Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 21:25, реферат
Во французской Конституции 1791 года впервые в точных определениях закона были выставлены те положения относительно организации и деятельности государства, которые до того образованные люди Европы черпали только из философских сочинений известных философов, политиков и мыслителей. Данная Конституция оказала громадное влияние и послужила образцом для целого ряда конституций. Долгое время она считалась образцовой конституцией, и в ней видели идеал. Во всех государствах, в которых непосредственно после того был начат процесс разработки конституции, основные черты государственного устройства были заимствованы из этого документа.
1)Введение.
2) Предпосылки принятия Конституции 1791 года.
3) Конституция 1791 года.
4) Государственный строй Франции согласно Конституции 1791 года.
5) Заключение.
6)Список используемой литературы.
Правительство РФ
Нижегородский филиал
Национальный
Высшая Школа Экономики
Реферат по истории государства и права зарубежных стран на тему: «Конституция Франции 1791 года».
Выполнила : Жеглова Дарья,
Группа 11Ю2.
Проверил:
Доцент, кандидат исторических наук
Сочнев Ю.В.
Нижний Новгород
2012
План:
1)Введение.
2) Предпосылки принятия Конституции 1791 года.
3) Конституция 1791 года.
4) Государственный строй Франции согласно Конституции 1791 года.
5) Заключение.
6)Список используемой литературы.
Введение.
Конституция ( от лат. сonstitutio « установление, учреждение») - это основной закон государства , который определяет его общественное и государственное устройство, избирательную систему, принципы организации и деятельности государственных органов и основные права и обязанности граждан. Конституция Франции 1791 года – это не только первая французская Конституция, но и одна из первых конституций Европы. И данная работа будет посвящена изучению и анализу данного документа.
Во французской Конституции 1791 года впервые в точных определениях закона были выставлены те положения относительно организации и деятельности государства, которые до того образованные люди Европы черпали только из философских сочинений известных философов, политиков и мыслителей. Данная Конституция оказала громадное влияние и послужила образцом для целого ряда конституций. Долгое время она считалась образцовой конституцией, и в ней видели идеал. Во всех государствах, в которых непосредственно после того был начат процесс разработки конституции, основные черты государственного устройства были заимствованы из этого документа. Таковыми , например, были конституции республик Батавской и Гельветической; такова же и монархическая конституция Испании, выработанная кортесами в 1812 году. Основная черта этих конституций, так же как и конституции Франции, заключалась в том, что они являлись результатом учредительных прав нации, и что в них был провозглашен принцип народного суверенитета.
Эта конституция не нуждалась в утверждении короля. Она входила в силу без всякого утверждения и сообщалась королю только к сведению, а не для утверждения. Король не мог внести в неё изменений. Таким образом, в этой конституции был выражен принцип: конституция государства - результат воли народа и только народ имеет право устанавливать свою конституцию. Этот принцип еще более был подчеркнут в следующей французской конституции, которая должна была установить республику во Франции. Однако, этому не суждено было свершиться: 10 августа 1792 г. была свергнута монархия, а вместе с тем сама собой пала и первая французская конституция, принятая 3 сентября 1791 года. Но несмотря на свое недолгое существование, данная конституция сыграла огромную роль в становлении французского государства, в развитии европейской государственности; также, велика роль Конституции 1791 года в развитии таких важнейших понятий ,как демократизм, народный суверенитет, разделение властей, приоритет прав и свобод человека и гражданина . Данная Конституция означала первые шаги перехода от монархии к ограниченной монархии, а затем и к республике.
Предпосылки принятия Конституции 1791 года.
В 1788 году во Франции разразился страшный экономический кризис, который явился основной и главенствующей причиной неурожая, голода и безработицы. В связи с этим начались народные волнения. Государство оказалось банкротом, оно было не способно расплатиться с огромными долгами. Падало влияние дворян, государство посягало на их исконные привилегии, поэтому в высших кругах французского общества росло недовольство. В целях сглаживания противоречий и преодоления экономического кризиса , 5 мая 1789 года Людовик XVI созвал Генеральные штаты, которые не созывались с 1614 года. Герцоги и графы получали предложения от короля и могли посылать вместо себя своих представителей. Остальные депутаты от дворян духовенства и горожан избирались по сословиям. Обсуждение и принятие решений осуществлялось раздельно по сословиям, а окончательное решение выносилось по большинству голосов от сословий. Полномочиями генеральных штатов являлось: представление наказов королю, составленных из наказов избирателей; установление налогов; предоставление королю субсидий; контроль за расходованием финансов. Король потребовал введения новых налогов, настаивая на голосовании по сословиям( т.е. от каждого сословия один голос). Однако, Генеральные Штаты отказались от этого предложения короля. Было определено принимать решения большинством голосов депутатов на совместных заседаниях сословий. Это большинство оказалось на стороне оппозиционных сил. Сначала Генеральные штаты провозгласили себя Национальным собранием, а затем Учредительным. К Парижу постепенно начали собираться войска и 14 июля 1789 года восставшие горожане Парижа и перешедшие на их сторону солдаты захватили Бастилию ( эту дату принято считать началом Великой Французской Буржуазной Революции). К власти пришли фельяны (крупная буржуазия) , которые выступали за конституционную монархию и отмену феодальных пережитков.
11 августа 1789 года Учредительное
собрание приняло декрет «Об
уничтожении феодальных прав
и привилегий». Согласно этому
декрету упразднялось
Затем, Национальным Собранием 26 августа 1789 года была принята «Декларация прав человека и гражданина». Это был программный документ революции, который выражал идеи таких просветителей, как Монтескье, Вальтера и других известных мыслителей. Эта декларация была важным шагом на пути к конституционализму во Франции. В этом документе были сформулированы важнейшие государственно-правовые требования революционно-настроенного сословия. Декларация провозглашала принципы демократии, народного суверенитета ,разделения властей, приоритет прав и свобод человека и гражданина. Данная декларация воодушевляла народ на борьбу с феодализмом. В этом документе основой были права и свободы человека, именно в неотчуждаемости этих прав авторы Декларации видели успешное развитие французского государства . Авторы (Лафайет, Мирабо, Мунье, Дюпор) рассматривали человека как существо, от природы наделенное естественными и неотчуждаемыми правами (“люди рождаются и остаются свободными и равными в правах” – ст. 1). Именно “забвение прав человека”, пренебрежение к ним являются, по мнению авторов Декларации, “причинами общественных бедствий и пороков правительств”. В число естественных прав, включались свобода, собственность, безопасность, сопротивление угнетению (ст. 2). Поставив на первое место в перечне естественных прав человека свободу и собственность, декларация воплотила известную мысль Вольтера: “Свобода и собственность — вот крик природы”. В концепции естественных прав, претендующих на универсальное выражение природы человека, реализовывались не только общедемократические устремления народных масс, но и специфические интересы буржуазии, закреплялись важнейшие отношения формирующегося капиталистического общества. Идея свободы была, несомненно, центральной и самой демократической идеей декларации. Она не сводилась лишь к политической свободе, а означала более широкое понимание свободы человека и гражданина как свободы предпринимательства, свободы передвижения, свободы религиозных убеждений и т. д. Незыблемость частной собственности была гарантирована: « Так как собственность есть право неприкосновенное и священное ,никто не может быть её лишён ,иначе как в случае установленной законом явной общественной необходимости и при условии справедливого и предварительного возмещения».1 (ст.17) Стремление защитить имущественные интересы граждан нашло свое отражение в статьях 13 и 14, в которых запрещались произвольные королевские поборы (в том числе на содержание вооруженных сил) и устанавливались общие принципы налоговой системы (равномерное распределение общих взносов, взимание их лишь с согласия самих граждан или их представителей и т. д.).
В декларации была осуществлена своеобразная “национализация” государственной власти, которая не рассматривалась уже как основанная на “собственном праве короля”, а трактовалась как выражение национального суверенитета (“источник суверенитета зиждется по существу в нации” — ст. 3). Любая власть в государстве, в том числе и королевская, могла проистекать только из этого источника. Она рассматривалась как производная от воли нации. Общество имело право требовать отчета от каждого должностного лица согласно его полномочиям : « Общество имеет право требовать у любого должностного лица отчёта о его деятельности».2 (ст. 15). Закон рассматривался как “выражение общей воли” (ст. 6), причем подчеркивалось, что все граждане имеют право участвовать лично или через своих представителей в его образовании. Здесь же провозглашалось, что всем гражданам “сообразно их способностям” в равной мере открыт доступ ко всем государственным должностям. По существу это означало отказ от феодального принципа закрытости государственного аппарата для представителей третьего сословия и обоснование одинаковой доступности государственных должностей “ввиду их равенства перед законом”. Декларация провозглашала ряд первостепенных для закрепления демократического строя политических прав и свобод граждан (“право высказываться, писать и печатать свободно” — ст. 2; “право выражать свои мнения, в том числе религиозные” — ст. 10).
Таким образом, можно сделать вывод о том, что «Декларация прав человека и гражданина» являлась первым конституционным актом и принятие в дальнейшем Конституции в 1791 году являлось логичным продолжение, развитием и закреплением идей Декларации.
Конституция 1791 года.
Конституция 1791 года явилась самым главным итогом первого этапа революции и деятельности Учредительного собрания .Окончательный текст данного документа был составлен на основе многочисленных законодательных актов, которые имели конституционный характер и были приняты в 1789— 1791 гг. Однако из-за противодействий со стороны короля Конституция была утверждена лишь 3 сентября 1791 года, а через несколько дней и сам король присягнул на верность Конституции. Несмотря на свой противоречивый характер, Конституция представляла собой новый шаг на пути закрепления сложившихся за два года революции политико-правовых порядков, идей и принципов. Конституция открывалась Декларацией прав человека и гражданина 1789 года, хотя Декларация не рассматривалась в качестве собственно конституционного текста. Такая практика, когда конституцию предваряет Декларация прав, стала обычной не только для французского, но и мирового конституционализма. Вместе с тем, конституционному тексту предшествовала преамбула (краткое вступление). В преамбуле был конкретизирован и получил развитие ряд антифеодальных положений, провозглашенных в Декларации 1789 г. Так, например, отменялись сословные различия и дворянские титулы, ликвидировались цехи и ремесленные корпорации, упразднялись система продажи и наследования государственных должностей и иные феодальные установления. В преамбуле также нашла свое новое отражение и идея равенства: «Ни для какой части нации, ни для одного индивида не существует более особых преимуществ или изъятий из права, общего для всех французов». Конституция ,по сравнению с Декларацией , расширяла перечень личных и политических прав и свобод, в частности предусматривала свободу передвижения, свободу собраний, но без оружия и с соблюдением полицейских предписаний, свободу обращения к государственным властям с индивидуальными петициями, свободу вероисповедания и право выбора служителей культа. Не допускалось лишь право на создание союзов лиц одной профессии, запрещенных еще законом Ле Шапелье ( Закон 1791 года запрещал объединения по профессиям и был направлен против феодальных корпораций). В Конституции предусматривались также некоторые социальные права, явившиеся отражением широко распространившихся во Франции в годы революции эгалитарных настроений. Так, например, декларировались введение общего и частично бесплатного народного образования, создание специального управления «общественного призрения для воспитания покинутых детей, для облегчения участи неимущих убогих и для приискания работы тем здоровым неимущим, которые окажутся безработными». В Конституции получила дальнейшее развитие и идея национального суверенитета, который “един, неделим, неотчуждаем и неотъемлем”. Подчеркивая, что нация является единственным источником всех властей, осуществляемых “лишь путем уполномочения”. Конституция на практике реализовывала передовую для той эпохи идею создания системы представительных органов власти. Компромиссный характер Конституции, который отражал тенденцию к политическому союзу новых буржуазных и старых феодальных сил, выразился, прежде всего, в закреплении монархической формы правления. Принцип разделения властей, который был провозглашен еще в Декларации 1789 года ,создавал возможность разграничить участие в осуществлении государственной власти двух политически господствующих групп, которые выражали интересы двух сторон: с одной стороны, большинства французского общества, и, с другой стороны, дворянства, но с фактически сложившимся в ходе революции преобладанием большинства французского общества. Выборная законодательная и судебная власть находилась в руках представителей победившего третьего сословия ( 1ое сословие-дворянство,2ое- духовенство,3е- всё остальное население, не вошедшее в первые два сословия), тогда как власть исполнительная, которая по Конституции принадлежала королю, рассматривалась дворянскими кругами в качестве своей прерогативы. Тем самым был окончательно сломлен абсолютизм и создана конституционная монархия.
Конституция подчеркивала,
что король царствует “лишь
в силу закона”, и в связи
с этим предусмотрела
В Конституции содержались положения, которые гарантировали созыв депутатов и начало работы собрания. Члены Законодательного собрания должны были руководствоваться клятвой : «жить свободными или умереть». Они не могли подвергаться преследованиям за выраженные словесно или письменно мысли или действия, совершенные при выполнении ими обязанностей представителей. В Конституции содержался перечень полномочий и обязанностей Законодательного собрания, причем особо было выделено его право на установление государственных налогов и обязанность министров отчитываться по поводу расходования государственных средств. Это делало министров зависимыми от законодательной власти. Собрание могло возбуждать дела о привлечении министров к суду за совершение ими преступлений «против общественной безопасности и конституции». Только Законодательное собрание обладало правом законодательной инициативы, принятия законов, объявления войны.