Конституционный суд

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2014 в 11:47, курсовая работа

Описание работы

Конституционный суд Российской Федерации, избранный впервые в нашей стране в октябре 1991 г. и вынесший свое первое решение в январе 1992 г., в свое время задумывался как институт, способный саморазвиваться. Поскольку Конституционный суд начал свою деятельность еще в условиях существования СССР, его роль и место в структуре власти и в системе правовых органов менялась. Одним из элементов государства, претендующего на то, чтобы именоваться правовым, стремящегося к созданию прочного общественно-политического строя, системы законности и защиты интересов граждан должен быть конституционный контроль. Конституционный контроль как специальный вид государственной деятельности призван обеспечивать правильность применения Конституции и обусловленных ею законов, охранять политические, экономические, социальные и моральные ценности общества, основываясь на Конституции.

Файлы: 1 файл

конституционный суд РФ.docx

— 59.94 Кб (Скачать файл)

 

 

Введение

      Конституционный суд Российской Федерации, избранный впервые в нашей стране в октябре 1991 г. и вынесший свое первое решение в январе 1992 г., в свое время задумывался как институт, способный саморазвиваться. Поскольку Конституционный суд начал свою деятельность еще в условиях существования СССР, его роль и место в структуре власти и в системе правовых органов менялась.

      Одним из элементов государства, претендующего на то, чтобы именоваться правовым, стремящегося к созданию прочного общественно-политического строя, системы законности и защиты интересов граждан должен быть конституционный контроль. Конституционный контроль как специальный вид государственной деятельности призван обеспечивать правильность применения Конституции и обусловленных ею законов, охранять политические, экономические, социальные и моральные ценности общества, основываясь на Конституции.

     Конституционный  Суд РФ является судебным органом  конституционного контроля, самостоятельно  и независимо осуществляющим  судебную власть посредством  конституционного судопроизводства.

     Создание Конституционного  Суда России и появление конституционного  судопроизводства, как формы конституционного  контроля – одно из важных  достижений судебно-правовой реформы  в России. Именно это обстоятельство  дало толчок к формированию  независимой судебной власти, занимающей  самостоятельное место в системе  ветвей государственной власти  РФ.

     Впервые в  истории России, богатой «традициями»  беззакония и несправедливости, создан орган, призванный защищать  права человека от произвола  власти. Надо учесть, что это самый  совершенный современный институт  со всеми его плюсами и минусами, который осуществляет не просто  правосудие, а конституционное правосудие. Его наличие – одно из условий  формирования правового государства, где господствует Закон, равный  для всех граждан.

 

 

 

 

§1.  История становления Конституционного суда в  России.

      Проблема  конституционного контроля в  нашей стране впервые возникла  после образования СССР, когда  потребовалось преодолевать различия  и противоречия  в законодательстве  союзных республик. Разумеется, юридической  базой для этого могла стать  Конституция СССР: ориентация на  ее предписания создавала условия  для придания единообразия формировавшемуся  в то время законодательству. Органом, на который была возложена  функция контролирования соблюдения Конституции СССР, стал образованный в 1924 году Верховный Суд СССР. С начала 30-х годов активность Верховного Суда СССР в области конституционного контроля значительно упала, а затем и вовсе «исчезла». В Конституции 1936 г. уже не было упоминания о конституционном контроле, осуществляемом судами.1

     Советские  конституции не играли существенной  роли в жизни общества, т.е. в  течение почти всех 75 лет Советской  власти, они легко могли быть  обойдены. Помпезные мероприятия  по случаю их принятия (особенно  в 1936 и 1977 гг.) были оркестрованными  ритуалами, контролировавшимися политической  верхушкой, стремившейся, помимо прочего, продемонстрировать силу своего  контроля. И если отдельные положения этих конституций могли быть интерпретированы как угрожающие институтам существующего режима (например, норма, провозглашающая право свободного выхода республик из Союза), то по неписаным правилам советской политики подобные «угрозы» не только не имели возможности быть реализованными, но даже не могли открыто обсуждаться.2

      В 1936 году  была принята новая Конституция  СССР. Она более в жесткой форме  закрепила монополию союзного  законодательства и свела на  нет конституционный контроль. Данная  Конституция предусматривала образование  Верховного Совета СССР и его  Президиума, как высших органов  государственной власти. Теперь  только Верховный Совет СССР  имел право изменять Основной  Закон страны. Даже если его Президиум издавал новый указ (а не закон, как и раньше), который менял действующие нормы законодательства, то такой указ должен был быть утвержден Верховным Советом.

 

 


1 Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. «О Конституционном Суде Российской Федерации» № 1 – ФКЗ // Российская газета 23 июля. 1994 г.

2 Закон РСФСР «О Конституционном Суде РСФСР» от 6 мая 1991 г., с изменениями от 25 февраля 1993 г.

Пункты «в» и «е» статьи 49 Конституции 1936 г. предоставлял Президиуму Верховного Совета СССР право толковать действующее законодательство, отменять постановления и распоряжения Совета Министров СССР и союзных республик, если они не соответствовали закону.1Таким образом, Президиум ВС СССР выступал как основной орган конституционного контроля. Шульженко Ю.Л. характеризует сложившуюся в стране систему как парламентскую систему конституционного контроля. Он пишет, что Конституция 1936 года сосредоточила всю полноту власти, включая конституционный контроль, в руках парламента.2

     В 1977 году была  принята новая Конституция СССР. Она не внесла каких-либо значимых  изменений в систему органов  конституционного контроля. Она  еще более усилила монополию  союзного законодательства –  его компетенция стала практически  не ограниченной, закрепила за  Президиумом Верховного Совета  полномочия по осуществлению  конституционного контроля, отведя  главную роль здесь Верховному Совету СССР. Он имел и законодательные и контрольные функции, то есть сам принимал акты и сам устанавливал их соответствие Конституции. Таким образом, он мог проверить акт любого органа. При данном положении вещей контроль не мог быть полноценным. Не было четко урегулированной процедуры конституционного контроля, поэтому его значимость и престиж оказались на низком уровне. Из выше изложенного можно сделать вывод, что после принятия Конституции 1977 года реальный конституционный контроль в нашей стране отсутствовал. Конституция лишь выполняла роль символа, (также как герб и флаг). Она выражала интересы КПСС и поэтому не нуждалась в защите. Вся власть, в том числе и судебная, была сосредоточена в руках ЦК КПСС. Конституционный контроль был такой же фикцией, как и сама Конституция, нормы которой не соблюдались, искажались, а зачастую грубо нарушались.

 

   

 

 

 

 

 


1. Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. «О Конституционном Суде Российской Федерации» № 1 – ФКЗ // Российская газета 23 июля. 1994 г.

2 Федеральный конституционный закон РФ «О Конституционном Суде РФ» // Комментарий. М.: Юрид. лит. 2006.

       Начало следующего этапа развития института конституционного контроля приходится на 1985 год и связан с началом перестройки, когда СССР вступил на новый этап развития. Перед обществом была поставлена задача создания демократического правового государства, в котором бы соблюдалась законность, правопорядок, гарантировались права и свободы граждан. Начались реформы во всех сферах жизни общества.

       Осуществить их можно было, притворив в жизнь принцип разделения властей и создав эффективную систему конституционного контроля. Решение поставленных задач проходило в сложных условиях. Экономическая, политическая, национальная сферы жизни общества находились в глубоком кризисе, что в последствии привело к развалу СССР. Социализм в том виде, в каком он существовал в СССР, уже невозможно было реанимировать. Шла острейшая политическая борьба. Все это оказало существенное влияние на дальнейшее развитие института конституционного контроля. Требовались радикальные реформы в этой области. 1 декабря 1988 года был принят Закон СССР «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного закона) СССР».1 По этому закону была образована четырехзвенная система в которую входили Съезд народных депутатов СССР, Верховный Совет СССР, его Президиум и Председатель. Главная роль в сфере конституционного контроля отводилась Съезду, который мог принимать, изменять Конституцию, отменять акты Верховного Совета СССР. Данный закон предусматривал новый специализированный орган охраны Конституции – Комитет конституционного надзора СССР, который наделялся бы надзорно – консультативными функциями и не имел права отменять акты не соответствующие Конституции. Комитет не был избран на первом Съезде народных депутатов СССР, как предполагалось. На втором Съезде народных депутатов СССР в 1989 году был принят Закон СССР «Об изменении и дополнении статьи 125 Конституции СССР» и Закон СССР от 23 декабря 1989 г. «О конституционном надзоре в СССР».2 Второй Съезд избрал Председателя и заместителя Председателя Комитета конституционного надзора.

 

 


1 Постановлением Верховного Совета СССР « Об избрании членов Комитета конституционного надзора СССР»// Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР.1990.№ 18. Ст.314.

2 Указ Президента РФ от 24.12.1993 г. № 2288 «О мерах по приведению законодательства Российской Федерации в соответствие с Конституцией Российской Федерации»// Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993. № 52. Ст.5086.

     Комитет функционировал менее двух лет. С самого начала его юрисдикция была ограничена, а сфера его действия была еще больше сужена в результате протестов со стороны республик. Несмотря на эти ограничения новый институт привлек к себе значительное внимание как в Союзе, так и за рубежом. Данный институт заслуживает высокой оценки за свои решения относительно защиты индивидуальных и политических прав. Среди существенных решений в этой области следует отметить, что Комитет прекратил практику издания секретных законодательных актов, влияющих на права граждан; постановил, что ограничения свободы передвижения и выбора места жительства, вытекающие из положений закона, регламентирующих прописку, нарушали Конституцию и международные соглашения о правах человека; отменил указ президента СССР, запрещавший проведение демонстраций в центре Москвы, как противоречащий Конституции; признал что принудительное лечение лиц, страдающих алкоголизмом и наркоманией, нарушало Конституцию и международные соглашения о правах человека. Комитет также установил, что министерские постановления, ограничивающие ответственность министерств за выпуск нестандартной продукции, нарушали права потребителей.1

      Комитет  конституционного надзора был  первой попыткой создания учреждения  подобного рода после 70 лет постоянного  внушения, что независимый орган  конституционного контроля не  только не был необходим, но  даже представлял бы собой  реальную угрозу принципам Советской  системы. Уяснив эту атмосферу, уже  не удивишься тому, что работа  Комитета не стала предметом  всеобщего прославления. Несколько проектов договоров о создании обновленного Союза учреждение Конституционного Суда как преемника Комитета конституционного надзора. Этот вопрос приобрел дискуссионный характер, но еще до развала Союза ССР и РСФСР было принято решение о создании в РСФСР своего Конституционного Суда. Правовой базой организации и деятельности Конституционного Суда РФ послужило небольшое конституционное положение (принятое в виде поправки к Конституции от 15 декабря 1990 г.) и достаточно подробный (89 статей) Закон о Конституционном Суде от 12 июля 1991г.

 

 

 

 

 


1 Власов И. Конституционный Суд и парламент России. // Конституционное право : Восточноевропейское обозрение.2001. №3. С.46-56.

Этот закон содержал ряд действительно важных положений, регламентирующих внутренний распорядок и организацию деятельности суда ( в частности, как обеспечивается безопасность помещений суда, охрана судей и членов их семей - ст.86).1

     Начало деятельности  Конституционного суда не было  стремительным. В августе 1991 г. были  избраны 13 из 15 судей. Съезд не мог  прийти к единому мнению относительно  двух оставшихся кандидатов; они  должны были быть избраны на  следующем Съезде. По прошествии двух лет две вакансии так и остались свободными. Однако закон позволяет суду начать работу при наличии 2/3 его состава, и в конце августа 1991 г., т.е. год спустя после принятия поправки к Конституции, провозгласившей создание Конституционного суда, 13 судей принесли присягу и избрали В.Д. Зорькина своим председателем.

      24 декабря 1993 г. Указом Президента РФ N 2288 Закон  от 12 июля 1991 г. отменен и работа над проектом нового Закона о Конституционном Суде РФ значительно активизировалась. 21 июля 1994 г. этот проект после одобрения Федеральным Собранием и подписания Президентом РФ стал федеральным конституционным законом, в котором решены все основные вопросы организации и деятельности данного суда в целом он состоит из 115 статей, переходных положений и положений, касающихся вступления закона в силу.2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


1 Витрук  Н.В. Правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации: понятие, природа, юридическая сила и значение.// Конституционное право: Восточно-европейское обозрение. 1999. №3. С.95-102

2 Гаджиев Г.А. Правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации как источник конституционного права. // Конституционное право: Восточно-европейское обозрение. 1999.посл.изд.2006. №1. С.81-85.

 

§2.  Порядок формирования и принципы Конституционного

Суда

      Согласно действующему законодательству Конституционный Суд РФ состоит из 19 судей, назначаемых на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ. Конституционный Суд РФ вправе осуществлять свою деятельность при наличии в его составе не менее 3/4 от общего числа судей Представление Президента РФ готовится и вносится с соблюдением установленного порядка. Основные положения такого порядка определены в ст. 9 Закона о Конституционном Суде. Предложения о кандидатах на должности судей Конституционного Суда РФ могут вноситься Президенту РФ членами (депутатами) Совета Федерации и депутатами Государственной Думы, а также законодательными (представительными) органами субъектов РФ, высшими судебными органами и федеральными юридическими ведомствами, всероссийскими юридическими сообществами, юридическими научными и учебными заведениями.

         Совет Федерации рассматривает  вопрос о назначении на должность  судьи Конституционного Суда  РФ в срок не позднее четырнадцати  дней с момента получения представления  Президента РФ. Каждый судья Конституционного  Суда РФ назначается на должность  в индивидуальном порядке тайным  голосованием. Назначенным на должность  судьи Конституционного Суда  РФ считается лицо, получившее  при голосовании большинство  от общего числа членов (депутатов) Совета Федерации.

         В случае выбытия судьи из  состава Конституционного Суда  РФ представление о назначении  другого лица на вакантное  место судьи вносится Президентом  РФ не позднее месяца со  дня открытия вакансии.

Информация о работе Конституционный суд