Конституция 1993 года

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2014 в 11:35, контрольная работа

Описание работы

В 2013 году российское юридическое сообщество отметило двадцатилетие Основного Закона. Конституция Российской Федерации 1993 г. обозначила вектор дальнейшего развития нашего государства и общества. Можно утверждать, что с ее принятием началась новая эпоха в государственном строительстве России. Именно конституционные положения, характеризующие Российскую Федерацию как правовое, демократическое, федеративное государство с республиканской формой правления, стали ориентирами, предопределившими направления конституционной эволюции государства вообще и пути реорганизации публичной власти в частности.

Содержание работы

Введение 2
1. Сущность принципа разделения властей и его реализация в конституции Российской Федерации 1993 года 4
2. Причины принципа разделения властей и его реализация в конституции Российской Федерации 1993 года 10
Заключение 14
Список используемой литературы 16

Файлы: 1 файл

Конституция 1993.docx

— 42.96 Кб (Скачать файл)

Важное значение для характеристики взаимодействия правового регулирования и реализации права имеет трактовка правоприменительной деятельности. Иногда ее рассматривают в качестве предпосылки, юридического факта по отношению к использованию, исполнению и соблюдению правовых установлений, формы организации определенного поведения, а не формы реализации права.10

Профессор М. В. Баглай, конкретизируя содержание принципа разделения властей и раскрывая основные сферы деятельности каждой из ветвей власти, отмечает, что при действии системы разделения властей:

- законы должны обладать  высшей юридической силой и  приниматься только законодательным (представительным) органом;

- исполнительная власть  должна заниматься в основном  исполнением законов и только  ограниченным нормотворчеством, быть  подотчетной главе государства  и лишь в некотором отношении  парламенту;

- между законодательным  и исполнительными органами должен  быть обеспечен баланс полномочий, исключающий перенесение центра  властных решений, а тем более  полноты власти на одного из  них;

- судебные органы независимы  и в пределах своей компетенции  действуют самостоятельно;

- ни одна из трех  властей не должна вмешиваться  в прерогативы другой власти, а тем более сливаться с  другой властью;

- споры о компетенции  должны решаться только конституционным  путем и через правовую процедуру, т.е. Конституционным Судом;

- конституционная система  должна предусматривать правовые  способы сдерживания каждой власти  двумя другими, т.е. содержать взаимные противовесы для всех властей.11

 

 

Необходимость действия принципа разделения властей в системе организации государственной власти обусловлена недопустимостью узурпации и соединения всей полноты государственной власти в руках одной из ветвей власти.

Функции государственной власти – законотворчество, управление и правосудие – осуществляются различными органами, каждый из которых может выполнять, и в практике российского конституционализма и конституционной практике иных государств действительно выполняет отдельные полномочия, с точки зрения классических представлений о разделении властей, входящие в компетенцию других органов.12

Особую роль в системе органов государственной власти призвана играть судебная власть, имеющая, как и другие ветви власти, свою систему. Построенная с учетом федеративного устройства России единая судебная система основана на трех направлениях юрисдикции – конституционной юрисдикции, общей юрисдикции и арбитражной юрисдикции. Суды, входящие в судебную систему, выполняют ключевую задачу – правоприменение и, соответственно, не располагают силовыми, административными или финансовыми полномочиями. Судебная власть в России призвана разрешать только правовые конфликты посредством отправления правосудия, основываясь на законодательно установленных правилах судопроизводства.13 Статья 118 Конституции РФ закрепляет положение, в соответствии с которым судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводств.14Это означает, что деятельность судебной власти урегулирована процессуальными нормами, принимаемыми законодателем. Решения суда обязательны для исполнения всеми субъектами, в отношении которых они принимаются, соответственно, органы исполнительной власти обеспечивают контроль за их реализацией.15

 

 

Заключение

Двадцатилетие нашей Конституции послужило поводом для того, чтобы сделать определенные выводы и подвести некоторые итоги той работы, которая была проведена для достижения установленных в ней ориентиров. Полагаем, что основные политико-правовые и социально-экономические преобразования, проводившиеся после принятия Конституции, должны были способствовать реформированию и совершенствованию правового регулирования основных сфер жизнедеятельности общества и государства. К таковым следует отнести:

- реорганизацию публичной  власти, в частности отделение  органов государственной власти  от органов местного самоуправления  при признании самостоятельности  последних;

- преобразование функциональной  деятельности органов государственной  власти, основанной прежде всего  на принципе разделения властей;

- пересмотр отношений  между Федерацией и ее субъектами;

- совершенствование институтов  прямой и представительной демократии;

- реформирование государственного  правления.

Таким образом, развитие этих основных областей политико-правовой жизни общества, основанных на установленных Конституцией принципах и нормах, позволит говорить об уровне правовой модернизации, ее эффективности и развитии Российского государства как такового.

В соответствии с частью 1 статьи 1 Конституции юридическое оформление Российской Федерации как правового, федеративного, демократического государства с республиканской формой правления находит свое отражение в положениях первой главы Конституции, которые, в свою очередь, развиваются в остальных ее главах.

Бесспорно, после принятия Конституция необходимо определенное время для воплощения содержащихся в ней принципов, претворения идей в жизнь, а следовательно, возникает потребность в формировании качественно нового законодательства, исходящего из конституционных норм и развивающего их положения. Только правоприменительная апробация норм Конституции позволяет со всей достоверностью говорить о произошедших изменениях в политико-правовой жизни общества. Следовательно, 20 лет действия Конституции Российской Федерации представляют собой, по нашему мнению, достаточный период, за который можно подводить определенные итоги и делать соответствующие выводы относительно «обкатки» конституционных положений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

  1. Алешкова, И. А. Судебная власть в системе разделения властей в российской Федерации : современное понимание / И. А. Алешкова, Т. В. Власова // Российский судья. – 2012. – № 8. – С. 5-8.
  2. Баглай, М. В. Конституционное право Российской Федерации / М. В. Баглай. – М. : Норма, 2005. – С. 138.
  3. Барсенков, А. С. Введение в современную российскую историю 1985-1991 гг. : Курс лекций / А. С. Барсенков. – М. : Аспект Пресс, 2002. – 367 с.
  4. Бархатова, Е. Ю. Комментарий к Конституции Российской Федерации / Е. Ю. Бархатова. – М. : Проспект, 2010. – С. 10, 34.
  5. Денисов, С. А. Защита Конституционной демократии и республики / С. А. Денисов // Конституционное и муниципальное право. – 2009. – № 12. – С. 2-8.
  6. Денисов, С. А. Исследование перехода от государственного доконституционного права к конституционному праву / С. А. Денисов // Конституционное и муниципальное право. – 2011. – № 11. – С. 2-8.
  7. Комментарий к Конституции Российской Федерации / Под ред. В. Д. Зорькина, Л. В. Лазарева. – М. : Эксмо, 2009. – С. 121.
  8. Конституция Российской Федерации. Принята 12 декабря 1993 г. // Рос. газ. – 1993. – 25 дек.
  9. Рабинович, П. М. Общетеоретические вопросы реализации советского права / П. М. Рабинович // Вестник Львов. ун-та. – 1983. – Вып. 22. – С. 8-10.
  10. Решетов, Ю. С. Нормативное и индивидуальное правовое регулирование / Ю. С. Решетов // Вестник Пермского ун-та. Юридические науки. –2013. – № 2. – С. 17-22.
  11. Серков, П. П. К вопросу о современном понимании административного судопроизводства / П. П. Серков // Административное право и процесс. – 2013. – № 9. – С. 9-21.
  12. Фоков, А. П. Судебная власть в системе разделения властей. Научно-правовые, философские и исторические аспекты / А. П. Фоков // Государство и право. – 2000. – № 10. – С. 51-56.
  13. Хропанюк, В. Н. Теория государства и права / В. Н. Хропанюк. –  М. : ДТД,  1996. – С. 84-85.
  14. Чернецкая, О. Н. Эволюция института государственного контроля в Российском государстве в парадигме  развития общественного самосознания / О. Н. Чернецкая // История государства и права. – 2012. – № 24. – С. 28-31.
  15. Чиркин, В. Е. Общечеловеческие ценности и современное государство / В. Е. Чиркин  // Государство и право. – 2002.– №  2. – С. 5-13.

 

1 Хропанюк, В. Н. Теория государства и права / В. Н. Хропанюк. –  М. : ДТД,  1996. – С. 84-85.

2 Фоков, А. П. Судебная власть в системе разделения властей. Научно-правовые, философские и исторические аспекты / А. П. Фоков // Государство и право. – 2000. – № 10. – С. 51-56.

3 Барсенков, А. С. Введение в современную российскую историю 1985-1991 гг. : Курс лекций / А. С. Барсенков. – М. : Аспект Пресс, 2002. – 367 с.

4 Бархатова, Е. Ю. Комментарий к Конституции Российской Федерации / Е. Ю. Бархатова. – М. : Проспект, 2010. – С. 10, 34.

5 Чернецкая, О. Н. Эволюция института государственного контроля в Российском государстве в парадигме  развития общественного самосознания / О. Н. Чернецкая // История государства и права. – 2012. – № 24. – С. 28-31.

6 Чиркин, В. Е. Общечеловеческие ценности и современное государство / В. Е. Чиркин  // Государство и право. – 2002.– №  2. – С. 5-13.

7 Денисов, С. А. Исследование перехода от государственного доконституционного права к конституционному праву / С. А. Денисов // Конституционное и муниципальное право. – 2011. – № 11. – С. 2-8.

8 Денисов, С. А. Защита Конституционной демократии и республики / С. А. Денисов // Конституционное и муниципальное право. – 2009. – № 12. – С. 2-8.

9 Серков, П. П. К вопросу о современном понимании административного судопроизводства / П. П. Серков // Административное право и процесс. – 2013. – № 9. – С. 9-21.

10 Рабинович, П. М. Общетеоретические вопросы реализации советского права / П. М. Рабинович // Вестник Львов. ун-та. – 1983. – Вып. 22. – С. 8-10.

11 Баглай, М. В. Конституционное право Российской Федерации / М. В. Баглай. – М. : Норма, 2005. – С. 138.

12 Комментарий к Конституции Российской Федерации / Под ред. В. Д. Зорькина, Л. В. Лазарева. – М. : Эксмо, 2009. – С. 121.

13 Решетов, Ю. С. Нормативное и индивидуальное правовое регулирование / Ю. С. Решетов // Вестник Пермского ун-та. Юридические науки. –2013. – № 2. – С. 17-22.

14 Конституция Российской Федерации. Принята 12 декабря 1993 г. // Рос. газ. – 1993. – 25 дек.

15 Алешкова, И. А. Судебная власть в системе разделения властей в российской Федерации : современное понимание / И. А. Алешкова, Т. В. Власова // Российский судья. – 2012. – № 8. – С. 5-8.

 

 


Информация о работе Конституция 1993 года