Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2014 в 11:35, контрольная работа
Описание работы
В 2013 году российское юридическое сообщество отметило двадцатилетие Основного Закона. Конституция Российской Федерации 1993 г. обозначила вектор дальнейшего развития нашего государства и общества. Можно утверждать, что с ее принятием началась новая эпоха в государственном строительстве России. Именно конституционные положения, характеризующие Российскую Федерацию как правовое, демократическое, федеративное государство с республиканской формой правления, стали ориентирами, предопределившими направления конституционной эволюции государства вообще и пути реорганизации публичной власти в частности.
Содержание работы
Введение 2 1. Сущность принципа разделения властей и его реализация в конституции Российской Федерации 1993 года 4 2. Причины принципа разделения властей и его реализация в конституции Российской Федерации 1993 года 10 Заключение 14 Список используемой литературы 16
В 2013 году российское юридическое
сообщество отметило двадцатилетие Основного
Закона. Конституция Российской Федерации
1993 г. обозначила вектор дальнейшего развития
нашего государства и общества. Можно
утверждать, что с ее принятием началась
новая эпоха в государственном строительстве
России. Именно конституционные положения,
характеризующие Российскую Федерацию
как правовое, демократическое, федеративное
государство с республиканской формой
правления, стали ориентирами, предопределившими
направления конституционной эволюции
государства вообще и пути реорганизации
публичной власти в частности.
Переосмысление ценностных
ориентиров в системе «государство –
общество – человек», установление новых
принципов организации государственной
власти, закрепление иных социально-экономических
устоев общества, провозглашение политического
и идеологического плюрализма, признание
примата общепризнанных принципов и норм
международного права и международных
договоров над национальным законодательством,
придание некоторым положениям статуса
конституционных принципов и норм – это
и многое другое нашло отражение в Конституции
Российской Федерации 1993 года.
Государственная власть в Российской
Федерации осуществляется Президентом
РФ, а также на основе разделения на законодательную,
исполнительную и судебную. В соответствии
с этим и система органов Российской Федерации
состоит из органов нескольких видов.
Конституция РФ (статья 10, 11) предусматривает
наличие органов, президентской, законодательной,
исполнительной и судебной власти.
Судебная власть призвана охранять
право, правовые устои государственной
и общественной жизни от любых нарушений,
кто бы их не совершал. Правосудие в правовом
государстве осуществляется только судебными
органами. Никто не может присвоить себе
функции суда. В своей правоохранительной
деятельности суд руководствуется только
законом, правом и не зависит от субъективных
влияний законодательной или исполнительной
власти. Независимость и законность правосудия
являются важнейшей гарантией прав и свобод
граждан, правовой государственности
в целом. С одной стороны, суд не может
присваивать себе функции законодательной
или исполнительной власти, с другой стороны
его важнейшей задачей является организационно-правовой
контроль за нормативными актами этих
властей. Судебная власть, таким образом,
выступает сдерживающим фактором, предупреждающим
нарушение правовых установлений, и прежде
всего конституционных, как со стороны
законодательных, так и исполнительных
органов государственной власти, обеспечивая
тем самым реальное разделение властей. 1
1. Сущность принципа разделения
властей и его реализация в конституции
Российской Федерации 1993 года
Идея о разделении государственной
власти и разграничении деятельности
государственных органов впервые нашла
свое отражение в работах античных мыслителей
– Платона, Полибия, Аристотеля и других.
Наиболее полно классический вариант
теории разделения властей был изложен
позднее в работах Дж. Локка и Ш.Л. Монтескье
и развит в трудах мыслителей разных исторических
периодов. В отечественной дореволюционной
юридической науке принцип разделения
властей был исследован в работах Ф. Ф.
Кокошкина, В.М. Гессена, Н. М. Коркунова
и других. Однако на законодательном уровне
он долгое время не находил своего выражения.
Принцип разделения
властей как один из принципов организации
государственной власти в современной
России был провозглашен Декларацией
СНД РСФСР от 12 июня 1990 г. «О государственном
суверенитете Российской Советской Федеративной
Социалистической Республики Российской
Федерации», а затем получил законодательное
закрепление в статье 10 Конституции 1993
г.: «Государственная власть в Российской
Федерации осуществляется на основе разделения
на законодательную, исполнительную и
судебную. Органы законодательной, исполнительной
и судебной власти самостоятельны».
Сущность принципа
разделения властей сводится к тому, что все три
ветви государственной власти – законодательная,
исполнительная и судебная, с одной стороны,
должны быть самостоятельными и независимыми,
выполняя те цели, ради которых они создаются,
путем реализации их функций и полномочий,
а с другой - должны сдерживаться другими
ветвями власти.
Учитывая, что в процессе исторического
развития доктрины разделения властей
все же происходит трансформация ее содержания,
стоит отметить, что в современный период
в России перечень функций каждой из ветвей
власти существенно расширен, в связи
с чем исследование вопроса о роли каждой
ветви власти в системе разделения властей,
пределов их самостоятельности и независимости,
является актуальным.
В научной литературе выделяют
следующие основные положения теории
разделения властей, сложившиеся в России:
- разделение властей, как
правило, закрепляется Конституцией;
- согласно Конституции
законодательная, исполнительная и
судебная власти действуют в
интересах людей и органов;
- все власти равны и
автономны, ни одна из них не
может быть устранена любой
другой;
- никакая власть не
может пользоваться правами, предоставленными
Конституцией другой власти;
- судебная власть действует
независимо от политического
влияния, судьи пользуются правом
длительного пребывания в должности.
Судебная власть может объявить
закон недействительным, если он
противоречит Конституции.2
Реформы начала 90-х годов XX в.
положили начало глубочайшим социальным
и политическим изменениям, проводившимся
в стиле «шоковой терапии», от которой
понесли огромные потери все слои населения.
Нигде в мире революции не приводили к
такому масштабному уничтожению материальной
основы промышленности и сельского хозяйства,
как в нашей стране. Создана была прямая
угроза существованию крестьянства, что
в столь обширной по территории и слабозаселенной
стране представляется весьма опасным.3 Экономически и идеологически
произошел разрыв общества и власти. Когда
это происходит, власть, чувствуя свою
бесконтрольность, начинает коррупционизироваться.
Возникает угроза автократии, когда правящая
элита начинает задумываться только о
лично-корыстных интересах. Общество,
преодолевая экономические трудности,
повышало свое самосознание. Социальные
взрывы 1991 и 1993 года, завершившиеся утверждением
президентской власти, принятием Конституции,
принявшей разделение властей на законодательную,
исполнительную и судебную, а также признающей
народ носителем суверенитета4 и его право участвовать в управлении
делами государства, также способствовало
усилению контролирующей функции общественного
самосознания. Гарантией исполнения и
реализации прав и свобод граждан в постиндустриальном
обществе играет функционирование институтов
гражданского общества.5 Гражданское общество является
основой существования правового государства,
а государство является правовым потому,
что общество не дает ему выйти из этих
рамок и всегда имеет возможность отстаивать
свою свободу от государственного вмешательства.6
В доконституционном государственном
праве преимущественно применяется метод
субординации (власти и подчинения). Государственный
аппарат и общество строятся на основе
принципа иерархии, централизованного
управления. Аппарат государства формируется
сверху вниз. Общество рассматривает государство
как своего хозяина, которому оно должно
подчиняться. За отказ в повиновении следуют
жесткие санкции. Права и свободы используются
членами общества только с разрешения
должностных лиц (разрешение на митинги
и демонстрации, на создание общественных
объединений, на занятие предпринимательством).
Государство управляет экономикой страны,
создает удобные для себя политические
объединения. Здесь государственный аппарат
вырабатывает единую государственную
идеологию и навязывает ее населению через
подчиненные ему средства массовой пропаганды
и учреждения образования и культуры.
В конституционном праве широкое
применение имеет метод координации. Группы
людей должны согласовать свои интересы
в ходе выборов органов власти различного
уровня. Аппарат государства формируется
снизу вверх. Партия, пришедшая к власти
на выборах, не уничтожает своих противников.
Оппозиция имеет право на существование
и мирным путем на очередных выборах приходит
к власти, если правящая партия перестает
удовлетворять избирателей. Поиск компромиссного
решения осуществляют разделенные по
ветвям власти органы государства. Над
ними нет начальника. Через соглашения
должны разделять свои полномочия органы
власти центра, регионов и местного самоуправления.
Законы не даруются правителем и его подчиненными,
а принимаются представителями народа
в парламенте после открытых дискуссий
на основе поиска компромисса между различными
активными группами общества. В условиях
конституционализма общество, а не государство
формирует различные идеологии, между
которыми осуществляется открытая конкуренция.
Средства массовой информации здесь независимы
от государства. Экономическая жизнь при
конституционном строе основана на договорных
отношениях. Сама конституция является
соглашением (договором) между активными
группами общества. Метод субординации
не исключается из конституционного права,
но властным субъектом здесь является
не правитель и государственный аппарат,
как в доконституционном государственном
праве, а народ (гражданское общество),
который меняет своих глав государств
и глав правительства через каждые 5 - 10
лет. Высшей ценностью здесь является
человек, а не государство (как корпорация
чиновников).7
Конституционное право закрепляет
общедозволительный тип регулирования
для граждан и разрешительный для государственного
аппарата. В доконституционном государственном
праве все делается наоборот. Октроированный
правителем конституционный акт, как правило,
перечисляет права человека и гражданина,
которые правитель дарует своему населению.
Этот акт похож на дарованную грамоту
на права и вольности. Конституция, исходящая
от самого народа, делает акцент на ограничения
вмешательства государства в дела общества
и человека. Например, вместо права общества
на многопартийность (часть 3 статьи 13
Конституции РФ) следовало бы запретить
государству вмешиваться в вопросы создания
и деятельности партий (в том числе запрет
на создание огосударствленных объединений),
кроме строго установленных случаев.
Ясность в определении конституционных
идеалов позволяет определить, как далеко
та или иная страна прошла по пути перехода
от доконституционного государственного
права к конституционному праву. Первоначальную,
формальную оценку можно сделать по тому,
насколько конституционные акты страны
закрепляют конституционные или доконституционные
ценности. Например, отказ от принципа
разделения властей, закрепление в статье
6 Конституции СССР 1977 г. монополии КПСС
на власть в стране показывают, что Конституция
СССР является ложным конституционным
актом.
На переходных этапах развития
правящая группа в октроированных конституционных
актах часто закрепляет конкурирующие
между собой принципы конституционного
и доконституционного государственного
права. Декларация конституционных ценностей
является способом сокрытия неконституционных
по своему содержанию норм. Например, в
Конституции РФ 1993 г. декларируется принцип
разделения властей (статья 10). Но он нейтрализуется
широкими полномочиями Президента РФ
(статьи 11, 80, 83, 84-91, 63).
Норме конституционного права
может быть придан совершенно неконституционный
смысл в ходе ее толкования. Так, однобокое
прочтение статьи 77 Конституции РФ позволило
лишить население субъектов Федерации
своего права выбирать главу региона.
Антиконституционное звучание ей придали
нормы Федерального закона 1999 г. (с изменениями
и дополнениями) «Об общих принципах организации
законодательных (представительных) и
исполнительных органов государственной
власти субъектов Российской Федерации»,
которые закрепили фактическое назначение
глав регионов Президентом РФ.
Помочь исказить содержание
конституционных норм могут зависимые
от верховной власти судебные органы.
Так, Конституционный Суд РФ немало сделал
для того, чтобы поставить Президента
РФ над всеми ветвями власти и устранить
федеративный характер государства. Его
заслугой является также ограничение
демократических свобод, закрепленных
в Конституции РФ.8
2. Причины принципа разделения
властей и его реализация в конституции
Российской Федерации 1993 года
В условиях разделения властей
роль судебной власти значительно возрастает
в защите прав и законных интересов субъектов
экономической деятельности. Одной из
форм судебного контроля является судебный
порядок рассмотрения заявлений об оспаривании
постановлений административных органов
о привлечении к административной ответственности
лиц, осуществляющих предпринимательскую
и иную экономическую деятельность.
Причины формирования административного
судопроизводства принципиально отличаются
от приведенной выше ситуации. Организационное
разделение государственной власти, предусмотренное
Конституцией Российской Федерации 1993
г., объективно усилило тенденцию возрастания
и усложнения как материального, так и
процессуального законодательства, включая
правовые нормы, принимаемые законодательными
органами субъектов Российской Федерации.
Еще активней происходило нарастание
объема иных нормативных правовых актов.
Вместе с тем бурное нормотворчество не
могло снижать уровень конституционных
гарантий прав и свобод человека и гражданина,
исходя из требований, в частности, статья
18 Конституции Российской Федерации.9
Соотношение нормативного и
индивидуального правового регулирования
в немалой степени зависит от принципа
разделения властей. Обычно выделяют законодательную,
исполнительную и судебную власти. Законодательная
власть принадлежит парламенту, исполнительная
– правительству, судебная – суду. Впервые
принцип разделения властей в нашей стране
получил конституционное оформление в
1993 году. Конституция Российской Федерации
в статье 10: закрепила: «Государственная
власть в Российской Федерации осуществляется
на основе разделения на законодательную,
исполнительную и судебную. Органы законодательной,
исполнительной и судебной власти самостоятельны».
Законодательная деятельность составляет
основу правотворчества. В создании и
изменении общеобязательных правовых
велений и заключается смысл этой деятельности.
Здесь уместно отметить, что нормативность
является одним из признаков закона. Органы
исполнительной власти занимаются подзаконным
нормативным и индивидуальным правовым
регулированием, а суды – применением
норм права. Свой вклад в дело разделения
власти в России должен внести федерализм.
Эта форма государственного устройства
позволяет дополнять горизонтальное разделение
власти ее разделением по вертикали, является
важным фактором отечественной «системы
сдержек и противовесов». На основе разделения
власти по вертикали можно выделить следующие
уровни правового регулирования: федеральный,
региональный и местный. На федеральном
уровне правовое регулирование осуществляется
Федеральным Собранием РФ, Президентом
РФ, Правительством РФ, министерствами,
федеральными службами, федеральными
судами, иными властными федеральными
институтами. На региональном уровне правовым
регулированием занимаются соответствующие
органы законодательной, исполнительной
и судебной власти. На местном уровне этим
делом занимаются прежде всего органы
местного самоуправления, которые не входят
в систему органов государственной власти.
Разделение властей играет важную роль
в деле оптимизации нормативного и индивидуального
правового регулирования.