Кроме
того, традиционно в системе органов
государственной власти любого государства
должно быть лицо, персонифицированно
представляющее государство в отношениях
с другими государствами.
Дискреционная
власть, неизбежная в любом государстве,
не является сама по себе нарушением демократии
и не чужда правовому государству,
если, конечно, действия главы государства
не ведут к репрессиям и широким нарушениям
прав человека, не взрывают механизм общественного
согласия и
не приводят
к массовому неповиновению властям.
Дискреция не перечеркивает конституционного
права граждан на судебное обжалование
действий Президента. Как гарант прав
и свобод граждан Президент обязан разрабатывать
и предлагать законы, а в случае их отсутствия
и впредь до принятия федеральных законов
принимать указы в защиту прав отдельных
категорий граждан (пенсионеров, военнослужащих
и др.), по борьбе с организованной преступностью,
против терроризма.
Столь
же широко сформулирована в Конституции
РФ функция Президента по охране суверенитета
РФ, ее независимости и государственной
целостности. Ясно, что и здесь Президент
должен действовать в пределах своих полномочий,
установленных Конституцией, но и в этом
случае не исключаются дискреционные
полномочия, без которых цели общей функции
не могут быть достигнуты. Так, только
сам Президент и в меру своего разумения
должен определить нарушение или угрозу
нарушения суверенитета, независимости
и государственной целостности и предпринять
соответствующие действия, которые могут
быть поэтапными, если, конечно, речь не
идет о внезапном ядерном нападении или
других грубых формах внешней агрессии,
когда требуются решительные действия,
включая и применение силы.9
Весьма
сложной и ответственной является
функция Президента РФ по обеспечению
согласованного функционирования и взаимодействия
органов государственной власти. В отличие
от ряда стран (Франции и др.) Президент
РФ не называется в Конституции РФ «арбитром»
во взаимоотношениях трех властей, откуда
и родилось мнение, будто он стоит «над
тремя властями», но по существу Президент
РФ и есть арбитр, если основные власти
не находят согласованных решений или
порождают конфликты во взаимоотношениях.
Исходя из этой роли, Президент РФ вправе
прибегать к согласительным процедурам
и другим мерам преодоления кризисов и
разрешения споров. Эта функция важна
для взаимодействия органов государственной
власти как на федеральном уровне, так
и на уровне отношений органов государственной
власти Федерации и субъектов РФ и между
различными субъектами РФ.10
Конституция
РФ возлагает на Президента функцию
определения основных направлений
внутренней и внешней политики государства,
оговаривая, однако, что эта функция
должна осуществляться в соответствии
с Конституцией и федеральными законами.
Упоминание в этой связи федерального
закона указывает на то, что в определении
основных направлений внутренней и внешней
политики участвует также Федеральное
Собрание. Взаимоотношения Президента
и парламента в данном процессе - весьма
болезненный нерв формирования государственной
политики. Однако возможностей у парламента,
учитывая сложность законодательного
процесса, все же меньше, чем у Президента.
И практически организовать на теоретической
и экспертной базе разработку проблем
внутренней и внешней политики, собрать
для этого необходимую информацию и т.
д. в большей мере под силу Президенту.
При
характеристике статуса Президента
следует отметить, что в Конституции
РФ глава 4 о Президенте открывает перечень
глав, посвященных органам государственной
власти Российской Федерации. В прежней
Конституции глава о Президенте следовала
за главой о представительном и законодательном
органе. Это было закономерно, так как
в ней Президент определялся в качестве
главы исполнительной власти. Новое место
главы о Президенте в ныне действующей
Конституции является правовым доказательством,
подтверждающим в прямой форме невключение
Президента непосредственно в систему
органов исполнительной власти.
Библиографический
список
Правовые
акты
1.
Конституция Российской Федерации
1993г. (в последней ред. Законов
РФ о поправках к Конституции
РФ от 30.12.2008г. № 6-ФКЗ, № 7-ФКЗ)
// Российская газета. 1993. 25 декабря;
2008. 31 декабря.
Научная
литература
- Авдеенкова
М. П. Основы теории конституционного права.
Конституционное право в РФ: Курс
лекций. - М. Весь Мир, 2007. - 384с.
- Авакьян С.
А. Конституционное
право России: Учебный курс.
- М.: Инфра-М, 2010. - 928с.
- Баглай М.
В. Конституционное право Российской Федерации:
Учебник для вузов. - М.: Норма, 2009. - 800с.
- Головистикова
А. Н., Грудцына Л. Ю. Конституционное
право России.
- М.: Эксмо-Пресс, 2007. - 511с.
- Ковешников
Е. М. Российское
конституционное право.
- М.: ИНФРА-М, 2006. - 224с.
- Козлова Е.
И., Кутафин О. Е. Конституционное
право России.
- М.: Проспект, 2009. - 608с.
- Кукушкин
М. И., Кокотов А. Н. Конституционное право
России: Учебник. - М.: НОРМА, 2010. - 544с.
- Чиркин В.
Е. Конституционное
право России:
Учебник. - М.: НОРМА, 2009. - 496с.
2.
Развитие законодательства
о выборах Президента
РФ
Термин
«президент» происходит от латинского
языка и означает председатель, старший
член совещательного места. Президентство
- это должность, звание, председательство.
Само же понятие «президент» в
литературе трактуется как выборный
глава государства, а институт Президента
- это властный институт, то есть совокупность
властных полномочий Президента в сфере
государственного управления.
Институт
Президента давно известен мировой
государственно-правовой практике - он
насчитывает более 200 лет. Впервые
его научно обосновали в США: в 1788г. должность
Президента была закреплена на конституционном
уровне. В начале XIX века примеру Соединенных
Штатов последовали, прежде всего, страны
Латинской Америки, которые учредили пост
Президента. В Европе впервые это было
сделано в 1848 году в двух государствах
- во Франции и в Швейцарии. Наибольшее
распространение институт Президента
получил в XX веке. После Первой мировой
войны этот пост учреждается в таких европейских
странах, как Австрия, Польша, Чехословакия.
Несмотря
на значительный опыт, накопленный различными
странами мира в сфере организации и деятельности
института Президента, для России он является
новым и, в силу этого, требует специального
административно-правового исследования.
При этом не следует забывать, что, несмотря
на относительную новизну (этот государственный
институт существует в Российской Федерации
с мая 1991 года), особенность состоит в том,
что его развитие происходило в специфических
условиях становления государства, находящегося
на стадии перехода от тоталитарного государственно-политического
устройства к демократии. Это обстоятельство
и обусловило потребность в анализе истории
рассматриваемого государственно-правового
явления.
До
февраля 1917 года наша страна представляла
собой монархию, власть которого (монарха)
закреплялась в законодательстве. Вместе
с тем в монархической России предлагались
конституционные проекты, практические
решения, связанные с учреждением в стране
поста Президента. Они оказали определенное
влияние на дальнейшее формирование и
развитие государственно-правовых институтов
в России. К такого рода проектам относится,
например, проект Конституции, который
был подготовлен крупнейшим государственным
деятелем П. А. Столыпиным. Процедура введения
поста Президента предусматривалась и
в документах комиссии для подготовки
проекта Конституции, созданной из специалистов
в области государственного права под
председательством Н. И. Лазаревского после
падения самодержавия в России в 1917 году.
В них устанавливалось, что временная
исполнительная власть, до установления
основных законов, возлагалась на временного
Президента. Он избирался Учредительным
собранием и осуществлял свои полномочия
под его надзором и при содействии Совета
министров. В научной литературе отмечается,
что такая конструкция очень напоминает
положение американского Президента,
отражает стремление к сильной власти
и установлению диктатуры. Идею введения
республиканской формы правления и учреждения
поста Президента в России выдвигали и
некоторые дореволюционные ученые-юристы.
При этом они отмечали необходимость ограничения
власти Президента, подчинения ее закону,
и, прежде всего, Конституции.11
В
последнее пятнадцатилетие прошлого
столетия наблюдается тенденция
к практическому введению поста
Президента.
В
Российской Федерации главой исполнительной
власти, по замыслу авторов проекта Конституции,
должен был быть Президент, избираемый
прямыми всеобщими выборами, а так же Правительство,
ответственное перед Парламентом. В необходимости
учреждения поста Президента Российской
Федерации, избираемого демократическим
путем, у авторов первого проекта Конституции
России сомнений не было. Спор шел вокруг
двух точек зрения, связанных с определением
статуса Президента: суть первой сводилась
к идее сильного Парламента и недопущению
чрезмерного усиления исполнительной
власти, возглавляемой Президентом.
Согласно
второй точке зрения, Президент, избираемый
всенародно и наделяемый «весомыми
полномочиями», соседствует с Правительством,
формируемым на основе парламентского
большинства. Сторонники этой позиции
особо оговаривали, что для России неприемлема
североамериканская модель президентуры,
ибо она, с характерным для нее сильным
Президентом, содержит элементы нестабильности
и, в конечном итоге, способна привести
к конституционному кризису или может
периодически их вызывать.
Верховный
Совет Российской Федерации для
учреждения поста Президента России
пошел по другому, более демократическому
пути в отличие от избрания Президента
высшим законодательным органом
страны.
Особое
значение правовые акты Президента приобрели
на втором этапе становления указа как
источника права. Это связано с тем, что
Президент РФ в целях разрешения кризиса
власти в стране прервал осуществление
законодательной, распорядительной и
контрольной функций Съезда народных
депутатов и Верховного Совета РФ. И до
начала работы нового российского парламента
принял на себя соответствующие полномочия.
21 сентября 1993 г. был издан Указ Президента
РФ №1400 «О поэтапной конституционной
реформе в Российской Федерации», которым
были прекращены полномочия избранных
народом депутатов.
Таким
образом, президентский Указ перечеркнул
действующую Конституцию РСФСР,
Закон о Президенте РСФСР, в ст. 6
которого говорилось, что полномочия Президента
не могут быть использованы для роспуска
либо приостановления деятельности любых
законно избранных органов государственной
власти, нарушены основополагающие принципы
демократии. В результате посредством
издания данного Указа был совершен государственный
переворот.
После
прекращения существования Съезда
народных депутатов и Верховного Совета
РФ Президент РФ издает Указ от 7 октября
1993 г. №1598 «О правовом регулировании в
период проведения поэтапной конституционной
реформы в Российской Федерации». В п. 2
Указа устанавливалось, что правовое регулирование
по отнесенным к компетенции Съезда народных
депутатов и Верховного Совета РФ вопросам,
совпадавшим с вопросами, «предусмотренными
Постановлением №1831-1, осуществляется
нормативными актами, издаваемыми в форме
указов» Президентом РФ.12
Таким
образом, данным нормативным Указом
Президента РФ произошло закрепление
нормативности указов Президента РФ в
российском праве. Правовое регулирование
Президентом РФ указанных вопросов носило
временный характер и осуществлялось
до 25 декабря 1993 г., т. е. до принятия Конституции
РФ всенародным голосованием.
В
ходе третьего этапа конституционной
реформы в РФ роль правовых актов
Президента РФ существенно изменилась
по своему содержанию и объему.
В
настоящее время указ Президента
РФ представляет собой внешнюю форму
выражения правовых норм. Правовой
основой для издания указов Президента
РФ является Конституция Российской Федерации13
и федеральные законы. В ст. 90 Конституции
РФ указывается на подзаконный характер
президентских актов управления - они
не должны противоречить Конституции
РФ и законам.
Конституция
РФ 1993 г. (ст. 80) закрепила новый статус Президента
РФ, подчеркивающий его ответственность
непосредственно перед народом, так как
он выполняет функции гаранта Конституции
РФ, прав и свобод человека и гражданина,
обязанности по обеспечению охраны суверенитета,
независимости и государственной целостности
страны, согласованного функционирования
органов государственной власти. Президент
России из высшего должностного лица и
главы исполнительной власти в государстве
стал его главой. Поэтому в связи с изменением
статуса Президента РФ издаваемые им правовые
акты являются актами главы государства
по вопросам его компетенции, определенной
в Конституции РФ.
Президент
РФ, являясь главой государства, наделен
широкими функциями, которые позволяют
обеспечивать согласованное функционирование
и взаимодействие органов государственной
власти. По характеру своих функций Президент
не входит непосредственно в «триаду»
разделения властей, но в своей деятельности
он соприкасается с законодательной, исполнительной
и судебной властями. Полномочия, определяющие
содержание издаваемых им актов, установлены
в Конституции РФ 1993 г. (ст.ст. 80, 83, 84, 85, 89,
102, 115, 117). Исходные начала правовой природы
и юридической силы правовых актов Президента
РФ определяются Конституцией РФ, сформулировавшей
критерии соотношения федеральных актов,
принимаемых различными федеральными
органами власти (ст. 90 Конституции РФ).
Согласно этому положению должна строиться
политика издания правовых актов.