Конституционный принцип разделения власти в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2015 в 16:31, курсовая работа

Описание работы

Принцип разделения властей является основополагающим принципом в конституционном государстве. Принцип разделения властей уже более 300 лет признан и действует в мировой конституционной практике. Он обеспечивает самостоятельность и независимость таких структур государственного механизма как законодательную, исполнительную и судебную власть. При этом все ветви власти остаются целостными и едиными, осуществляющими взаимодействие и взаимный контроль, который создает возможность не допустить нарушений законов.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………...3
Понятие принципа разделения властей………………………………….6
История развития теории принципа разделения властей……………..12
Разделение властей в Российской федерации…………………………..17
Заключение………………………………………………………………..25
Список использованной литературы……………………………………27

Файлы: 1 файл

Конституционный принцип разделения властей.doc

— 144.00 Кб (Скачать файл)

Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«ЗАПАДНО-УРАЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА»

(НОУ ВПО ЗУИЭП)

г. Пермь

 

Юридический факультет

Направление «Юриспруденция»

Кафедра государственно-правовых дисциплин

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

Дисциплина: Конституционное право

Тема: Конституционный принцип разделения власти в России

 

Руководитель:. к.ю.н.доцент    Выполнила:

Студентка 3 курса

3 года обучения

Тренина Е.В.

____________  И.К. Советов    Группа: ЮВБ (пд)-2013 

(личная подпись) (расшифровка подписи) 

 

 

 

Оценка:

«______________»

«_____» ___________2014 года

 

Пермь, 2014

СОДЕРЖАНИЕ

 

  1. Введение…………………………………………………………………...3
  2. Понятие принципа разделения властей………………………………….6
  3. История развития теории принципа разделения  властей……………..12
  4. Разделение властей в Российской федерации…………………………..17
  5. Заключение………………………………………………………………..25
  6. Список использованной литературы……………………………………27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Одним из основополагающих показателей демократизма государства является его правовая основа, его принципы и неукоснительное их соблюдение. К ним относятся: верховенство права и принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Главная цель принципа разделения властей заключается в том, чтобы каждая власть была сильной, осуществлялась строго в рамках своих предметов ведения и полномочий, не позволяла другим властям вторгаться в ее пределы.

Именно поэтому теория разделения властей не могла возникнуть на пустом месте. Она возникает и начинает материализоваться лишь в период, когда созревают все необходимые предпосылки для активного участия широких слоев общества в социально-политической жизни и политических процессах страны. Среди интеллектуальных слоев общества идет усиленный поиск путей и средств создания надежных гарантий прав и свобод подданных или граждан. Предпринимаются попытки ограждения их, а вместе с ними всего общества и государства от возможной узурпации всей государственной власти, как со стороны отдельных лиц, так и со стороны отдельных органов государства.          Принцип разделения властей является основополагающим принципом в конституционном государстве. Принцип разделения властей уже более 300 лет признан и действует в мировой конституционной практике. Он обеспечивает самостоятельность и независимость таких структур государственного механизма как законодательную, исполнительную и судебную власть. При этом все ветви власти остаются целостными и едиными, осуществляющими взаимодействие и взаимный контроль, который создает возможность не допустить нарушений законов.

На протяжении длительного исторического периода данная тема не находила отражения в отечественной правовой концепции, а сам принцип разделения властей отрицался как несоответствующий общей стратегической цели социалистического государства и его идеологии.  

Для России применение данного принципа получило особую значимость в период отсутствия механизма согласования интересов двух ветвей власти - законодательной и исполнительной. В переходный период Россия встала на путь построения современного конституционного государства, в основу которого должен быть положен принцип разделения властей. В связи с этим стала особенно важна потребность в разделении и специализации ветвей государственной власти. Поэтому тема разделения властей приобрела актуальность.

Основной целью данной курсовой работы является всестороннее исследование сущности теории разделения властей.      Объектом исследования являются принцип разделения властей и правовые отношения, осуществляемые в связи с закреплением и осуществлением принципа разделения властей в Российской Федерации.  Предметом исследования являются построение и функционирование государственной власти на основе принципа разделения властей, механизмы и процедуры взаимодействия ветвей государственной власти в Российской Федерации.           Исходя из этого, в изучении принципа разделения властей можно выделить следующие задачи:        1)Раскрыть понятие принципа разделения властей;   2)Изучить исторические корни принципа разделения властей;   3)Рассмотреть данный принцип разделения властей в России и  его отражение в Конституции РФ;

 

В работе были использованы общенаучные методы исследования: наблюдение; сравнение, анализ, обобщение.

Работа состоит из введения, трех глав и заключения на 28 листах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятие принципа разделения властей

Одним из главнейших демократических принципов является разделение властей, направленные на предотвращение присвоения государственной власти и использования ее в ущерб общественным интересам.  

Принцип разделения властей – один из основных конституционных принципов всех демократических государств. Представляет собой систему конституционно-правовых норм, которые регламентируют разделение власти на законодательную, судебную и исполнительную. Наиболее  важный для обеспечения эффективной деятельности государственного аппарата. Потребность в разделении государственной власти вытекает из эгоистической природы человека, чтобы защитить себя от произвола абсолютной  неограниченной власти единоличного правителя и должностных лиц, общество и  делит власть.      Конституционный принцип разделения властей структурирует государственную власть в Российской Федерации и включает в себя разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную.              В юридической науке термин "разделение" применительно к государственной власти употребляется в двух значениях: во первых он используется для обозначения разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, второе значение используется при разделении государственной власти между федеративным государством и его составляющими государственными образованиями.

По отношению к данному принципу в классическoм понимании, где говорится о трех ветвях государственной власти, существует два противоположных подхода: разграничение властей и разделение властей, которые соответствуют двум различным концепциям демократии: президентской и парламентской.  

Под "разграничением властей" понимается четкое, абсолютное разделение трех ветвей власти; невозможно одной ветви власти взять на себя функции другой, таким образом запрещается совмещение должностей в органах, относящихся к различным ветвям власти.

Сущность "разделения властей" говорит о том, что ветви власти в основных составляющих отделены друг от друга и независимы, но данная концепция допускает и признает отдельные сферы пересечения, в которых ветви власти выполняют чуждые им функции в той мере, в какой сохраняется принципиальное отделение властей друг от друга. Закрепление принципа разделения властей в качестве основы организации государственной власти является важным показателем признания Россией общедемократических ценностей.

«Взаимодействие разных ветвей власти есть одна из важных предпосылок их собственного существования и развития, а также обеспечения единства государственной власти, основанного на принципе разделения властей. Если каждая из ветвей государственной власти пытается достичь поставленных целей только на базе собственной автономии, самостоятельности, исключительности, абсолютной независимости от других ветвей власти, то она попадает в поле отчуждения от единства, целостности государственной власти. Нарушается не столько индивидуальный порядок функционирования конкретной ветви власти, сколько единство, суверенитет, целостность государственной власти. Подобное характерно для взаимодействия ветвей государственной власти России».1

Конституционный принцип разделения властей предполагает не только самостоятельность и независимость отдельных ветвей государственной власти, но и их координацию, взаимодействие и взаимоконтроль.

«Взаимодействие разных ветвей власти является одной из важных предпосылок их существования, развития и обеспечения единства государственной власти, основанного на принципе разделения властей. Если каждая из ветвей государственной власти пытается достичь поставленных целей только на базе собственной автономии, самостоятельности, исключительности, абсолютной независимости от других ветвей власти, то она попадает в поле отчуждения от единства, целостности государственной власти. Нарушается не столько индивидуальный порядок функционирования конкретной ветви власти, сколько единство, суверенитет, целостность государственной власти».2

В настоящее время Конституция РФ располагает механизмами взаимоконтроля ветвей власти.

Принцип разделения властей в его современном прочтении содержит два взаимосвязанных компонента, образующих неразрывное единство. По-прежнему он нацелен на то, чтобы предотвратить абсолютизацию одной из властей, утверждение авторитарного правления в обществе.

Законодательная, исполнительная деятельность и отправление правосудия взаимосвязаны, они выполняют государственные функции в более общей системе. Самостоятельность органов законодательной, исполнительной и судебной властей не может абсолютизироваться. Являясь органами государства, они должны взаимодействовать между собой,  в противном случае становится невозможным нормальное функционирование государственного механизма. Но в этом взаимодействии они должны уравновешивать друг друга с помощью системы сдержек и противовесов. Взаимное разделение их полномочий на основе Конституции позволяет разумно и согласованно решать реальные вопросы государственной политики.3  При этом ни одна из трех ветвей государственной власти не должна вмешиваться в прерогативы другой власти, а тем более, сливаться с другой властью. Хотя органы власти действуют самостоятельно, речь идет не об абсолютном обособлении, а лишь об относительной их самостоятельности и одновременном тесном взаимодействии друг с другом, осуществляемом в пределах их полномочий. Принцип разделения властей имеет свои особенности в зависимости от формы правления в государстве.4    Разделение властных функций проходит по несущим конструкциям государственного управления: законодательный представительный орган в лице Федерального Собрания обладает правом на законотворчество; исполнительный в лице Президента и Правительства - на практическую реализацию законов; судебный орган - на улаживание споров и конфликтов.  В условиях разделения властей одна ветвь государственной власти ограничивается другой, различные ее ветви взаимно уравновешивают друг друга, действуя как система сдержек и противовесов, предотвращая монополизацию власти каким - либо одним институтом государства.5   Выделяются три группы государственных органов: законодательные, судебные, исполнительные.

Название парламента – государственного органа, которому принадлежит законодательная власть, происходит от фр. Parle –говорить. Прежде всего это представительный орган общества, он представляет интересы различных групп населения. Общество уполномочивает их осуществлять государственную власть на его же благо, через своих парламентариев, которых народ избирает на выборах. Парламент обладает законодательной властью, имеет право обсуждать и принимать законы, посредством которых он определяет перспективы развития общества. Осуществляет надзор и контроль за правительством, включая принятие решение о его отставке. Разрабатывают финансовую политику государства, которая реализуется в ежегодном принятии парламентом  бюджета страны, дают политическую оценку действиям должностных  лиц и могут выразить им не доверие. Верховенство законодательной власти не носит абсолютного характера. Пределы действия данной ветви власти ограничены принципами права, естественными правами человека, идеями свободы и справедливости.  По сравнению  с представительной властью, исполнительная власть носит вторичный, производный характер, которая олицетворяется правительством. Функции данной ветви власти носят конкретный  и предметный характер, что и отличает ее от законодательной. «Правительство обладает большими возможностями, поскольку в его руках находится государственный аппарат: чиновники, армия, полиция, судьи, органы безопасности. Оно осуществляет текущее управление делами общества, распоряжается значительной долей его ресурсов, исполняет принятые представительными органами решения и законы».6       Органы исполнительной власти издают нормативные акты ( постановления, распоряжения, указы), которые основываются на законах и не должны им противоречить, то есть непосредственно реализовывают правовые нормы, принятые законодателем.

Таким образом, исполнительная власть действует на началах законности, незаконные действия ее представителей можно  обжаловать в судебном порядке.            Судебная власть призвана охранять право, правовые устои государственной и общественной жизни от любых нарушений. Правосудие в правовом государстве осуществляется только судебными органами. Никто не может присвоить себе функции суда. В своей правоохранительной деятельности суд руководствуется только законом, правом и не зависит от субъективных влияний законодательной или исполнительной власти. Независимость и законность правосудия являются важнейшей гарантией прав и свобод граждан, правовой государственности в целом. С одной стороны, суд не может присваивать себе функции законодательной или исполнительной власти, с другой стороны его важнейшей задачей является организационно-правовой контроль за нормативными актами этих властей. Судебная власть, таким образом, выступает сдерживающим фактором, предупреждающим нарушение правовых установлений, и прежде всего конституционных, как со стороны законодательных, так и исполнительных органов государственной власти, обеспечивая тем самым реальное разделение властей.

Таким образом, разграничение единой государственной власти на три относительно самостоятельные и независимые отрасли предотвращает возможные злоупотребления властью и возникновение тоталитарного управления государством, не связанного правом. Каждая из этих властей занимает своё место в общей системе государственной власти и выполняет свойственные только ей задачи и функции. Равновесие властей поддерживается специальными организационно-правовыми мерами, которые обеспечивают не только взаимодействие, но и взаимоограничение полномочий в установленных пределах. В то же время они гарантируют независимость одной власти от другой в пределах тех же полномочий.    Следует отметить, что принцип разделения властей является одним из принципов правового государства и эффективно действовать может только в связке с ними, важнейшими из которых являются принцип законности, взаимная ответственность государства и личности, реальность прав личности.

При разделении властей исполнительные, законодательные и судебные институты, будучи независимыми друг от друга в рамках своей компетенции, взаимно контролируют друг друга и препятствуют опасной для демократических процессов кoнцентрации власти в руках представителей какой-либо одной из ее ветвей.

 

2. История развития теории принципа разделения властей

Информация о работе Конституционный принцип разделения власти в России