меньшая жесткость европейских конституций в сравнении с американской. В этих условиях обычное судебное решение недостаточно для дисквалификации закона, ибо парламент, внеся поправку в конституцию, может его преодолеть. Этим также обусловлена необходимость специальных процедур конституционного нормоконтроля. Все вышеуказанные причины обусловили возникновение в Европе особой, отличной от "американской", модели судебного конституционного контроля.