Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 00:52, контрольная работа
Описание работы
Пост главы государства существует при всех формах правления. В монархических государствах это наследственный монарх, в республиках - выборный президент. Государство испытывает потребность в существовании должностного лица, обеспечивающего конституционный порядок, устойчивость и преемственность механизма власти, а также высшее представительство в международных отношениях.
Таким
образом, введение поста Президента
в Российской Федерации стало следствием,
в целом, весьма прогрессивных демократических
процессов в российском обществе и в его
политической системе. Оно отразило объективный
процесс трансформации политической власти
из системы партийных органов и организаций
в систему государственных органов и организаций,
включая институт Президента.
Следовательно,
можно констатировать, что развитие
института Президента неразрывно связано
с развитием государственности
и укреплением всей системы государственной
власти в Российской Федерации.
Статус
Президента Российской Федерации многогранен,
сложен и достаточно динамичен. В
отличие от предыдущей Конституции
России, в которой содержалось
прямое упоминание о Президенте как
о «главе исполнительной власти в
Российской Федерации», действующая Конституция
избежала прямого закрепления за Президентом
этого статуса. Однако, сказанное не означает
ослабления взаимодействия между институтом
Президента и исполнительной властью
страны. Напротив, целый ряд новых норм,
введенных в Конституцию Российской Федерации,
значительно расширил возможности Президента
по контролю над деятельностью органов
исполнительной власти, а ряд наиболее
ответственных из них напрямую подчинен
главе государства (например, «силовые»
министерства).
Возникает
вопрос, как соотносится институт Президента
и исполнительная власть в России. По данному
поводу существует многообразие различных
точек зрения, которые сводятся, в основном,
к двум подходам, а точнее: является ли
Президент Российской Федерации фактическим
главой исполнительной власти или же он
имеет особое положение в системе государственной
власти в целом?
Анализ
полномочий Президента Российской Федерации,
предоставленных ему действующим
законодательством, позволяет утверждать,
что они характерны именно для главы
исполнительной власти. К этому выводу
склоняет и нечеткость конституционного
положения Правительства Российской Федерации,
и его Председателя. Формула Конституции
России о том, что Правительство нашей
страны «осуществляет» исполнительную
власть, а его Председатель «определяет
основные направления деятельности Правительства
Российской Федерации и организует его
работу» (статьи 110, 113 Конституции Российской
Федерации), не позволяет судить о том,
ограничивается ли исполнительная властная
деятельность Правительством Российской
Федерации и его Председателем или же
к ней непосредственно относится и Президент
Российской Федерации. Однако об этом
можно достаточно определенно судить
по другим статьям Конституции России,
определяющим функции и полномочия Президента.14
Часть
1 статьи 11 Конституции Российской Федерации
устанавливает, что государственную
власть в России осуществляют: Президент
Российской Федерации; Федеральное
Собрание (Совет Федерации и Государственная
Дума); Правительство Российской Федерации
(без указания на федеральные министерства,
службы и агентства); суды Российской Федерации.
Не
вдаваясь в анализ данного положения
с точки зрения юридической техники,
отметим, что ветвей государственной
власти три, а «субъектов» этой власти
четыре. Можно предположить, что к одной
из них отнесены сразу два субъекта. Однако
противоречие логически следует и из содержания
других положений Конституции.
В
соответствии со статьей 94 Конституции
РФ, законодательным органом России
является Федеральное собрание. Согласно
статье 110 Конституции РФ, исполнительную
власть осуществляет Правительство Российской
Федерации. Согласно частям 1 и 2 статьи
118 Конституции РФ, судебная власть в Российской
Федерации осуществляется судами посредством
конституционного, гражданского, административного
и уголовного судопроизводства.
Президент
Российской Федерации Конституцией
ни к одной из ветвей власти не отнесен.
Причем, согласно статье 80 Конституции
РФ, он не только является главой государства,
представляя Российскую Федерацию
внутри страны и в международных отношениях,
но и: является гарантом Конституции, прав
и свобод человека и гражданина; принимает
меры по охране суверенитета Российской
Федерации, её независимости и государственной
целостности; обеспечивает согласованное
функционирование и взаимодействие органов
государственной власти; определяет основные
направления внутренней и внешней политики
страны.15
Даже
из формально-правового анализа
конституционных норм следует, что
место Президента в системе органов
государственной власти особое. Он
не просто не отнесен ни к одной из ветвей
власти, но, являясь главой государства,
обеспечивает согласованное функционирование
и взаимодействие всех органов государственной
власти.
Говоря
об эволюции института президентства
в Российской Федерации, следует отдельно
и особо акцентировать внимание на том,
что с 1991 г. по настоящий момент параллельно
с развитием нормативного регулирования
полномочий Президента Российской Федерации
и постепенной практической трансформацией
конституционно закрепленной модели данного
института эволюционирует и избирательное
законодательство. Выборы Президента
Российской Федерации гражданами являются
одним из основных факторов, определяющих
положение Президента РФ в системе разделения
властей в президентской или смешанной
республике, поскольку полномочия Президента
Российской Федерации как реального главы
государства и исполнительной власти
нуждаются в самой широкой и мощной легитимации.
Хотя
российский опыт проведения выборов
высшего должностного лица государства
еще сравнительно невелик, состоявшиеся
президентские кампании позволяют выявить
определенные тенденции и обозначить
проблемы в развитии законодательства
о выборах Президента, которое в течение
прошедших 17 лет изменялось весьма интенсивно.
Принятие новой Конституции РФ и тот факт,
что специализированных Законов о выборах
Президента Российской Федерации в новейшей
конституционной истории России, включая
первый Закон РСФСР «О выборах Президента
РСФСР», было уже четыре, и объем их увеличивался
практически в геометрической прогрессии,
- яркое тому подтверждение.
Основой
и отправной точкой нормативного
оформления выборов главы Российского
государства являются соответствующие
положения Конституции, и второй
этап развития избирательного законодательства
начался именно с обновления фундамента
- с принятия новой Конституции РФ в 1993 г.
Что касается общих конституционных положений
о выборах, применимых в том числе и к выборам
президентским, то, как справедливо отмечает
М. В. Баглай, «особенностью России является
то, что в отличие от многих (если не от
большинства) других государств с относительно
новыми конституциями в Конституции РФ
нет специального раздела об избирательном
праве (избирательной системе), в котором
были бы детально закреплены общие принципы
избирательного права по выборам во все
органы власти».16
Библиографический
список
Правовые
акты
1.
Конституция Российской Федерации
1993г. (в последней ред. Законов
РФ о поправках к Конституции
РФ от 30.12.2008г. № 6-ФКЗ, № 7-ФКЗ)
// Российская газета. 1993. 25 декабря;
2008. 31 декабря.
Научная
литература
Авакьян С.
А. Конституционное
право России: Учебный курс.
- М.: Инфра-М, 2010. - 928с.
Баглай М.
В. Конституционное право Российской Федерации:
Учебник для вузов. - М.: Норма, 2009. - 800с.
Дегтев Г.
В. Становление и развитие института президентства
в России: Учебник. - М.: Юристъ, 2008. - 237с.
Чиркин В.
Е. Конституционное
право России:
Учебник. - М.: НОРМА, 2009. - 496с.
Якушев А.
В. Конституционное право Российской Федерации:
Конспект лекций. - М. ПРИОР, 2010. - 224с.