Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2013 в 22:56, курсовая работа
Формула преамбулы Конституции Российской Федерации - «утверждая права и свободы, человека, гражданский мир и согласие» - указывает на главные цели, ради которых принят Основной закон. Конституционно-правовой статус человека и гражданина является одной из составляющих основ конституционного строя. Именно он определяет систему взаимоотношений личности и государства, их взаимные права и ответственность. Социальная значимость Конституции РФ обусловливается, прежде всего, тем, что она является главным нормативно-правовым средством обеспечения свободы личности, основным инструментом упорядочения взаимоотношений человека с обществом и государством.
Введение
Основная часть
1. Понятие, сущность и характеристика правового статуса личности
2. Права и свободы человека и гражданина как объект конституционного регулирования
Заключение
Глоссарий
Список использованных источников
Содержание основ правового статуса гражданина наиболее концентрированно выражается в конституционных правах, свободах и обязанностях. Именно в них закрепляется свобода каждого человека от произвола государственной власти.
Это сердцевина конституционного строя, поэтому Конституция Российской Федерации 1993 г. в статье 2 определяет, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а установление, соблюдение и защита правового положения личности составляют главную обязанность государства.
Рассмотрение сущности конституционных прав и свобод не возможно без уяснения их первоосновы, которой является философское учение о свободе как о естественном состоянии человека.
Свобода личности как основа социального (фактического) и правового положения человека в обществе и государстве может проявляться в трех качествах: - как внутренняя характеристика личности, ее органическое свойство, она реализуется как свобода воли и основа для всех других личностных характеристик. В этом качестве в юридическом своем значении она характеризует человека как субъекта права, определяет его правоспособность и дееспособность; - как положение человека в обществе, когда определяются пределы его самостоятельности в зависимости от его социального статуса; - как деятельная характеристика личности, которая раскрывается через конкретные юридические права и свободы.
Исследуя правовые уровни свободы, Н.С. Бондарь указывает на различные аспекты их проявления и значимости.
Свобода личности как основа самоорганизации населения или формирования гражданского общества, отмечает он, может проявляться на разных уровнях и в различных качествах, формах своего бытия, предопределяющих соответственно широту, многогранность социально-правовых характеристик статуса человека и гражданина в обществе в целом и в системе властеотношений в частности.
Рассматривая конституционный механизм гарантирования прав и свобод человека и гражданина, следует исходить из того, что основы конституционного их гарантирования обусловлены положениями статьи 2 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которой человек, его права и свободы являются высшей ценностью.
Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Из установленного в Конституции РФ приоритета прав и свобод во взаимосвязи человека и государства вытекают обязанности государства и его органов: признавать, соблюдать и защищать принадлежащие ему права и свободы.
Именно эта конституционная установка определяет сущность гарантированности как основного принципа правового статуса личности.
Сущностное содержание гарантированности
прав и свобод заключается в триединой
обязанности государства
На уровне правового акта, обладающего высшей учредительной силой, закреплено, что права и свободы человека и гражданина как непосредственно действующие определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Данная конституционная установка является тем предопределяющим началом, ориентиром в законотворческой деятельности органов законодательной власти и исполнительно- распорядительной деятельности органов исполнительной власти, которая обуславливает правоохранительную функцию судебной власти, осуществляющей правосудие.
Гарантирование - разновидность обеспечения, т.е. такой особенной формы всеобщего взаимодействия элементов действительности, при которой одни элементы (или продукты их деятельности) выступают условием существования или функционирования других элементов.
Появление в данной сфере субъекта социального (в первую очередь -государственного) управления требует (для достижения целей такого управления) усиления ординарного обеспечительного воздействия в отдельных аспектах, что достигается с помощью дополнительных средств (гарантий). Гарантии призваны осуществлять специальное (повышенное) обеспечение, выступая дополнительными мерами, средствами и способами, целенаправленно создающими в комплексе требуемые условия (среду) существования и функционирования обеспечиваемого объекта.
Вопрос о гарантиях возникает всегда, когда осуществляется переход от должного к сущему. Гарантии во всех случаях есть проблема реальности правового явления.
Известно, что гарантии - один из главных вопросов проблемы правильного применения правовых норм, законности и многих других процессов правовой деятельности.
Роль Президента Российской Федерации в конституционном механизме гарантирования прав и свобод человека и гражданина не выделяется на уровне конституционной регламентации.
Конституционные положения, регламентирующие участие Президента России в обеспечении прав и свобод человека и гражданина, достаточно лаконичны и касаются лишь отнесения к полномочиям Президента РФ рассмотрение вопросов гражданства.
В литературе, посвященной становлению и развитию института президентства в России, вопросы полномочий Президента РФ по гарантированию прав и свобод человека и гражданина не получили своего самостоятельного теоретико-правового анализа. Отсюда исследование места и роли Президента РФ в реализации и охране прав и свобод, возможно провести лишь в контексте его полномочий как гаранта
Конституции РФ и исходя из его места в механизме разделения государственной власти.
Согласно Конституции РФ (статья 10) государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. В то же время частью 1 статьи 11 Конституции РФ установлено, что государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума РФ), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации.
Если Федеральное Собрание осуществляет законодательную власть, Правительство - исполнительную, суды — судебную, то какую власть вправе и должен осуществлять Президент?
В отечественной юридической литературе неоднократно отмечалось, что Президент Российской Федерации формально не входит ни в одну из этих трех ветвей власти.
Однако, как полагает М.В. Баглай, «даже в тех странах, где он не входит ни в одну из трех властей (Франция и др.) или о его статусе в Конституции вообще не говорится (ФРГ), юридическая наука и практика признают его главой исполнительной власти - ибо никакому должностному лицу нельзя иметь основные функции и властные полномочия вне какой-либо власти».
Согласно своему конституционному статусу Президент Российской Федерации в основном тяготеет к исполнительной власти, о чем свидетельствует его право председательствовать на заседаниях Правительства (пункт «б» статьи 83 Конституции).
Запись об этом была внесена в проект Конституции собственноручно Президентом Б.Н. Ельциным . В случае отставки Президента его полномочия может временно исполнять только Председатель Правительства (статья 92 Конституции РФ). Совместно Президент и Правительство обеспечивают в соответствии с Конституцией Российской Федерации осуществление полномочий федеральной государственной власти на всей территории Российской Федерации (часть 4 статьи 78 Конституции РФ). Несмотря на то, что Конституцией РФ прямо не закрепляются полномочия Президента РФ по обеспечению прав и свобод, гарантом которых он является, его роль в механизме их гарантирования может быть определена исходя из системного анализа конституционных установок, регламентирующих его статус. В целом из 137 статей Конституции непосредственно с Президентом связано около 30.
В Конституцию Российской Федерации ее создатели включили почти все, что имелось в международной практике установления статуса президентства.
В соответствии со статьей 80 Конституции Российской Федерации Президент является главой государства, а также гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина; принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти; определяет основные направления внутренней и внешней политики; представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях, «на Президенте Российской Федерации, которому российский народ вручил мандат доверия, лежит конституционная обязанность защищать интересы всего государства, гарантировать правовой порядок на территории всей страны».
№ п/п |
Понятие |
Определение |
1. |
Правовой статус человека |
система
признанных и гарантируемых государством
в законодательном порядке |
2. |
Гражданство |
устойчивая правовая связь лица
с конкретным государствам. Гражданство
проявляется как |
3. |
Конституционно-правовой статус человека |
совокупность гарантируемых |
4. |
Права человека |
характеристика
правового статуса человека по отношению
к государству, его возможности
и притязания в экономической, социальной,
политической и культурной сферах.
Права человека подразделяются на: |
5. |
Залоговое право |
законно признанное право залогодержателя предъявлять требование на собственность другого лица в случае неуплаты долга или невыполнения обязательства. |
6. |
Личные неимущественные права |
вид
субъективных прав, права на блага,
не имеющие имущественного содержания. |
7. |
Подведомственность |
правовой институт; совокупность правовых норм, расположенных в различных отраслях права (гражданского, трудового, семейного, процессуального и др.), устанавливающих ту или иную форму защиты субъективного права. |
8. |
Права человека |
характеристика правового |
9. |
Муниципальное право |
в ряде стран - подотрасль конституционного права, включающая систему норм, регулирующих организацию местного самоуправления. |
10. |
Муниципальная власть |
построенная
на началах самоуправления власть мэров,
муниципальных советов, земских
образований, старост, старшин и
т.д. Решения муниципальной власти обязательны
для населения конкретного административно- |
1. |
Четвёртый протокол к Генеральному соглашению о привилегиях и иммунитетах Совета Европы от 16 декабря 1961 года: Сборник документов // Совет Европы и Россия. М., 2004. - 38 с. |
2. |
Пятый протокол к Генеральному соглашению о привилегиях и иммунитетах Совета Европы от 18 июня 1990 года: Сборник документов // Совет Европы и Россия. М., 2004. - 41 с. |
3. |
Протокол № 13 к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод от 3 мая 2002 года // Официальный сайт Европейского суда по правам человека. |
4. |
Берестнев Ю. Распространение решений Евроᴨȇйского Суда по правам человека // Российская юстиция. № 3. 2001. |
5. |
Жуйков В.М. К вопросу о судебной практике как источнике права // Судебная практика как источник права. М.: Юрист, 2000. |
6. |
Линская Ю.В. Судебный прецедент как источник конституционного права // Конституционное и муниципальное право. 2006. № 6. |
7. |
Наше государство и их революция // Время новостей. 2005. 7 апр. |
8. |
Стоякин С.Г. К вопросу о природе и понятии правопорядка Евроᴨȇйских сообществ // Международное публичное и частное право. 2005. № 2. |
9. |
Петрухин И.Л. Еще раз о смертной казни // Юридический мир. 2002. № 4. |
10. |
Метлова И.С. Правовая природа решений Европейского Суда по правам человека // Вестник Московского университета МВД России. 2006. №8. – 0,4 п.л. |
А |
|
Информация о работе Конституция - ядро правового статуса личности