Конституция - ядро правового статуса личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2013 в 22:56, курсовая работа

Описание работы

Формула преамбулы Конституции Российской Федерации - «утверждая права и свободы, человека, гражданский мир и согласие» - указывает на главные цели, ради которых принят Основной закон. Конституционно-правовой статус человека и гражданина является одной из составляющих основ конституционного строя. Именно он определяет систему взаимоотношений личности и государства, их взаимные права и ответственность. Социальная значимость Конституции РФ обусловливается, прежде всего, тем, что она является главным нормативно-правовым средством обеспечения свободы личности, основным инструментом упорядочения взаимоотношений человека с обществом и государством.

Содержание работы

Введение
Основная часть
1. Понятие, сущность и характеристика правового статуса личности
2. Права и свободы человека и гражданина как объект конституционного регулирования
Заключение
Глоссарий
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

конституционное.doc

— 211.00 Кб (Скачать файл)

Основные данные о работе

Версия шаблона

2.1

Филиал

Махачкалинский

Вид работы

Курсовая работа

Название дисциплины

Конституционное (государственное) право  России

Тема

Конституция - ядро правового статуса  личности

Фамилия студента

Раджабов

Имя студента

Мурад

Отчество студента

Гаджиевич

№ контракта

12400110104151


 

Содержание

 

        Основные данные о работе

        Содержание

        Введение

        Основная часть

            1. Понятие, сущность и характеристика правового статуса личности

            2. Права и свободы человека и гражданина как объект конституционного регулирования

        Заключение

        Глоссарий

        Список использованных  источников

        Список сокращений

        Приложения

Введение

 

              Формула преамбулы Конституции Российской Федерации - «утверждая права и свободы, человека, гражданский мир и согласие» - указывает на главные цели, ради которых принят Основной закон. Конституционно-правовой статус человека и гражданина является одной из составляющих основ конституционного строя. Именно он определяет систему взаимоотношений личности и государства, их взаимные права и ответственность. Социальная значимость Конституции РФ обусловливается, прежде всего, тем, что она является главным нормативно-правовым средством обеспечения свободы личности, основным инструментом упорядочения взаимоотношений человека с обществом и государством.

             Само возникновение конституции как основного закона государства 
во многом в историческом плане диктуется необходимостью 
провозглашения и закрепления на высшем уровне правовой регламентации 
идеи свободы личности, равенства всех перед законом и обеспечения на 
этой основе взаимоотношений личности и государства на качественно 
новых принципах.

         Именно в этом состоит особая значимость для личности 
соблюдения норм Конституции всеми государственными и муниципальными органами и их должностными лицами.

          Для современного конституционализма одну из центральных проблем в механизме правового регулирования составляют взаимоотношения государства и личности. Институт прав и свобод человека и гражданина является юридической формой (средством) выражения этих взаимоотношений.

          Основное содержание и смысл взаимоотношений государства и личности определяется не только и не столько объемом прав и свобод личности, сколько уровнем их признания, обеспечения и защиты - уровнем их государственного гарантирования, который имеет конкретно-исторический характер.          

         Взаимоотношения государства и личности определяются, с одной стороны, достигнутым международно-правовым уровнем свободы

личности, ее реальным положением в  обществе и, с другой

- сущностью государства, характером  политической и экономической  власти в                 данном обществе и государстве.

         Современное развитие общественных процессов вывело проблемы свободы личности, признания и обеспечения прав и свобод человека и гражданина далеко за внутригосударственные рамки, и их с полным основанием можно отнести к числу глобальных проблем современного мирового развития. Следует констатировать существенный разрыв между конституционными положениями, устанавливающими уровень обладания личностью правами и свободами, и их реальным осуществлением.

          В этой связи актуальным является теоретическое осмысление механизма гарантирования прав и свобод личности, поиск путей наполнения их реальным содержанием.

          Несмотря на наличие научных разработок, посвященных исследованию конституционно-правового статуса личности в Российской Федерации, проблема гарантирования его основной составляющей не получила до настоящего времени своего комплексного исследования.

         Имеющиеся разработки посвящены либо только охране прав и свобод человека и гражданина, либо раскрытию отдельных аспектов такой охраны, деятельности уполномоченного по правам человека, судебной защите и т.д. Между тем охрана является лишь одним из составляющих элементов гарантирования, которое включает в себя также совершение со стороны государства действий по признанию и обеспечению реализации прав и свобод человека и гражданина, не получивших до настоящего времени должного теоретического обоснования в науке конституционного права.

         Представляется, что механизм конституционно-правового гарантирования включает в себя все многообразие конституционно-правовых отношений, связанных с реализацией основ конституционного строя в построении современного Российского государства и общества и их взаимоотношений с личностью. Только через конституционный строй Российского государства и его

конституционно установленные основы, возможно раскрыть механизм гарантирования прав и свобод человека и гражданина.

        Особое значение имеет системный подход к рассмотрению гарантий через призму демократических и экономических основ Российской Федерации, народовластия, правового и социального государства. Он позволяет раскрыть содержание и сущностные характеристики этого важного политико-правового института.

       Необходимость системного анализа правового статуса личности и гарантированности его основного звена -прав и свобод, обусловлена значительными политическими процессами в жизни государства, изменением правовых подходов к закреплению гарантий и регулированию оснований реализации прав и свобод человека и гражданина.

 

 

 

 

 

 

Основная часть

1 Понятие, сущность и характеристика правового статуса личности

         Одним из основных вопросов конституционного развития любого общества и государства является закрепление положения человека, объем его правомочий и обеспечение прав и свобод человека и гражданина. Это объясняется особенностью взаимоотношений личности и государства, где, с одной стороны государство выступает как носитель власти, а человек как субъект, подчиненный этой власти, а с другой стороны - народ является единственным обладателем власти, а государство производно от его суверенитета и создается им для осуществления властной деятельности.

          Этим обусловлено согласование и упорядочение всей системы взаимоотношений государства и личности, что находит отражение в объеме конституционно закрепленных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина. Исследуя правовой статус личности, следует обратить внимание на то обстоятельство, что в Конституции Российской Федерации применяются три основных понятия, обуславливающие правовой статус лица, это «человек», «гражданин», «каждый» и «личность». Совокупность базовых, отправных понятий, отражающих юридическую природу прав человека, специфику их реализации образует понятийно-категориальный аппарат, который выступает ядром специальной методологии, с позиции которой появляется возможность осуществить исследование.

          В связи с этим при исследовании правового статуса личности представляется необходимым конкретизировать это понятие.

          В юридической литературе распространилась практика обозначения прав и свобод человека и гражданина одним термином - «права человека».

          Это обосновывается смысловым разнообразием понятия «права человека», проявляющемся в их родовом и видовом подразделении. «Система прав человека,- указывает Л.И. Глухарева,- дифференцирована по сферам (гражданские, политические, экономические, социальные, культурные права), по генезису (правовые и законные), по поколениям (первое, второе, третье и в стадии определения четвертое поколение прав), по способам реализации (позитивные и негативные), по формам закрепления (естественные и позитивные), по связи с государством (права человека и гражданина) и т.п.».

          Следует согласиться с оценкой, что такая условность допустима только в тех случаях, когда права человека и его свободы не обособляются в качестве специальных предметов исследования, данной П.В. Анисимовым.

          Едва ли обоснованным является мнение, что понятие «личность» вошло в политическую науку и практику под давлением политико-идеологических догм периода господства Советской власти и призванного фактически противостоять термину «человек», оно является неюридическим понятием, которое в силу своей неоднозначности не может использоваться в законодательстве.

          Данный вывод содержит в себе элементы правового упрощенчества и противоречит конституционным установкам, определяющим понятие «основ правового статуса личности» (статья 64 Конституции РФ).

Общепризнанным является понимание  под личностью человека как носителя каких-нибудь свойств, человека как  субъекта отношений и сознательной деятельности, а также устойчивой системы социально значимых черт, характеризующих индивида как члена общества или общности.

         Понятие личности может рассматриваться в различных аспектах - в философском, социологическом, психологическом, этическом, правовом.

         В философии и социологии преобладает мнение о личности как о человеке в совокупности его социальных качеств, индивидууме, обладающем свойствами разумности, духовности, ответственности перед обществом и т.д. Н.А. Бердяев рассматривал личность как категорию религиозно-духовную.

        Личность, по его мнению, вырабатывается длительным процессом, выбором, вытеснением всего того, что мне не есть мое «я».

        В психологии также принято считать, что не всякий человек - личность, хотя всякая личность - человек. Личность появляется с момента осознания человеком своего «я» и в своем развитии проходит путь от «минимума личности» до своей социальной зрелости.

Подобные взгляды получают отклик и у теоретиков права.

         Так, по мнению В.А. Кучинского, «человеком рождаются, личностью становятся. Чтобы родившийся человек стал личностью, он должен пройти соответствующие стадии природного и социального развития, не только достигнуть определенного уровня физического и умственного развития, но и приобрести необходимый социальный опыт в процессе общения с другими людьми»11. На основе этого делается вывод, что, например, дети и душевнобольные не могут считаться личностями.

         Представляется, что в данном случае при характеристике личности имеет место подмена понятий «правоспособности» и «деликтоспособности».

Личность - интегральное понятие, включающее в себя характеристику человека как  конкретного индивида со всей совокупностью  социальных качеств и отношений, образовавшихся в процессе его взаимодействия с другими индивидами.

     Эти качества позволяют человеку выступать субъектом труда, познания и общения.

     Личность является социальным субстрактом и неотъемлемой частью любого человеческого общества.

     Понятие личности в целом тождественно понятию человека, но такого, который поднялся до уровня личностного отношения с обществом, ибо личность уже есть само отношение между человеком и обществом, означающее меру автономии, самостоятельности и самоопределения (экономического, политического, бытового, духовного и т.п.) человека и общества, необходимую для формирования и проявления творческих потенций человека.

      Потребность личности в самореализации - естественное общечеловеческое качество.

      Оно предполагает раскрытие разносторонних человеческих: способностей.

      В свободном обществе уверенно и достойно может существовать только внешне и внутренне свободная личность.

         В наиболее широком смысле права человека есть вопрос взаимоотношений личности и государства. Можно сказать, что они выступают своеобразным показателем степени зрелости государства и его институтов.

          Однако следует согласиться с позицией B.C. Шадрина, что в юриспруденцию нельзя некритически переносить психологические концепции личности, с точки зрения правового положения личность - это любой человек.

         Отсутствие у возможных участников правового общения таких качеств, как «сознание» и «воля» вследствие возрастных особенностей или психических заболеваний, не дает основания отрицать за ними личностные (в правовом смысле слова) свойства вообще, поскольку они не утрачивают правосубъектности ни при каких обстоятельствах.

 

2 Права и свободы человека и гражданина как объект конституционного регулирования

 

          Процесс утверждения прав человека в теории и практике российского конституционализма был сложным и противоречивым. Идеологическое табу на саму категорию естественных прав человека существовало на протяжении многих десятилетий. Теория естественных прав рассматривалась как «буржуазная», чуждая «социалистической демократии».

           Среди первых ученых, принявшихся в советский период за разработку теории прав человека как общесоциальной, общедемократической идеи, был И.Е. Фарбер, в чем проявилась его не только научная, но и гражданская смелость48.

           В современных условиях политического и экономического переустройства общества идея прав человека впервые получила в России всеобщее признание и конституционное закрепление в качестве высшей ценности государственного и общественного развития (ст.2 Конституции Российской Федерации).

           С помощью прав человека утверждаются новые политико-правовые, нравственно-этические, идеологические принципы и устои формирующейся государственности новой России.

           Поэтому речь идет не просто о расширении и углублении прав человека, усилении гарантий их обеспечения (что тоже очень важно); главное заключается в том, что демократическое переустройство общества происходит на основе принципиально новой для России социальной и политико-правовой философии - философии гуманизма и уважения человека, приоритета его прав по отношению к правам классов, наций и иных социальных групп.

           Являясь общедемократической ценностью, которая принадлежит всему мировому сообществу, права человека, воплощают в себе глубинные характеристики национальной, политической и правовой культуры каждого народа и каждой нации. Это в полной мере касается и России, которая всегда имела свою самобытную демократию.

Информация о работе Конституция - ядро правового статуса личности