Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2014 в 11:35, контрольная работа
Описание работы
В 2013 году российское юридическое сообщество отметило двадцатилетие Основного Закона. Конституция Российской Федерации 1993 г. обозначила вектор дальнейшего развития нашего государства и общества. Можно утверждать, что с ее принятием началась новая эпоха в государственном строительстве России. Именно конституционные положения, характеризующие Российскую Федерацию как правовое, демократическое, федеративное государство с республиканской формой правления, стали ориентирами, предопределившими направления конституционной эволюции государства вообще и пути реорганизации публичной власти в частности.
Содержание работы
Введение 2 1. Сущность принципа разделения властей и его реализация в конституции Российской Федерации 1993 года 4 2. Причины принципа разделения властей и его реализация в конституции Российской Федерации 1993 года 10 Заключение 14 Список используемой литературы 16
Важное значение для характеристики
взаимодействия правового регулирования
и реализации права имеет трактовка правоприменительной
деятельности. Иногда ее рассматривают
в качестве предпосылки, юридического
факта по отношению к использованию, исполнению
и соблюдению правовых установлений, формы
организации определенного поведения,
а не формы реализации права.10
Профессор М. В. Баглай, конкретизируя
содержание принципа разделения властей
и раскрывая основные сферы деятельности
каждой из ветвей власти, отмечает, что
при действии системы разделения властей:
- законы должны обладать
высшей юридической силой и
приниматься только законодательным
(представительным) органом;
- исполнительная власть
должна заниматься в основном
исполнением законов и только
ограниченным нормотворчеством, быть
подотчетной главе государства
и лишь в некотором отношении
парламенту;
- между законодательным
и исполнительными органами должен
быть обеспечен баланс полномочий,
исключающий перенесение центра
властных решений, а тем более
полноты власти на одного из
них;
- судебные органы независимы
и в пределах своей компетенции
действуют самостоятельно;
- ни одна из трех
властей не должна вмешиваться
в прерогативы другой власти,
а тем более сливаться с
другой властью;
- споры о компетенции
должны решаться только конституционным
путем и через правовую процедуру,
т.е. Конституционным Судом;
- конституционная система
должна предусматривать правовые
способы сдерживания каждой власти
двумя другими, т.е. содержать взаимные
противовесы для всех властей.11
Необходимость действия принципа
разделения властей в системе организации
государственной власти обусловлена недопустимостью
узурпации и соединения всей полноты государственной
власти в руках одной из ветвей власти.
Функции государственной
власти – законотворчество, управление
и правосудие – осуществляются различными
органами, каждый из которых может выполнять,
и в практике российского конституционализма
и конституционной практике иных государств
действительно выполняет отдельные полномочия,
с точки зрения классических представлений
о разделении властей, входящие в компетенцию
других органов.12
Особую роль в системе органов
государственной власти призвана играть
судебная власть, имеющая, как и другие
ветви власти, свою систему. Построенная
с учетом федеративного устройства России
единая судебная система основана на трех
направлениях юрисдикции – конституционной
юрисдикции, общей юрисдикции и арбитражной
юрисдикции. Суды, входящие в судебную
систему, выполняют ключевую задачу –
правоприменение и, соответственно, не
располагают силовыми, административными
или финансовыми полномочиями. Судебная
власть в России призвана разрешать только
правовые конфликты посредством отправления
правосудия, основываясь на законодательно
установленных правилах судопроизводства.13 Статья 118 Конституции РФ закрепляет
положение, в соответствии с которым судебная
власть осуществляется посредством конституционного,
гражданского, административного и уголовного
судопроизводств.14Это означает, что деятельность
судебной власти урегулирована процессуальными
нормами, принимаемыми законодателем.
Решения суда обязательны для исполнения
всеми субъектами, в отношении которых
они принимаются, соответственно, органы
исполнительной власти обеспечивают контроль
за их реализацией.15
Заключение
Двадцатилетие нашей Конституции
послужило поводом для того, чтобы сделать
определенные выводы и подвести некоторые
итоги той работы, которая была проведена
для достижения установленных в ней ориентиров.
Полагаем, что основные политико-правовые
и социально-экономические преобразования,
проводившиеся после принятия Конституции,
должны были способствовать реформированию
и совершенствованию правового регулирования
основных сфер жизнедеятельности общества
и государства. К таковым следует отнести:
- реорганизацию публичной
власти, в частности отделение
органов государственной власти
от органов местного самоуправления
при признании самостоятельности
последних;
- преобразование функциональной
деятельности органов государственной
власти, основанной прежде всего
на принципе разделения властей;
- пересмотр отношений
между Федерацией и ее субъектами;
- совершенствование институтов
прямой и представительной демократии;
- реформирование государственного
правления.
Таким образом, развитие этих
основных областей политико-правовой
жизни общества, основанных на установленных
Конституцией принципах и нормах, позволит
говорить об уровне правовой модернизации,
ее эффективности и развитии Российского
государства как такового.
В соответствии с частью 1 статьи
1 Конституции юридическое оформление
Российской Федерации как правового, федеративного,
демократического государства с республиканской
формой правления находит свое отражение
в положениях первой главы Конституции,
которые, в свою очередь, развиваются в
остальных ее главах.
Бесспорно, после принятия Конституция
необходимо определенное время для воплощения
содержащихся в ней принципов, претворения
идей в жизнь, а следовательно, возникает
потребность в формировании качественно
нового законодательства, исходящего
из конституционных норм и развивающего
их положения. Только правоприменительная
апробация норм Конституции позволяет
со всей достоверностью говорить о произошедших
изменениях в политико-правовой жизни
общества. Следовательно, 20 лет действия
Конституции Российской Федерации представляют
собой, по нашему мнению, достаточный период,
за который можно подводить определенные
итоги и делать соответствующие выводы
относительно «обкатки» конституционных
положений.
Список используемой литературы
Алешкова, И. А. Судебная власть
в системе разделения властей в российской
Федерации : современное понимание / И.
А. Алешкова, Т. В. Власова // Российский
судья. – 2012. – № 8. – С. 5-8.
Баглай, М. В. Конституционное право Российской Федерации / М. В. Баглай. – М. : Норма, 2005. – С. 138.
Барсенков, А. С. Введение в современную российскую историю 1985-1991 гг. : Курс лекций / А. С. Барсенков. – М. : Аспект Пресс, 2002. – 367 с.
Бархатова, Е. Ю. Комментарий к Конституции Российской Федерации / Е. Ю. Бархатова. – М. : Проспект, 2010. – С. 10, 34.
Денисов, С. А. Защита Конституционной демократии и республики / С. А. Денисов // Конституционное и муниципальное право. – 2009. – № 12. – С. 2-8.
Денисов, С. А. Исследование
перехода от государственного доконституционного права к конституционному праву / С. А. Денисов // Конституционное и муниципальное право. – 2011. – № 11. – С. 2-8.
Комментарий к Конституции
Российской Федерации / Под ред. В. Д. Зорькина, Л. В. Лазарева. – М. : Эксмо, 2009. – С. 121.
Конституция Российской Федерации.
Принята 12 декабря 1993 г. // Рос. газ. – 1993.
– 25 дек.
Рабинович, П. М. Общетеоретические
вопросы реализации советского права
/ П. М. Рабинович // Вестник Львов. ун-та.
– 1983. – Вып. 22. – С. 8-10.
Решетов, Ю. С. Нормативное и
индивидуальное правовое регулирование
/ Ю. С. Решетов // Вестник Пермского ун-та.
Юридические науки. –2013. – № 2. – С. 17-22.
Серков, П. П. К вопросу о современном
понимании административного судопроизводства
/ П. П. Серков // Административное право
и процесс. – 2013. – № 9. – С. 9-21.
Фоков, А. П. Судебная власть
в системе разделения властей. Научно-правовые,
философские и исторические аспекты /
А. П. Фоков // Государство и право. – 2000.
– № 10. – С. 51-56.
Хропанюк, В. Н. Теория государства и права / В. Н. Хропанюк. – М. : ДТД, 1996. – С. 84-85.
Чернецкая, О. Н. Эволюция института государственного контроля в Российском государстве в парадигме развития общественного самосознания / О. Н. Чернецкая // История государства и права. – 2012. – № 24. – С. 28-31.
Чиркин, В. Е. Общечеловеческие
ценности и современное государство /
В. Е. Чиркин // Государство и право.
– 2002.– № 2. – С. 5-13.
1 Хропанюк, В. Н. Теория государства
и права / В. Н. Хропанюк. – М. : ДТД,
1996. – С. 84-85.
2 Фоков, А. П. Судебная власть
в системе разделения властей. Научно-правовые,
философские и исторические аспекты /
А. П. Фоков // Государство и право. – 2000.
– № 10. – С. 51-56.
3 Барсенков, А. С. Введение в
современную российскую историю 1985-1991
гг. : Курс лекций / А. С. Барсенков. – М.
: Аспект Пресс, 2002. – 367 с.
4 Бархатова, Е. Ю. Комментарий
к Конституции Российской Федерации /
Е. Ю. Бархатова. – М. : Проспект, 2010. – С.
10, 34.
5 Чернецкая, О. Н. Эволюция института
государственного контроля в Российском
государстве в парадигме развития
общественного самосознания / О. Н. Чернецкая
// История государства и права. – 2012. –
№ 24. – С. 28-31.
6 Чиркин, В. Е. Общечеловеческие
ценности и современное государство /
В. Е. Чиркин // Государство и право.
– 2002.– № 2. – С. 5-13.
7 Денисов, С. А. Исследование
перехода от государственного доконституционного
права к конституционному праву / С. А.
Денисов // Конституционное и муниципальное
право. – 2011. – № 11. – С. 2-8.
8 Денисов, С. А. Защита Конституционной демократии
и республики / С. А. Денисов // Конституционное
и муниципальное право. – 2009. – № 12. –
С. 2-8.
9 Серков, П. П. К вопросу о современном
понимании административного судопроизводства
/ П. П. Серков // Административное право
и процесс. – 2013. – № 9. – С. 9-21.
10 Рабинович, П. М. Общетеоретические вопросы
реализации советского права / П. М. Рабинович
// Вестник Львов. ун-та. – 1983. – Вып. 22. –
С. 8-10.
11 Баглай, М. В. Конституционное
право Российской Федерации / М. В. Баглай.
– М. : Норма, 2005. – С. 138.
12 Комментарий к Конституции
Российской Федерации / Под ред. В. Д. Зорькина,
Л. В. Лазарева. – М. : Эксмо, 2009. – С. 121.
13 Решетов, Ю. С. Нормативное и
индивидуальное правовое регулирование
/ Ю. С. Решетов // Вестник Пермского ун-та.
Юридические науки. –2013. – № 2. – С. 17-22.
14 Конституция Российской Федерации.
Принята 12 декабря 1993 г. // Рос. газ. – 1993.
– 25 дек.
15 Алешкова, И. А. Судебная власть
в системе разделения властей в российской
Федерации : современное понимание / И.
А. Алешкова, Т. В. Власова // Российский
судья. – 2012. – № 8. – С. 5-8.