Конституция Франции 1791 года

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 21:25, реферат

Описание работы

Во французской Конституции 1791 года впервые в точных определениях закона были выставлены те положения относительно организации и деятельности государства, которые до того образованные люди Европы черпали только из философских сочинений известных философов, политиков и мыслителей. Данная Конституция оказала громадное влияние и послужила образцом для целого ряда конституций. Долгое время она считалась образцовой конституцией, и в ней видели идеал. Во всех государствах, в которых непосредственно после того был начат процесс разработки конституции, основные черты государственного устройства были заимствованы из этого документа.

Содержание работы

1)Введение.
2) Предпосылки принятия Конституции 1791 года.
3) Конституция 1791 года.
4) Государственный строй Франции согласно Конституции 1791 года.
5) Заключение.
6)Список используемой литературы.

Файлы: 1 файл

Реферат по ИГПЗС..doc

— 100.50 Кб (Скачать файл)

Конституция сформулировала основные принципы организации судебной власти, которая “не может осуществляться ни законодательным корпусом, ни королем”. Было установлено, что правосудие отправляется беспошлинно судьями, избираемыми на определенный срок народом и утверждаемыми в должности королем. Судьи могли быть смещены или отстранены от должности только в случаях совершения преступления и в строго установленном порядке. Суды не должны были вмешиваться в осуществление законодательной власти, приостанавливать действие законов, вторгаться в круг деятельности органов управления. Конституция предусмотрела введение во Франции института присяжных заседателей. Участие присяжных предусматривалось как на стадии обвинения и предания суду, так и на стадии рассмотрения фактического состава деяния и вынесения по этому поводу своего суждения. Обвиняемому гарантировалось право на защитника. Лицо, оправданное законным составом присяжных, не могло быть «вновь привлечено к ответственности или подвергнуто обвинению по поводу того же деяния».

«Законом от 15 января 1790 г. Учредительное собрание установило новое административное устройство королевства. Вся страна делилась на 83 департамента, более или менее равномерных по величине, разделявшихся в свою очередь на дистрикты (округа), кантоны и коммуны.»4 Конституция окончательно закрепила сложившееся в ходе революции новое административное деление Франции. « Новое административное устройство, окончательно уничтожившее остатки феодальной раздробленности, обеспечивало национальное единство государства и его административное единообразие. Тем самым создавались благоприятные условия для развития торговли и промышленности»5.

Местная администрация  формировалась на выборной основе. Но королевская власть сохраняла  важное право контроля за деятельностью  местных органов, а именно : право отменять распоряжения департаментской администрации и даже отстранять ее чиновников от должности. В ряде вопросов организации государственной власти Конституция следовала консервативной линии, которая проявилась уже в первые месяцы работы Учредительного собрания.

«Конституция отменила привилегии, основанные на рождении, но она пощадила и упрочила привилегии, основанные на богатстве. Несмотря на статью Декларации прав , которая провозглашала : « Закон есть выражение общей воли. Все граждане имеют право лично участвовать лично или через своих представителей в его составлении», она разделила французов  на 2 разряда в отношении избирательного права- на граждан пассивных и граждан активных. Первые были лишены избирательного права, потому что они были лишены собственности. Они просто «рабочие машины»,как выразился Сиэйс»6 . «Активные граждане, напротив ,являлись по словам Сиэйса , «настоящими акционерами великого французского предприятия».Они уплачивали минимум прямой налог в размере стоимости в данной местности трёх рабочих дней. Они одни должны были участвовать в общественной жизни». 7 Конституция ввела для активных граждан еще два условия: 1) быть включенными в список национальной гвардии муниципалитета и 2) принести гражданскую присягу. Первичные собрания активных граждан избирали выборщиков для участия в департаментских собраниях, где и проходили выборы представителей в Законодательное собрание. Таким образом, выборы приобретали двухступенчатый характер. Для выборщиков предусматривался еще более высокий ценз — доход или аренда имущества (жилья), равные стоимости 100—400 рабочих дней (в зависимости от местности и численности населения). Право быть избранным в качестве депутаты (пассивное избирательное право) предоставлялось лицам с еще более высоким имущественным доходом. Привилегия богатства отражалась и в распределении депутатских мест. Одна треть Законодательного собрания избиралась в соответствии с размером территории, вторая — пропорционально численности активных граждан, третья — в соответствии с суммой уплачиваемых налогов, т.е. в зависимости от размеров собственности и доходов. Непоследовательный характер конституции проявился в том, что она, построенная на идее равенства, не распространялась на французские колонии, где продолжало сохраняться рабство. В Конституции 1791 года указывалось, что «нация обладает неотъемлемым правом изменять свою Конституцию». Но при этом устанавливался сложный порядок внесения в нее поправок и дополнений. Это делало Конституцию достаточно жёсткой, не способной приспосабливаться к быстро меняющейся революционной обстановке. Таким образом, скорая гибель конституции и основанного на ней конституционного строя была фактически предопределена.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Государственный строй по Конституции 1791 года.

          По Конституции 1791 года высшим органом законодательной власти являлось однопалатное Национальное собрание. Оно избиралось на 2 года и не могло быть распущено королем. Депутаты наделялись правом неприкосновенности и объявлялись представителями всей нации; для преследования их за преступления требовалось согласие Национального собрания. Законопроект, принятый собранием, подлежал утверждению королем, хотя королевское вето носило лишь отлагательный характер. В компетенцию Национального собрания входили следующие вопросы:

- ежегодное составление и утверждение бюджета, установление налогов, контроль за расходованием государственных средств;

- учреждение и упразднение государственных должностей;

- привлечение к уголовной ответственности перед Верховным судом министров и других высших должностных лиц, возбуждение уголовного преследования лиц, подозреваемых в заговоре против безопасности государства;

- издание ежегодных постановлений о численности и составе вооруженных сил, определение их денежного содержания, объявление войны;

- ратификация договоров с иностранными государствами.

Король должен был  осуществлять исполнительную власть с помощью назначаемых им министров и осуществлять следующие полномочия:

- руководить внутренним управлением и внешними отношениями;

- утверждать назначение высших чиновников;

- возглавлять вооруженные силы, назначая часть командного состава.

Он имел право действовать лишь в рамках законов, принятых Национальным собранием; его распоряжения приобретали  законную силу лишь после подписания их соответствующим министром. Местное  управление возлагалось на выборные органы, деятельность которых контролировали руководившие ими министры. Если решения местных властей противоречили законам и постановлениям правительства, король мог отменить их, а в случае неповиновения – отстранить чиновников от должности, поставив об этом в известность Национальное собрание.

Судебная система предусматривала создание:

- Верховного суда, призванного разбирать правонарушения министров, а также преступления, угрожающие безопасности государства;

- суда присяжных для рассмотрения уголовных дел;

- кассационного суда, который, не рассматривая дела по существу, мог отменить приговор нижестоящего суда, вынесенный с нарушением порядка судопроизводства или содержащий явное нарушение закона.

Он должен был принимать  решения по жалобам на приговоры, вынесенные судами в последней инстанции, и некоторым другим заявлениям. Судьи выбирались на определенный срок и могли быть смещены только в случаях совершения преступления и в строго установленном порядке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 Созданная в соответствии с Конституцией 1791 г. новая система государственных органов Франции отражала временное равновесие противостоящих политических сил.  Она не удовлетворяла обе стороны: буржуазию , Людовика XVI и дворянство, которые не могли смириться с происшедшими переменами и не оставляли планов реставрации старых порядков. Состав Законодательного собрания, с первого взгляда, оказался благоприятным для короля: в нем преобладали так называемые фейяны — представители крупной торговой и промышленной буржуазии, либеральные дворяне и другие консервативные силы, стремившиеся не допустить дальнейшего развития революции. Фейянам противостояли жирондисты (лидеры — Бриссо, Верньо, Кондорсе), выражавшие интересы более радикальных торгово-промышленных кругов, а также якобинцы (лидеры — Дантон, Робеспьер и др.), представлявшие собой леворадикальную и наиболее революционно настроенную политическую группировку. Жирондисты и якобинцы, которые были в меньшинстве в Законодательном собрании, пользовались огромным авторитетом в органах самоуправления Парижа — в секциях и в генеральном совете Парижской коммуны, а также в Якобинском клубе, ставшем политическим центром революционного Парижа. В этой ситуации возникло и стало быстро нарастать открытое противостояние законодательной и королевской власти. Сгруппировавшиеся вокруг короля силы феодальной реакции, заручившись поддержкой монархической Европы, готовили заговор против Конституции. Однако окончательный приговор королевской власти, а соответственно и Конституции 1791 г. был вынесен народными массами Франции. Слухи о заговоре короля были умело использованы вождями якобинцев, выступавшими за дальнейшее развитие революции и оказавшими большое воздействие на низы Парижа. По призыву Коммуны и Якобинского клуба возбужденное разговорами о заговоре население Парижа 10 августа 1792 г. поднялось на восстание, которое привело к свержению королевской власти. Революция вступила в свой второй этап (10 августа 1792 г. – 2 июня 1793 г.), охарактеризовавшийся дальнейшим повышением политической активности масс и переходом власти в руки жирондистов.

Рассмотрев и изучив первую французскую Конституцию, принятую  сентября 1791 года, можно сделать  вывод о том, что она имела  чрезвычайно важное значение не только для Франции XVIII- XIX веков. Эта Конституция оказала влияние на развитие конституционализма во всей Европе, в том числе и России. Так как именно в этом документе были заложены основы современного демократического общества ,такие как демократия, народный суверенитет, разделение властей, приоритет прав и свобод человека, свобода совести, слова, неприкосновенность личности и многие другие демократические начала. И если сравнить  французскую Конституцию 1791 года и ,к примеру, действующую Конституцию Российской Федерации то можно обнаружить очень много сходств. Именно, первая французская Конституция стала идеалом и прообразом всех европейских Конституций, принимаемых разными государствами в различные исторические эпохи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы.

      1. История государства и права зарубежных стран .Часть 2. Под ред. О.А. Жидкова и Н.А.Крашенинниковой.М.,2000.
      2. Омельченко О.А. Всеобщая история государства и права.Т.2. М.,1998.
      3. Французская республика: Конституция и законодательные акты под ред. В.А.Туманова .М.,1989.
      4. Карлейль Т.Французская революция.М.,1991.
      5. Манфред А.З.Великая французская буржуазная революция 18 века.М., 1983.
      6. Матьез А.Французская революция.Ростов-на-Дону.1995.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Французская республика: Конституция и законодательные акты под ред. В.А.Туманова .М.,1989. стр. 29.

2 Французская республика: Конституция и законодательные акты под ред. В.А.Туманова .М.,1989. стр.29.

3 Матьез А.Французская революция.Ростов-на-Дону.1995. стр.113.

4 Карлейль Т.Французская революция.М.,1991.стр.163.

5 Карлейль Т.Французская революция.М.,1991.стр.166.

6 Матьез А.Французская революция.Ростов-на-Дону.1995.стр.115.

 

7  Матьез А.Французская революция.Ростов-на-Дону.1995.стр.115.


Информация о работе Конституция Франции 1791 года