Конституционный суд в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 19:59, контрольная работа

Описание работы

Целью данной контрольной работы является анализ конституционного судопроизводства в РФ. К задачам работы можно отнести:
- рассмотреть порядок и основания деятельности Конституционного суда Российской Федерации;
- проанализировать конституционное судопроизводство в Российской Федерации.

Содержание работы

Введение……………....………………….………….………………….......3
1. Конституционный суд в Российской Федерации..…………………….5
2. Конституционное судопроизводство в Российской Федерации..….....9
Заключение…………………....…..…………………………..…...…...…14
Список использованной литературы…………………....……………….15

Файлы: 1 файл

конт.работа по теории конституции.docx

— 39.44 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение……………....………………….………….………………….......3

1. Конституционный  суд в Российской Федерации..…………………….5

2. Конституционное  судопроизводство в Российской  Федерации..….....9

Заключение…………………....…..…………………………..…...…...…14

Список использованной литературы…………………....……………….15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Понятие конституционности  используется как для оценки политического  режима в целом, так и для оценки конкретных ситуаций и действий органов  государственной власти, особенно высших, а также партий и других общественных объединений. Особое место занимает вопрос о конституционности законов  и других правовых актов, то есть об их соответствии Конституции, обладающей высшей юридической силой.

Конституция Российской Федерации 1993 г. говорит  об обязанности всех органов государственной  власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, граждан соблюдать  Конституцию. Особо оговаривается, что законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции1. Функции контроля за конституционностью законов возлагаются на Конституционный суд Российской Федерации.

Отсюда очевидна важность выбранной темы, ее теоретическая  и практическая значимость. Конституционный суд учреждается и функционирует в целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции Российской Федерации, то есть соблюдения и обеспечения основных политических и правовых ценностей, провозглашенных и гарантированный Конституцией.

Актуальность  исследования института конституционного контроля в России предопределяет сложный  характер государственного устройства России, который предопределил существование  двух уровней в системе государственных  органов, включая органы конституционного контроля, и в системе законодательства, где наряду с федеральными нормативными актами действуют акты субъектов  федерации. Проблемы коллизий федерального законодательства и законодательства субъектов, а также внутренних конфликтов, которые, к сожалению, нередки в условиях российского многонационального государства невозможно разрешить, не задействовав механизм конституционного контроля. И зачастую Конституционный Суд РФ как орган конституционного контроля является единственной легальной возможностью погасить конфликт и предупредить нарушения конституции.

Целью данной контрольной работы является анализ конституционного судопроизводства в  РФ. К задачам работы можно отнести:

- рассмотреть  порядок и основания деятельности  Конституционного суда Российской Федерации;

- проанализировать  конституционное судопроизводство  в Российской Федерации.

Вопросы, связанные  с деятельностью Конституционного суда РФ, поднимаются в работах  следующих авторов: Алексеева С.С., Авакьяна С.А., Баишева Ж.Н., Белкина А.А., Боботова С.В., Жуйкова В., Зорькина В.Д., Керимова Д.А., Пискотина С., Свистуновой М.А., Собакина С., Яшниковой Т.А., Якубовского Д.О.

Большое значение для раскрытия роли института  конституционного контроля в государственном  механизме и правовой системе  имеют труды, посвященные проблемам  правовой охраны конституции: Пряхиной Т.М., Хабриевой Т.Я., Щетинина Б.В., а также анализ практики работы конституционных судов Восточноевропейских стан и России, проведенный рядом зарубежных исследователей, таких как: Барри Д., Бланкенагель А., Галман Г., Жабинска М. и других.

Также при  написании контрольной работы использовалось законодательство РФ, в частности  Конституция и ФКЗ «О Конституционном  Суде РФ».

 

 

 

 

1. Конституционный суд в Российской  Федерации

Задачи, полномочия и структура Конституционного суда РФ определены в Конституции2 и в Федеральном законе «О Конституционном суде РФ»3. Роль и характер данного органа определяются его функциональным назначением.

Правовой  статус и особенности Конституционного суда как судебного органа конституционного контроля во многом характеризует его  компетенция, закрепленная в названном  законе в виде следующих основных полномочий. Конституционный суд  разрешает дела о соответствии Конституции  РФ:

а) федеральных  законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ;

б) конституций  республик, уставов, а также законов  и иных нормативных актов субъектов  РФ, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти РФ и совместному ведению органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ;

в) договоров  между органами государственной  власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, договоров между органами государственной власти субъектов РФ;

г) не вступивших в силу международных договоров  РФ.

Конституционный суд разрешает споры о компетенции:

а) между  федеральными органами государственной  власти;

б) между  органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ;

в) между  высшими государственным органами субъектов РФ.

Кроме того, Конституционный суд:

а) по жалобам  за нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность  закона, примененного или подлежащего  применению в конкретном деле;

б) дает заключение о соблюдении установленного порядка  выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или  совершении иного тяжкого преступления;

в) выступает  с законодательной инициативой  по вопросам своего ведения;

г) осуществляет иные полномочия, предоставляемые ему  Конституцией РФ, Федеральным договором  и федеральными конституционными законами;

д) может  также пользоваться правами, предоставляемыми ему заключенными в соответствии со ст. 111 Конституции РФ4 договорами о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти субъектов РФ, если эти права не противоречат его юридической природе и предназначению в качестве судебного органа конституционного контроля5.

Конституционный суд решает исключительно вопросы  права, по вопросам своей внутренней деятельности принимает Регламент  Конституционного суда РФ.

Одной из важнейших  функций Конституционного суда является толкование Конституции, которое этот орган дает по запросам Президента, Совета Федерации, Государственной  Думы, Правительства, органов законодательной  власти субъектов РФ.

Конституция и названный закон устанавливают  состав, порядок назначения судей, принципы деятельности Конституционного суда РФ. Итак, Конституционный суд состоит  из 19 судей, кандидатуры которых  Президент представляет Совету Федерации  для назначения на должности судей  этого органа. Основными принципами деятельности Конституционного суда являются независимость, коллегиальность, законность, состязательность и равноправие сторон.

Одним из важнейших  элементов статуса является обязательность решений Конституционного суда на всей территории РФ, для всех представительных, исполнительных и судебных органов  государственной власти, органов  местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных  лиц и граждан.

Конституционный суд независим в организационном, финансовом и материально-техническом  отношениях от любых других органов6. В федеральном бюджете ежегодно предусматриваются отдельной статьей необходимые средства для обеспечения его деятельности, которыми Конституционный суд распоряжается самостоятельно7.

В Законе8 определены требования, предъявляемые к кандидату на должность судьи Конституционного суда. Судьей может быть назначен гражданин Российской Федерации, достигший ко дню назначения возраста не менее 40 лет, с безупречной репутацией, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пятнадцати лет, обладающий признанной высокой квалификацией в области права. Судья Конституционного суда назначается на должность на срок 15 лет.

В Законе предусмотрены  занятия и действия, не совместимые  с должностью судьи Конституционного суда9. Данная статья направлена на свободное и независимое осуществление судьей задач и функций в сфере конституционного правосудия. Определены гарантии независимости судьи Конституционного суда: несменяемость, неприкосновенность, равенство прав судей, порядок приостановления и прекращения полномочий судьи, право на отставку, обязательность установленной процедуры конституционного судопроизводства, запрет на какое бы то ни было вмешательство в судебную деятельность, предоставление судье материального и социального обеспечения, гарантии безопасности10.

Конституционный суд состоит из двух палат, включающих в себя соответственно десять и девять судей. Он рассматривает и разрешает  дела на пленарных заседаниях и заседаниях палат. В пленарных заседаниях участвуют  все судьи Конституционного суда, в заседаниях палат — судьи, входящие в состав соответствующей палаты. Основные вопросы компетенции Конституционного суда рассматриваются в пленарных  заседаниях.

Председатель, заместитель Председателя и судья-секретарь  Конституционного суда избираются на пленарном заседании из состава  судей Конституционного суда. Избирают их в индивидуальном порядке путем  тайного голосования и большинством от общего числа судей, срок полномочий — три года.

Председатель  Конституционного суда руководит подготовкой  пленарных заседаний, созывает их и  председательствует на них, вносит на обсуждение Конституционного суда вопросы, подлежащие рассмотрению в пленарных  заседаниях и заседаниях палат, представляет Конституционный суд в отношениях с государственными органами, общественными  объединениями, по уполномочию Конституционного суда выступает с заявлениями  от его имени; осуществляет общее  руководство аппаратом Конституционного суда, представляет на его утверждение  кандидатуры руководителей Секретариата и других подразделений аппарата, издает приказы и распоряжения.

Заместитель Председателя Конституционного суда осуществляет по уполномочию Председателя Конституционного суда отдельные его функции, а также выполняет свои обязанности, возложенные на него Конституционным судом.

Судья-секретарь  Конституционного суда осуществляет непосредственное руководство аппаратом Конституционного суда, обеспечивает организационную  подготовку его заседаний; доводит  до сведения соответствующих органов  и лиц решения Конституционного суда и информирует его об исполнении этих решений11.

Регламент Конституционного суда представляет собой составную  часть его правовой основы и одновременно непосредственно примыкает к  общим правилам Конституционного судопроизводства, предусмотренным Конституцией и  названным выше Федеральным конституционным  законом. В Регламенте Конституционного суда устанавливаются:

1) порядок  определения персонального состава  палат Конституционного суда;

2) порядок  распределения дел между ними;

3) порядок  определения очередности в рассмотрении  дел в пленарных заседаниях  и заседаниях палат;

4) некоторые  правила процедуры и этикета  в заседаниях;

5) особенности  делопроизводства в Конституционном  суде;

6) требования  к работникам его аппарата;

7) иные вопросы  внутренней деятельности Конституционного  суда.

2. Конституционное судопроизводство  в Российской Федерации

Конституционное судопроизводство — это установленные  Конституцией, Федеральным конституционным  законом и Регламентом Конституционного суда порядок и процедура рассмотрения и решения дел и вопросов, принадлежащих  к компетенции конституционного суда. Конституционное судопроизводство – процессуальная деятельность Конституционного Суда.

Конституционное судопроизводство основывается на прочных  демократических принципах и  имеет некоторые особенности.

В разделе  втором Закона12 определены принципы конституционного судопроизводства: независимость судей, коллегиальность, гласность, устность разбирательства, непрерывность судебного заседания, состязательность и равноправие сторон, язык конституционного судопроизводства.

Конституционный суд правомочен принимать решения  в пленарных заседаниях при наличии  не менее двух третей от общего числа  судей, а в заседании палаты —  при наличии не менее трех четвертей  ее состава.

Закон предусматривает  обращение в Конституционный  суд как повод к рассмотрению дела в нем. Обращение может быть направлено в форме запроса, ходатайства  или жалобы. Требования к обращению  и стадии конституционного судопроизводства определены в законодательстве и  состоят в следующем:

— обращение  в Конституционный суд оплачивается государственной пошлиной;

— предусмотрено  предварительное рассмотрение обращений;

— принятие обращения к рассмотрению;

— порядок  рассмотрения дел в пленарных  заседаниях и заседаниях палат;

— назначение дел к слушанию;

— подготовка дела к слушанию, оповещение о заседании;

— стороны  и их представители, открытые и закрытые заседания;

— объяснения сторон;

— заключение экспертов;

— показание  свидетелей и ряд других вопросов, составляющих содержание и специфику конституционного судопроизводства.

Завершающим и ответственным этапом является принятие решения Конституционным  судом. Решения, принимаемые Конституционным  судом, именуются постановлением, заключением, определением.

Информация о работе Конституционный суд в Российской Федерации