Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2013 в 22:56, курсовая работа
Формула преамбулы Конституции Российской Федерации - «утверждая права и свободы, человека, гражданский мир и согласие» - указывает на главные цели, ради которых принят Основной закон. Конституционно-правовой статус человека и гражданина является одной из составляющих основ конституционного строя. Именно он определяет систему взаимоотношений личности и государства, их взаимные права и ответственность. Социальная значимость Конституции РФ обусловливается, прежде всего, тем, что она является главным нормативно-правовым средством обеспечения свободы личности, основным инструментом упорядочения взаимоотношений человека с обществом и государством.
Введение
Основная часть
1. Понятие, сущность и характеристика правового статуса личности
2. Права и свободы человека и гражданина как объект конституционного регулирования
Заключение
Глоссарий
Список использованных источников
Версия шаблона |
2.1 |
Филиал |
Махачкалинский |
Вид работы |
Курсовая работа |
Название дисциплины |
Конституционное (государственное) право России |
Тема |
Конституция - ядро правового статуса личности |
Фамилия студента |
Раджабов |
Имя студента |
Мурад |
Отчество студента |
Гаджиевич |
№ контракта |
12400110104151 |
Основные данные о работе
Содержание
Введение
Основная часть
1. Понятие, сущность и характеристика правового статуса личности
2. Права и свободы человека и гражданина как объект конституционного регулирования
Заключение
Глоссарий
Список использованных источников
Список сокращений
Приложения
Формула преамбулы Конституции Российской Федерации - «утверждая права и свободы, человека, гражданский мир и согласие» - указывает на главные цели, ради которых принят Основной закон. Конституционно-правовой статус человека и гражданина является одной из составляющих основ конституционного строя. Именно он определяет систему взаимоотношений личности и государства, их взаимные права и ответственность. Социальная значимость Конституции РФ обусловливается, прежде всего, тем, что она является главным нормативно-правовым средством обеспечения свободы личности, основным инструментом упорядочения взаимоотношений человека с обществом и государством.
Само возникновение конституции как основного
закона государства
во многом в историческом плане диктуется
необходимостью
провозглашения и закрепления на высшем
уровне правовой регламентации
идеи свободы личности, равенства всех
перед законом и обеспечения на
этой основе взаимоотношений личности
и государства на качественно
новых принципах.
Именно
в этом состоит особая значимость для
личности
соблюдения норм Конституции всеми государственными
и муниципальными органами и их должностными
лицами.
Для современного конституционализма одну из центральных проблем в механизме правового регулирования составляют взаимоотношения государства и личности. Институт прав и свобод человека и гражданина является юридической формой (средством) выражения этих взаимоотношений.
Основное содержание и смысл взаимоотношений государства и личности определяется не только и не столько объемом прав и свобод личности, сколько уровнем их признания, обеспечения и защиты - уровнем их государственного гарантирования, который имеет конкретно-исторический характер.
Взаимоотношения государства и личности определяются, с одной стороны, достигнутым международно-правовым уровнем свободы
личности, ее реальным положением в обществе и, с другой
- сущностью государства,
Современное развитие общественных процессов вывело проблемы свободы личности, признания и обеспечения прав и свобод человека и гражданина далеко за внутригосударственные рамки, и их с полным основанием можно отнести к числу глобальных проблем современного мирового развития. Следует констатировать существенный разрыв между конституционными положениями, устанавливающими уровень обладания личностью правами и свободами, и их реальным осуществлением.
В этой связи актуальным является теоретическое осмысление механизма гарантирования прав и свобод личности, поиск путей наполнения их реальным содержанием.
Несмотря на наличие научных разработок, посвященных исследованию конституционно-правового статуса личности в Российской Федерации, проблема гарантирования его основной составляющей не получила до настоящего времени своего комплексного исследования.
Имеющиеся разработки посвящены либо только охране прав и свобод человека и гражданина, либо раскрытию отдельных аспектов такой охраны, деятельности уполномоченного по правам человека, судебной защите и т.д. Между тем охрана является лишь одним из составляющих элементов гарантирования, которое включает в себя также совершение со стороны государства действий по признанию и обеспечению реализации прав и свобод человека и гражданина, не получивших до настоящего времени должного теоретического обоснования в науке конституционного права.
Представляется, что механизм конституционно-правового гарантирования включает в себя все многообразие конституционно-правовых отношений, связанных с реализацией основ конституционного строя в построении современного Российского государства и общества и их взаимоотношений с личностью. Только через конституционный строй Российского государства и его
конституционно установленные основы, возможно раскрыть механизм гарантирования прав и свобод человека и гражданина.
Особое значение имеет системный подход к рассмотрению гарантий через призму демократических и экономических основ Российской Федерации, народовластия, правового и социального государства. Он позволяет раскрыть содержание и сущностные характеристики этого важного политико-правового института.
Необходимость системного анализа правового статуса личности и гарантированности его основного звена -прав и свобод, обусловлена значительными политическими процессами в жизни государства, изменением правовых подходов к закреплению гарантий и регулированию оснований реализации прав и свобод человека и гражданина.
Одним из основных вопросов конституционного развития любого общества и государства является закрепление положения человека, объем его правомочий и обеспечение прав и свобод человека и гражданина. Это объясняется особенностью взаимоотношений личности и государства, где, с одной стороны государство выступает как носитель власти, а человек как субъект, подчиненный этой власти, а с другой стороны - народ является единственным обладателем власти, а государство производно от его суверенитета и создается им для осуществления властной деятельности.
Этим обусловлено согласование и упорядочение всей системы взаимоотношений государства и личности, что находит отражение в объеме конституционно закрепленных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина. Исследуя правовой статус личности, следует обратить внимание на то обстоятельство, что в Конституции Российской Федерации применяются три основных понятия, обуславливающие правовой статус лица, это «человек», «гражданин», «каждый» и «личность». Совокупность базовых, отправных понятий, отражающих юридическую природу прав человека, специфику их реализации образует понятийно-категориальный аппарат, который выступает ядром специальной методологии, с позиции которой появляется возможность осуществить исследование.
В связи с этим при исследовании правового статуса личности представляется необходимым конкретизировать это понятие.
В юридической литературе распространилась практика обозначения прав и свобод человека и гражданина одним термином - «права человека».
Это обосновывается смысловым разнообразием понятия «права человека», проявляющемся в их родовом и видовом подразделении. «Система прав человека,- указывает Л.И. Глухарева,- дифференцирована по сферам (гражданские, политические, экономические, социальные, культурные права), по генезису (правовые и законные), по поколениям (первое, второе, третье и в стадии определения четвертое поколение прав), по способам реализации (позитивные и негативные), по формам закрепления (естественные и позитивные), по связи с государством (права человека и гражданина) и т.п.».
Следует согласиться с оценкой, что такая условность допустима только в тех случаях, когда права человека и его свободы не обособляются в качестве специальных предметов исследования, данной П.В. Анисимовым.
Едва ли обоснованным является мнение, что понятие «личность» вошло в политическую науку и практику под давлением политико-идеологических догм периода господства Советской власти и призванного фактически противостоять термину «человек», оно является неюридическим понятием, которое в силу своей неоднозначности не может использоваться в законодательстве.
Данный вывод содержит в себе элементы правового упрощенчества и противоречит конституционным установкам, определяющим понятие «основ правового статуса личности» (статья 64 Конституции РФ).
Общепризнанным является понимание под личностью человека как носителя каких-нибудь свойств, человека как субъекта отношений и сознательной деятельности, а также устойчивой системы социально значимых черт, характеризующих индивида как члена общества или общности.
Понятие личности может рассматриваться в различных аспектах - в философском, социологическом, психологическом, этическом, правовом.
В философии и социологии преобладает мнение о личности как о человеке в совокупности его социальных качеств, индивидууме, обладающем свойствами разумности, духовности, ответственности перед обществом и т.д. Н.А. Бердяев рассматривал личность как категорию религиозно-духовную.
Личность, по его мнению, вырабатывается длительным процессом, выбором, вытеснением всего того, что мне не есть мое «я».
В психологии также принято считать, что не всякий человек - личность, хотя всякая личность - человек. Личность появляется с момента осознания человеком своего «я» и в своем развитии проходит путь от «минимума личности» до своей социальной зрелости.
Подобные взгляды получают отклик и у теоретиков права.
Так, по мнению В.А. Кучинского, «человеком рождаются, личностью становятся. Чтобы родившийся человек стал личностью, он должен пройти соответствующие стадии природного и социального развития, не только достигнуть определенного уровня физического и умственного развития, но и приобрести необходимый социальный опыт в процессе общения с другими людьми»11. На основе этого делается вывод, что, например, дети и душевнобольные не могут считаться личностями.
Представляется, что в данном случае при характеристике личности имеет место подмена понятий «правоспособности» и «деликтоспособности».
Личность - интегральное понятие, включающее в себя характеристику человека как конкретного индивида со всей совокупностью социальных качеств и отношений, образовавшихся в процессе его взаимодействия с другими индивидами.
Эти качества позволяют человеку выступать субъектом труда, познания и общения.
Личность является социальным субстрактом и неотъемлемой частью любого человеческого общества.
Понятие личности в целом тождественно понятию человека, но такого, который поднялся до уровня личностного отношения с обществом, ибо личность уже есть само отношение между человеком и обществом, означающее меру автономии, самостоятельности и самоопределения (экономического, политического, бытового, духовного и т.п.) человека и общества, необходимую для формирования и проявления творческих потенций человека.
Потребность личности в самореализации - естественное общечеловеческое качество.
Оно предполагает раскрытие разносторонних человеческих: способностей.
В свободном обществе уверенно и достойно может существовать только внешне и внутренне свободная личность.
В наиболее широком смысле права человека есть вопрос взаимоотношений личности и государства. Можно сказать, что они выступают своеобразным показателем степени зрелости государства и его институтов.
Однако следует согласиться с позицией B.C. Шадрина, что в юриспруденцию нельзя некритически переносить психологические концепции личности, с точки зрения правового положения личность - это любой человек.
Отсутствие у возможных участников правового общения таких качеств, как «сознание» и «воля» вследствие возрастных особенностей или психических заболеваний, не дает основания отрицать за ними личностные (в правовом смысле слова) свойства вообще, поскольку они не утрачивают правосубъектности ни при каких обстоятельствах.
Процесс утверждения прав человека в теории и практике российского конституционализма был сложным и противоречивым. Идеологическое табу на саму категорию естественных прав человека существовало на протяжении многих десятилетий. Теория естественных прав рассматривалась как «буржуазная», чуждая «социалистической демократии».
Среди первых ученых, принявшихся в советский период за разработку теории прав человека как общесоциальной, общедемократической идеи, был И.Е. Фарбер, в чем проявилась его не только научная, но и гражданская смелость48.
В современных условиях политического и экономического переустройства общества идея прав человека впервые получила в России всеобщее признание и конституционное закрепление в качестве высшей ценности государственного и общественного развития (ст.2 Конституции Российской Федерации).
С помощью прав человека утверждаются новые политико-правовые, нравственно-этические, идеологические принципы и устои формирующейся государственности новой России.
Поэтому речь идет не просто о расширении и углублении прав человека, усилении гарантий их обеспечения (что тоже очень важно); главное заключается в том, что демократическое переустройство общества происходит на основе принципиально новой для России социальной и политико-правовой философии - философии гуманизма и уважения человека, приоритета его прав по отношению к правам классов, наций и иных социальных групп.
Являясь общедемократической ценностью, которая принадлежит всему мировому сообществу, права человека, воплощают в себе глубинные характеристики национальной, политической и правовой культуры каждого народа и каждой нации. Это в полной мере касается и России, которая всегда имела свою самобытную демократию.
Информация о работе Конституция - ядро правового статуса личности