Конституционный принцип «Социальное государство»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 17:56, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы «Конституционный принцип «социальное государство» заключается в том, что в условиях изменения политической и социально-экономической ситуации в России, осуществлявшееся в течение многих лет под флагом «политики реформ», в которой при сохранении пережитков советской социальной политики все же социальная составляющая формировалась по остаточному принципу. В этих условиях нет более актуальной задачи, стоящей перед Россией, чем определение верной стратегии социального и общественного развития, способной ликвидировать кризисные явления.

Содержание работы

1. Введение…………………………………………………………….. 3
2. Глава 1. Понятие, признаки и функции социального государства:
1.1. Понятие социального государства…………………..... 5
1.2. Функции социального государства………………….. 12
1.3. Признаки социального государства…………………. 13
3. Глава 2. Характеристика России как социального государства.... 15
4. Глава 3. Проблемы становления России как социального государства
3.1. Понятие и проблемы становления России как социального государства……………………………………………………………... 19
3.2. Конституционно-правовые характеристики социального государства……………………………………………………………… 24
5. Заключение…………………………………………………………… 27
6. Список источников и литературы……………………………….. 30

Файлы: 1 файл

Курсовая работа 05.03.2013..rtf

— 712.22 Кб (Скачать файл)

В-третьих, социальное партнерство выражает важнейшую, характерную черту идеологии, соответствующей целям и общественной востребованности социального государства, идеологии, составляющей важный фактор его развития и совершенствования. Для социального государства как представителя общественных интересов социальное партнерство - это социальный мир и сплоченность общества, условие его политической стабильности, экономического прогресса.

Таким образом, социальное партнерство, его формирование и развитие, служит важнейшим фактором и показателем социальной, политической, нравственной и идеологической зрелости самого социального государства, общества в целом.

В стране сложилась такая ситуация, когда наступил предельный порог. Принцип социальной справедливости может абсолютно уйти из жизни, если и далее не ограничивать наступление принципа «экономической целесообразности».

 

Глава 3. ПРОБЛЕМЫ СТАНОВЛЕНИЯ РОССИИ КАК СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА

3.1. Понятие и проблемы становления России как социального государства

Понятия "социальное государство" и "социальное правовое государство" как политическое и государственно-правовое установление впервые в мировой конституционной практике было закреплено в ст.20 и 28 Основного закона ФРГ от 23 мая 1949 г. Сказанное вовсе не означает, во-первых, что в конституциях других европейских и североамериканских государств к тому времени не были закреплены в той или иной понятийной форме аналогичные положения. Например, в Конституции Итальянской Республики от 22 декабря 1947 г. в ст.3 было прямо записано: "Задача Республики - устранять препятствия экономического и социального порядка, которые, фактически ограничивая свободу и равенство граждан, мешают полному развитию человеческой личности и эффективному участию всех трудящихся в политической, экономической и социальной организации страны"15.

Во-вторых, такое конституционное закрепление этих установлений не означало немедленного воплощения данных положений в действительность, а растянулось на многие десятилетия, да и сейчас еще они во многом остаются юридическими фикциями16. В самой старой из ныне действующих - Конституции США, хотя и не содержалось подобных установлений, однако было положение о том, что "никакие денежные выдачи из Казначейства не могут производиться иначе как согласно установленным законом назначениям"17. Это конституционное положение послужило основой для принятия в 1935 году Закона о социальном обеспечении, ставшего исторической вехой в американском социальном законодательстве.

В-третьих, приведенные факты, по нашему мнению, свидетельствуют об эволюции не только государства и права, но и об эволюции взаимодействия общества и государства. Причем оно осуществляется таким образом, что не только общество влияет на изменение государства, но и государство активно воздействует на состояние общества, регулируя различные виды общественных отношений, зачастую превращая их из частных, партикулярных (например, частную благотворительность) в публичные, общеобязательные. Вследствие такого взаимодействия и общество, и государство приобретают новые социальные качества при сохранении таких качеств и свойств, которые со временем становятся архаическими. Этот сложный и противоречивый процесс социально-политического развития находит свое отражение и в политической теории, концепции которой также оказывают обратное воздействие на принятие соответствующих установлений.

Большинство исследователей - и зарубежных, и российских - связывают появление идей о формировании социального государства с теориями Т. Гоббса и Дж. Локка, являвшимися результатом осмысления Английской революции 1648 г. и Славной революции 1688 г. Но в наиболее развитом виде эти идеи и политические требования начали проявляться с 30-40-х гг. XIX века. Некоторые исследователи полагают, что Гоббс анализом отношений индивида и государства заложил предпосылки для развития свободного целеполагания и атомизации общества, составляющих основу частной конкуренции и рынка18.

Дж. Локк как выразитель политического компромисса, осуществленного в ходе Славной революции 1688 г., основу политических договоров и политики видел в консенсусе, в согласовании интересов индивидов, отводя государству прежде всего функцию охраны собственности и свободы договоров19.

В свою очередь, Ж.Ж. Руссо считал одной из задач государства устранение несправедливого и нестерпимого для общества деления людей на богачей и нищих, но не настаивал на устранении богатства вообще и тем более богатых.

Теоретики, жившие в условиях XIX века, модифицировали и трансформировали идеи XVII-XVIII вв. в соответствии с новыми историческими условиями. Практические же меры в области взаимодействия общества и государства носили, с одной стороны, насильственный репрессивный характер, а с другой - выражали объективную потребность в смягчении социальных контрастов и антагонизмов. В политической теории возник ряд новых концепций: либерализм с его апологией частной собственности, индивидуализма, конкуренции, рынка и "минимального государства" как "ночного сторожа"; утопический социализм в разных модификациях, введший термин "социализм" как противоположность индивидуализму. В конце 40-х гг. XX века возник марксизм, с совершенно других теоретико-методологических позиций осмысливший теории предшественников и современников.

Ряд российских авторов полагают, что родоначальником термина "социальное государство" является Лоренц фон Штейн, определивший его как государство, которое поддерживает абсолютное равенство в правах для всех различных общественных классов и для отдельной самоопределяющейся личности благодаря своей власти20. Однако еще в 1832 году в Германии вышла в свет книга Р. фон Моля "Наука полиции по началам юридического государства" (русский перевод 1871 года). Под полицией Моль понимал связанную правом деятельность государства по содействию гражданам в достижении ими разумных и дозволенных целей, охраняя при этом их свободу путем принятия общих мер и создания учреждений, которыми может воспользоваться всякий. В сущности, мы имеем дело здесь с одним из самых ранних определений социального государства, которое, правда, еще скрыто под лозунгами правового государства классического либерализма. Для этой социально-политической доктрины характерны две особенности. Одна из них относится к деятельности государства в сфере экономики, а вторая - к способу отправления государственной власти. В сфере экономики государству отводилась функция "ночного сторожа", то есть невмешательства в экономическую жизнь и несоздания препятствий неограниченному обогащению. Отправление же государственной власти понималось как охрана установленного правопорядка и обеспечение равенства всех перед законом, без учета фактического неравенства людей.

Таким образом, социальное государство - организация политической власти общества, деятельность которой всецело направлена на удовлетворение интересов человека, создания всех условий для его процветания и развития. В настоящее время социально ориентированное государство сталкивается с проблемой борьбы за распределение материальных ресурсов, экологической проблемой и рядом других, без решения которых немыслимо построения государства "всеобщего благоденствия".

Теперь можно назвать некоторые проблемы создания социального государства в России:

Россия еще не обрела опоры в праве, в правах человека и социальное государство в России не может опереться на фундамент правового государства:

создание социального государства у нас не является новым этапом развития правового государства (как это имело место на Западе);

в России не создан «средний слой» собственников: подавляющему большинству населения страны ничего не досталось от стихийно приватизированной партийно-государственной собственности;

в России отсутствует мощный экономический потенциал, позволяющий осуществлять меры по перераспределению доходов, не ущемляя существенно свободы и автономии собственников;

в России не ликвидированы монополии в важнейших видах производства и сбыта, что приводит к отсутствию реальной конкуренции;

в России отсутствует развитое, зрелое гражданское общество;

в России снижен уровень нравственности в обществе, практически потеряны привычные духовные ориентиры справедливости и равенства. В общественном сознании утверждается (не без помощи «профессиональных» идеологов и политиков, а также СМИ) пагубное представление о несовместимости, с одной стороны, нравственности, а с другой -- политики и экономики («политика -- дело грязное»);

существующие политические партии России не имеют четких социальных программ и представлений о путях реформирования общества;

в обществе отсутствуют четко обозначенные реальные цели, научно выверенные модели жизнеустройства;

в процессе освобождения российского общества от тотального вмешательства государства по инерции снижена социальная роль государственности, то есть российское государство впало в другую крайность, оставив гражданина один на один со стихией рынка.

И, тем не менее, несмотря на перечисленные трудности, развитие социальной государственности -- единственно возможный путь для свободного общества, которым хочет стать Россия.

 

3.2. Конституционно-правовые характеристики социального государства.

Для того чтобы уяснить природу социального государства, необходимо, с одной стороны, вычленить его основные признаки с учетом того, как они отражаются в законодательстве (прежде всего в конституциях), а с другой - посмотреть на реализацию этих признаков на практике, к чему мы и обратимся. Одним из первых положений, относящихся к современной концепции социального государства и включенных в конституции, было, видимо, положение о социальной функции частной собственности. Впервые оно прозвучало в немецких конституциях - Веймарской 1919 г. и ФРГ (Западной Германии) 1949 г. В Конституции РФ положений о социальной функции частной собственности нет.

Второе положение, которое вошло в конституции в связи с концепцией социального государства, - социальное партнерство. Такая формулировка есть в некоторых конституциях, в том числе в упоминавшейся Конституции Египта. Социальное партнерство распространяют прежде всего на отношения труда и капитала, работников и работодателей. В Конституции России нет подобного положения, но оно содержится в Трудовом кодексе 2001 г. В нем говорится: "Социальное партнерство осуществляется в формах: коллективных переговоров по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и их заключению; взаимных консультаций (переговоров) по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; обеспечения гарантий трудовых прав работников и совершенствования трудового законодательства; участия работников, их представителей в управлении организацией; участия представителей работников и работодателей в досудебном разрешении трудовых споров"21

Третий конституционный постулат социального государства - социально-экономическое равноправие индивидов и социальных, национальных, иных общностей, вносящих свой вклад в прогрессивное развитие общества. Абсолютное равенство всех людей и различных общностей вряд ли достижимо, по крайней мере в обозримом будущем. Физическое равенство просто невозможно (каждый человек имеет свои особенности, например один сильнее, другой слабее, и никакое государство не в состоянии уравнять их). Это положение закреплено в Конституции РФ.

Четвертый постулат - социальная справедливость. В Конституции РФ о ней не упоминается, но она названа в российских законах об общественных объединениях, о политических партиях.

Следующий правовой индикатор социального государства - социальная ответственность. Такой прямой формулировки нет в конституциях, да и социальная ответственность понимается неодинаково. В России она толкуется прежде всего как моральная обязанность бизнеса помогать экономическому и культурному развитию страны, ее различных регионов, создавать благоприятные условия для работников, помогать низкооплачиваемым и обездоленным людям и т.д.

Наконец, видимо, нужно отметить, что современное социальное государство - это технократическое и технологическое государство, а теперь во все большей степени и инновационное государство. Влияние, власть профессионалов (технических и иных специалистов) связаны прежде всего с тем, что государству, его органам в результате возросшей регуляционной активности приходится решать такие технические, социальные и иные задачи, с которыми ранее не сталкивались. Решение этих задач следует оценивать, просчитывать, прогнозировать возможные последствия, а для этого необходимы специалисты. Их экспертная роль, влияние на принятие властных решений возрастает. Отсюда возникает необходимость особой подготовки государственных (и муниципальных) "управленцев", развития технологичности государственного аппарата, хотя последнее слово при принятии решений остается и должно оставаться за правительствами и парламентами.

Таким образом понятие социального государства и его конституционно-правовые характеристики, содержащиеся в Конституции РФ, отражаются в Федеральных конституционных законах и Федеральных законах, тем самым вводя правовое поле для построения социального государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Социальное государство - это более высокая ступень государственности. Если исходить из термина, то его можно определить как государство, служащее интересам общества.

В этой  работе я рассмотрел Российскую Федерацию как социальное государство, в аспекте трех основные вопросов:

1. Понятие и признаки социального государства.

2. Характеристика России как социального государства - Едва ли правильно назвать нынешнюю Россию социальным государством - она пока еще только намерена стать таковой. Правильнее было бы назвать Россию страной, ставшей на путь строительства социального государства.

3. Проблемы становления России как социального государства - ни для кого не секрет. Россия - молодое социальное государство и социальность ее проходит лишь очередной этап становления.

В ходе работы над данной темой были сделаны следующие выводы:

Высокий уровень удовлетворения людьми своих потребностей - многие помнят советские времена, когда в карманах у людей были деньги, но на них практически ничего нельзя было купить. Нельзя сбрасывать со счета потребности духовные, которые способна реализовать развитая сеть культурных учреждений.

Мощная социальная защита нетрудоспособных слоев населения - имеются в виду пенсионеры, инвалиды, дети, учащиеся, безработные, переселенцы, беженцы. Они должны получать пенсии и пособия в таком размере, чтобы не чувствовать себя ущербными членами общества и иметь возможность на достойном уровне удовлетворять свои потребности.

На основании выводов мной вносятся следующие предложения:

Необходима хорошая система образования, здравоохранения и других социальных услуг. Образование - важный фактор продвижения личности вперед, здравоохранение - залог ее комфортного существования, удобство дорог и транспортного обслуживания повышает динамизм личности.

Минимизация социальных различия - в обществе существуют различные страты, в пределах которых имеются также различия возрастные, половые, профессиональные. Считается допустимым, если доход высшего и низшего слоев общества различается примерно в шесть раз.

Реализация социальной справедливости - социальная справедливость определяется как соответствие того, что человек дает обществу, тому, что он от него получает.

Воплощение в жизнь нравственных предписаний общества - благотворительность, милосердие, альтруизм и другие явления бескорыстной помощи людей друг другу становятся нормой жизни, а не экзотическим явлением, не говоря уже о неукоснительном и привычном соблюдении всеми норм морали в своем поведении.

Информация о работе Конституционный принцип «Социальное государство»