Конституционный статус Президента РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 00:52, контрольная работа

Описание работы

Пост главы государства существует при всех формах правления. В монархических государствах это наследственный монарх, в республиках - выборный президент. Государство испытывает потребность в существовании должностного лица, обеспечивающего конституционный порядок, устойчивость и преемственность механизма власти, а также высшее представительство в международных отношениях.

Файлы: 1 файл

Конституционный статус Президента РФ.doc

— 116.00 Кб (Скачать файл)

    Таким образом, введение поста Президента в Российской Федерации стало следствием, в целом, весьма прогрессивных демократических процессов в российском обществе и в его политической системе. Оно отразило объективный процесс трансформации политической власти из системы партийных органов и организаций в систему государственных органов и организаций, включая институт Президента.

    Следовательно, можно констатировать, что развитие института Президента неразрывно связано  с развитием государственности  и укреплением всей системы государственной  власти в Российской Федерации.

    Статус  Президента Российской Федерации многогранен, сложен и достаточно динамичен. В  отличие от предыдущей Конституции  России, в которой содержалось  прямое упоминание о Президенте как  о «главе исполнительной власти в  Российской Федерации», действующая Конституция избежала прямого закрепления за Президентом этого статуса. Однако, сказанное не означает ослабления взаимодействия между институтом Президента и исполнительной властью страны. Напротив, целый ряд новых норм, введенных в Конституцию Российской Федерации, значительно расширил возможности Президента по контролю над деятельностью органов исполнительной власти, а ряд наиболее ответственных из них напрямую подчинен главе государства (например, «силовые» министерства).

    Возникает вопрос, как соотносится институт Президента и исполнительная власть в России. По данному поводу существует многообразие различных точек зрения, которые сводятся, в основном, к двум подходам, а точнее: является ли Президент Российской Федерации фактическим главой исполнительной власти или же он имеет особое положение в системе государственной власти в целом?

    Анализ  полномочий Президента Российской Федерации, предоставленных ему действующим  законодательством, позволяет утверждать, что они характерны именно для главы исполнительной власти. К этому выводу склоняет и нечеткость конституционного положения Правительства Российской Федерации, и его Председателя. Формула Конституции России о том, что Правительство нашей страны «осуществляет» исполнительную власть, а его Председатель «определяет основные направления деятельности Правительства Российской Федерации и организует его работу» (статьи 110, 113 Конституции Российской Федерации), не позволяет судить о том, ограничивается ли исполнительная властная деятельность Правительством Российской Федерации и его Председателем или же к ней непосредственно относится и Президент Российской Федерации. Однако об этом можно достаточно определенно судить по другим статьям Конституции России, определяющим функции и полномочия Президента.14

    Часть 1 статьи 11 Конституции Российской Федерации  устанавливает, что государственную  власть в России осуществляют: Президент  Российской Федерации; Федеральное  Собрание (Совет Федерации и Государственная  Дума); Правительство Российской Федерации (без указания на федеральные министерства, службы и агентства); суды Российской Федерации.

    Не  вдаваясь в анализ данного положения  с точки зрения юридической техники, отметим, что ветвей государственной  власти три, а «субъектов» этой власти четыре. Можно предположить, что к одной из них отнесены сразу два субъекта. Однако противоречие логически следует и из содержания других положений Конституции.

    В соответствии со статьей 94 Конституции  РФ, законодательным органом России является Федеральное собрание. Согласно статье 110 Конституции РФ, исполнительную власть осуществляет Правительство Российской Федерации. Согласно частям 1 и 2 статьи 118 Конституции РФ, судебная власть в Российской Федерации осуществляется судами посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

    Президент Российской Федерации Конституцией ни к одной из ветвей власти не отнесен. Причем, согласно статье 80 Конституции  РФ, он не только является главой государства, представляя Российскую Федерацию  внутри страны и в международных отношениях, но и: является гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина; принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, её независимости и государственной целостности; обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти; определяет основные направления внутренней и внешней политики страны.15

    Даже  из формально-правового анализа  конституционных норм следует, что  место Президента в системе органов  государственной власти особое. Он не просто не отнесен ни к одной из ветвей власти, но, являясь главой государства, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие всех органов государственной власти.

    Говоря  об эволюции института президентства  в Российской Федерации, следует отдельно и особо акцентировать внимание на том, что с 1991 г. по настоящий момент параллельно с развитием нормативного регулирования полномочий Президента Российской Федерации и постепенной практической трансформацией конституционно закрепленной модели данного института эволюционирует и избирательное законодательство. Выборы Президента Российской Федерации гражданами являются одним из основных факторов, определяющих положение Президента РФ в системе разделения властей в президентской или смешанной республике, поскольку полномочия Президента Российской Федерации как реального главы государства и исполнительной власти нуждаются в самой широкой и мощной легитимации.

    Хотя  российский опыт проведения выборов  высшего должностного лица государства  еще сравнительно невелик, состоявшиеся президентские кампании позволяют выявить определенные тенденции и обозначить проблемы в развитии законодательства о выборах Президента, которое в течение прошедших 17 лет изменялось весьма интенсивно. Принятие новой Конституции РФ и тот факт, что специализированных Законов о выборах Президента Российской Федерации в новейшей конституционной истории России, включая первый Закон РСФСР «О выборах Президента РСФСР», было уже четыре, и объем их увеличивался практически в геометрической прогрессии, - яркое тому подтверждение.

    Основой и отправной точкой нормативного оформления выборов главы Российского  государства являются соответствующие  положения Конституции, и второй этап развития избирательного законодательства начался именно с обновления фундамента - с принятия новой Конституции РФ в 1993 г. Что касается общих конституционных положений о выборах, применимых в том числе и к выборам президентским, то, как справедливо отмечает М. В. Баглай, «особенностью России является то, что в отличие от многих (если не от большинства) других государств с относительно новыми конституциями в Конституции РФ нет специального раздела об избирательном праве (избирательной системе), в котором были бы детально закреплены общие принципы избирательного права по выборам во все органы власти».16

 

    Библиографический список

    Правовые  акты

    1. Конституция Российской Федерации  1993г. (в последней ред. Законов  РФ о поправках к Конституции  РФ от 30.12.2008г. № 6-ФКЗ, № 7-ФКЗ) // Российская газета. 1993. 25 декабря; 2008. 31 декабря. 

    Научная литература

  1. Авакьян С. А. Конституционное право России: Учебный курс. - М.: Инфра-М, 2010. - 928с.
  2. Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для вузов. - М.: Норма, 2009. - 800с.
  3. Дегтев Г. В. Становление и развитие института президентства в России: Учебник. - М.: Юристъ, 2008. - 237с.
  4. Чиркин В. Е. Конституционное право России: Учебник. - М.: НОРМА, 2009. - 496с.
  5. Якушев А. В. Конституционное право Российской Федерации: Конспект лекций. - М. ПРИОР, 2010. - 224с.

Информация о работе Конституционный статус Президента РФ