Конституция - ядро правового статуса личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2013 в 22:56, курсовая работа

Описание работы

Формула преамбулы Конституции Российской Федерации - «утверждая права и свободы, человека, гражданский мир и согласие» - указывает на главные цели, ради которых принят Основной закон. Конституционно-правовой статус человека и гражданина является одной из составляющих основ конституционного строя. Именно он определяет систему взаимоотношений личности и государства, их взаимные права и ответственность. Социальная значимость Конституции РФ обусловливается, прежде всего, тем, что она является главным нормативно-правовым средством обеспечения свободы личности, основным инструментом упорядочения взаимоотношений человека с обществом и государством.

Содержание работы

Введение
Основная часть
1. Понятие, сущность и характеристика правового статуса личности
2. Права и свободы человека и гражданина как объект конституционного регулирования
Заключение
Глоссарий
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

конституционное.doc

— 211.00 Кб (Скачать файл)

          Содержание основ правового статуса гражданина наиболее концентрированно выражается в конституционных правах, свободах и обязанностях. Именно в них закрепляется свобода каждого человека от произвола государственной власти.

        Это сердцевина конституционного строя, поэтому Конституция Российской Федерации 1993 г. в статье 2 определяет, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а установление, соблюдение и защита правового положения личности составляют главную обязанность государства.

        Рассмотрение сущности конституционных прав и свобод не возможно без уяснения их первоосновы, которой является философское учение о свободе как о естественном состоянии человека.

       Свобода личности как основа социального (фактического) и правового положения человека в обществе и государстве может проявляться в трех качествах: - как внутренняя характеристика личности, ее органическое свойство, она реализуется как свобода воли и основа для всех других личностных характеристик. В этом качестве в юридическом своем значении она характеризует человека как субъекта права, определяет его правоспособность и дееспособность; - как положение человека в обществе, когда определяются пределы его самостоятельности в зависимости от его социального статуса; - как деятельная характеристика личности, которая раскрывается через конкретные юридические права и свободы.

       Исследуя правовые уровни свободы, Н.С. Бондарь указывает на различные аспекты их проявления и значимости.

       Свобода личности как основа самоорганизации населения или формирования гражданского общества, отмечает он, может проявляться на разных уровнях и в различных качествах, формах своего бытия, предопределяющих соответственно широту, многогранность социально-правовых характеристик статуса человека и гражданина в обществе в целом и в системе властеотношений в частности.

       Рассматривая конституционный механизм гарантирования прав и свобод человека и гражданина, следует исходить из того, что основы конституционного их гарантирования обусловлены положениями статьи 2 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которой человек, его права и свободы являются высшей ценностью.

           Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Из установленного в Конституции РФ приоритета прав и свобод во взаимосвязи человека и государства вытекают обязанности государства и его органов: признавать, соблюдать и защищать принадлежащие ему права и свободы.

          Именно эта конституционная установка определяет сущность гарантированности как основного принципа правового статуса личности.

Сущностное содержание гарантированности  прав и свобод заключается в триединой  обязанности государства признавать принадлежащие человеку и гражданину права и свободы, соблюдать их и обеспечивать государственный механизм их защиты. Эта обязанность государства получает свое конституционно-правовое развитие в положениях статьи 18 Конституции РФ.

        На уровне правового акта, обладающего высшей учредительной силой, закреплено, что права и свободы человека и гражданина как непосредственно действующие определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

       Данная конституционная установка является тем предопределяющим началом, ориентиром в законотворческой деятельности органов законодательной власти и исполнительно- распорядительной деятельности органов исполнительной власти, которая обуславливает правоохранительную функцию судебной власти, осуществляющей правосудие.

       Гарантирование - разновидность обеспечения, т.е. такой особенной формы всеобщего взаимодействия элементов действительности, при которой одни элементы (или продукты их деятельности) выступают условием существования или функционирования других элементов.

        Появление в данной сфере субъекта социального (в первую очередь -государственного) управления требует (для достижения целей такого управления) усиления ординарного обеспечительного воздействия в отдельных аспектах, что достигается с помощью дополнительных средств (гарантий). Гарантии призваны осуществлять специальное (повышенное) обеспечение, выступая дополнительными мерами, средствами и способами, целенаправленно создающими в комплексе требуемые условия (среду) существования и функционирования обеспечиваемого объекта.

          Вопрос о гарантиях возникает всегда, когда осуществляется переход от должного к сущему. Гарантии во всех случаях есть проблема реальности правового явления.

          Известно, что гарантии - один из главных вопросов проблемы правильного применения правовых норм, законности и многих других процессов правовой деятельности.

Заключение

 

         Роль Президента Российской Федерации в конституционном механизме гарантирования прав и свобод человека и гражданина не выделяется на уровне конституционной регламентации.

        Конституционные положения, регламентирующие участие Президента России в обеспечении прав и свобод человека и гражданина, достаточно лаконичны и касаются лишь отнесения к полномочиям Президента РФ рассмотрение вопросов гражданства.

        В литературе, посвященной становлению и развитию института президентства в России, вопросы полномочий Президента РФ по гарантированию прав и свобод человека и гражданина не получили своего самостоятельного теоретико-правового анализа. Отсюда исследование места и роли Президента РФ в реализации и охране прав и свобод, возможно провести лишь в контексте его полномочий как гаранта       

        Конституции РФ и исходя из его места в механизме разделения государственной власти.

         Согласно Конституции РФ (статья 10) государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. В то же время частью 1 статьи 11 Конституции РФ установлено, что государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума РФ), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации.

         Если Федеральное Собрание осуществляет законодательную власть, Правительство - исполнительную, суды — судебную, то какую власть вправе и должен осуществлять Президент?

         В отечественной юридической литературе неоднократно отмечалось, что Президент Российской Федерации формально не входит ни в одну из этих трех ветвей власти.

         Однако, как полагает М.В. Баглай, «даже в тех странах, где он не входит ни в одну из трех властей (Франция и др.) или о его статусе в Конституции вообще не говорится (ФРГ), юридическая наука и практика признают его главой исполнительной власти - ибо никакому должностному лицу нельзя иметь основные функции и властные полномочия вне какой-либо власти».

        Согласно своему конституционному статусу Президент Российской Федерации в основном тяготеет к исполнительной власти, о чем свидетельствует его право председательствовать на заседаниях Правительства (пункт «б» статьи 83 Конституции).

        Запись об этом была внесена в проект Конституции собственноручно Президентом Б.Н. Ельциным . В случае отставки Президента его полномочия может временно исполнять только Председатель Правительства (статья 92 Конституции РФ). Совместно Президент и Правительство обеспечивают в соответствии с Конституцией Российской Федерации осуществление полномочий федеральной государственной власти на всей территории Российской Федерации (часть 4 статьи 78 Конституции РФ). Несмотря на то, что Конституцией РФ прямо не закрепляются полномочия Президента РФ по обеспечению прав и свобод, гарантом которых он является, его роль в механизме их гарантирования может быть определена исходя из системного анализа конституционных установок, регламентирующих его статус. В целом из 137 статей Конституции непосредственно с Президентом связано около 30.          

         В Конституцию Российской Федерации ее создатели включили почти все, что имелось в международной практике установления статуса президентства.

         В соответствии со статьей 80 Конституции Российской Федерации Президент является главой государства, а также гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина; принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти; определяет основные направления внутренней и внешней политики; представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях, «на Президенте Российской Федерации, которому российский народ вручил мандат доверия, лежит конституционная обязанность защищать интересы всего государства, гарантировать правовой порядок на территории всей страны».

 

 

 

 

 

Глоссарий

№ п/п

Понятие

Определение

1.

Правовой статус человека

система признанных и гарантируемых государством в законодательном порядке прав, свобод и обязанностей, а также  законных интересов человека как  субъекта права. 
Права и свободы - социальные возможности гражданина, признанные и обеспеченные государством. 
Обязанности - социальные возможности, выражающие притязания государства к гражданину, его поведению.

2.

Гражданство

устойчивая правовая связь лица с конкретным государствам. Гражданство  проявляется как взаимоотношение  между государством и лицами, находящимися под его властью: 
- государство признает и гарантирует права и свободы человека, защищает и покровительствует ему за границей; 
- гражданин безусловно соблюдает законы и предписания государства, выполняет установленные им обязанности. 
Термин "подданство" применяется для обозначения гражданства в государствах с монархической формой правления.

3.

Конституционно-правовой статус человека

совокупность гарантируемых конституцией прав и свобод, а также устанавливаемых  конституцией обязанностей человека.

4.

Права человека

характеристика  правового статуса человека по отношению  к государству, его возможности  и притязания в экономической, социальной, политической и культурной сферах. Права человека подразделяются на: 
- абсолютные, ограничение или временное приостановление которых не допускается ни при каких обстоятельствах; 
- относительные, которые могут быть ограничены или приостановлены на в случае введения режимов чрезвычайного или военного положения.

5.

Залоговое право

законно признанное право залогодержателя предъявлять требование на собственность другого лица в случае неуплаты долга или невыполнения обязательства.

6.

Личные неимущественные права

вид субъективных прав, права на блага, не имеющие имущественного содержания. 
Личные неимущественные права неотделимы от их носителей.

7.

Подведомственность

правовой институт; совокупность правовых норм, расположенных в различных  отраслях права (гражданского, трудового, семейного, процессуального и др.), устанавливающих ту или иную форму  защиты субъективного права.

8.

Права человека

характеристика правового статуса  человека по отношению к государству, его возможности и притязания в экономической, социальной, политической и культурной сферах. Права человека подразделяются на: 
- абсолютные, ограничение или временное приостановление которых не допускается ни при каких обстоятельствах; 
- относительные, которые могут быть ограничены или приостановлены на в случае введения режимов чрезвычайного или военного положения.

9.

Муниципальное право

в ряде стран - подотрасль конституционного права, включающая систему норм, регулирующих организацию местного самоуправления.

10.

Муниципальная власть

построенная на началах самоуправления власть мэров, муниципальных советов, земских  образований, старост, старшин и  т.д. Решения муниципальной власти обязательны для населения конкретного административно-территориального подразделения: города, района, округа.


 

Список использованных источников

1.

Четвёртый протокол к Генеральному соглашению о привилегиях и иммунитетах  Совета Европы от 16 декабря 1961 года: Сборник документов // Совет Европы и Россия. М., 2004. - 38 с.

2.

Пятый протокол к Генеральному соглашению о привилегиях и иммунитетах  Совета Европы от 18 июня 1990 года: Сборник  документов // Совет Европы и Россия. М., 2004. - 41 с.

3.

Протокол № 13 к Европейской конвенции  о защите прав человека и основных свобод от 3 мая 2002 года // Официальный  сайт Европейского суда по правам человека.

4.

Берестнев Ю. Распространение решений  Евроᴨȇйского Суда по правам человека // Российская юстиция. № 3. 2001.

5.

Жуйков В.М. К вопросу о судебной практике как источнике права // Судебная практика как источник права. М.: Юрист, 2000.

6.

Линская Ю.В. Судебный прецедент как  источник конституционного права // Конституционное  и муниципальное право. 2006. № 6.

7.

Наше  государство и их революция // Время  новостей. 2005. 7 апр.

8.

Стоякин С.Г. К вопросу о природе  и понятии правопорядка Евроᴨȇйских сообществ // Международное публичное  и частное право. 2005. № 2.

9.

Петрухин И.Л. Еще раз о смертной казни // Юридический мир. 2002. № 4.

10.

Метлова И.С. Правовая природа решений  Европейского Суда по

правам человека // Вестник Московского  университета МВД России. 2006. №8. – 0,4 п.л.


 

Приложения

А





Информация о работе Конституция - ядро правового статуса личности