Конституционный принцип разделения власти в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2015 в 16:31, курсовая работа

Описание работы

Принцип разделения властей является основополагающим принципом в конституционном государстве. Принцип разделения властей уже более 300 лет признан и действует в мировой конституционной практике. Он обеспечивает самостоятельность и независимость таких структур государственного механизма как законодательную, исполнительную и судебную власть. При этом все ветви власти остаются целостными и едиными, осуществляющими взаимодействие и взаимный контроль, который создает возможность не допустить нарушений законов.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………...3
Понятие принципа разделения властей………………………………….6
История развития теории принципа разделения властей……………..12
Разделение властей в Российской федерации…………………………..17
Заключение………………………………………………………………..25
Список использованной литературы……………………………………27

Файлы: 1 файл

Конституционный принцип разделения властей.doc

— 144.00 Кб (Скачать файл)

Развитие теории принципа разделения властей не стояло на месте, постоянно совершенствуясь с конституционными институтами.  Теория разделения властей, именуемая нередко принципом разделения властей в том виде, в каком она воспринимается ныне применительно к государственному режиму, появилось более 300 лет назад. Основателями ее считаются английский философ, создатель идейно-политической доктрины материализма Джон Локк и французский философ и правовед, известный своей защитой принципа разделения исполнительной, законодательной, судебной властей, Шарль Луи Монтескье.       В конце 17 века в Англии и в середине 18 века во Франции усилиями Ш. Монтескье и Д. Локка разработаны основные положения и создана Теория разделения властей.  Идеи Локка относительно необходимости разделения властей изложены в главном его труде «Два трактата о государственном правлении» (1690 г.), а идеи Монтескье о разделении властей и другие его политические воззрения - в произведении «О духе законов» (1748 г.).          Будучи сторонником естественного права, общественного договора, наконец, идеологом компромисса Дж. Локк не без оснований рассматривал разработанный им принцип разделения властей как один из способов достижения сложившихся в его мировоззрении целей и решения ряда социальных и политических задач.        Представляя государство как совокупность людей, объединенных в одно целое под эгидой ими же установленного общего закона и созданной судебной инстанции, правомочной разрешать конфликты между ними, Дж. Локк считал, что только такой, а не какой бы то ни было иной институт как государство - носитель публичной политической власти, способен защитить права и свободы граждан, гарантировать их участие в общественно-политической жизни, добиться сохранения собственности, ради которой люди объединились в политическое сообщество.       Однако, успешное выполнение этой сложной и весьма многогранной миссии со стороны государства непременно требует четкого разделения его публично-правовых полномочий на уравновешивающие друг друга составные части и соответственного наделения ими различных «сдерживающих» друг друга от чрезмерно властных притязаний государственных органов.          В соответствие с этим видением вoпроса полномочия принимать законы (законодательная власть) возлагаются на парламент, а полномочия осуществлять их (исполнительная власть) - на монарха и правительство (кабинет министров). Все виды публично-властной деятельности и реализующие их государственно-властные органы располагаются в иерархическом порядке. Верховной властью объявляется законодательная. Все иные ветви власти подчинены ей, но вместе с тем оказывают на нее активное воздействие.           Таким образом, Дж. Локк активно выступал против концепции абсолютизации и неoграниченной власти. Он считал, что поскольку она сама не подчиняются закону, то, следовательно, она не может обеспечить подчинение ему и других властей и лиц. Такая власть не способна также гарантировать и естественную свободу человека.     Аналогичные идеи o Теории разделения властей развивались и дополнялись позднее в работах Ш. Монтескье. Он был одним из первых, кто предложил новый принцип построения политической системы, в основе которого лежат три равноправных, уравновешивающих друг друга института власти. Такая система сложна, первоначально малоэффективна, она может служить обществу лишь  только тогда, когда пустит корни в политическую культуру и обыденное сознание общества. «По мнению автора теории разделения властей  Ш. Монтескье, угроза  концентрации власти и, как следствие, злоупотребление ею могут быть предотвращены путем деления власти на законодательную, исполнительную и судебную» .7    Неразрывно связывая идею политической свободы с идеей гражданской свободы и выступая за строгое соблюдение законов, регулирование отношений между гражданами и государством, Монтескье также как и Локк, усматривает в четком разделении властей и взаимном сдерживании не только реальную гарантию прав и свобод граждан, но и их защиту от государственного произвола и беззакония. Отсутствие такого разделения властей, равно как и отсутствие механизма взаимного сдерживания друг друга, по мнению мыслителя, ведет к сосредоточении власти в руках одного лица, государственных органов или группы людей, а также к злоупотреблению государственной властью.      В отличие от идей Локка идеи Монтескье дополнялись наличием в Теории разделения властей помимо законодательной и исполнительной еще и судебной властью и принципoм независимости судей от первых двух властей.           «Многие положения, закрепленные в работе Монтескье, нашли свое отражение в закреплении в конституционных актах, многие из которых действуют и по сегодняшний день.» 8       Идеи Теории разделения властей были широко представлены в таких фундаментальных актах, как: Декларация прав и свобод человека и гражданина, ст. 16 (1789 г.) «Общество, где не обеспечена гарантия прав и нет разделения властей, не имеет Конституции.» 9, Конституция Франции, ст. 3, отд. 1, гл. 2 (1791 г.).           В России особое внимание теории разделения властей уделял М.М. Сперанский. Он писал в своих трудах, что "нельзя основывать правление на законе, если одна власть будет и издавать и исполнять этот закон".

Необходимо разделение, при котором "законодательное сословие …не могло бы совершать своих положений без державной власти, но чтобы мнения его были свободны и выражали бы собою мнение народное".10   В своем «Введении к уложению государственных законов» (1890 г.) он предлагал два варианта самодержавной власти на основе закона и принципа разделения властей. Первый вариант предполагал лишь формальное действие теории разделения властей, настоящая же власть принадлежала бы самодержавию; во втором варианте самодержавие прикрывалось бы не только внешними формами, а действовало бы не только формально, но и фактически.  «В разуме законов, державную власть определяющих, должно изобразить, какое действие власть сия должна иметь в порядке законодательном, в судном и исполнительном.» 11      В советской и постсоветской литературе мало внимания уделялось теории разделения властей.  С началом «перестройки» о теории разделения властей пишут довольно много, хотя и в упрощенном плане.    Так, учреждение в 1991 г. института Президентства РФ и образования Конституционного суда свидетельствовало о реальном выделении и укреплении в механизме государственной власти России наряду с законодательной, исполнительной и судебной властей. Закрепление же в Конституции России в 1993 г. положения о том, что система государственной власти в РФ основана на принципах разделения законодательной, исполнительной и судебной властей  свидетельствовало об официальном признании этой теории.          «Как правовой принцип разделения властей впервые был закреплен в конституционном законодательстве России в Декларации о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 года. В п. 13Декларации говорилось, что разделение законодательной, исполнительной и судебной властей 

является важнейшим принципом функционирования РСФСР как правового государства».12 Затем этот принцип в порядке  дополнения был введен в Конституцию 1978 года. Закрепление  в Конституции РФ (ст.10) разделения властей стало окончательным преодолением негативного отношения к этому принципу со стороны политиков и правоведов и довольно четко определила за каждой из них круг относящихся к их ведению вопросов, их компетенцию. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Разделение властей в Российской федерации

В соответствии с Конституцией РФ (ст. 1) Российская Федерация есть демократическое государство. Его демократизм находит выражение, прежде всего в народовластии; разделении властей на законодательную, исполнительную и судебную; политическом многообразии; местном самоуправлении.           Для тoго чтобы обеспечить реализацию принципа разделения властей не только в верхних эшелонах государственной власти, но и во всей иерархии государственных органов, Конституция (ст. 5) предусматривает соединение принципа разделения властей с принципом разграничения предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией, составляющими ее республиками, краями, областями, городами федерального значения, автономной областью, автономными округами.  В современных условиях становления конституционного строя в Российской Федерации принцип разделения властей имеет особенно важное значение. Он нацелен на то, чтобы предотвратить возвышение одной из властей над другими, утверждение авторитаризма и диктаторского режима в обществе.           Разделение властей - это не застывшее состояние обособленных государственных структур. Это работающий механизм, достигающий единства на основе сложного процесса согласования и специальных правовых процедур, предусмотренных и на случай конфликтных состояний. Власть может осуществляться народом либо непосредственно, высшим выражением чего служат референдум и свободные выборы, либо через органы государственной власти и самоуправления. Органами осуществления государственной власти на общефедеральном уровне выступают Президент РФ, Федеральное Собрание, Правительство Российской Федерации, суды РФ. Органы государственной власти РФ строят свою деятельность на принципах, составляющих основы конституционного строя Россия.     Законодательную власть в Российской Федерации согласно Конституции (ст.94 Конституции РФ) осуществляет Федеральное Собрание Российской Федерации. Исполнительной властью наделено Правительство РФ. Правосудие осуществляют суды, а судебная власть реализуется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Вроде бы все ветви власти имеют своих представителей, и Президент России оказывается как бы вне рамок механизма разделения властей. Пост Президента был учреждён в Российской Федерации общенародным референдумом в апреле 1991 г. По Конституции РФ 1993 г. «Президент РФ является главой государства». Термин «глава государства» более точно отражает и то, и другое, но не свидетельствует о появлении четвёртой основной ветви власти. Когда тем не менее употребляют термин «президентская власть», то это может oзначать только особый статус Президента в системе трёх властей, наличие у него некоторых собственных полномочий и комплексный характер его разнообразных прав и обязанностей во взаимодействии с двумя другими властями, но в основном с исполнительной властью. «Президент Российской Федерации не входит ни в одну из ветвей власти. Он является главой государства и стоит над всеми ветвями государственной власти и обеспечивает координацию деятельности всех органов власти, согласованность их деятельности».13      Президент не вправе вмешиваться в полномочия Федерального Собрания или судебных органов. Кoнституция строго разделяет их полномочия. Разногласия между властями Президент может регулировать только с помощью согласительных процедур или путём передачи спора в суд. В то же время многие статьи Конституции указывают на то, что фактически Президент признаётся главой исполнительной власти (право назначать Правительство, право председательствовать на заседаниях Правительства и т.д.). Конституция проводит чёткое различие их полномочий, исходя из принципа разделения властей. В то же время полномочия Президента в сфере взаимоотношений с парламентом позволяют рассматривать главу государства как непременного участника законодательного процесса. Президент имеет право законодательной инициативы, то есть, внесение законопроектов в Государственную Думу, он обладает правом вето на законопроекты, принятые Федеральным Собранием. Законопроект становится законом и вводится в действие только после его подписания и обнародования Президентом. Президент обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства, но обращение с этими посланиями не означает, что он нуждается в утверждении своих идей.            В соответствии с принципом разделения властей и независимости судов Президент не вправе вмешиваться в деятельность судебных органов. Однако он участвует в формировании органов судебной власти. Так, только Президенту предоставлено право выдвижения кандидатур для назначения Советом Федерации на должности судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда. Президент также назначает судей других федеральных судов. Никто не в праве требовать от Президента выдвинуть ту или иную кандидатуру – это является нарушением принципа разделения властей. В соответствии с Федеральным Законом Президент предлагает Совету Федерации кандидатуру и он же вносит предложение об освобождении от должности Генерального Прокурора РФ.

Органы законодательной власти - это Федеральное Собрание Российской Федерации, народные собрания, государственные собрания, верховные советы, законодательные собрания республик в составе РФ; думы, законодательные собрания, областные собрания и другие законодательные органы власти краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов.        Основная особенность этих органов состоит в том, что они избираются непосредственно народом и никаким другим путем формироваться не могут. В своей совокупности они составляют систему представительных органов государственной власти Российской Федерации.     Являясь законодательными органами, представительные органы государственной власти выражают государственную волю многонационального народа Российской Федерации и придают ей общеобязательный характер. Они принимают решения, воплощаемые в соответствующих актах, принимают меры к исполнению своих решений и осуществляют контроль за их реализацией.      Решения законодательных органов обязательные для исполнения всеми другими органами соответствующего уровня и всеми нижестоящими органами государственной власти и органами местного самоуправления.  Органы законодательной власти делятся на федеральные и региональные (субъектов Федерации). Федеральным законодательным и представительным органом Российской Федерации является Федеральное Собрание РФ. Это общегосударственный, общероссийский орган государственной власти, действующий в масштабах всей Российской Федерации. Все другие законодательные органы, функционирующие на территории Российской Федерации, являются региональными, действующими в пределах определенного субъекта Федерации.

К органам исполнительной власти относятся, прежде всего, высший орган федеральной исполнительной власти - Правительство РФ; другие федеральные органы исполнительной власти - министерства, государственные комитеты и ведомства при Правительстве РФ; органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации - президенты и главы администраций субъектов Федерации, их правительства, министерства, государственные комитеты и другие ведомства. Они составляют единую систему органов исполнительной власти, возглавляемую Правительством РФ. Правительство Российской Федерации обладает широкими полномочиями по осуществлению внутренней и внешней политики государства. Статья 114 Конституции перечисляет полномочия Правительства.         Правительством Российской Федерации осуществляется разработка государственного бюджета, проведение финансовой, социальной и экономической политики. Осуществляет меры по обороне страны и защите прав населения.           Для органов исполнительной власти характерно, что они либо назначаются президентами или главами администраций, либо избираются непосредственно населением. Так, Правительство РФ образуется Президентом РФ, который назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства и по предложению Председателя Правительства - заместителей Председателя Правительства и федеральных министров. Главы администраций занимают эту должность в результате всеобщих, равных, прямых выборов при тайном голосовании.     Органы исполнительной власти осуществляют особый вид государственной деятельности, которая носит исполнительный и распорядительный характер. Они непосредственно исполняют акты представительных органов государственной власти, указы Президента Российской Федерации, организуют исполнение этих актов или своими распоряжениями обеспечивают их исполнение. Свои акты органы исполнительной власти издают на основании и во исполнение Конституции РФ, конституций и уставов ее субъектов, федеральных законов и законов представительных органов субъектов Федерации, нормативных указов Президента и нормативных актов руководителей глав администраций субъектов Федерации, постановлений и распоряжений вышестоящих органов исполнительной власти.         Органы исполнительной власти делятся по территории деятельности на федеральные и субъектов Федерации. Федеральные - это Правительство РФ, федеральные министерства, государственные комитеты и другие ведомства. Органы субъектов Федерации - президенты и главы администраций субъектов, их правительства, министерства, государственные комитеты и другие ведомства.          

Конституция Российской Федерации выделяет и третью самостоятельную ветвь власти - судебную. Согласно ст. 118 Конституции РФ, судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Конституция Российской Федерации чётко определяет, что правосудие в России осуществляется только судами РФ. При этом подчеркивается независимость судов. Конституцией Российской Федерации предусмотрены: Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ. Согласно Конституции РФ действуют другие федеральные суды.    Осуществление правосудия является исключительной прерогативой суда. Полномочия судебной власти могут включать в себя и другие функции, но они не будут тем, что отличает судебную власть от законодательной и исполнительной. Судебная власть охраняет право, правовые устои государственной и общественной жизни от любых нарушений, кто бы их ни совершал. Правосудие в правовом государстве осуществляется только судебными органами. В своей деятельности суд не зависит от субъективных влияний законодательной или исполнительной власти. Независимость и законность правосудия являются важнейшей гарантией прав и свобод граждан, правовой государственности в целом, его задача правовой контроль за нормативными актами этих властей. Судебная власть сдерживает, предупреждает нарушение правовых конституционных установлений как со стороны законодательных, так и исполнительных органов государственной власти, обеспечивая тем самым реальное разделение властей.    Российская судебная власть в целом едина и неделима, однако условно можно подразделить правосудие на три ветви: конституционное правосудие; общее правосудие; арбитражное правосудие.    Конституционный Суд РФ разрешает дела о соответствии Конституции РФ федеральных законов и нормативных правовых актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ, конституций республик, уставов, законов субъектов РФ, договоров между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, договоров между субъектами РФ, не вступивших в силу международных договоров РФ.     Конституционный Суд РФ разрешает споры о компетенции между федеральными органами государственной власти, между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, между высшими государственными органами субъектов РФ. Конституционный Суд РФ решает исключительно вопросы права. Акты или отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу. Не вступившие в силу международные договоры РФ, признанные не соответствующими Конституции РФ, не подлежат введению в действие и применению.          Верховный Суд РФ является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции. Он осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики. К компетенции Верховного Суда РФ отнесено рассмотрение дел в качестве суда первой инстанции, в кассационном порядке, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам.       В области арбитражного правосудия функционируют Высший Арбитражный Суд РФ и соответствующие арбитражные суды. Он является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, он осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Из всего сказанного можно сделать следующий вывод. Принцип разделения властей существует не только в теории государства и права, он реально осуществляется на практике, причём имеет место в различных формах, вариантах, не теряя при этом своего содержания.

В Российской Федерации государственная власть также строится на основе этого принципа, хотя при этом имеет свои специфические особенности. «Принцип разделения властей в сегодняшней России признан, конституционно закреплен и в той или иной мере применяется в построении и функционировании государственных институтов. Создание нормально функционирующего механизма сдержек и противовесов - одна из важных задач России.» 14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Принцип разделения властей в каждой стране свой. Этот принцип является неотъемлемой частью любого демократического государства. Надо иметь в виду, что демократия, основанная на единых принципах, всегда многообразна и всегда эволюционирует, лучше приспосабливаясь к политическим изменениям в обществе. Принцип разделения властей является одним из важнейших принципов организации и деятельности государственных органов. Он получил конституционное закрепление во многих странах. Идея разделения властей встречается в трудах Аристотеля, Д. Локка. Они были позднее развиты французским юристом и политическим мыслителем Ш. Монтескье. У него теория разделения властей получила наиболее законченный и аргументированный вид. Согласно учению Монтескье, основная цель разделения властей - устранить злоупотребления государственной властью, при этом должен быть не только четко очерчен круг полномочий и сферы деятельности каждой из властей, но и предусмотрены юридические возможности взаимного сдерживания властей. Таким образом, разделение и взаимное сдерживание властей служат главным условием политической свободы в обществе.       Принцип разделения властей исходит из того, что сама государственная власть неделима, а должны различаться ее ветви, что заключается в разделении полномочий ветвей власти. Связав три ветви власти в единый неделимый механизм, позволяет стабилизировать работу всех органов государства, отлаженного функционирования системы.   Разделение властей между государственными органами происходит вследствие разнообразия стоящих перед государством социально-политических, экономических и прочих задач, решаемых в рамках единой государственной власти. При этом за каждым органом закрепляются определенный круг задач государственной власти, соответствующих его компетенции. Следовательно, одностороннее ослабление законодательной, исполнительной  или судебной деятельности ведет к неизбежному невыполнению всего комплекса задач государства. Непосредственно организация и деятельность государственного аппарата осуществляется на основе ряда принципов, под которыми понимаются руководящие идеи, начала, лежащие в основе его создания и функционирования, и проявляющиеся как в деятельности государственного аппарата в целом, так и в его отдельных частях. Большинство данных принципов закреплено в Конституции страны, либо в иных законах и нормативно-правовых актах, где они могут быть развиты и дополнены. Принцип разделения властей существует не только в теории государства и права, он реально осуществляется на практике в различных государствах мира, причём имеет место в различных формах, вариантах, не теряя при этом своего содержания. В Российской Федерации государственная власть также строится на основе этого принципа, хотя при этом имеет свои специфические особенности.

Информация о работе Конституционный принцип разделения власти в России